Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Персоналии
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Журналы, газеты, блоги
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Владимир Ясиевич
Архитектура Украины на рубеже XIX-XX веков

ПРОМЫШЛЕННЫЕ, СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ И ДАЧНЫЕ ПОСЕЛКИ

Развитие капитализма обусловило появление новых поселений, которые, несмотря на большое количество жителей, не имели статуса и прав города. К ним относятся Юзовка, Горловка, Краматорск, Енакиево, Макеевка, Дружковка и др. По количеству населения они достигли к 1917 г. размеров средних городов, но по уровню благоустройства резко от них отличались. Хотя население их не занималось сельским хозяйством, они все же не получили прав города. Так, в 1916 г. в Горловке насчитывалось 30 тыс. чел., в Юзовке в 1913 г.- 70 тыс. В. И. Ленин указывал на Юзовку как на пример "создания новых центров современной фабрикой, которая сразу оттягивает сельское население тысячами в индустриальные поселки" [7, с. 523-524].

Начиная с 1870-х годов, когда была пущена первая доменная печь, население Юзовки быстро росло. "Новороссийское общество" построило колонию Новый Свет, в коттеджах которой жили инженеры, служащие и мастера, приехавшие из Англии. Колония была распланирована в виде поселка-сада с благоустройством, озеленением и электрическим освещением. Поселки же для рабочих располагались в непосредственной близости от завода, без соблюдения необходимого санитарного разрыва. Основная масса рабочих, число которых в 1913 г. составило 43 тыс. чел., ютилась в бараках, самодельных постройках - "ямах", полуземлянках, а также на "квартирах" и "углах" в условиях большой скученности. Являясь по числу жителей средним городом (как и Елизаветград), Юзовка была лишена коммунального хозяйства, отсутствовало элементарное благоустройство. В результате в 1892 и 1896 гг. в городе прокатились эпидемии холеры, тифа и дезинтерии, унесшие сотни жизней.

Примером более планомерной застройки служила Горловка - поселок, возникший в 1867 г. по специально разработанному генплану. Он имел радиально-кольцевую планировку, в центре находились дома инженерно-технического персонала, несколько десятков казарм для рабочих. На 18 радиальных линиях были размещены 1200 стандартных жилых домов (на три окна). При каждом доме был небольшой участок и летняя кухня. В поселке имелась базарная площадь с магазинами и закусочными. В 1890 г. для служащих и на их средства в центре поселка был сооружен клуб-театр, а в 1914 г. построен частный клуб-кинотеатр на 300 мест.

Процесс возникновения и застройки фабричных и шахтных поселков Донбасса проходил, в основном, стихийно, по мере появления новых предприятий. Лишь в редких случаях одновременно со строительством новых заводов проектировались поселки. Так, в 1889 г. из Варшавы был перенесен металлургический завод в Каменское, которое вскоре из села превратилось в крупный производственно-селитебный комплекс, положивший начало современному Днепродзержинску.

Каменское является редким примером создания промышленного города по генеральному плану. На генпланах завода 1896 и 1906 гг. предусмотрены резервные территории, рассчитанные на расширение завода и поселка. В планах нашло отражение деление поселка на три функциональные зоны - промышленную, общественную и жилую. В общественной части, в так называемой Верхней колонии, располагались правление завода, несколько церквей, больница на 75 мест, школа на 800 учеников, гостиница, народный дом с читальней, яхт-клуб и зимний клуб-театр. Здесь же находились 32 дома квартирного типа для служащих. Верхняя колония имела водопровод, канализацию, электроосвещение. В Нижней колонии на левом берегу Днепра было построено 129 домов двухквартирного и казарменного типа. В Каменском к 1917 г. проживало 63 тыс. чел.

Быстро развивались и другие индустриальные центры. , В Мариуполе, маленьком приморском уездном городе, в 1892 г. было всего 17 тыс. жителей, в 1918 г.- уже ПО тыс., в том числе 57 тыс. рабочих. После строительства в 1897 г. огромного металлургического завода "Никополь" (впоследствии "Азовсталь") в нескольких километрах от старого города возник поселок на 10 тыс. чел. По настоянию рабочих и инженерно-технической интеллигенции в городе сооружают театр (1887), цирк (1899), водопровод (1910), делаются попытки благоустройства центра города. Но размещение завода рядом с городом и морем создало неблагоприятные гигиенические условия для жителей.

Для Донбасса начала XX в. характерно новое градостроительное явление слияние близко расположенных промышленных поселков. Например, пос. Енакиево возник в 1898 г. в результате слияния небольших поселков завода и шахт. Он был запроектирован в начале XX в. с прямоугольной сеткой улиц и большой торговой площадью в центре, на которой разместили церковь и ряды торговых лавок. В 20 коттеджах жили бельгийские специалисты. В плане поселка предусмотрено место для театра и небольшого парка. В 1916 г. здесь проживало 16 тыс. чел. В конце XIX в. промышленные поселки возникают на окраинах старых городов в связи со строительством крупных заводов, железнодорожных депо и станций. В это время появляются железнодорожные колонии в Киеве, Одессе, Харькове, Симферополе, поселки машиностроительных заводов в Харькове, Луганске, Елизаветграде, металлургического завода в Екатеринославе.

Примером крупного производственно-селитебного узла на окраине старого города может быть поселок паровозостроительного завода в Харькове (1895-1897, архит. А. И. Гоген). В проекте предусмотрено функциональное зонирование и перспективное резервирование площадей. Из выделенных 40 га земли 10 были отведены под рабочую колонию и 20 - под расширение завода в будущем. Фактически в колонии были построены четыре 3-этажных и десять 2-этажных домов для мастеров и служащих, больница и столовая. Основная масса рабочих, число которых к 1900 г. достигло 3,5 тыс., расселялись в близлежащих районах Харькова.

В конце XIX в. на Украине возник ряд поселков при узловых станциях железных дорог с населением до 1 тыс. чел. С укрупнением узлов развивается промышленность и увеличивается население. Примером таких поселков, превратившихся в "железнодорожные города", могут быть Жмеринка, Казатин, Люботин, Конотоп, Ковель и др. Пос. Жмеринка, возникший в 1865 г., насчитывал к 1913 г. 27,2 тыс. чел. В нем были сооружены 9 небольших фабрик и заводов, построена больница (1898), две гимназии (1907, 1909).

Генплан Днепровского металлургического завода и поселка в с. Каменском (1906 г.):
1 - завод, 2 - Нижняя колония; 3 - Верхняя колония.

В сельской местности Украины в конце XIX ст. создаются крупные фабрично-сель-скохозяйственные имения, которые явились результатом проникновения капитала в сельское хозяйство. Это были комплексы сахарных заводов, паровых мельниц, спиртовых, винокуренных и других заводов с небольшими поселками для рабочих, мастеров и администрации. Так, фабрично-промышленный комплекс имения в с. Теткино на Сумщине создан по проектному генплану вблизи железнодорожной станции. Планировка поселка учитывала функциональные и природные факторы. Здесь были построены здания сахарного и винокуренного заводов, мельницы, больница, школа, функционировали водопровод и канализация.

Комплексное градостроительное решение имело имение Гуты на Харьковщине, которое объединяло 10 крупных экономии и множество хуторов. Центральная усадьба в Шаровке представляла собой производственно-жилой комплекс, куда входил завод с поселком при нем, церковь, школы, селек-ционная станция, пекарня, магазины, под-. собные предприятия, электростанция. Планировочные решения подобных комплексов до сих пор мало изучены, хотя они могли бы представить определенный интерес при решении вопросов формирования современных агропромышленных комплексов.

Генпланы фабрично-сельскохозяйственных имений и экономии (нач. XX в.):
а - в с. Теткино, 1913; б, в - Леопольдовская и Кленовская экономии Гутянского имения;
1 - жилые, административные и обслуживающие здания; 2 - производственные и фабричные здания; 3 - складские и вспомогательные помещения; 4 - сады и огороды.

Планировка экономии, например Кленовской, была подчинена функциональным задачам, имела зонирование на жилую и производственную зоны, примыкающие к водоему. На берегу пруда размещались винокуренный завод, мастерские, воловни, очистные сооружения; заводская казарма для рабочих располагалась рядом с заводом. Проблема рабочего поселка, как архитектурно-социальная, разрабатывалась в трудах социалистов-утопистов, она волновала и отечественных архитекторов, гигиенистов, врачей, писателей. Попыткой реализации утопических идей было строительство еще в 1849-1859 гг. возле с. Городище на Черкасщине поселка при сахарном заводе. Поселок имел 150 домов для служащих и рабочих, больницу, школу и библиотеку, был благоустроен, имел газовое освещение (в результате банкротства владельцев завод и здания поселка были проданы на слом). В поселках некоторых других сахарных заводов эти же идеи получили развитие, например, в самом Городище (начало XX в.), в Тростянце на Сумщине (1906 г.) и др.

Проблема рабочего поселка, как архитектурно-социальная, разрабатывалась в трудах социалистов-утопистов, она волновала и отечественных архитекторов, гигиенистов, врачей, писателей. Попыткой реализации утопических идей было строительство еще в 1849-1859 гг. возле с. Городище на Чер-касщине поселка при сахарном заводе. Поселок имел 150 домов для служащих и рабочих, больницу, школу и библиотеку, был благоустроен, имел газовое освещение (в результате банкротства владельцев завод и здания поселка были проданы на слом). В поселках некоторых других сахарных заводов эти же идеи получили развитие, например, в самом Городище (начало XX в.), в Тростянце на Сумщине (1906 г.) и др.

К одной из первых попыток архитектурной разработки проекта рабочего поселка на основе идей социалистов-утопистов следует отнести конкурсный проект поселка товарищества Невской ниточной мануфактуры, выполненный одесским архит. Н. К. Толвинским в 1896 г. и получивший первую премию на конкурсе. На участке в 5,6 га запроектированы: поселок для 1500 рабочих в виде современного микрорайона с комплексом жилых и обслуживающих зданий; дом-коммуна на 300 человек, общежития, дома с квартирами для семейных, школа, ясли, амбулатория, аптека, столовая.

Конкурсный проект Невской ниточной мануфактуры в Петербурге (1896, архит. Н. К. Толвинский):
а - план; б - фасад; в - план этажа; 1 - жилые дома; 2 - детские ясли; 3 - школа; 4 - амбулатория и аптека; 5 - жилой дом с библиотекой и столовой.

Идеи городов-садов, популярные в то время в Западной Европе, повлияли на проектирование в России поселков железнодорожников, фабрично-сельскохозяйственных имений и, главным образом, на дачные поселки. Русские градостроители восприняли эти идеи реалистически. В связи с этим проф. Киевского политехнического института Г. Д. Дубелир писал: "Насаждать в России города-сады в том виде как они возникли за границей, это если не утопия, то во всяком случае задача, имеющая ограниченный интерес. Другое дело привить к существующим городам те детали благоустройства, которые могут сегодня же найти применение" [61, с. 6].

Неудовлетворительные гигиенические условия жизни в городах, рост заболеваемости (особенно туберкулезом легких) способствовали увеличению тяги горожан на лоно природы. Это был процесс, типичный для капиталистического города.
Юзовка. Рабочий поселок при металлургическом заводе (фото нач. XX в.). Курорт Трускавец Ивано-Франковской обл. Здание пансионата (нач. XX в.).

Дачные поселки в конце XIX в. возникают на Украине вблизи крупных городов, в курортных и лечебных местностях, вблизи источников минеральных вод, лечебных грязей. В них наиболее полно воплощается идея городов-садов, поскольку жители на кооперативных началах владеют общественными средствами, участвуют в управлении и благоустройстве поселков.

Дачный поселок Святошино возник в трех километрах от городской черты Киева в 1900-е годы. Этому способствовали отличные п3 тыс. Планировка поселка представляла собой прямоугольную сеть улиц, просек и линий, распланированных на 130 участков. В 1904 г. по инициативе общества благоустройства в поселке был сооружен пруд, построены 2 гимназии, театр, ресторан, базар, бани, музыкальная эстрада, функционировали парк, детские площадки, клуб, кинематограф.

Значительную роль в развитии Пуща-Водицы как курортного поселка сыграли киевские врачи Ф. Г. Яновский, Г. Р. Рубинштейн и др. По их инициативе здесь были построены первые санатории. Дачи стали сдавать риродные (сосновый бор) и транспортные (железнодорожная станция и линия трамвая, обеспечивающие удобную связь с городом) условия. В 1909 г. здесь в летнее время жило до 12 тыс. чел., зимой - в наем больным, поселок постепенно превратился в курорт.

Дачные поселки под Киевом возникли при станциях железных дорог в Боярке, Ворзе-ле, Немешаево, Тетереве, Караваевых дачах, Дарнице; некоторые из них служили не только дачами, но и местом постоянного жительства. Много дачных поселков появилось в начале века вокруг Харькова (Южный, Высокий, Зеленый гай, Джерело, Липовая роща и др.). Выбор места для них определялся сочетанием природных гигиенических факторов с транспортными возможностями. Образование поселков вблизи Харькова было вызвано, кроме других факторов, и ростом цен на земельные участки в самом городе. Это способствовало переселению части жителей за пределы города в поисках более дешевого постоянного жилья. Часть новых поселков были созданы железнодорожными служащими. Так, в 1907 г. по утвержденному генплану на площади 34 га начал застраиваться поселок Южный под Харьковом (в дальнейшем город Южный). Поселок расположился в лесу, часть которого вырубили и посадили сады. Улицы имели ширину 21 и 16,8 м, площадь участков составляла 1,3 га. К 1911 г. были сооружены пруд, водопровод, театр, школа, базар, баня, парк, оборудовано электроосвещение.

Планировка большинства дачных поселков была прямоугольной, без использования особых композиционных приемов. Один из специалистов-градостроителей того времени М. Г. Диканский писал: "...применяемая у нас система планировки заключается в проведении с помощью линейки и карандаша параллельных и перпендикулярных линий. При такой примитивной шахматной разбивке не принимаются во внимание ни 1 топографические, ни климатические условия местности" [38, с. 553].

Такую планировку имело большинство новых дачных и курортных поселков начала XX в., например курортный поселок в Евпатории, запроектированный на побережье между старым городом и Мойнакским озером. В других случаях, особенно в Крыму и в Прикарпатье, возникали курортные поселки со свободно разбросанными по рельефу зданиями дач и гостиниц. Некоторые из таких поселков быстро росли: например, Коктебель в 1909 г. имел всего 5-6 дач с числом отдыхающих до 70 чел., а в 1914 г. количество дач увеличилось до 50-60, а отдыхающих - до 2 тыс. чел. в год. Отличались своим благоустройством курортные поселки в Гурзуфе, Ялте, Алуште, Трускавце, где были построены гостиницы, санатории, благоустроены общественные набережные, парки, пляжи.

Были сделаны попытки архитектурно-планировочного решения новых курортных поселков на основе генпланов. Наиболее интересны проекты города-курорта Ласпи в Крыму (1916, архит. И. А. Фомин), курорта-сада "Камперия-Сарыч" (1917, архит. П. Ф. Алешин, инж. Г. Д. Дубелир при участии архит. В. В. Яковлева), "Лесной уголок" под Харьковом (1918, архит. М. Ф. Пискунов). Эти проекты создавались под влиянием идей города-сада, и в частности, построенного по проекту архитектора В. Н. Семенова поселка на ст. Прозоровская в 1913 г.

Проект курорта Ласпи представляет собой поселок на 4,5 тыс. жителей, расположенный на крутом рельефе в живописной местности. Территория была распланирована на участки площадью 2-10 тыс. м 2, система улиц и площадей раскрывалась в сторону моря. Курорт "Камперия-Сарыч" был запроектирован на площади 109 га с участками под застройку дачами и общественным центром, в центре намечалось разместить управление курортом, гостиницу и гимназию. К сожалению, оба эти проекта остались нереализованными.

*

Изучение планировки и застройки городов и поселков Украины на рубеже веков позволяет прийти к выводу, что в градостроительстве в этот период происходили коренные изменения. Сформировалась новая типологическая структура городов и поселков: крупные центры с населением в 200-500 тыс. чел. (Киев, Одесса, Харьков, Львов, Екатеринослав); средние промышленные поселки с населением 20-50 тыс., сливающиеся между собой иногда в целые конгломерации (Донбасс), либо тяготеющие к крупным промышленным городам (Екатеринослав) ; пригородные и железнодорожные поселки вдоль линий железных дорог, в которых постоянно жило население, работающее в городах; дачные поселки при крупных городах и в рекреационных зонах Крыма; небольшие поселки фабрично-сельско-хозяйственных имений с населением до 2-3 тыс. чел. Эта структура была обусловлена развитием железнодорожного транспорта, промышленности и рекреационной деятельностью как новыми градообразующими факторами.

В системе расселения и градостроительстве произошло обострение ряда противоречий, например, между размещением промышленности и транспортных коммуникаций вблизи источников сырья и энергоресурсов и сложившейся традиционной системой расселения, что вело к неравномерному развитию старых и новых городов и поселков, особенно по уровню благоустройства и характеру застройки. Разительным был контраст между городом и селом, городами и рабочими поселками, выражавшийся в разном уровне благоустройства и характере шстройки при одинаковой численности на-селения (например Севастополь и Юзовка).

Значительные противоречия наблюдаются в уровне застройки и оборудования центров крупных городов и рабочих окраин. При размещении промышленных и жилых зон часто нарушались санитарные нормы и экологические условия, атмосфера и водоемы загрязнялись промышленными отходами. Эти противоречия порождались социальными условиями капиталистического общества и носили объективный исторический характер.

Наряду с противоречиями в планировке и застройке городов под влиянием внедрения научных и технических достижений произошли и положительные изменения - важную градообразующую роль стал играть внешний и внутренний механический транспорт (железная дорога, пароходы, трамвай,), который во многом определял особенности формирования городов и поселков. Развитие не городского транспорта приводило к расширению границ города, освоению новых районов и образованию звездной структуры дачных поселков вблизи крупных городов (Киев, Харьков, Одесса). У железнодорожных вокзалов и станций возникали новые поселки и районы города.

В результате экономического и технического развития в планировочной структуре и архитектурном облике крупных городов наблюдаются следующие изменения: происходит объединение старых частей города и их функциональная дифференциация; возникают новые деловые, культурные, торговые и административные центры городов, рабочие и студенческие окраины; формируются архитектурные ансамбли площадей и улиц; в центральных частях повышается плотность и этажность застройки (до 4-6 этажей) при преобладании малоэтажной застройки; возникают рекреационные зоны, дачные поселки при крупных городах, в которых получают частичное воплощение идеи городов-садов и которые дифференцируются на курортные, дачные и "спальные"; повышается уровень благоустройства, инженерного оборудования и озеленения городов, закладываются парки и скверы, сооружаются памятники.

В условиях доминирующей бесплановости застройки городов установлен ряд фактов ансамблевого подхода к размещению зданий и комплексов, определяющих новые градостроительные особенности архитектуры, например застройка нынешних улиц Владимирской и К.Маркса, а также пл. Б. Хмельницкого в Киеве, ул. Сумской и центральных площадей в Харькове, проспектов В. И. Ленина и Т. Г. Шевченко, пл. А. Мицкевича во Львове, которые заслуживают взятия их на учет как памятников градостроительства.

Все это позволяет по-новому оценить градостроительство рассматриваемого периода как этап ? определенного качественного развития, основанного на творчестве архитекторов, которые в трудных условиях добивались успехов, в частности, академиков архитектуры В. Н. Николаева, А. Н. Бекетова, Н. К. Толвинского, архитекторов П. Ф. Алешина, Д. С. Скоробогатова, Э. П. Брадт-мана, В. В. Городецкого и Г. П. Шлейфера. Большую роль сыграла деятельность ученого-садовода И. А. Жуковского, реконструировавшего систему парков и скверов Киева и поставившего ландшафтную архитектуру города на научную базу, а также архитекторов Львова, Севастополя и других городов. Заслуживают внимания отдельные попытки архитектурного решения генпланов городов и поселков на основе новых гигиенических и планировочных норм и теорий, в том числе идей городов-садов. К сожалению, они не всегда реализовывались полностью или вовсе оставались лишь проектными предположениями. В качестве примеров следует назвать проектный генплан Харькова (1895, архитекторы Б. Г. Михаловский, Г. Я. Стрижевский), устройство Французского бульв. в Одессе (инж. В. И. Зуев), планировку завода и поселка в с. Каменском, проектные генпланы Елизаветграда и Евпатории, планировку фабрично-сельскохозяй-ственных комплексов в с. Теткино, в с. Тро-стянец на Сумщине и имении Гуты на Харьковщине.

К выдающимся произведениям градостроительного искусства Украины на рубеже веков, предвосхищавших будущее, следует отнести нереализованные проекты планировки окраин Киева (архит. Г. Д. Дубелир), конкурсный проект рабочего поселка (архит. Н. К. Толвинский), проекты курортных поселков (архитекторы И. А. Фомин, П. Ф. Алешин, Г. Д. Дубелир).

В целом исследование особенностей планировки и застройки городов и поселков Украины показывает, что главная закономерность градостроительства этого периода вытекает из действия экономических законов при капитализме. Экономический и технический факторы являлись определяющими, им подчинялись архитектурные аспекты расселения, планировки и застройки городов, при этом зачастую игнорировались требования гигиены и эстетики. В то же время революционная борьба трудящихся, особенно в канун революции, оказывала определенное воздействие и на градостроительство, что нашло отражение в архитектурном творчестве. Оно определяло борьбу архитекторов за соблюдение генпланов городов, внедрение гуманистических идей, принципов гигиены и ансамблевости застройки, благоустройства и озеленения. В проектах закладывались новые элементы градостроительства будущего, прорабатывались варианты городов-садов, реализация которых полностью оказалась возможной лишь после Великой Октябрьской социалистической революции.

Основы советского градостроительства создавались кадрами архитекторов и инженеров, сформировавшимися на рубеже XIX- XX веков. Именно они осознали необходимость планового регулирования функционально-планировочной структуры города в его современном понимании. Уже в 1910 г. на Первом всероссийском съезде деятелей и специалистов по городскому благоустройству в Одессе были сформулированы основы научного подхода к градостроительству, дано определение генплану как основному закону города. Это позволило уже в 20-е годы перейти к формированию крупных градостроительных проектов типа Большого Запорожья и районной планировки Донбасса.

К началу страницы
Оглавление   Средние города  Промышленная архитектура