Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Персоналии
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Журналы, газеты, блоги
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Владимир Ясиевич
Архитектура Украины на рубеже XIX-XX веков

НАРОДНЫЕ ДОМА, МУЗЕИ, БИБЛИОТЕКИ

В конце XIX в. начал формироваться принципиально новый тип общественного здания - народный дом или аудитория, который строился на средства различных обществ, а зачастую самих рабочих и, как правило, при прямом противодействии властей. Показательна история строительства народного дома Общества грамотности в Киеве, первый проект которого был создан в 1885 г., а осуществить его удалось лишь через 17 лет.

Большой вклад в создание народных домов внесли Харьковское и Киевское общества грамотности, Славянское общество и Лекционный комитет в Одессе, львовское общество "Просвiта" и др.

Несмотря на сложность решения вопросов о строительстве, количество народных домов на Украине, особенно после революции 1905-1907 гг., было значительным. Например, в Харьковской губернии было 8 народных домов, в Екатеринославской - 7, в Киевской - 6. Народные дома были построены в малых городах и рабочих поселках. Кроме того, на Украине в 1912 г. функционировало около 50 рабочих клубов.

Планировочные решения народных домов, аудиторий и клубов:
а, г - народный дом им. Н. В. Гоголя в Полтаве (1901); б - дом Общества грамотности в Киеве (проект, 1885); в - народный дом в Харькове (1909); д - Рабочий дом в Харькове (1909); е - аудитория в Киеве (1909); ж, з - аудитория-музей в Киеве (1909-1912). План второго этажа и деталь фриза.

В создании народных домов принимали участие передовые деятели русской и украинской культуры. Так, в 1901 г. в Полтаве при непосредственном участии М. М. Коцюбинского, П. Мирного и В. Г. Короленко был открыт народный дом им Н. В. Гоголя (автор проекта архит. А. С. Трамбицкий). Важную роль в общественной жизни Украины играли народные дома Общества грамотности в Киеве, "Рабочий дом" в Харькове и др.

Главной функцией народного дома считалось удовлетворение духовных потребностей рабочих и организация досуга. В связи с этим в докладе комиссии по строительству народного дома в Киеве говорилось, что "Киев, как крупный центр с многотысячным рабочим и ремесленным населением, не имеет подходящих учреждений для удовлетворения духовных нужд этого населения" [85, с. 17]. Центральным элементом сооружения был зал, предназначенный для собраний, лекций и спектаклей, оборудованный небольшой сценой. Кроме того, в состав помещений входили библиотека, читальня, книжная лавка, музей, залы для занятий хора, естественно-научные кабинеты. В некоторых домах, в особенности обществ трезвости, кроме того, устраивали приюты, чайные и столовые.

Здание музыкального общества (теперь филармония) во Львове (1907, архитектор В. Садловский).

Здания народных домов по вместимости были большими - с залом на 800-1000 чел. и малыми - с залом на 300-500 чел. К первой группе следует отнести народные дома в Одессе (1899), Харькове (1899-1903), им. Н. В. Гоголя в Полтаве (1901), Киеве (1902), Харькове (1909), ко второй - народные дома в Одессе Славянского общества (1899) и печатников (1901), в Киеве - Лукьяновский (1900-1902), в с. Каменском (1900), в г. Каменка-Бугская Львовской обл. (1905, архит. И. И. Левинский).

Анализ объемно-планировочной структуры народных домов позволяет выделить два основных типа: с дифференцированным и компактными планами. В зданиях первого типа основной объем зала сочетается с примыкающими к нему самостоятельными объемами библиотеки, лекционного зала, музея и др. Помещения второго типа решены в одном объеме. К разновидности первого типа могут быть отнесены здания на угловых участках.

Характерным примером первого типа является народная аудитория в Харькове (1903, архит. А. А. Венсан). Ее зал и библиотека решены в самостоятельных объемах, с отдельными входами в разные группы помещений (зрительный зал, библиотека, музей) . Главным композиционным объемом являются зал с фойе, кулуарами и сценой. Зал площадью 285 м2 рассчитан на 1000 мест, с партером и двумя ярусами балконов, библиотека имела зал на 150 чел. Кроме того, в здании были предусмотрены зал для занятий хора и чайная. Объемно-пространственное решение этого здания напоминает театральное в
* Реконструировано в 1930-е годьгпод Краснозаводском театр.
** В настоящее время Киевский театр музыкальной комедии.
Вернуться  в текст
стиле неоренессанса. Здание было одним из крупнейших этого типа *.

Характерным примером второго типа является здание Троицкого народного дома Киевского общества грамотности (1902, архит. Г. М. Антоновский) **. Оно имеет прямоугольный зал площадью 352 м2 на 1000 мест, с двумя балконами. В состав помещений входили: библиотечные залы, музей, зал для чтений и собраний, квартиры персонала.

Примером здания народного дома на угловом участке является Петинский рабочий дом в Харькове (1909, архит. И. И. Загоскин). Центральный вход, вестибюль и зал расположены в нем по биссектрисе угла, клубные помещения - вдоль улиц. Наиболее оригинальным объемно-планировочным решением следует признать проект народной аудитории архит. П. Ф. Алешина для Киева (1909), который в связи с запрещением строить аудиторию в центре города был
*** Реконструировано и достроено в 1937 г. по проекту П. Ф. Алешина. Вернуться  в текст
реализован для здания Педагогического музея (1912) *** почти без изменения проекта. В этом здании применена принципиально новая компоновочная схема.

Центром композиции является полукруглый зал-амфитеатр площадью 323 м2 на 586 мест. Цилиндрический объем зала вписан в прямоугольную форму здания и увенчан стеклянным куполом, П. Ф. Алешин нашел форму, наиболее отвечающую функции и образу здания. Внутреннее пространство решено по-новаторски: зал поднят на второй этаж и под ним размещен просторный вестибюль площадью 195 м2.

Это позволило создать прекрасный холл, пространство которого перетекает в боковые лестницы.

Функциональному расчленению посетителей способствуют три входа, что позволяет одновременно эксплуатировать разные функциональные группы помещений.

Наибольшей архитектурной удачей автора является зал, решенный высоким амфитеатром с балконом и освещенный верхним светом через остекленный купол: он как бы парит в рассеянном свете и создает ощущение гармонии и легкости. Здесь прочитываются веяние эпохи, идеи гуманизма и демократии, он выгодно отличается от других залов народных домов. Фасад украшен огромным скульптурным фризом на тему "История просвещения" (скульпторы Л. А. Дитрих, В. В. Козлов), высеченным из белогоин-керманского песчаника. Фриз длиной 240 м содержит около 200 аллегорических фигур. Здание музея-аудитории является одним из лучших образцов украинской архитектуры в стиле неоклассицизма.

Педагогический музей в Киеве (1909-1912, архит. П. Ф. Алешин). Общий вид. Педагогический музей в Киеве (1909-1912). Деталь фриза (скульпторы Л. А. Дитрих, В. В Козлов).

Для начала XX в. характерно появление комбинированных типов театрально-клубных сооружений, близких типологически к народным аудиториям. Таковы, например, литературный клуб-театр в Одессе (1910), концертный зал "Унион" в Одессе (1901-1902, архит. Ф. А. Троупянский), филармония во Львове (1907, архит. В. Садловский), клуб-театры для служащих в новых индустриальных центрах, например в Горловке (1890), Енакиеве (1900-е годы), с. Каменском (1899) и др.

Типичным примером театра-клуба для служащих крупного промышленного предприятия является здание в с. Каменском с залом площадью 150 м2, оборудованное сценой и оркестровой ямой. План его компактен, по бокам зала располагались столовая, гостиные, мужские и женские комнаты. Театр-клуб имел сад, спортивную площадку, летнюю эстраду.

Оригинально решение здания музыкального общества (теперь филармонии) во Львове: кроме зала, здесь имеется набор клубных помещений, а в архитектурный образ сооружения в стиле модерн введены атрибуты музыкальных мотивов.

Новый этап развития представляет театр-клуб в Екатеринославе (1909-1912, архит. А. М. Гинзбург), который отличается принципиально новым функциональным и объемно-пространственным решением, не имеющим аналогов в архитектурной практике того времени. Новым является размещение большого зала на 1400 мест во втором-четвертом этажах, что стало возможным благодаря применению монолитного железобетона. Такой прием позволил разместить В первом этаже под залом просторный холл-иестибюль и ряд клубных помещений. К объему зала примыкают оригинальный по форме лестничный холл и открытая терраса ресторана. По-новаторски решен зрительный зал: балкон большого выноса как бы скрыт за параболической аркой, а боковые ложи как будто спускаются к сцене. Огромный овал гладкого потолка подсвечен скрытыми за падугами светильниками. Все это создает совершенно необычное решение пространства зала, предвосхищавшее конструктивизм 1920-х годов.

В пропаганде культурных знаний большую роль в конце XIX в. начинают играть художественные выставки и музейные коллекции. В рассматриваемый период на Украине было построено несколько специальных выставочных и музейных зданий: музей древностей и искусств в Киеве (1897 1900), историко-археологический в Екатеринославе (1903), Земский музей (1901) и музей Полтавской битвы (1906 в Полтаве, здания панорам Голгофы в Киеве (1902) и обороны Севастополя (1903-1905), картинная галерея и музей Русова в Одессе (1905) и др.

В планировке новых зданий музеев преобладала традиционная анфиладная система, идущая от дворцов. Центром планировочного решения музеев служил двухъярусный зал площадью 150 и 180 м2, освещенный верхним светом. Подобную композицию имели многие музеи Петербурга и Москвы.

Здание киевского музея древностей и искусств (1897-1900, архитекторы П. С. Бойцов, В. В. Городецкий) было расположено на высоком подиуме у подножия холма. Образ древнегреческого храма сказался не только на внешних формах и скульптурах фронтона, но и на планировочном решении: торжественная лестница, большие пространства анфиладных залов соответствовали представлениям о храме искусств. Это здание сохраняет свое значение одного из лучших музеев Украины.

Аналогичное решение имело здание музея в Екатеринославе (1903, архит. Г. И. Панафутин), запроектированное при личном участии его основателя, известного украинского историка и этнографа Д. И. Яворницкого, специально изучавшего планировку ряда музеев мира.

Новым типом выставочного здания в конце XIX в. стали панорамы. Сначала это были передвижные аттракционы, затем в Киеве, Севастополе, Харькове и других городах появились стационарные здания панорам, посвященных показу религиозных и исторических событий, например панорама "Голгофа" в Киеве (1902, архит. В. А. Римский-Корсаков), которая не сохранилась.

Уникальным произведением живописи и архитектуры начала века является панорама обороны Севастополя 1854-1855 гг. Удачно было выбрано место - на высоком холме территории героического 4-го бастиона. Монументальное здание имеет форму цилиндра, перекрыто металлическим куполом диаметром 32 м. На первом этаже располагались вестибюль и служебные помещения, в центре зала - смотровая площадка. В музее удачно решены сложные вопросы оборудования, верхнего освещения и конструктивного решения. Огромное живописное полотно (115X14 м) и первый план были выполнены выдающимся мастером русской батальной живописи Ф. А. Рубо. Объемно-пространственное решение здания лаконично и функционально. Глухие стены цилиндра с бюстами героев обороны в нишах, строгость линий и античных форм создали запоминающийся образ монументального здания - пантеона Славы русских героев. Оно было разрушено фашистами во время Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг., теперь полностью восстановлено и является одним из лучших музейных зданий-комплексов, пользующихся большой популярностью.

Здание Панорамы обороны Севастополя (1902-1905, архит. В. А. Фельдман, инж. О. И. Энберг, худож. Ф. А. Рубо). Здание публичной библиотеки в Одессе (1904- 1907, архит. Ф. П. Нештурха).

Строительство специальных библиотечных зданий началось в конце XIX в. Городские библиотеки были построены в Одессе (в 1883 и 1907 гг.), Николаеве (1895), Харькове (1901), Полтаве (1901), Киеве (1911 и 1914 гг.). Анализ их планировочных решений показывает определенную функциональную эволюцию этого типа.

Публичная библиотека в Одессе (1883, архит. Ф. В. Гонсиоровский) невелика по размерам и расположена в центре города ****. План решен компактно, главный фасад симметричен, увенчан изящным четырехколон-ным античным портиком. В
**** Теперь в здании находится Археологический музей. Вернуться  в текст
состав помещений входили читальные залы для мужчин (площадью 188 м2) и Для Женщин (50 м2), книгохранилище, музей общества истории и древностей. Более зрелыми, функционально отработанными произведениями являются здания общественной городской библиотеки в Харькове (1901, архит. А. Н. Бекетов) и публичной в Киеве (1911, архит. 3. Л. Клаве). Оба здания объединяет четкая логика объемно-планировочного решения, обусловленная функциональными связями помещений читальных залов, лестничного холла, книгохранилища, кабинетов и каталогов. Хорошо организован график движения книг и читателей, в частности, существует прямая связь зала с хранилищем. Главный читальный зал занимает угловой объем второго этажа. Лестница расположена в центре здания и освещена верхним светом. Хорошо решены интерьеры читальных залов, обеспечена хорошая освещенность всех мест, удачно выбранные ритм проемов и декоративное оформление придают залам определенную торжественность. В архитектурном облике зданий в стиле неоренессанса выражены их общественная значимость и функциональная структура: большие окна залов и узкие проемы хранилища, пластика объемов подчинены единству функции и формы. Залы библиотек использовались для публичных лекций и собраний. Так, в 1913 г. в библиотеке Харькова состоялось выступление В. В. Маяковского.

Здания публичной библиотеки в Одессе (1904-1907, архит. Ф. П. Нештурха) и библиотеки университета в Киеве (1911-1915, архит. В. А. Осьмак) представляют новый этап развития этого типа. Они обладают внешней схожестью композиции, симметрией планов с центрально расположенным по главной оси читальным залом, классической трехчастностью объемов. В то же время в их планировке есть существенные различия,

План Одесской библиотеки имеет трехчаст ную композицию, обусловленную функции нальными зонами. Центральная зона содержит залы, вестибюли, кабинеты, каталоги, музей книги - это собственно библиотека. Левый корпус - 7-этажное книгохранилище. Правый корпус занимают административно-вспомогательные и обслуживающие помещения. В центре размещены холлы и лестничные узлы. Главным функциональным достоинством здания является расположение зала внутри дворового участка, чтобы создать лучшие условия для читателей, окружив зал зеленью сада, что позволяет признать это здание одним из лучших. Внешний облик и интерьеры подчинены идее греческого храма и создают ощущение строгой торжественности. Пространство вестибюльной части холла второго этажа решено свободно.

Более формально решен план библиотеки Университета в Киеве. Классицистическая симметричная трехчастная схема плана не была обусловлена функционально. Читальные залы вынесены на шумную улицу. В то же время в трактовке фасадов и интерьеров в стиле неоклассицизма нашли отражение монументальность образа, хорошо увязанного с градостроительной ситуацией.

К началу страницы
Оглавление   Зрелищные и спортивные здания  Учебно-образовательные здания