Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Персоналии
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикації
Владимер Тимофеенко
Города Северного Причерноморья во второй половине XVIII века

Раздел V
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ НА КРЫМСКОМ П-ОВЕ

Севастополь

Один из небольших п-ов на юго-западном берегу Крыма в древности заняли греки и основали здесь город Херсонес, существовавший еще и в средние века. К середине XVIII в. на территории вокруг будущего Севастополя имелись лишь монастырь и села Инкерман и Ахтияр. По имени последнего иногда называли самую огромную бухту. Ее карта была выполнена еще в 1773 г. "описанной партией" во главе со штурманом И. Батуриным39. В 1778 г. сюда заходили турецкие корабли для высадки десанта. Но русские солдаты под руководством А. В. Суворова начали возводить береговые укрепления и враг удалился.

Южная часть западного берега Крыма отличается сложным рельефом. Ахтиарская бухта, называвшаяся позднее Большой или просто рейдом, а еще позже Северной, врезалась в материк с запада на восток па расстояние более 6 верст и имела ширину от 000 до 250 саженей. Восточнее ее, между гор, простиралась широкая долина, по которой текла р. Чоргун (Черпая). На расстоянии чуть более трех верст от моря от Северной бухты ответвлялись Киленбухта, а несколько ближе - Южная, из которой входили в Корабельную бухту*.
* Названия бухт приводятся то, которые установились в конце XVIII - начало XIX в. и продолжают употребляться в настоящее время. Вернуться  в текст
Еще ближе к морю располагалась сравнительно небольшая Артиллерийская бухта. К югу от Северной бухты был вход в Карантинную, на берегу которой и располагался древний Херсонес. Далее к юго-западу размещалась яйцеобразная в плане Камышовая бухта, а еще дальше - Балаклавская.

Бухты будущего города еще до присоединения Крыма привлекли внимание русских моряков. В 1782 г. сюда заходили суда эскадры капитана Т. Г. Козлянинова, а на зимовку в Киленбухте остались два фрегата капитана А. С. Одинцова. Тогда же выполнили первый промер глубин. После того как Крым был "принят под державу Всероссийскую", в апреле 1783 г. для защиты побережья прибыли гренадерский батальон, а затем два полка. Для храпения провианта построили склад. Тогда же, чтобы укрепить гавань, сюда направили фрегат "Осторожный" капитан-лейтенанта Берсенева40. Командовавший Азовской флотилией вице-адмирал Ф. А. Клокачев, узнав о хороших качествах гаваней, прибыл с эскадрой и для стоянки выбрал Южную бухту. На ее берегах матросы начали строить жилые строения и склады. Но вскоре Клокачев уехал и его место занял контр-адмирал Ф. Ф. Мекензи41. Начальником штаба назначили Д. Н. Сенявина, описавшего позднее первые дни жизни города.

Вначале укрепили вход в Северную бухту и матросы с солдатами на двух мысах соорудили батареи. Летом на западном берегу Южной бухты построили дом адмирала, часовню, пристань и адмиралтейскую кузницу. Неподалеку от них возвели небольшие дома для офицеров, столовые и кухни для экипажей. Каждый командир корабля выбирал место зимовки судна в Южной и Корабельной бухтах, и на прилегающем берегу сооружались домики, казармы, бани42. Кроме того, было устроено "два хороших тротуара, один от пристани до крыльца дома адмиральского, а другой от дома до часовни, и обсажены деревьями. Выстроено шесть красных лавок с жилыми наверху покоями, один изрядный трактир, несколько лавок маркитанских, три капитанских дома, несколько магазейнов и шлюпочный сарай в адмиралтействе: все строения каменные или досчатыо. Бухта Херсонесская отделена для карантина. Инженеры и артиллеристы устроили временные батареи на мысах при входе в гавань. Итак, весной 1784 г. все строения Севастополя были оштукатурены, выбелены, хорошо подкрашены палевой или серой краской, крыши на всех черепичные и все вместе на покатости берега делает вид очень хороший. Самый лучший взгляд на Севастополь есть с северной стороны"43. Руководил строительством Г. А. Потемкин, присылавший ордера с конкретными указаниями. Камень для строек, в основном брали из развалин Херсонеса, несколько позже его начали добывать в Инкермане. 10 февраля 1784 г. был издан указ об основании военного порта с адмиралтейством, верфью, крепостью и городом44. Он получил название Севастополь. В то время в бухте уже находилось 26 кораблей, проживало 4 тыс. матросов, солдат и офицеров45.

План Севастополя.

Разворачивалось строительство, руководил которым инженер Н. И. Корсаков46. Был разработан план, в соответствии с которым в августе 1785 г. намечалось развернуть работы по сооружению крепости и адмиралтейства47. В это же время был составлен проект Севастополя48. Застройка берегов Южной и Корабельной бухт в расчет но бралась. Для новых кварталов предназначалась свободная территория между Артиллерийской и Карантинной гаванями. На пересеченный рельеф не обращалось внимания, и небольшой город площадью 100 десятин проектировался компактным по структуре, в окружении оборонительных валов. Среди геометрической сетки мелких кварталов намечались две квадратные площади для рынков и одна круглая - для административных зданий.

Начиная с 1784 г. силами солдат возводились дороги, посредством которых Севастополь связывался с Бахчисараем и другими населенными пунктами Крыма. В 1785-1786 гг. дороги были построены и вдоль них установлены каменные знаки с обозначением миль и верст49. Одна из таких миль, в виде усеченной колонны на пьедестале, сохранилась до настоящего времени на Северной стороне. К приезду Екатерины II были также построены дворец к Севастополе, галереи в Инкермане и три пристани50.

С 1786 г. Севастополь строился под руководством вице-адмирала М. И. Войновича, назначенного на место умершего Ф. Ф. Мекензи. О состоянии Севастополя первых лет его жизни свидетельствует план, из которого видно, что осваивались в основном берега Южной и Корабельной бухт51. Несколько домиков появилось и около Киленбухты. Наибольшее число зданий выросло па восточных террасах возвышенного холма между Южной и Артиллерийской бухтами.

Вид Севастополя. С гравюры.

На низменном берегу в 1785 г. была возведена каменная лестница, названная Екатерининской пристанью. Она представляла собой сооружение с парапетами по сторонам52. Слева от нее располагалась одноэтажная караульня, сохранившаяся до наших дней. Напротив лестницы размещались дома Мекензи и капитанов. Как свидетельствуют архивные материалы, они имели один этаж и простые формы53. С другой стороны площади размещалась офицерская казарма, от которой начиналась обсаженная тополями, сливами и вишнями Балаклавская дорога (ныне ул. Ленина). Вдоль нее находилось несколько жилых строений и Николаевская церковь, отличавшаяся гармоничностью и стройностью пропорций. Выполненная в стиле классицизма, она являла собой двухэтажное призматическое сооружение, увенчанное полуциркульным куполом на барабане54. С восточной стороны была устроена полукруглая в. плане апсида. Входной притвор по бокам обрабатывался колоннами, а на западном фасаде - ионическим портиком. Дополнительные входы имелись на северном и южном фасадах, заканчивавшихся треугольными фронтонами. Выразительный по силуэту объем церкви доминировал в окружающей застройке.

Под Балаклавской дорогой, на побережье, началось строительство адмиралтейских зданий. На противоположном берегу Южной бухты, на мысовой части был построен ряд казарм для матросов корабля "Св. Павел", которым командовал Ф. Ф. Ушаков, отчего мыс назывался Павловским. За казармами на берегу Корабельной бухты располагались дом для морских офицеров и хорошо отделанная пристань.

На Северной стороне возвели укрепление и десять земляных батарей55. Находившийся в свите Екатерины II французский посол отмечал, что "несколько зданий для складки товаров, адмиралтейство, городские укрепления, 400 домов, толпы рабочих, сильный гарнизон, госпиталь, верфи, пристани торговая и карантинная, все придавало Севастополю вид довольно значительного города"56.

Особое значение приобрел Севастополь в период русско-турецкой войны 1787-1791 гг. Возглавивший строительство города Ф. Ф. Ушаков в 1789 г. учредил контору Севастопольского порта. Несмотря на военные действия, город рос, и в начале 1790 г. в нем намечалось возвести шесть корпусов для моряков, склады и пороховые погреба. В своей записке в 1792 г. Ушаков отмечал: "Госпитали на открытом же возвышенном месте и чистом воздухе вновь ныне построены... продолжают строение казарм, к ним разных пристроек и при берегах гавани, где поставлены суда, против оных сделаны пристани и между собой но набережной соединены проспектами и приводятся еще в лучшее положение... По неимению покоев для жилья господ штаб- и оберофицеров и некоторых разных чинов служителей при Севастополе сделаны многие собственные разные строения, а также купечество российское и иностранное, большей частью из греков, имеют дома и лавки для торговли и от времени до времени умножаются"57.

После окончания войны Севастополь превратился в один из крупнейших городов Крыма. В 1792 г. здесь проживали 15 тыс. человек58. Объем экспортных операций порта был незначительным509. Но в него прибывали десятки иностранных судов с товарами, а также корабли с грузом для флота из Херсона, Николаева, Таганрога и других портов60. В это время были запланированы большой объем фортификационных работ для защиты порта, строительство складов, арсеналов и госпиталей61. В 90-е годы начали быстро застраиваться террасы над Балаклавской дорогой домами для матросов. Здесь же было возведено несколько домов для офицеров. В связи с продовольственными трудностями каждому экипажу в лощинах балок выделялись земельные участки для сельского хозяйства. Появились и окраины города с хижинами трудового люда и матросов. Позднее на их месте образовались Артиллерийская и Корабельная слободки. Расширялось адмиралтейство62.

О планировке города свидетельствует чертеж 1793 г., из которого видно, что застройка концентрировалась вдоль улиц на возвышенности между Южной и Артиллерийской бухтами63. Немало домов показано и на низменных берегах. На высоком холме, где позднее был устроен Исторический бульвар, возвели солдатские казармы и офицерские корпуса для сухопутных войск. Это были одноэтажные строения со скромным внешним обликом и рациональной планировкой помещений64.

Для активизации хозяйственной жизни города учреждались ярмарки65. В том же году согласно правительственному рескрипту незанятые во флоте люди выселялись из военной гавани и порта в "места для города назначенные"66, т. е. на Северную сторону.

В связи с этим специальная комиссия оценивала дома и определяла возможности их дальнейшего использования или сноса67. В Севастополе были открыты также "класс флагманов, капитанов и офицеров", женское училище68. В начале 1795 г. здесь решили возвести зерновые склады вместимостью 19 тыс. пудов69. Тогда же инженером Деволаном намечалось строительство особого карантина для моряков70. Для усиления обороны города "были построены два форта в сплошной каменной кладке, основные батареи которых были умело устроены в скале, с их казармами и временным карантином, с палисадами и постами"71.

Застройка города проектировалась инженером И. И. Князевым, архитектором Ф. Вуншем и другими специалистами, работавшими в Николаеве. В ноябре 1795 г. они подготовили проект Севастополя, где намечалось урегулировать застройку на западном берегу Южной бухты72. Однотипные здания складов и казарм группировались в огромные комплексы и должны были создать фронт застройки Корабельной стороны. Кроме того, предполагалось возвести несколько зданий в адмиралтействе. Эти предложения дополнялись проектами отдельных зданий73. В большинстве это были одноэтажные, вытянутые в длину каменные строения с фасадами, лишенными пластических акцентов. И лишь входы в полутораэтажные по высоте экипажный и провиантский склады выделялись небольшими ризалитами, балконами и парапетами. Интересно также здание шлюпочного сарая, обнесенное по периметру арочными аркадами. Наиболее заметным являлось двухэтажное здание портовой конторы: в середине размещен сквозной проезд, где устроены лестницы для подъема па второй этаж, над ним - тройное окно. Центральный ризалит отмечен парапетом и аттиком со скульптурной эмблемой.

Решались вопросы благоустройства. Севастопольцы испытывали недостаток в пресной воде. Рытье колодцев оказалось малоэффективным - источник обнаружили в 5-7 верстах около горного хребта на Балаклавской дороге. Вице-адмирал Ф. Ф. Ушаков предлагал устроить каменные водопроводные желоба, а инженер И. И. Князев - провести воду по гончарным трубам в траншеях74. Но источник оказался маломощным и решить проблему водоснабжения не удалось, хотя за 4,5 месяца уложили 2461 трубу на расстояние 351 сажень75. Тогда же в закрытой лощине, недалеко от Малахова кургана (Ушаковой балки), устроили первый общественный сад.

Перемены в правительстве в конце 1796 г. мало отразились на судьбе Севастополя. Он сменил лишь название на Ахтияр, да еще изменились названия улиц.

Продолжало расти количество зданий. Здесь насчитывалось "2 церкви, 610 морских, 45 отставных штаб- и обер-офицерских, 68 купеческих, мещанских, поповских и 18 невольничих домов, что всего составит не щитая казарм 741 дом, притом 86 лавок"76. Как видим из планов 1798 и 1799 гг., полностью был построен комплекс полковых казарм на горе пад Южной бухтой77. Крупное каре казарм возникло и на высоком берегу за Корабельной бухтой. Увеличилась застройка к в других районах города. Так, "над Артиллерийской бухтой находятся таможня, артиллерийские казармы и несколько других домов, а над следующей маленькой бухтой построен карантин"78.

Важное значение уделялось обороне города. В конце 1798 г. был составлен проект79, в соответствии с которым предполагалось возвести четырехугольную в плане земляную крепость на Северной стороне и пятиугольную к юго-западу от города, укрепить берега многоэтажными батареями, а вход в Северную бухту перекрыть металлической цепью80. В целом, как свидетельствуют гравюры, Севастополь в конце XVIII в. производил внушительное впечатление. Его террасная застройка оттенялась куполами церквей, а горизонтали высоких берегов - протяженными корпусами казарм. Особенно интересен был вид города со стороны "Южной бухты, к которой склоняются амфитеатрами несколько рядов улиц, одна другой выше, с преизрядными каменными добрых фасад домами; по другую сторону видны большие здания, как-то морской арсенал, флотская и артиллерийская казармы и слобода поселенных невольников"81.

Перечень источников:

  1. 37. Путешествие по Крыму академика Палласа..., с. 70, 71, 73. Вернуться в текст
  2. 38. Сумароков П. И. Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 г. с историческим и топографическим упоминанием тех мест. - М., 1800, с. 45. Вернуться в текст
  3. 39. История города-героя Севастополя. - Киев, 1960, ч. 1, с. 27. Вернуться в текст
  4. 40. Неделин А. И. Севастополь: Ист. очерк от основания города до начала Крым, войны 1853-1856 гг. - Симферополь, 1954, с. 16, 18. Вернуться в текст
  5. 41. Аркас 3. Начало учреждения Российского флота на Черном море. - ЗООИД, 1860, т. 4, с. 263. Вернуться в текст
  6. 42. Неделин А. И. Севастополь..., с. 21. Вернуться в текст
  7. 43. Гончаров В. Адмирал Сенявин. - М.; Л., 1943, с. 124. Вернуться в текст
  8. 44. Городские поселения в Российской империи. Спб., 1864, т. 4, с. 756, 762. Вернуться в текст
  9. 45. Головачев В. История Севастополя как русского порта. - Спб., 1872, с. 82. Вернуться в текст
  10. 46. Распоряжения князя Г. Л. Потемкина-Таврического касательно устроения Таврической области с 1781 по 1786 год. - ЗООИД, 1881, т. 12, с. 327-328. Вернуться в текст
  11. 47. ПСЗ, т. 22, № 16239. Вернуться в текст
  12. 48. ЦГВИА СССР, ф. 349, оп. 37, д. 3505, л. 1. Приведенная в описи датировка этого проекта 1799 г. является ошибочной. Вернуться в текст
  13. 49. Маркевич А. И. Материалы архива канцелярии Таврического губернатора, относящиеся к путешествию императрицы Екатерины II в Крым в 1787 году. - ИТУАК, 1891, № 11, с. 85, 89, 97, 108. Вернуться в текст
  14. 50. Там же, с. 131. Вернуться в текст
  15. 51. ЦГА ВМФ, ф. 3, оп. 23, д. 944, л. 50. Вернуться в текст
  16. 52. ОР ГПБ, собр. Н. К. Сипягина, папка 2, табл. 8. Со временем эта пристань получила название Графской, ибо здесь приставали шлюпки командиров кораблей и графа Войновича. В 1838 г. был составлен проект перетройки лестницы в парадные пропилеи, который вскоре был осуществлен, и сооружение стало одним из архитектурных символов Севастополя. Вернуться в текст
  17. 53. ЦГВИА СССР, ф. 349, оп. 37, д. 3515, 31 517. Вернуться в текст
  18. 54. ЦГА ВМФ, ф. 3, оп. 26, д. 2645, л. 25. Вернуться в текст
  19. 55. Неделин А. И. Севастополь..., с. 23, 24. Вернуться в текст
  20. 56. Записки графа Сегюра о пребывании его в России в царствование Екатерины II (1785-1789). - Сцб., 1865, с. 214. Вернуться в текст
  21. 57. Адмирал Ушаков. Сборник документов. М., 1951, т. 1, с. 565. Вернуться в текст
  22. 58. Головачев В. История Севастополя..., с. 107-109. Вернуться в текст
  23. 59. В 1793 г. из Севастополя было вывезено товаров всего на 858 рублей. - См.: Дружинина Е. И. Северное Причерноморье..., с. 254. Вернуться в текст
  24. 60. Історія міст і сіл Української РСР. Кримська область, с 145. Вернуться в текст
  25. 61. НБ ЛИИЖТ, A.VII.32, № 19871; Be Wollant F. Указ. соч., л. 5. Вернуться в текст
  26. 62. Неделин А. И. Севастополь..., с. 40. Вернуться в текст
  27. 63. ЦГВИА СССР, ф. ВУА, д. 20 986, л. 5, 6. Вернуться в текст
  28. 64. ЦГА ВМФ, ф. 3, оп. 23, д. 950, л. 32, 33. Вернуться в текст
  29. 65. ИТУАК, 1895, № 22, с. 29. Вернуться в текст
  30. 66. Иванов П. А. Очерк деятельности на юге адмирала Н. С. Мордвинова. - ИТУАК, 1895, № 23, с. 65. Вернуться в текст
  31. 67. Адмирал Ушаков..., с. 627. Вернуться в текст
  32. 68. История города-героя Севастополя..., с. 48-49. Вернуться в текст
  33. 69. ИТУАК, 1895, № 22, с. 5, 15, 31. Вернуться в текст
  34. 70. НБ ЛИИЖТ, A.VII.32, № 19871. De Wollant F. Указ. соч., л. 10 об. Вернуться в текст
  35. 71. Там же, л. 12 об. Вернуться в текст
  36. 72. ЦГВИА СССР, ф. ВУА, д. 22 575.Вернуться в текст
  37. 73. ЦГА ВМФ, ф. 3, од. 26, д. 2645, я. 1-24. Вернуться в текст
  38. 74. Иванов П. А. Указ. соч., с. 65. Вернуться в текст
  39. 75. Неделин А. И. Севастополь..., с. 23. Вернуться в текст
  40. 76. Сумароков П. И. Путешествие по всему Крыму и Бессарабии..., с. 113. Вернуться в текст
  41. 77. ЦГВИА СССР, ф. ВУА, д. 21 529, ч. 2, л. 65, Є6; д. 20 159, ч. 2, л. 14, 15. Вернуться в текст
  42. 78. Путешествие по Крыму академика Палласа..., с. 88. 79 ЦГВИА СССР. ф. 349, on. 37, д. 3495. Вернуться в текст
  43. 79. ЦГВИА СССР. ф. 349, on. 37, д. 3495. Вернуться в текст
  44. 80. Там же, д. 3514.Вернуться в текст
  45. 81. Сумароков П. И. Путешествие по всему Крыму и Бессарабии..., с. 112. Вернуться в текст

К началу страницы
Оглавление
Особенности развития городов на Крымском п-ве. Симферополь  Особенности развития городов на Крымском п-ве. Балаклава