Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Персоналии
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикації
Владимер Тимофеенко
Города Северного Причерноморья во второй половине XVIII века

Раздел IV
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОРОДОВ МЕЖДУ ДНЕПРОМ И ДНЕСТРОМ И ОСОБЕННОСТИ ИХ РАЗВИТИЯ

Вознесенск

Мысль о строительстве Вознесенска на месте Сокол появилась у Потемкина еще в 1789 г.312 Однако прошло несколько лет и новый наместник края Зубов в начале 1795 г. избрал его для строительства новой столицы южных земель. Разработку проектов и подготовку документации возложили на инженеров И. И. Князева, А. И. Шостака и Ф. П. Деволана313. Вместе с ними "еще два инженера и один архитектор занимались проектами и планами создаваемого метропольного города Вознесенска"314. В течение этого года исследовались природные условия, результатом чего стала работа "Топографический план местоположения пункта, назначенного под наместнический город Вознесенска с окололежащими предместиями па 25 верст"315. В том же году предлагался первый вариант планировки нового города316. Летом 1796 г. губернатор Хорват и инженер Деволан вновь осмотрели территорию и приняли меры для материального обеспечения будущего строительства317. Проект города был утвержден 2 октября 1796 г.318

Проект Вознесенска. 1798 г.

Основными градообразующими факторами для Вознесенска намечались административный, культурно-просветительский, внешней и внутренней торговли, а также промышленности (суконная фабрика). Особое внимание обратили на "обселение окрестностей" и создание резервов для роста городского населения и его продовольственного снабжения. В связи с этим вокруг города предусматривалось поселить болгар и немцев, перевезти из Ярославской губернии греков и армян, каменщиков и штукатуров, плотников из Костромской, каменотесов из Олонецкой, а "хлебопашцев" из Тульской, Калужской, Орловской и Курской губерний, где было мало земли.

Город проектировался на 15-20 тыс. человек, причем предусматривался социальный, профессиональный и этнический состав жителей. В связи с этим осуществлялось зонирование территории и отводились соответствующие места для складов, рынков, административных, лечебных, учебных и воинских зданий. Размещением церквей различных вероисповеданий устанавливались районы для жителей разных народностей. Социально-имущественные различия населения города выражались в отводе больших участков в центральных кварталах для дворян и состоятельных купцов, а на окраинах - для бедноты.

Для Вознесенска была выбрана территория между Южным Бугом и Мертвыми Водами, в двух верстах от их слияния319. Она являла собой несколько возвышенных незатапливаемых террас и обладала резервами для будущего развития города. При обследовании грунта обнаружили три родника для создания фонтанов и проверили глубины залегания водоносных слоев для устройства колодцев. Проводились изыскания с точки зрения несущих возможностей грунтов в качестве оснований фундаментов, а также относительно добычи и снабжения будущих жителей строительным камнем и глиной для обжига кирпича.

Город проектировался на площади свыше 1600 десятин. Низменные, заболоченные земли, расположенные при слиянии Южного Буга и Мертвых Вод, составлявшие около 650 десятин, намечалось осушить при помощи каналов и устроить на них обширный парк и сады. Для планировки территории применялась прямоугольно-сетчатая система. Основную часть должна была занять большая сетка кварталов с меридиальными и широтными улицами, которые дифференцировались по ширине (25, 20, 15 саженей). Благодаря этому четко выявлялась организующая роль магистралей, соединявших городские площади. Улицы 20-сажешюй ширины намечалось застроить одноэтажными домами на высоком цоколе, в то время как на 15-саженных допускались одноэтажные дома бедноты. Ряд перекрестков фиксировался колодцами, в связи с чем углы кварталов округлялись.

Вознесенск предполагалось окружить предместьями. Одно из них обозначалось за мостом через р. Мертвые Воды. На месте существовавшего болгарского села разбивалась регулярная сетка кварталов, где помимо болгар должны были поселиться молдаване.

Эта планировка города отражена и на чертежах 1798 и 1799 гг., хотя с воцарением Павла I Вознесенское наместничество прекратило существование320. Однако тщательно проработанный план надеялись осуществить, и в связи с этим появились даже варианты проекта. Так, на одном из планов вдоль северной границы города от Южного Буга до Мертвых Вод намечалась широкая лента садов и парков321.

Планировочная композиция Вознесенска как бы венчала градостроительные поиски XVIII ст. при строительстве южных городов. В пей воплотились все достижения по функциональной организации городского организма, его социальной сущности и, наконец, здесь в наиболее концентрированном виде отразились идеи о прекрасном и совершенном городе - столице края.

***

Анализируя развитие городов, расположенных между Днепром и Днестром, можно сделать такие выводы:

1. В расположении городов проявились специфические особенности. В территориальном аспекте города равномерно разместились лишь в северной части края - между Днепром и Южным Бугом, на землях, которые осваивались в середине XVIII в. Южнее этого ареала города строились исключительно на берегах рек Днепра (Никополь, Берислав, Херсон), Южного Буга (Вознесенск, Николаев) и Днестра (Овидиополь, Тирасполь, Григориополь, Новые Дубоссары). На побережье Черного моря была основана только Одесса. Степи между долинами рек в градостроительном отношении оставались неосвоенными.

2. Градообразующая база населенных мест также отличалась разнообразием. Если в северной части края основные стимулы развития городов были идентичны тем, которые имели место в городах к востоку от Днепра, т. е. торговля, ремесло, административные функции, то Херсон и Николаев развивались преимущественно как кораблестроительные центры, а Одесса как внешнеторговый порт. В связи с этим последние города развивались особенно быстро, ускоренными темпами росло их население.

3. Подавляющее большинство городов между Днепром и Днестром были спроектированы во второй половине XVIII в. и получили регулярные планы. Они отличались разнообразием и рациональностью планировочных систем улиц и площадей, монументальной застройкой общественных центров.

Перечень источников:

  1. 312. Історія міст і сіл Української РСР. Миколаївська область, с. 310. Вернуться в текст
  2. 313. Городские поселения в Российской империи. Спб., 1865, т. 5, ч. 2, с. 53. Вернуться в текст
  3. 314. НБ ЛИИЖТ, A.VII.32, № 19871. De Wollant F. Указ. соч., л. 10 об. Вернуться в текст
  4. 315. ЦГВИА СССР, ф. ВУА, д. 21 828, л. 1. Вернуться в текст
  5. 316. Там же, ф. 418, д. 599, 600. Вернуться в текст
  6. 317. НБ ЛИИЖТ, A.VH.32, № 19871. De Wollant F. Указ. соч., л. 20. Вернуться в текст
  7. 318. ПСЗ, т. 23, № 17392. Вернуться в текст
  8. 319. ЦГВИА СССР, ф. 418, д. 618, л. 1. Вернуться в текст
  9. 320. Там же, ф. ВУА, д. 21 529, ч. 2, л. 45-46; д. 20 159, ч. 1, с. 24-25. Вернуться в текст
  10. 321. Шквариков В. А. Планировка городов России XVIII и начала XIX века. - М., 1939, с 204. Вернуться в текст

К началу страницы
Оглавление
Возникновение городов между Днепром и Днестром... Соколы  Особенности развития городов на Крымском п-ве. Симферополь