Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Персоналии
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Журналы, газеты, блоги
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Владимир Ясиевич
Архитектура Украины на рубеже XIX-XX веков

УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗДАНИЯ

На рубеже веков на Украине, как и во всей России, под воздействием революционного движения происходило заметное расширение сети общеобразовательных школ и средних специальных и высших учебных заведений. Так, число начальных школ за период 1897-1911 гг. возросло с 13,5 до 18,7 тыс., к 1916 г. было открыто 300 высших началь ных школ. За эти же годы почти вдвое ВОЗ росло число воскресных школ, к 1917 г. их было 112 [52, т. 4, с. 428-429], но немногие из этих школ имели собственные помещения.

Строительство школ потребовало разработки проблем школьной архитектуры и создания типовых проектов. Появлению типовых проектов школ в 1910-е годы предшествовала большая работа гигиенистов и архитекторов но определению нормативов и технических условий. Работы Ф. Ф. Эрисмана и его учеников положили основу школьной гигиене, требования которой были сформулированы ученым на первом конгрессе по этой проблеме в Нюрнберге в 1904 г. На IV съезде русских зодчих в 1911 г. в докладах архитекторов Л. П. Шишко, П. Ф. Алешина и других были выдвинуты основные требования к школьному зданию.

Строительство начальных школ и народных училищ на Украине осуществлялось, главным образом, по индивидуальным проектам. Анализ ряда проектов и зданий позволяет выделить два основных типа их объемно-планировочного решения: с компактной планировкой, когда план здания приближается к квадрату, и дифференцированный, с односторонним расположением классов вдоль рекреационного коридора и сложной конфигурацией плана.

Типы планировки средних общеобразовательных и специальных учебных заведений:
а - гимназия в Одессе (1893); б - ремесленное училище в Одессе (1892); в - сельская школа в с. Западинцы Полтавской губернии (1913); г - школа в Волчанске Харьковской губернии (1912-1913); д, ж - художественное училище в Харькове (1914); е - женская гимназия в Киеве (проект, 1911); з - школа в Харькове (1914), фрагмент фасада.

Первый тип при малом количестве классов был наиболее рациональным. Таковы, например, одноэтажные школы в Одессе (1889, архит. Г. М. Дмитренко) и с. Дергачевке (1897, архит. А. Н. Бекетов), а также земская школа в Волчанске (1913, архит. К. Н. Жуков) Харьковской губернии. В последней рекреационный зал расположен в центре, вокруг него размещены классы, лестница находится в углах здания. К недостаткам этого типа следует отнести разную ориентацию классов, что неизбежно вело к ухудшению условий освещенности.

Более прогрессивным типом были школы с односторонним расположением классов. Этот тип предложил архит. П. Ф. Алешин в 1906 г. в конкурсных проектах образцовых 6-классных школ для разных мест России. В них учтена оптимальная ориентация классных помещений. Так, в проекте 4-классного городского училища все классы ориентированы на одну сторону, а квартиры, кабинеты, учительская и санузлы - на другую. Оригинальные здания начальных сельских школ были построены в Полтавской и Киевской губерниях (1913, худож. А. Г. Сластион). Они имели объемно-пространственное решение с высокими черепичными крышами, входами-ганками и башнями в неоукраинском стиле и отличались выразительностью образа. В функциональном отношении здания представляли традиционную схему хаты на две половины (класс и квартира учителя) либо схему П-образного типа.

Строились школы типа интернатов, детских домов со специальным набором бытовых помещений, специализированные школы-интернаты для слепых, глухонемых и т. д.

В 1910-е годы стали применять первые типовые проекты начальных школ. Так, по проектам архит. К. Г. Щукина были построены типовые одно-трехкомплектные школы в Верхнеднепровском уезде Екатеринослав-ской губернии (1913-1914), земские школы в Таращанском уезде Киевской (1914) и др.

В группе средних учебных заведений относились гимназии, ремесленные и специальные средние (коммерческие, технические, художественные и другие) училища. Всего на Украине к 1917 г. было 370 средних общеобразовательных и 80 средних специальных и более 60 низших специальных училищ и школ [52, т. 4, с. 430].

Здания этого типа имели 2-3 этажа, а в конце периода - до 4. Они состояли из 5-20 классных помещений размером 40- 60 м2, имели большие рекреационные залы, набор специальных кабинетов, мастерских, а также квартиры учителей и обслуживающего персонала.

В этой группе зданий можно выделить следующие три характерных типа объемно-пространственной организации.

Проекты школьных зданий:
а - в Волчанске (1913, архит. К- Н. Жуков); б - в с. Западинцы Полтавской обл.; в - Общества учителей в Киеве (1913, архит. В. Г. Коробцов).

Формально-классический тип планировки представляет симметричную композицию с двумя ризалитами. В центральной части располагался актовый зал, классы - вдоль фасадной части, в торцовых частях - квартиры и кабинеты. Наиболее характерные примеры здания 2-й женской гимназии в Одессе (1893, архит. С. А. Ландесман), коммерческого училища в Харькове (1891, архит. Л. Н. Бекетов), ремесленного в Екатеринославе (1901, архит. Д. С. Скоробогатов), девичьего училища в Лубнах (1907, архит. А. Н. Бекетов), художественного в Харькове (1913, архит. К. Н. Жуков). Училище в Лубнах представляет собой .замечательный образец архитектуры неорусского стиля, ее особенностью является широкое использование майолики для облицовки главного фасада.

Тип с функциональным зонированием и блокировкой представляет собой попытку членения здания на отдельные блоки, например учебные помещения, квартиры директора и педагогов, мастерские и пр. К этому типу могут быть отнесены училища, построенные в Одессе по проекту архит. Н. К. Толвинского-ремесленное и девичье (1890), швейное (1892) и др. Прием выделения жилой части в отдельный объем, связанный крытыми переходами с классным корпусом, был прогрессивным, но при этом классы имели двустороннюю ориентацию.

В здании коммерческого училища на ул. Ярославов вал в Киеве (1903, архит. П. Ф. Алешин, П. И. Голландский) были реализованы новые функциональные идеи. Здесь впервые в одном здании четко выделены три зоны - учебная, общественная и жилая (квартиры учителей), а все классы ориентированы одинаково. Эти идеи получили дальнейшее развитие в женской Ольгинской гимназии в Киеве (теперь институт зоологии АН УССР, 1909-1914, архит. П. Ф. Алешин), где жилой корпус выделен в отдельный объем и соединен крытым переходом с учебным, а все классы ориентированы на северо-восток. Учебно-вспомогательные помещения и актовый зал размещены в отдельном объеме. Принципиально новым приемом был внутренний дворик *,
* Проект здания был реализован не полностью. Вернуться  в текст
окруженный крытой галереей. Функциональная структура нашла адекватное выражение и в объемной композиции здания, которое автор трактует как крупное общественное здание Киева и важный градостроительный акцент.

Третий тип был обусловлен плотной застройкой крупных городов и увеличением этажности до 3-4 этажей. В результате появляется Т-образная конфигурация плана, подобная планам доходных жилых домов, банков и других зданий в аналогичных условиях застройки. Это вело к ухудшению ориентации в части классных помещений и усложнению планировки. Примерами этого типа зданий могут служить школа на ул. Дарвина в Харькове (1900, архит. А. Н. Бекетов), гимназии А. В. Жекулиной (1900, архит. В. А. Осьмак) и А. Т. Дучинской (1903, архит. Ф. Ф. Эссен) в Киеве. Лучшим примером этого типа являлась школа общества учителей в Киеве по Коммерческому пер. (1913, архит. В. Г. Коробцов), выполненная в неоукраинском стиле.

К 1917 г. на Украине было 27 вузов, и в них обучалось 35 тыс. студентов [52, т. 4, с. 434]. Из них - 4 университета, 3 политехнических и 1 горный институт, 8 учительских институтов, Высшие женские курсы, медицинские, коммерческие, ветеринарные институты. Они располагались, в основном, в крупных городах: Киеве, Одессе, Львове и Харькове. Для размещения этих учебных заведений архитекторы разработали проекты новых зданий специальной планировки и оборудования. Они были двух типов: комплексы и отдельные многоэтажные здания.

Наиболее значительным произведением архитектуры первого типа является комплекс Политехнического института в Киеве (1898-1902, архит. И. С. Китнер при участии архитекторов А. В. Кобелева, В. А. Об-ремского, А. М. Вербицкого, В. А. Осьмака, П. И. Реутова). Он размещен на территории в 38 га на одном из живописных холмов в предместьи Шулявка. В комплекс иходили: главный (длиной 260 м) и химический корпуса, два 6-этажных жилых дома, опытная сельхозстанция, механические мастерские, студенческая столовая и другие здания. На площади 12 га был высажен парк, который отделял комплекс от проезжей части. Основные здания располагались на бровке холма, доминируя над окружающей территорией. При создании комплекса было достигнуто единство функционального зонирования территории и композиционного построения объемов с учетом градостроительных задач, что является принципиально новаторским для архитектуры этого времени.

Главный корпус имел сложную конфигурацию с односторонним размещением аудиторий. Аудитории, лаборатории, чертежные и рисовальные залы имели площадь 90- 180 м2. В центре главного корпуса размещались актовый зал площадью 910 м2 и библиогека, в боковых частях главного корпуса - оольшие аудитории-амфитеатры площадью 290 м2.

В планировке зданий, в основном, успешно решена задача организации большого научно-учебного комплекса на 100 студентов с учетом единства учебного и производ-ственного процессов. Были продуманы и вопросы быта преподавателей и студентов. Пространственная организация подчинялась единому замыслу и отличалась стилистическим единством. "Кирпичный стиль" зданий с изящными романско-готическими орнаментами, угловые башни, фронтоны и порталы удачно сочетаются с основным элементом - большими окнами с лучковой перемычкой.

Комплекс Высшего горного училища был сооружен в Екатеринославе (1899-1901, архит. А. Н. Бекетов) *.
* Строительство комплекса осуществлено не полностью. Вернуться  в текст
В него по проекту входили главный корпус с аудиториями, ка-бинетами и музеем, химический корпус, жилые дома для преподавателей и общежитие на 200 студентов. Его композиция была менее функциональна и представляла собой тип квартала, застроенного по периферии. Здания вузов второго типа были 3-4-этажными, строились в центре городов, их планировка повторяла типы средних учебных заведений. Затесненность участка вызывала необходимось применять двустороннее размещение аудиторий, что ухудшало условия инсоляции. К этому типу относятся: Политехнический институт во Львове (1872-77, архит. Ю. Захаревич), Высшие женские курсы в Киеве (1913, архит. Л. В. Кобелев) и в Харькове (1916, архит. Л. Н. Бекетов), Коммерческий институт в Киеве (1906-1913, архитекторы А. В. Кобелев, В. А. Обремский). Архитектура этих зданий отличается классицистическими приемами. Наиболее значительным произведением является Львовский политехнический институт. Его аттик увенчан аллегорическими фигурами, символизирующими инженерию, строительство и механику (скульптор Л. Маркони), лестницы и интерьеры актового зала насыщены декоративной скульптурой и живописью по эскизам Я. Матейко. Оригинально в стиле модерна с элементами неоукраинского решен музыкальный институт им. Н. В. Лысенко во Львове (1914-1916, архит. И. И. Левинский и др.).

Новым типом учебно-воспитательного назначения, возникшим на Украине на рубеже веков, были детские сады и ясли, дневные приюты, детские дома. Первый дневной приют для детей рабочих был открыт в Киеве в 1875 г., а к 1912 г. здесь создано 5 дневных приютов. Они были расположены на рабочих окраинах: Подоле, Новом Строении, Зверинце, Шулявке. Специальные здания приютов впервые построены в Киеве в 1889 г. (архит. В. Н. Николаев) и в 1907 г. (архит. П. Л. Лебедев). Это были 2-этажные здания с классными комнатами, квартирами для педагогов, кухонным блоком. При зданиях располагались небольшие площадки с набором спортивного и игрового оборудования для детей дошкольного возраста. В каждом из приютов находилось от 25 до 60 детей [37].

Некоторые детские сады ютились в жилых домах, не имея необходимых помещений и площадки для игр на воздухе, поэтому приходилось применять складную мебель и трансформировать помещения для разных целей. В 1902 г. в Харькове было открыто первое в городе здание детских яслей (архит. М. А. Бабкин), а в 1913 г. в предместье Холодная Гора - первый в городе детский сад для детей рабочих на 80 мест (одноэтажное маленькое здание, напоминающее по планировке одноклассное училище).

Значительным архитектурным комплексом была так называемая Дегтяревская богадельня (1900-1902, архит. В. Н. Николаев) в Киеве, которая состояла из четырех жилых домов, столовой, церкви, мастерских и детского приюта-сада для детей дошкольного возраста.

Большой интерес представляет проект детского дома в Черкассах (1916-1917, архит. А. М. Вербицкий), в котором нашли отражение новые идеи и достижения школьной гигиены: дети-сироты, число которых в результате двух войн резко возросло, сначала поступали в детский сад на 1-2 года, затем в школу, в которой учились не только дети приюта, но и приходящие. В комплекс входили: главное здание, в котором размещались школа, детский сад, приют, столовая, жилой дом для воспитателей и служащих, больница, баня с прачечной и хозяйственными постройками.

К началу страницы
Оглавление   Народные дома, музеи, библиотеки  Здания медицины