Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Персоналии
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Журналы, газеты, блоги
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Владимир Ясиевич
Архитектура Украины на рубеже XIX-XX веков

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ И ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗДАНИИ

Промышленный переворот, происходивший в России во второй половине XIX в., обусловил ломку традиционных представлений об архитектуре и выдвинул ряд новых типов сооружений, которые оказали огромное воздействие на все зодчество XX в.. В. И. Ленин в связи с этим отмечал: "Рост торговли, фабрик, городов, железных дорог предъявляет спрос на совершенно иные постройки, не похожие ни по своей величине, ни по своей архитектуре на старинные здания патриархальной эпохи" [7, с. 535].

Промышленная архитектура в силу своей технологичности требовала специальных знаний, сотрудничества архитектора с технологами и конструкторами, решения подчас сложных функциональных комплексов. Разработка проектов крупных заводов приводила к определенной специализации не только строителей, но и архитекторов. Развитие транспортного строительства определило появление инженеров-мостостроителей, создавших принципиально новые по конструкции и архитектуре сооружения из металла.

ПРОМЫШЛЕННАЯ АРХИТЕКТУРА

Характерной особенностью рассматриваемого периода является изменение в размещении и структуре промышленности. Если во второй половине XIX в. на Украине интенсивно развивалась пищевая промышленность (сахарная, мукомольная, винокуренная), то уже в начале XX в. эти отрасли играли второстепенное значение и промышленный центр переместился на восток, в Донбасс и Поднепровье. Здесь концентрировались новые отрасли - угольная, металлургическая, машиностроение, которые давали в 1913 г. больше половины общерусского производства. В проектировании металлургических заводов большую роль сыграли крупные отечественные ученые А. В. Мевиус, И. Л. Тиме, инженеры П. Г. Рубин, В. П. Ижевский, братья Ю. М. и О. М. Горяйновы, металлурги М. К. Курако и М. В. Луговцев. Они разрабатывали новые процессы, проекты металлургических заводов и крупнейших в то время в Европе доменных печей. Основу металлургии составляло доменное производство. Первая доменная печь была построена в Юзовке в 1871 г. Затем в 1887- 1899 гг. пущены домны Александровского завода в Екатеринославе, заводов в с. Каменском (1889-1894), с.Дружковке (1894), Енакиёво (1895-1903), Мариуполе (1896), Керчи, Краматорске, Кадиевке (1898-1899).

Доменные печи представляли собой значительные сооружения объемом 300-500 м3, высотой до 18-25 м, на чугунных колоннах, со сложными конструкциями подъемников и воздуховодов. В конце XIX в. произошел переход от кирпичных несущих конструкций к клепаным металлическим, что привело к появлению совершенно новых технологических форм, предвосхищавших архитектуру будущих лет.

Состав, типы и профили цехов металлургических заводов определялись развитием технологии. Так, бессемеровский способ плавки в конверторах привел к созданию специальных поперечных профилей цехов с большими пролетами. Первые мартеновские цехи с пролетами до 37 м построены в Екатеринославе и в Каменке. К концу XIX в. на заводах стали строить прокатные цеха большой протяженности (до 160 м) с трехпролетным профилем (18 и 20 м) для проката рельс, балок, листов и труб. Крупные прокатные цеха были построены в с. Каменском (1906), в городах Мариуполе (1914) и Керчи (1914).

Особенности типов зданий и сооружений металлургии видны на примере одного из наибольших металлургических заводов Украины - Днепровского в с. Каменском.

Особенностью домен, мартеновских и прокатных цехов было то, что они выполнялись в каркасных конструкциях и металлических покрытиях. А это, вместе с технологическим оборудованием, определяло принципиально новые архитектурные формы сооружений как выражение чистой конструкции, функции и технологии. Планировка и размещение оборудования подчинялись технологии, но в то же время пространство цехов оставалось относительно свободным и во многом определялось размещением и движением мостовых кранов. Особенностью проектирования металлургических заводов были их постоянная реконструкция и развитие, что требовало значительных резервных территорий.

Для правильного понимания значения формообразования в промышленной архитектуре, особенно в сооружениях горнорудной и металлургической промышленности, которые имели совершенно нетрадиционные формы и ближе стояли к машине и технике, чем к сфере строительства, важное значение приобрела в XIX в. проблема красоты в технике, которая рассматривалась в то время теоретически и составляла предмет эстетической подготовки инженеров всех специальностей.

Екатеринослав. Доменный цех Брянского металлургического завода (нач. XX в.). Рисунок автора.

Машины и технические конструкции до XVIII в. подчинялись логике архитектурного формообразования - достаточно вспомнить станки русского механика А. К. Нартова с архитектурными деталями. Но с развитием техники машины стали приобретать свойственные им технические формы, хотя на первых порах и повторяли формы старых орудий труда. В XIX в. произошло окончательное выделение машинных форм, техницизм противопоставлялся традиционным представлениям о красоте. В связи с этим в ряде работ Ф. Рело в Германии, П. С. Страхова, П. К. Энгельмейера в России, В. Л. Кирпичева и Я. В. Столярова на Украине был поставлен и отчасти решен теоретический вопрос о красоте в технике. Эти авторы сходились на том, что ей присуща своя, рациональная красота, выражающая конструкцию и технологию [115].

Такой самоценной красотой обладали сооружения добывающей и металлургической промышленности, представляющие собой чистые машинные формы. Огромные доменные печи, воздуховоды, шахтные подъемники, дымовые трубы производили огромное эстетическое впечатление своими абсолютными размерами, обнаженностью конструкций, непонятной непосвященному логикой своей пространственной организации. Но эти формы были антигуманны, они противостояли человеку-труженику. Это позволяло писателям сравнить завод с Молохом - финикийским богом, олицетворяющим свирепую силу, постоянно требующую человеческих жертв.

В то же время машинные формы заводов вызывали и другие эстетические эмоции: в них выражались новые идеалы машинного технического века, рождавшегося на рубеже веков. Тот факт, что заводы были произведениями инженерного творчества, причем инженеров, получивших достаточную эстетическую подготовку*, определил значение этих необычных тогда форм для последующего развития зодчества.
* Во многих технических вузах инженерам преподавали рисунок и основы архитектурного проектирования, они получали право проектировать и строить здания. Вернуться  в текст

Гораздо ближе к традиционным архитектурным формам были типы зданий машиностроительных заводов. На Украине на рубеже веков строили машиностроительные заводы, которые производили железнодорожные паровозы и вагоны, морские и речные суда, сельхозмашины, станки, электромеханические машины. После 1914 г. строятся и первые авиазаводы. В 1913 г. Украина производила половину всех сельскохозяйственных машин, выпускаемых в России, значительное количество локомотивов и судов. Наиболее ранние по времени строительства заводы сельхозмашин, которые возникли как небольшие мастерские в Харькове (1856), Одессе (1854), Елизаветграде (1874), Киеве (1882), к 1913 г. реконструируются в крупные предприятия с числом рабочих до 2-3 тыс. каждый. Интересные решения имели цеха завода сельхозмашин в Елизаветграде. Они представляли собой 3-этажные корпуса по периметру квартала. Отдельные корпуса пересекали квартал вдоль и поперек, образуя внутренние дворы с мостовыми переходами в уровне третьего этажа. За пределами основного квартала располагались главное здание 3-пролетно-го сборочного цеха, склады, управление и клуб для служащих. Рядом с основными корпусами был посажен большой парк.

Крупными архитектурными комплексами были паровозо- и вагоностроительные заводы, в частности в Харькове (1895), Луганске (1896), на которых работало в 1913 г. соответственно 5 и 11 тыс. чел. [173]. Проект Харьковского завода был разработан инженерами-технологами при участии петербургского архит. А. И. Гогена. В комплекс, занимавший территорию в 40 га, входили здания и сооружения цехов завода, рабочая колония с железнодорожными депо и мастерскими. Половина участка была зарезервирована для расширения завода в будущем. Центральными сооружениями завода были машиностроительный (площадь 4,5 тыс. м2) и паровозосборочиый (4,4 тыс. м2) цеха. Они имели трехпролетныс поперечные профили и были перекрыты металлическими фермами с пролетом 12 и 18 м. Для всех зданий завода были разработаны унифицированные поперечные профили, типы покрытий и решения фасадов, что способствовало созданию единого облика сооружения в духе кирпичной архитектуры. Функциональным совершенствованием компоновки цехов отличаются монтажно-сборочные мастерские машиностроительного завода в Александровске (1915, архит. Л. А. Серк). Особенностью их является разработка стандартных секций поперечных профилей пролетами 24 м и 12 м, которые чередуются.

В конце XIX в. в связи с ростом морской торговли, развития торгового и военного флота на Украине получает развитие судостроение, центрами которого становятся Николаев, Одесса, Севастополь, Киев. В 1895 г. в Николаеве началось строительство крупного комплекса судостроительного, механического и литейного заводов (впоследствии "Руссуд"). Здесь был сооружен оригинальный металлический эллинг длиной 35 и высотой в свету 20 м, перекрытый решетчатой пространственной структурой - пролетом 30 м.

Переход на электрическое силовое оборудование в начале XX в. вызвал необходимость в строительстве электромеханических заводов и цехов. Крупнейшим предприятием этого профиля стал Харьковский завод (ХЭМЗ), для которого в 1915-1916 гг. на территории 20 га были построены новые корпуса. Машиностроительный цех ХЭМЗа отличался новым компоновочным решением. Он имел пять поперечных пролетов; к среднему (высотой 23 и пролетом 25 м) примыкали два 2-этажных корпуса. Лестницы, лифты, санузлы и подсобные помещения были вынесены в 4-этажные пристройки. Это обеспечивало сочетание в одном объеме различных технологических процессов. Внешние формы здания были трактованы в духе идей рационализма - просто, конструктивно и лаконично.

Проект элеватора в Одесском порту (1903 г., архит. А. М. Вербицкий).

В конце XIX в. стала интенсивно развиваться строительная промышленность. Число ее предприятий в России возросло с 963 в 1900 г. до 1154 в 1913 г., а выпуск продукции увеличился в 2,5 раза. Укрупнение заводов, внедрение более совершенной технологии в кирпичной, стекольной и особенно цементной промышленности способствовало появлению новых типов сооружений.

Первые цементные заводы были построены на Украине еще в 1870-е годы, а наиболее крупные, оснащенные вращающимися печами, появились на рубеже веков в Одессе (1894), Здолбунове (1897), Лисичанске (1897), Амвросиевке (1896-1903). В 1913-1915 гг. были пущены крупные цементные заводы-цеха при Брянском и Краматорском металлургических заводах. Новым типом сооружений на цементных заводах стали металлические вращающиеся печи и железобетонные хранилища - силосы, поднятые на отдельные опоры. Они иногда достигали высоты 5-этажного дома и предвосхищали "здания на столбах", осмысленные как архитектурная форма в начале XX в.

Типичными сооружениями пищевой промышленности в рассматриваемый период были мельницы, сахарные, спиртоводочные и пивоваренные заводы. Для их объемно-планировочного решения наиболее характерны перманентное технологическое совершенствование и реконструкция, а также принципиальные изменения объемно-планировочной структуры зданий.

Это наглядно видно на примере мельничного здания. Ветряные и водяные мельницы были характерны для помещичьего и крестьянского хозяйства, они функционировали и в начале XX в., но уже в 1860-е годы начали сооружать первые паровые мельницы. В 1870-1880 гг., они представляли собой 2-, 3-этажные здания с каменной котельной и большой дымовой трубой. Планировка основного корпуса обусловливалась горизонтальной технологией. Новым типом многоэтажного (в 5-6 этажей) здания стали мельницы высокого помола, разделенные брандмауэром на две части по вертикали. В одном располагалось обойное и очистное отделения, в другом - помольное.

Крупнейшими сооружениями начала XX в. были мельницы в Киеве, в Одессе, в с. Теткино, в Кременчуге и др. Мельница "Анатр" в Одессе (1906) представляла собой первое в городе 6-этажное здание с внутренним железобетонным каркасом и силосами. Технологический процесс осуществлялся по вертикали, что определяло общую композицию. Аналогичное решение имели многоэтажные мельницы в с. Теткино и Кременчуге.

Значительные изменения произошли в компоновке сахарных заводов. В 1910-е годы крупнейшие заводы с числом рабочих до 2 тыс. функционировали в Сумах, в с. Тростянец, хут. Михайловском на Черниговщине. Они представляли собой комплексы, состоящие из главного корпуса песочного и рафинадного отделений, складов, мастерских и вспомогательных зданий, небольших поселков для служащих и казарм для рабочих.

Архитектура промышленных зданий:
а - Александровский машиностроительный завод. Типовые фасады и поперечные профили (1915, инж. Л. А. Серк);
б - эллинг верфи в Николаеве (1910-е годы).

В начале XX ст. на Украине возникают новые типы зданий пищевой, легкой промышленности, полиграфии, которые возводят, преимущественно в городах по проектам местных архитекторов. Например, по проектам А. М. Гинзбурга в самом Харькове и в губернии сооружены пивоваренный завод (1905), винокуренные заводы в Коломаке (1906), Бретанице (1908) и др. По проектам А. М. Вербицкого построены бумажная фабрика в Малине (1907), здания сахарного завода на ст. Верхнячка (1910). Особенно интересен его проект элеватора в Одесском порту (1903). Эта целостная архитектурная композиция состоит их трех объемов, соединенных металлическими мостиками. Формы здания построены на основе сложных ритмических выделения акцентов входов и завершений. Оно подчинено требованиям архитектурной композиции и отражает новейшие стилистические черты модерна.

Анализ указанных зданий и проектов свидетельствует о том, что роль архитектора в промышленном строительстве значительно активизируется. И если в проектировании крупных промышленных предприятий архитекторы только участвуют, то при сооружении остальных им принадлежит уже ведущая роль. Это объясняется относительно небольшими размерами сооружений, их размещением в сформировавшихся городах, новыми воззрениями на промышленное строительство, как важную часть архитектуры. В Европе в это время в промышленной архитектуре работают такие видные архитекторы, как П. Беренс, В. Гропиус, в России - В. А. Веснин, Ф. О. Шехтель, А. В. Кузнецов, Л. А. Серк и др., творчество которых оказало воздействие и на промышленную архитектуру на Украине.

К началу страницы
Оглавление   Промышленные, сельскохозяйственные и дачные поселки  Типы транспортных и инженерных сооружений