Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Персоналии
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Журналы, газеты, блоги
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Владимир Ясиевич
Архитектура Украины на рубеже XIX-XX веков

СРЕДНИЕ ГОРОДА

В аналогичных условиях складывались планировка и застройка средних городов юго и юго-востока Украины, заложенных в конце XVIII в., в частности Херсона, Елизаветграда, Мариуполя, Николаева, Александровска, Бахмута, которые начали расти после подведения железной дороги, развития промышленности и торговли. Большинство этих городов в середине XIX в. имело несколько десятков тысяч человек населения, а к 1917 г. оно превысило в некоторых городах 100 тыс. человек, например в Николаеве - 120 тыс., Мариуполе - ПО тыс. чел. Преимуществом развития их было то, что они имели статус города, определявшего городское самоуправление и наличие средств на городское хозяйство по реформе 1870 г. Поэтому в ряде средних городов построили водопровод - в Николаеве, Херсоне, Елизаветграде, Артемовске, Мариуполе и др. До 1917 г. водопровод был построен в 176 городах Украины. Трамвай был пущен в Елизаветграде (1896), Житомире (1898), Кременчуге (1899), Виннице (1912), Николаеве (1914).

В качестве примера застройки среднего города рассмотрим Елизаветград, который возник в середине XVIII в. как крепость на берегу р. Ингула. В 1897 г. его население возросло в 3 раза по сравнению с 1850 г. и составило 62 тыс. чел. В дальнейшем город превратился в центр сельскохозяйственного машиностроения, в котором было 80 тыс. населения и занято 3 тыс. рабочих. Строительство линии железной дороги в 1874 г. способствовало развитию города в северном и северо-западном направлениях, где за вокзалом возникла Рабочая слободка. В 1896 г. в городе оборудован водопровод и пущен трамвай. Главными улицами стали Большая Перспективная и Дворцовая, где были построены оригинальные магазины, жилые дома и особняки в стиле модерн. Развитию застройки в южном направлении способствовали распланированные в начале XX в. поселки - Новая Катрановка и Новая Кущевка. В 1913 г. был разработан проект генплана, по которому за крепостью предполагалось разместить городской парк, ярмарочную площадь, площадь для народных гуляний, циклодром и дачный поселок *.
* Этот один из немногих проектных планов городов обнаружен автором книги в Херсонском краеведческом музее в 1959 г.Вернуться  в текст
Проектирование дачного поселка по соседству с общегородскими рекреационными учреждениями означало образование новой функциональной зоны в плане города - зоны отдыха.

Темпы урбанизации в центральных и западных губерниях Украины были относительно меньшими, чем на юге и востоке. Так, в Полтавской, Черниговской, Волынской и Подольской губерниях число городского населения с 1858 по 1897 гг. возросло в 1,5- 1,8 раза, в то время как в Екатеринославской, например, в 2,5 раза. Развитие товарного сельского хозяйства, пищевой промышленности и строительство сети железных дорог способствовали развитию в XIX в. и таких исторических городов, как Житомир, Винница, Полтава, Чернигов, Кременчуг, население которых возросло до 50-100 тыс. чел.

Крупным административным и культурным центром Волыни становится Житомир, его население достигает 86,4 тыс. чел. Здесь пускают третий в России трамвай, соединивший центр города с вокзалом. В 1896-1914 гг. сооружают сначала узкоколейную, а затем обычную железную дорогу. В 1897 г. пущен в эксплуатацию водопровод. В городе ведется строительство в центре и на свободных территориях. К лучшим зданиям рассматриваемого периода относятся кафедральный собор (1866-1874), здание окружного суда (1898), водонапорная башня, ставшая украшением центра города, театр, лечебница, банк, особняки. Закладываются бульвары и парки. Несмотря на малую плотность застройки центра, территория города увеличивается. Вблизи города создается новый дачный поселок Сосновка.

Характерным примером нового центра правобережной Украины начала XX в. является Винница. В 1871 и 1873 гг. через Винницу прошли важные железнодорожные линии, связавшие ее с Киевом, Одессой, Москвой и Петербургом. Город стал центром района пищевой промышленности и торговли. С 1860 по 1900 годы его население увеличилось втрое и составило в 1910 г. 80 тыс. чел. В 1890-е годы были проведены планировочные работы в новом районе города - Замостье (вблизи вокзала), проложены широкие прямые улицы и бульвар, построен Народный дом (1902). Центр города сформировался вдоль улицы, которая теперь носит имя Ленина. В центре города построено несколько общественных зданий - театр (1910, архит. М. Г. Артынов), гостиница "Савой" (1911 -1912), банки, доходные жилые дома, заложен городской парк, произведено мощение. В 1910 г. начал функционировать водопровод, в 1912 г. пущен трамвай (от центра до Замостья), в прилегающих улицах строятся особняки. В развитии архитектурного облика Винницы начала века сыграли значительную роль архитекторы М. Г. Артынов и М. А. Ваксман, создавшие лучшие проекты.

Среди городов Крыма наибольшее градостроительное развитие в XIX в. получили Симферополь, Севастополь и Евпатория.

Симферополь, основанный в 1784 г. на месте поселка Ак-Мечеть с узкими кривыми улицами, стал центром Таврической губернии. В соответствии с генпланом, утвержденным в 1842 г., город развивался вдоль р. Салгирка и почтовых дорог на Перекоп и Севастополь.

После сооружения железной дороги и вокзала в северной части города вдоль главных улиц Александровской и Екатерининской стали сооружать крупные общественные здания, гостиницы, жилые 2-3-этажные дома. В конце XIX в. были построены здания окружного суда, городской управы, гостиницы "Бристоль" и "Петербургская", гимназии, Александро-Невский и Петропавловский соборы, здания офицерского и дворянского собраний, земская больница. В начале XX в. в центре был создан Пушкинский сквер, в котором установлен памятник поэту, построены театр (1911, архит. А. Н. Бекетов), банк (1911, архит. Н. П. Краснов), кинотеатр "Бонир", пассаж, несколько многоэтажных зданий, придавших городу новый архитектурный облик.

В районе вокзала сформировались железнодорожная слободка, а вдоль дороги на Севастополь - Казанская. В 1910-е годы за р. Салгиркой был запроектирован и частично застроен так называемый Новый город, где заложили парк и строили особняки в 2-3 этажа. В 1914 г. в городе была построена электростанция и пущен трамвай.

Начиная с 1875 г., после строительства железной дороги и прокладки туннеля, значительное градостроительное развитие получил Севастополь. В 1915 г. его население достигло 91,1 тыс. чел. Крупным предприятием судостроения стало адмиралтейство, где насчитывалось около 1 тыс. рабочих. В городе был построен ряд новых общественных зданий: морской музей (1895), научно-исследовательская станция с первым в России общественным аквариумом (1898), здание панорамы "Оборона Севастополя 1854-1855 гг." (1905), цирк и кинотеатр (1910), водолечебница (1914), которые придали городу новый архитектурный облик. В городе имелись электростанция, трамвай (1897- 1899), 14 небольших гостиниц и пансионатов для курортников, число которых составило в 1915 г. 10 тыс. Город привлекал приезжих не только как курорт, но и как памятник истории. На территории древнего Херсонеса были произведены раскопки, сооружен археологический музей. Велись работы и по увековечению памяти Севастопольской обороны: построены памятники героям обороны В. А. Корнилову (1895), П. С. Нахимову (1898), Э. Тотлебену и русским саперам (1909), затопленным кораблям (1905); в 1905 г. на одном из живописных холмов города закончено сооружение монументального здания панорамы (инж. О. И. Энберг, архит. В. А. Фельдман, худож. Ф. А. Рубо), ставшего важным градостроительным акцентом.

В размещении этих сооружений, создании Исторического бульвара и нескольких площадей проявились архитектурный подход к развитию города, забота о его силуэте и эстетическом облике. Застройка Севастополя является одним из немногих для этого периода примеров градостроительного решения города с учетом его исторического прошлого.
Львов. Площадь А. Мицкевича (фото нач. XX в.). Черновцы. Здание городского театра (нач. XX в.).

Развитие планировки и застройки населенных мест на западных украинских землях, находившихся в рассматриваемый период под властью Австро-Венгрии, осуществлялось, в основном, по законам урбанизации капиталистического общества. Крупнейшим административным и культурным центром этого региона был Львов, население которого в 1914 г. составило 222 тыс. чел., т. е. увеличилось более чем в 3 раза по сравнению с 1848 г. Средневековый город-крепость постепенно расширяет свои границы, превращаясь в европейский город XIX в. с широкими улицами, бульварами, многоэтажной застройкой.

В этом градостроительном процессе большую роль сыграла плеяда местных зодчих, скульпторов и художников, обогативших архитектурный облик города оригинальными произведениями, памятниками, парками. В их числе Ю. Захаревич, И. Гохберг, В. Садловский, О. Сосновский, И. И. Левин.ский, Т. Обминский, А. Лушпинский. Ряд сооружений города были построены по проектам известных венских архитекторов Г. Гельмера и Ф. Фельнера. Характерной особенностью облика Львова этого периода является монументальная скульптура, которая как бы продолжает традиции ренессансной и барочной архитектуры. Активную роль играют произведения скульпторов А. Попеля, В. Войтовича, 3. Курчинского, Ю. Белтовского, в том числе посвященные новым темам: торговли, труда, промышленности, выраженным в аллегорических образах.

В конце XIX в. общественный центр города фактически выходит за пределы старых крепостных стен. В 1884-1905 гг. на месте небольшой р. Полтвы, которую заключают в подземный коллектор, прокладывают новую главную улицу с широким бульваром, которая и поныне сохраняет свое значение - теперь просп. Ленина. Застройку улицы определяли многоэтажные жилые дома и гостиницы. Ее композицию как бы замыкают две площади - Театральная и А. Мицкевича. На Театральной пл. сооружают городской театр оперы и балета (теперь им. И. Франко, 1897-1900 гг., архит. 3. Горголевский), художественно-промышленный музей (1904, архит. В. Маркопи), галицкую сберкассу (1874-1891, архит. Ю. Захаревич), на пл. А. Мицкевича - гостиницы (1901, архитекторы Г. Гельмер и Ф. Фельнер) и ряд жилых домов, а в центре площади размещают один из лучших скульптурных памятников великому польскому поэту Адаму Мицкевичу (1905, скульптор А. Л. Попель при участии М. И. Паращука).

В начале века центральные улицы Львова застраиваются многоэтажными доходными домами (например, современные улицы Валовая, Т. Г. Шевченко), что создавало определенную гармонию и стилистическое единство. Продолжает увеличиваться территория города, в новых районах сооружаются монументальные здания железнодорожного вокзала (1904, архитекторы В. Садловский, Ю. Захаревич), политехнического института (1872-1877, Ю. Захаревич), формируются районы усадебной застройки. В XIX в. заложены новые и реконструированы существующие парки, например Стрыйский площадью 58 га (1876, 1894), Лычаковский площадью 7 га (1892), "Железная воля" (1905).

Архитекторы и деятели культуры Львова, в частности проф. политехнического института И. Левинский и архитекторы А. Луш-пинский и Т. Обминский, художники И. И. Труш, М. Д. Сосенко, сыграли важную роль в популяризации украинского народного искусства, в создании произведений неоукраинского стиля и оказали заметное воздействие на архитектурный процесс и в других городах.

В рассматриваемый период сформировался новый архитектурный масштаб и облик Черновцов и Станислава (теперь Ивано-Франковск). В центре этих городов вдоль главных улиц были построены многоэтажные доходные дома, здания банков, учебных заведений, выделились районы особняков, пущен трамвай, заложены городские парки и скверы. В облике зданий нашли отражение типичные для европейской архитектуры неоренессансные и неоготические черты, а также самобытные особенности модерна, например, в декоративных решетках ограждений, балконов и ворот, резных деталей дверей, мелкой скульптуре, выполненной местными мастерами.

К лучшим образцам градостроительного творчества на западно-украинских землях относят застройку проспекта, который сейчас назван именем В. И. Ленина, и пл. А. Мицкевича во Львове, комплекс зданий резиденции митрополита и Театральную пл. в Черновцах. Среди курортных поселков наибольший интерес представляет Трускавец, распланированный и застроенный в 1910-е годы виллами, гостиницами и пансионатами.

К началу страницы
Оглавление   Крупные города  Промышленные, сельскохозяйственные и дачные поселки