Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Персоналии
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Журналы, газеты, блоги
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Владимир Ясиевич
Архитектура Украины на рубеже XIX-XX веков

МАГАЗИНЫ, КРЫТЫЕ РЫНКИ, ВЫСТАВКИ

Маленькие встроенные магазины в первых этажах зданий разного назначения были самым распространенным и экономичным типом помещений розничной торговли при капитализме. Еще в 1870-е годы даже в здании городской думы в Киеве помещения первого этажа сдавались в аренду под магазины. В конце XIX в. появляются отдельно стоящие, обычно 2-этажные, здания магазинов. Иногда они объединялись с жилым домом владельца *,
* Этот тип магазина хорошо сохранился в малых городах, например в Гайсине, Прилуках, Богодухове и др. Вернуться  в текст
например магазин Петроккио в Одессе (1896, архит. А. И. Бернардацци). Затем строились специализированные здания магазинов, например магазины "Фиат" и "Обои" на ул. Екатерининской в Одессе (1913, архит. Ф. А. Троупянский). В Екатеринославе на Екатерининском просп. было построено несколько таких магазинов. Обычно здание магазина состояло из двухсветного торгового зала, в центре или сбоку которого расположена лестница, ведущая на галерею второго этажа и в подсобные помещения. Площадь зала составляла 200-300 м2, он хорошо освещался большими окнами-витражами.

Один из первых универсальных магазинов-пассажей построен в Одессе (1899-1900, архитектор Л. Л. Влодек и скульптор Т. Л. Фишель) на углу центральных улиц Дерибасовской и Преображенской. Торговые помещения занимали весь первый этаж, внутренний дворик был перекрыт стеклянным фонарем по металлическим фермам, создавая замкнутое архитектурное пространство, которое служило общим холлом для многочисленных магазинов. Второй - открытый пассаж был построен в Киеве (1914, архит. П. С Андреев), но он остался незаконченным. Особенностью его была кооперация функций торговли и доходного дома.

Объемно-планировочные решения торговых зданий. Торговые дома:
а, г - в Харькове (1913-1914). Фасад и план второго этажа;
б - в Одессе (1898); в, д - универмаг в Елизаветграде (1908). Общий вид и план первого этажа.
Магазины:
г - встроенный в Киеве (1913); ж, з - отдельно стоящие в Одессе и Елизаветграде (1912).
Крытые рынки:
и - в Харькове (1915); к, л - в Киеве (1909-1912); м - в Одессе (1911).

Оригинальный универмаг "Пассаж" открыт в 1908 г. в Елизаветграде на ул. Большой Перспективной. Это 3-этажное с большими окнами-витринами здание, в первых двух этажах которого размещались торговые залы, а два боковых крыла в глубине двора использовались как доходные жилые дома с двухквартирной секцией.

Новым архитектурным типом были здания для торговых обществ оптовой торговли. Несколько таких крупных зданий построено в Харькове, на ул. Благовещенской они являются прообразами современных универмагов. Одно из этих зданий состоит из торговых залов площадью 140 м2 и 117 м2, в торце зала расположены две широкие лестницы. Здесь впервые применен прием функциональной дифференциации помещений по вертикали: два этажа внизу - торговые залы, два верхних - конторские помещения. Функциональная структура хорошо выражена в композиции фасадов.

Фасады торговых зданий в Харькове:
а - магазин жирардовой мануфактуры (1912, архит. В. Н. Покровский); б - встроенный магазин (1910-е годы).

Еще в первой половине XIX в. в городах Украины начали строить специализированные здания для торговли продовольственными товарами - так называемые торговые ряды и гостиные дворы. Рост городов и увеличение масштабов

розничной и оптовой торговли вызвали потребность в новой функциональной организации торговли в крытых рынках. В 1912 г. в Харькове по проекту архит. И. И. Загоскина начато строительство крытого рынка, который был открыт в 1915 г. Здание имеет павильонную систему: к центральному двухсветному корпусу (107х25х12 м) примыкали одноэтажные павильоны. В цокольном этаже размещались холодильные камеры.

Аналогичное объемно-планировочное решение торговых зданий прослеживается и в других городах, где в начале XX в. строятся крупные крытые рынки, в частности в Одессе (1911) и Киеве (1909-1912).

Крытый рынок в Киеве был первым сооружением такого типа и масштаба на Украине, поэтому городская дума объявила в 1907 г. всероссийский конкурс. Первую премию присудили варшавскому архитектору Г. Ю. Гаю, а здание было осуществлено по этому проекту архит. М. П. Бобрусовым. Оно представляет собой огромный торговый зал высотой в 30,6 м и площадью более 3000 м2, перекрытый трехшарнирными арочными фермами пролетом 32 м. Снаружи по периметру идет 2-этажная пристройка, в которой размещались отдельные магазины, служебные помещения в гостиницы рынка. В подвалах оборудованы холодильные камеры. Торговый зал хорошо освещен стеклянным фонарем, верхним и частично боковым светом. Функциональное решение здания оправдало себя успешной эксплуатацией в течение более 50 лет, а архитектурный облик является составной частью образа Крещатика.

По-иному решена планировочная структура крытого рынка в Одессе (1911, архит. А. Д. Тодоров). Он состоит из двух павильонов Г-образной формы площадью 2600 м2 каждый. Перекрытия по металлическим фермам со световым фонарем. Вокруг зала по периферии идет одноэтажная пристройка с небольшими магазинами.

Магазин-пассаж в Одессе на ул. Дерибасовской (1899-1900, архит. Л. Л. Влодек, скульптор Т. Л. Фишель). Крытый рынок в Киеве (1909-1912, архитекторы Г. Ю. Гай, М. П. Бобрусов). Интерьер. Крытый рынок в Киеве (1909-1912). Фрагмент ворот.

В XIX в. возникает новое типологическое направление в архитектуре - промышленные выставки, которые сыграли важную роль в развитии зодчества, поскольку одновременно служили целям рекламы новейшей архитектуры.

Первые русские сельскохозяйственные и мануфактурные выставки состоялись в Петербурге (1850, 1870) и в Москве (1864). Размещались они в приспособленных для этой цели зданиях. Художественно-промышленная выставка в Нижнем Новгороде (1896) представляла собой уже значительное событие в архитектуре. Первая Всероссийская сельскохозяйственная и промышленная выставка открылась в Киеве в 1897 г. В 1894 г. был объявлен конкурс на проект ее планировки. Первую премию получил проект архит. А. Н. Добачевского. В проектировании павильонов участвовали видные киевские архитекторы А. В. Кобелев, В. В. Городецкий, В. А. Бессмертный, 3. И. Журавский и др.

Особенностью генплана выставки был функциональный подход в использовании рельефа для линии трамвая как одного из планировочных факторов. Трамвай был впервые использован в практике выставок и послужил своего рода ее рекламным "коньком". Павильоны располагались по рельефу и ориентировались на остановки трамвая. Конечная остановка находилась у главного павильона выставки. Тут же размещались обслуживающие здания, театр, ресторан. Павильоны выставки были преимущественно деревянными, украшенными башенками и резными элементами в русском стиле. Среди других выделялся своей планировкой павильон садоводства (архит. А. В. Кобелев) в виде круглого зала с двумя боковыми крыльями.

При создании генплана Всероссийской промышленной выставки у Черепановой горы в Киеве в 1913 г. архитектор Ф. Э. Вышинский за основу принял симметричную схему с одной центральной осью, проходившей по крутому склону горы, по которой расположены центральный вход, главные павильоны и огромная лестница. Направление линии трамвая на выставке 1913 г. увязывалось с центральной осью - как бы огибало ее. Классицистической схеме подчинена планировка и форма главных павильонов. Промышленная и художественная выставка, открывшаяся в 1910 г. в Одессе, занимала площадь 17 га. В проектировании ее генплана и павильонов приняли участие ведущие архитекторы Одессы Л. Л. Влодек и С. А. Ландесман, один из павильонов проектировал архит. А. В. Щусев. Значительную часть территории занимали развлекательные учреждения (циклодром, иллюзионы, карусели).

Южно-русская промышленная выставка в Екатеринославе (1910) разместилась на территории городского парка и отличалась изяществом павильонов в разных стилях. При проектировании выставок проявился новый градостроительный подход, использованы новые композиционные и планиромочные приемы, разнообразие стилистических направлений. Таким образом, следует отметить, что главной особенностью архитектуры промышленных, финансовых и торговых зданий рассматриваемого периода является формирование новой типологической структуры зданий и сооружений, обусловленных, в частности, развитием промышленного производства, транспорта и торговли.

В сфере промышленности можно выделить следующие архитектурно-типологические группы: заводы-комплексы, рассчитанные на 3-10 тыс. рабочих, занимавшие площадь в 40-100 га и размещавшиеся на окраинах больших городов либо на свободных территориях; одноэтажные здания и сооружения цехов заводов; многоэтажные здания пищевой промышленности; мелкие промышленные предприятия, размещавшиеся в жилых кварталах городов.

Анализ архитектурных решений промышленных комплексов и зданий показывает, что в них отрабатывались прогрессивные градостроительные и планировочные приемы функциональной организации, зонирования, связь зданий с транспортом, новые типы объемно-планировочных и конструктивных решений. Проектирование крупных заводов впервые поставило перед архитектурой сложные задачи пространственной организации целого комплекса зданий по единой технологии с учетом различных коммуникаций на больших территориях. Эта работа выполнялась в содружестве с инженерами разных специальностей, которые обладали определенной архитектурной подготовкой и учитывали эстетические требования. В то же время к проектированию промышленности все чаще привлекались архитекторы, которые применили, в частности, градостроительный подход к производственно-селитебным комплексам, типизацию поперечных профилей цехов, кооперирование объектов разного типологического профиля, т. е. приемы, подготовившие архитектуру будущего.

Можно считать доказанным, что в начале XX в. на Украине сформировались основы промышленной архитектуры, в которую внесли вклад русские и украинские архитекторы А. И Гоген, Л. А. Серк, Л. М. Чернигов, А. М Гинзбург, А. М. Вербицкий и др. В качестве достижений функционального метода проектирования в промышленной архитектуре можно назвать замену горизонтальной технологии вертикальной с переходом к многоэтажным зданиям, разработку типа зданий на столбах, широкое освоение металлических и железобетонных конструкций, позволявших создавать новые архитектурные формы. Все эти достижения в дальнейшем были использованы в гражданских зданиях.

Много нового в планировочном и конструктивном отношении дала разработка типов зданий транспорта, торговли и финансов, которые имели следующую типологическую структуру: здания, обслуживающие пассажиров (железнодорожные вокзалы, станции, пакгаузы); технические здания и сооружения (паровозные и трамвайные депо, мастерские, мосты, путепроводы, портовые сооружения, маяки); торговые здания (торговые ряды, магазины, пассажи, торговые дома, оптовые склады, универмаги, крытые рынки, торгово-конторские здания); промышленно-сельскохозяйственные выставочные комплексы; финансовые здания (биржи, кредитные товарищества, банки). Характерной особенностью этих зданий было то, что они, с одной стороны, были функционально связаны с процессами капиталистического производства, а с другой являлись общественными зданиями, которые обслуживали людей, входили в городскую ткань, подчинялись требованиям архитектурных традиций. Поэтому некоторые из них, выполненные крупнейшими зодчими, сохранили свое значение как памятники архитектуры и играют важную роль в современном облике многих исторических городов.

Анализ объемно-планировочных решений этих зданий показал, что при их проектировании были отработаны принципиально новые приемы компоновок больших залов (площадью 900-3000 м2) в сочетании с мелкими конторскими помещениями, а также многоэтажных корпусов с одноэтажными пристройками. В решении зальных помещений вокзалов, пассажей, крытых рынков, банков впервые стали применять прием открытых конструкций в интерьере, что привело к новой трактовке объемов зала. Наряду с применением традиционных классицистических схем, широкое развитие получили метод компактной планировки и метод функциональной дифференциации объемов. Особенно наглядно это видно на примере финансовых и конторских зданий, где в начале XX в. возник тип многоэтажного многоцелевого здания каркасной системы.

На рубеже веков были сформированы такие архитектурные типы функциональной организации пространства, которые сохраняют свое значение и сегодня. В то же время на примере банков видно, как частная собственность на землю нивелировала функциональные различия, способствовала появлению зданий-пломб в рядовой застройке. В разработку новых типов зданий рассматриваемой группы большой вклад внесли архитекторы А. Н. Бекетов, А. В. Кобелев, А. М. Вербицкий, П. С. Андреев, А. И. Ржепишевский, Н. В. Васильев, А. И. Бернардацци, Л. Л. Влодек, И. И. Загоскин, Г. Ю. Гай, А. Д. Тодоров, Ф. А. Троупянский и др. Большинство из них, хотя и придерживались историзма в трактовке форм, все же выступали новаторами и последователями рационализма в области планировочных решений.

К началу страницы
Оглавление   Здания финансовых учреждений  Зрелищные и спортивные здания