Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Персоналии
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Журналы, газеты, блоги
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Владимир Ясиевич
Архитектура Украины на рубеже XIX-XX веков

ВВЕДЕНИЕ

У истории европейской архитектуры период рубежа XIX-XX вв. является одним и:) наиболее сложных, противоречивых и недостаточно глубоко изученных. В это время формировалась урбанизация целых стран и регионов, возникла развитая сеть промышленности. Города и здания в результате развития транспорта, инженерного оборудования, многоэтажного строительства приобрели новые структуру и форму. Совершенствовались архитектурно-строительное образование и наука, были внедрены новые материалы и конструкции. Рождалось принципиально новое архитектурное мышление. Особенно важным был этот период для России, в том числе и Украины. Они позже других стран Европы стали на путь капиталистического развития, и этот этап ознаменовался интенсивным пролетарским движением, победоносным завершением которого явилась Великая Октябрьская социалистическая революция.

"Мы переживаем, - писал В. И. Ленин и 1902 г.,- бурные времена, когда история России шагает вперед семимильными шагами, каждый год значит иногда более, чем десятилетия мирных периодов. Подводятся итоги полустолетию пореформенной эпохи, закладываются камни для социально-политических построек, которые будут долго-долго определять судьбы всей страны" [6, с. 377].

Если общая история Украины рассматриваемого периода достаточно изучена и освещена в трудах советских ученых, а достижения украинской культуры в области литературы, музыки, театра, изобразительного искусства получили широкое признание, то архитектура этого периода еще не нашла достаточно объективного научного отражения в капитальных трудах по истории архитектуры и искусства России и Украины.

В истории дореволюционной Украины, как и всей России, трудно назвать эпоху, в которой за сравнительно короткий срок, всего за четверть века, произошли бы такие значительные, и подчас драматические, события в экономической, социальной и культурной жизни общества, как за период 1890- 1917 гг., в особенности по сравнению с предыдущим феодальным периодом. Ускорился и к концу XIX в. завершился промышленный переворот, который, как указывал В. И. Ленин, привел к ломке общественных отношений, массовому обобществлению труда капиталом и превращению капиталистического способа производства в господствующий. Окончательно сформировались основные антагонистические классы - буржуазия и пролетариат. Изменилось развитие культуры народов России, обострилась борьба демократической культуры против господствующей буржуазной, возникли элементы пролетарской социалистической культуры.

Все это не могло не сказаться на объемно-планировочных и стилистических особенностях архитектуры и поисках ее национальной формы.

Простое перечисление лишь важнейших исторических событий рубежа веков показывает значительность этого этапа истории: промышленный подъем в 1896-1900 гг. и в 1909-1913 гг.; строительство на Украине железных дорог и большого числа крупных промышленных предприятий; рост численности пролетариата и начало его революционной борьбы; развитие в России марксистского мировоззрения и создание марксистской партии; две империалистические войны- (1904 и 1914-1916 гг.); революция 1905-1907 гг. В целом эта историческая эпоха может быть охарактеризована как революционная, поскольку во всех сферах жизни происходило не только эволюционное развитие, но и резкие скачки, которые В. И. Ленин и назвал семимильными шагами. В то же время, это эпоха империализма, с кризисами и противоречиями, контрастами, взлетами и падениями.

На Украине к началу XX в. сложились определенные экономические, социальные и культурные предпосылки, способствовавшие расширению и качественному изменению архитектурной деятельности. Украина в этот период была важным экономическим и культурным регионом России с населением в 35,2 млн. чел., с крупными городами, насчитывавшими до полумиллиона жителей (Киев и Одесса), важными промышленными районами (Донбасс и Поднепровье), развитой наукой, культурой и искусством. Это потребовало разработки новых типов зданий, учитывающих новые общественные потребности, внедрения научных и технических достижений, новых идей и идеалов, отражающих сложные сдвиги в общественно-политической жизни страны.

Под влиянием социального заказа формировались местные архитектурные кадры, было введено архитектурно-строительное образование, повысился профессиональный уровень проектной и строительной деятельности.

Распространение исторических знаний и новых идей в науке и искусстве, деятельность обществ, влияние художественных выставок, развитие издательской деятельности, особенно выпуск журналов "Зодчий" и "Строитель", проведение съездов русских зодчих (1896-1911) способствовали формированию нового архитектурного мышления, в котором значительное место стали занимать идеи гуманизма и демократизма, интерес к культуре прошлого своего народа и сопричастность ко всем проявлениям нового искусства XX в.

Огромное значение для формирования новой архитектуры имело распространение идей марксизма-ленинизма, вступление на общественную арену пролетариата и развитие классовой борьбы, что определило новый подход к потребностям общества, разработку новых типов зданий, новых принципов проектирования.

Развитие науки и техники создавало предпосылки для внедрения в практику строительства новых инженерных и транспортных систем, строительных материалов, конструкций и методов, которые вносили существенные изменения в планировку и благо-устройство городов и поселков, архитектурное решение зданий и сооружений.

За последние годы было опубликовано значительное количество книг и статей, посвященных архитектуре России и других стран Европы XIX - начала XX вв., в которых постепенно выработалась новая концепция понимания архитектуры историзма, эклектизма и модерна как непосредственных истоков современной архитектуры, явлений сложных и противоречивых, но во многом прогрессивных, породивших принципиально новые архитектурные типы, методы и способы выражения *.
* В частности, работы советских ученых Е. А. Борисовой, А. И. Власюка, Т. П. Каждан, Е. И. Кириченко, А. Л. Лунина, В. Л. Ружже, Н. Ф. Хомутецкого, Ш. С. Фатуллаева, А. А. Федорова-Давыдова, а также зарубежных авторов А. Уиттика, Ю. Едике, К. Гонзика, М. Валлиса, Б. Лисовского и др. Вернуться  в текст
Все более определенно осуществляется переоценка архитектуры рассматриваемого периода как явления не столько отрицательного, как это считалось ранее, но и в известной степени прогрессивного, повлиявшего на становление украинской советской архитектуры [18, 58, 123].

Ряд исследований был посвящен истории украинской архитектуры этого периода, в частности диссертация И. И. Вроны, труды О. Н. Игнатова, И. А. Игнаткина, а также отдельные публикации С. К. Килессо, П. И. Макушенко, Е. В. Тымановича, В. В. Чепелика, М. П. Цапенко и др. Анализ этих работ показывает, что наряду с новыми материалами о творчестве отдельных архитекторов и некоторых стилистических направлениях, в них отсутствует целостная картина архитектуры периода, не проведен функциональный и стилистический анализ сооружений. В силу этого некоторые авторы трактовали архитектуру Украины этого периода предвзято, с позиций уже устаревшего стереотипа, согласно которому она упадочна и регрессивна [47, 50]. Такая неверная концепция, к сожалению, утвердилась в некоторых общих работах по истории Украины и краеведческой литературе, что нанесло известный урон как в сохранении памятников этого периода, так и в подготовке кадров. Поэтому возникла необходимость дальнейшего определения особенностей архитектуры Украины этого периода.

В практике градостроительства в последние годы значительное место заняла проблема сохранения, использования и реконструкции зданий и сооружений XIX - начала XX вв. в исторически сложившихся городах [143]. Во Львове, Одессе, Харькове, Ивано-Франковске и других городах взяты на государственный учет сотни памятников архитектуры этого периода. Эта проблема требует научного и методичного обоснования. Настоящая книга является первым обобщающим трудом, в котором на основе анализа большого фактического материала определяются основные тенденции и особенности архитектуры Украины конца XIX - начала XX вв., установлена целостная картина ее развития. В книге дана классификация новых типов зданий и их функциональных особенностей, сложившихся в рассматриваемый период; определены особенности основных стилистических направлений в творчестве украинских архитекторов; впервые приведены новые факты, графические и обмерные материалы, генпланы городов и планы зданий, редкие фотографии и рисунки. Это позволяет доказательно и по-новому оценить значение архитектуры периода на основе анализа, атрибуции и систематизации фактов и объектов.

В качестве географических границ принята современная территория Украины, входившая в рассматриваемый период в состав Российской империи, как отличающаяся единством социально-экономических и культурных особенностей *.
* В книге рассмотрены только наиболее значительные явления в архитектуре Западной Украины. Вернуться  в текст
Тематические границы исследуемого периода определяют градостроительство, типологическая структура архитектуры и ее стилистические особенности.

Предмет исследования - не просто история архитектуры Украины, а ее новые функциональные, стилистические и профессионально-творческие особенности. Поэтому здесь не рассматривается народная архитектура (как проблема самостоятельная) и фрагментарно показаны некоторые типы зданий (например, культовые сооружения и административные здания). Основной акцент делается на новых типах зданий, характерных для этого периода и имеющих значение для современной практики (промышленность, общественные здания, жилища), новых стилистических явлениях и творчестве наиболее значительных архитекторов. Хронологические границы работы - конец XIX в. (90-е годы) и начало XX в. (1917 г.) - определены предреволюционным периодом истории, в котором наиболее ярко и интенсивно проявились новые типологические и стилистические явления в архитектуре и на нее заметное воздействие оказали революционное движение, развитие науки и культуры *.
* На важность 1890-х годов как хронологического рубежа развития архитектуры указывают Е. А. Борисова, А. И. Власюк, Т. П. Каждан, Г. Ю. Стернин и др. [17, 18, 53, 114]. Вернуться  в текст

В книге использован комплексный метод исторического, функционально-структурного и стилистического анализа архитектуры на основе литературных и архивных материалов, проектных и обмерных чертежей, обследования зданий в натуре. Главной методологической основой книги являются положения работы В. И. Ленина "Развитие капитализма в России" [7], а также ряд его других теоретических положений о сущности двух культур в каждой национальной культуре, о диалектике развития общества, искусства и науки в период капитализма и империализма [4], о зарождении элементов новой культуры в недрах старой, о критическом отношении к наследию и др.

Автор рассматривает архитектуру не только как произведения (здания и сооружения), но и как процесс их создания (творчество архитекторов), трактуя ее как сложное социально-культурное явление, отражающее потребности, возможности и вкусы общества. Поэтому уделено значительное внимание функциональным, конструктивным и эстетическим особенностям архитектуры.

Основными центрами архитектурного образования в России того времени были Академия художеств и институт гражданских инженеров в Петербурге. В начале XX в. на Украине работало более ста выпускников этих вузов. Право на архитектурное проектирование имели и выпускники технических вузов.

В Киеве, Харькове и Одессе на базе местных рисовальных школ под руководством Академии художеств возникли художественные училища, готовившие архитекторов среднего звена. В политехнических вузах Киева, Харькова и Львова архитектуру преподавали на инженерных факультетах.

У истоков архитектурного образования на Украине в этот период стояли известные зодчие: академики архитектуры А. Н. Бекетов и В. Н. Николаев, профессора Г. Д. Дубелир, А. В. Кобелев, К.Н. Жуков, И. И. Левинский, известные строители и ученые В. Л. Кирпичев, С. П. Тимошенко, Е. О. Патон, Я.В.Столяров и др. На Украине были изданы первые учебники по архитектуре. Высокому профессиоализму зодчества способствовали конкурсная система проектирования, в том числе всемирные и всероссийские конкурсы проектов, в результате чего отбирались лучшие произведения, а авторы некоторых из них переезжали на Украину, пополняя кадры архитекторов.

Деятельность вузов, училищ, архитектурных отделений, различных обществ, кружков способствовала развитию связи архитекторов и художников, организации архитектурно-художественных выставок, изучению памятников истории и культуры, народного зодчества и ремесел. Важную роль сыграли "Товариство для розвою руської штуки" во Львове (1898, рук. И. И. Труш) и архитектурный отдел литературно-художественного кружка в Харькове (1912, рук. С. И. Ва-сильковский). По инициативе обществ были организованы выставки украинской архитектуры в Киеве, Харькове, Львове и Москве, читались лекции и доклады, публиковались статьи в периодической печати.

В результате украинская архитектура вошла в систему русско-украинских и международных культурных связей. V съезд русских архитекторов в Москве (1913) принял постановление по докладу К. Н. Жукова об организации изучения памятников украинской старины. В то же время на Украине широкую популярность приобретают общеевропейские и всероссийские направления развития архитектуры и искусства, в частности связанные с идеями "нового стиля" (модерн), деятельностью общества и журнала "Мир искусств".

На II съезде русских зодчих одесский архитектор А. И. Бернардацци сформулировал социальное кредо архитекторов: "Высший, лучший и самый светлый момент нашей современности - это возрастающее проявление человечности... Это наше кредо!".

Харьковский архитектор А. М. Гинзбург в 1915 г. выдвинул идею создания Всероссийского союза зодчих, задачи которого определил, как "повышение условий человеческого существования", а его "канон этики" гласил: "Архитектор не должен создавать жилья непригодного для людей".

В книге приведены материалы о творчестве выдающихся зодчих А. В. Щусева, В. А. Шуко, А. Н. Бекетова, П. Ф. Алешина, А. М. Вербицкого, В. В. Городецкого, А. И. Бернардацци, В. Г. Кричевского, Н. К. Толвинского, И. И. Левинского, а также незаслуженно забытых - А. Я. Шиле, В. Н. Николаева, А. В. Кобелева, Э. П. Брадтмана, А. М. Гинзбурга и многих других, показан их вклад в развитие архитектуры, установлено авторство и уточнены даты сооружения многих объектов.

Книга является, с точки зрения автора, лишь первым необходимым этапом, позволяющим ответить на главный вопрос - в чем сущность и особенности архитектуры Украины на рубеже XIX-XX вв.

Историзм и эклектизм в архитектуре Украины (школы, мастера, произведение).
Поиски национольной формы в архитектуре Украины (школы, мастера, произведение).
Модерн в архитектуре Украины (школы, мастера, произведение).
Рационализм в архитектуре Украины (школы, мастера, произведение).

К началу страницы
Оглавление   От автора  Крупные города