Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Персоналии
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Журналы, газеты, блоги
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Владимир Ясиевич
Архитектура Украины на рубеже XIX-XX веков

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из главных задач при создании книги было обобщение многолетних исследований автора,определение сущности украинской архитектуры конца XIX - начала XX ив., ее основных особенностей и тенденций развития.

Одна из особенностей заключается в том, что она является как бы фундаментом архитектуры XX в.: многие ее функциональные и стилистические проблемы продолжают оставаться актуальными и сегодня, в связи с чем правильная оценка архитектурного наследия XIX-XX вв. важна для развития современных процессов архитектуры. С другой стороны, это наследие продолжает функционировать по своему прямому назначению и является составной частью современной городской среды. В настоящее время многие произведения историзма, модерна, других стилей и направлений приобретают статус памятников и их использование, охрана и реставрация становятся важной проблемой современного градостроительства и одной из задач современной экологии культуры.

Обобщение и классификация рассматриваемого материала о планировке и застройке городов и поселков Украины, архитектурно-строительного творчества, новых типах зданий и стилистических особенностях архитектуры позволяют по-иному оценить значение этого этапа в общем развитии архитектуры России и Европы. Важное значение имеет установление атрибуции застройки городов, зданий и сооружений, определение творческого вклада архитекторов, имена которых были забыты незаслуженно. Для того чтобы преодолеть сложившиеся односторонние предвзятые представления о градостроительстве и архитектуре этого периода, автор попытался показать прогрессивные изменения в развитии крупнейших городов - Киева, Харькова, Одессы, которые явились результатом развития внешнего и внутреннего транспорта, инженерных коммуникаций, благоустройства и озеленения. Строительство крупных общественных зданий, формирование городских площадей, создание памятников, имеющих историческое и художественное значение, определили новый градостроительный облик крупных и средних городов.

На Украине на рубеже XIX и XX вв. в результате развития промышленности и транспорта сформировались малые города и поселки, превратившиеся за годы Советской власти в крупнейшие города УССР (Донецк, Жданов, Днепродзержинск и др.), а также произошли важные градостроительные изменения: формируются новые и объединяются старые части городов; застраиваются, благоустраиваются и приобретают новый облик улицы и площади; возникают дачные поселки, в которых известное воплощение получают идеи "городов-садов"; появляются определенные попытки ввести регулирующие правила; в ряде случаев создаются проектные генпланы городов и отдельных районов. Использование некоторых градостроительных идей того времени имеет практическое значение и для современных предпроектных исследований в городах Украины.

Новые социально-экономические и культурные предпосылки обусловили развитие на Украине архитектурно-строительной деятельности, рост профессиональных кадров, создание центров архитектурного образования, формирование местных региональных школ.

Велико в этот период значение русско-украинских связей в области архитектуры и строительства, роль Петербургской Академии художеств, институтов гражданских инженеров в подготовке кадров для Украины и становлении местных архитектурных центров и учебных заведений. В частности, такими центрами стали Киевский и Львовский политехнические, Харьковский технологический институты, художественные училища, творческие и прогрессивные объединения архитекторов и художников Киева, Харькова, Одессы и Львова.

Важной особенностью архитектуры были новые типологические жанры архитектуры. На Украине в рассматриваемый период сформировалось промышленное зодчество. Оригинальные по своей планировке и облику крупные общественные здания театров, цирков, кинотеатров, народных аудиторий с залами на 1-2 тыс. зрителей, здания панорам, музеев, библиотек, проекты новых типов учебных, культурно-воспитательных зданий, в том числе таких, которые не возводились в прошлом, показывают новаторский характер творчества архитекторов. Все это позволяет говорить о зарождении уже в начале XIX в. элементов функционального метода проектирования, окончательно сформировавшегося в 1920-е годы.

Характерными чертами этого метода являются: изучение процессов и потребностей, для которых предназначается здание, учет гигиенических требований, предварительное обобщение опыта строительства подобных объектов, стремление к типизации, использование эффективных материалов и конструкций. Наиболее полно они проявились в проектах общественных зданий и жилых домов.

Анализ проблем стилистических особенностей архитектуры Украины на рубеже веков позволил установить параллельное сосуществование различных творческих направлений, отразивших общерусские и общеевропейские процессы развития в архитектуре. Историзм и эклектизм были господствующими направлениями XIX в., обусловленными программами учебных заведений и вкусами общества. На Украине наиболее распространенными в этот период были ренессансная стилизация и русский стиль, имевший статус официального направления. Последним проявлением историзма явился неоклассицизм, получивший на Украине развитие в 1910-е годы. Стремление архитекторов согласовать стиль и назначение здания проявилось в неоренессансе, неоготике и неоклассицизме, стремление увязать стиль с материалом получило воплощение в своеобразном "кирпичном стиле", ко торый широко использовался на Украине. Украинский стиль, зародившийся еще и середине XIX в., но окончательно сформнро вавшийся в 1900-е годы, как и неоукраинский, наряду с неорусским стилем представляет особый интерес, так как в его рамках были созданы самобытные произведения, широко использовавшие традиции украинского народного зодчества. Теоретические разработки проблемы национальной формы в архитектуре в тот период послужили основой аналогичных работ в советской украинской архитектуре, и, несомненно, нуждаются в дальнейшем теоретическом и практическом развитии и уточнении на основе современного развития идей марксизма-ленинизма.

В книге сделана попытка определить значение модерна, который оказал воздействие на творчество большинства местных архитекторов, создавших значительные произведения этого стиля и который явился творческой школой, позволившей архитекторам отойти от канонов историзма, приобщиться к природным формам, индивидуализировать палитру творчества, шире использовать синтез искусств в архитектуре. В то же время показана неправомерность бытующего в современной литературе термина "украинский модерн" [79, 134] для определения произведений неоукраинского стиля - явления самобытного, аналогичного неорусскому стилю, а также критически оценена трактовка модерна как явления, объединяющего в себе все направления начала XX в. [58].

Модерн - конкретное историческое общеевропейское направление, характерное для 1890-1910-х гг.- таково мнение автора, и переносить его на другие явления, имевшие местные корни, не следует. Таков, например, рационализм как своего рода метод мышления и стилистическое направление, теоретически обоснованное еще в середине XIX в. Инженерный рационализм проявился при создании мостов, башен, промышленных зданий и других сооружений, в которых форма носила утилитарный, технический характер и была обусловлена материалом и конструкцией. Архитектурный рационализм был результатом опосредствованного отношения к форме как выражение эстетических идеалов чистой красоты линии и объема, лишенных декора. Произведения рационализма на Украине рассматриваются в работе как предтеча конструктивизма 1920-х годов.

Отмечая важності, работ по созданию "Свода памятником истории и культуры", выявления и взятия на учет памятников архитектуры, которые впервые широко показаны в книге, автор все же не может не высказать тревогу по поводу их охраны и реставрации. Многие из них до сих пор не получили правового статуса, подвергаются сносу и реконструкции с искажениями архитектурно-художественных деталей. Дело реконструкции и ремонта старой застройки нуждается в коренной перестройке; здесь следует учитывать функциональные и стилистические особенности архитектуры, в частности, пересмотреть состав учреждений, арендующих памятники этого периода, с целью более правильного их использования для нужд культуры. При реконструкции общественных и жилых зданий, используемых по прямому назначению, желательно стремиться к полному сохранению их первоначального облика, деталей и интерьеров. Нельзя допускать искажения эстетически важных деталей и элементов, замены сложных декоративных деталей примитивными. Целесообразно также расширить подготовку кадров мастеров-реставраторов и создать материально-техническую базу для восстановления наиболее ценных элементов и деталей.

Важной проблемой экологии культуры является также увековечение памяти крупнейших архитекторов, инженеров и ученых-строителей, работавших на Украине в конце XIX - начале. XX вв. и внесших большой вклад в развитие отечественной архитектуры, например, установлением в их честь памятных досок. Заслуживает большей популяризации и архитектурно-художественное наследие, рассмотренное в книге, что будет несомненно способствовать более уважительному к нему отношению и осознанию того значения, которое оно имеет в общем контексте национальной культуры XX в.

Анализируя развитие украинской архитектуры на рубеже XIX-XX вв., следует сказать и о дальнейшем ее развитии в советский период.

Несмотря на принципиально новые задачи, социальные потребности и возможности, было бы глубокой ошибкой считать (как это считали деятели Пролеткульта), что новая пролетарская культура, в том числе и архитектура, должны были заново родиться на пепелище разрушенной старой. Исходя из этой ошибочной концепции, в первые годы Советской власти существовали анархистские взгляды на культуру прошлого, отрицалось значение некоторых видов и жанров искусств, вычеркивались имена многих деятелей культуры и целых направлений. В последующие 30-е годы это повлекло за собой снос ряда исторических памятников в Киеве и других городах. Рецидивы пролеткультовского пренебрежения к исторической застройке XIX в. как малоценной обусловливают подчас и сегодня снос и искажение зданий исторических центров городов. В. И. Ленин с первых шагов Советской власти резко осуждал позицию Пролеткульта относительно использования капиталистической культуры: "...мы должны построить социализм из этой культуры. Другого материала у нас нет. Мы хотим строить социализм немедленно из того материала, который нам оставил капитализм со вчера на сегодня, теперь же, а не из
* Ленин В. И. Успехи и трудности Советской власти // Поли. собр. соч.- Т. 38. - С. 54. Вернуться  в текст
тех людей, которые в парниках будут приготовлены..." *

Строительство новой культуры и новой архитектуры на Украине началось сразу после Великого Октября. Уже в 1918 г. были открыты первый архитектурный институт во Львове, строительные и архитектурные факультеты в вузах Киева, Харькова, Одессы и Днепропетровска. Подготовку архитектурных кадров и новое социалистическое строительство вели именно специалисты, которые сформировались в конце XIX - начале XX вв. Лучшие из них - А. Н. Бекетов, П. Ф. Алешин, А. М. Вербицкий, А. Л. Красносельский, В. Г. Кричевский, В. К. Троцен-ко, Д. М. Дьяченко и другие - стали родоначальниками украинской советской архитектуры. Именно они вместе со своими учениками создали замечательные произведения. Пройдя через сложные перипетии взаимосвязи функции и формы, конструкции и формы, национальных традиций и новаторства, они внесли в архитектуру 1920-х годов опыт целого поколения зодчих, позволивший выдвинуть и отчасти реализовать идеи соцгородов, коммун, рабочих клубов, новых типов школ и детских учреждений.

Истоки многих новых идей социалистической архитектуры восходят к предреволюционной архитектурной деятельности, которая все больше становилась частью общества. Пытаясь удовлетворить потребности общества, архитекторы сталкивались с противоречиями, особенно в градостроительстве. Именно здесь, где планировка города, его целостность, удобство и красота вступали в противоречие с требованиями экономического и технического факторов, усугублялись экологические и функциональные проблемы. Следствием этой неудовлетворенности стали подчас утопические проекты городов-садов, соцгородов, комбинатов нового быта, домов-коммун, которые не были реализованы полностью.

Среди других стилистических направлений начала XX в. наиболее полное развитие в советской архитектуре получили идеи рационализма. Они нашли отражение в произведениях советского конструктивизма 20-х годов, в частности, в архитектурном облике Госпрома в Харькове и Днепрогэса, а также в современной индустриальной архитектуре жилых массивов и конструктивных формах общественных зданий из бетона и стекла, о которых мечтали еще герои Н. Г. Чернышевского.

Практика советской архитектуры, особенно 80-х годов, показывает, что рациональная, индустриальная архитектура решает утилитарные потребности общества, но она недостаточна для полного удовлетворения эмоциональных и духовных требований человека. В современном мире, где так много техники, от архитектуры ожидают большого единства с природой и искусством, гармонии среды. Возникла в известной мере необходимость вернуться к городским дворам, пешеходным улицам, небольшим площадям, фонтанам и скверам, типичным для начала нашего века. По-иному воспринимаются теперь памятники модерна, неоклассицизма, неоукраинского стиля. Возникает интерес к архитектурным деталям, лепке, резьбе по дереву, кованым решеткам и др.

В этой обстановке архитектура XIX в. предстает перед нами как непрочитанная книга, кладовая идей, проектов, форм и раздумий, которая может быть полезной современному зодчему. Некоторые закономерности развития архитектуры этого периода не утратили своей актуальности и сегодня, когда все острее встают вопросы, как сочетать высокие количественные показатели индустриального строительства с растущими духовными потребностями общества в красоте и неповторимости жилой среды, как развивать городскую среду в зависимости от природных, исторических и национальных условий и особенностей. Именно на это нацеливает постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем развитии советской архитектуры и градостроительства". В решении новых задач по перестройке советской архитектуры определенное значение может сыграть и тот исторический опыт, который лишь в небольшом объеме удалось раскрыть в этой книге.

К началу страницы
Оглавление   Рационалистические тенденции  Список рекомендуемой литературы