Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Персоналии
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикації
Владимер Тимофеенко
Города Северного Причерноморья во второй половине XVIII века

Раздел IV
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОРОДОВ МЕЖДУ ДНЕПРОМ И ДНЕСТРОМ И ОСОБЕННОСТИ ИХ РАЗВИТИЯ

Одесса

На берегу известной еще с античности черноморской бухты в конце XIV - начале XV в. литовцы основали поселение234. С конца XV в. эту территорию захватили татары, а позже она вошла в состав Оттоманской империи. Значение Хаджибея возросло с 1764 г. после сооружения здесь турками небольшой крепости Ени-Дунья235, возле которой развивался форштадт. 14 сентября 1789 г. во время русско-турецкой войны замок был взят русскими войсками. После окончания войны никакого селения уже не существовало, осталось лишь четыре-пять домов, разбросанных среди пустынной степи, да еще развалины замка, мрачно возвышавшиеся над Военной балкой и прибрежным обрывом236.

Проект Одессы. 1794 г.

На рубеже 1791 - 1792 гг. намеревались создать поселок для Средиземноморской гребной флотилии, проект которого на основании карт военного времени составил в Петербурге инженер Ф. П. Деволан237. 20 марта 1792 г. губернатор получил указание о размещении здесь матросов-греков238. Летом того же года В. В. Каховский и инженер А. И. Шостак, выполняя правительственное задание, осматривали места для города. В донесении от 5 мая особое внимание было обращено па Хаджибей239. Тогда же на месте предполагаемого поселения для матросов под руководством инженеров Шостака и Матиаса велись изыскательские работы и проводилась топографическая съемка240. В начале августа 1792 г. па юг прибыл Деволан. После тщательного осмотра территории, используя изыскания Шостака, он внес некоторые коррективы в уже утвержденный проект поселения для матросов. Оно планировалось в виде компактного города с прямоугольной сеткой кварталов241. Ось Карантинной балки делила его па две почти равные части. Их относительная самостоятельность подчеркивалась двумя церквями, идентично размещенными посреди одинаковых по размерам и местоположению кварталов. На прибрежной колосе предлагалось соорудить причальную набережную и застроить ее складами, а для порта возвести три волнореза. С обеих сторон кварталы должны были защищать крепости. На плато и низменной территории побережья намеревались разместить карантин. Для госпиталя предназначался участок на противоположном берегу Поенной балки. Еще дальше к степи отводились земли для садов и виноградников.

В 1793 г., когда строилась Хаджибеевская крепость, выбирали место для главного порта и торгового города края. Изыскания Шостака, Деволана и Дерибаса обнаружили недостатки Херсонского, Николаевского и Очаковского портов и преимущества Хаджибеевской гавани242. 27 мая 1794 г. появился указ об основании города Хаджибея и был утвержден его план, исполненный Деволаном в начале 1794 г.243 Этот чертеж необоснованно считается основным проектом города. На самом деле это эскизная схема, из которой заимствовали размеры кварталов, улиц и принцип композиционного построения.

В утвержденном проекте главное внимание уделено техническим и стратегическим проблемам, тогда как город изображен схематически. Это объяснялось тем, что для города самым существенным являлось развитие экономической базы, т. е. порта, а в связи с близостью турецкой границы - его падежная защита. Основные элементы городского организма выделены и гармонично увязаны, благодаря удачному использованию рельефа. Жилая зона запланирована па возвышенном плато, порт - на низменной прибрежной полосе. Обе балки использованы как спуски из города в порт, причем широкая долина Карантинной балки предназначалась для размещения складов.

Причальную набережную порта с производственными и складскими сооружениями должны были дополнить выдвинутые в море пристани, волнорезы и молы с площадками. С их помощью бухта расчленялась па карантинную, купеческую, адмиралтейскую и военную гавани.

В отличие от проекта 1792 г. под жилую застройку отводились вся территория между Карантинной и Военной балками и большой участок на противоположном берегу Военной балки. Планировка решалась в системе прямых улиц, перпендикулярно направленных друг к другу. Две параллельные балки - спуски в порт - определяли трассировку меридиальных улиц. К западу от них, под углом 45о, проектировалась другая сетка кварталов. В середине города предполагалась большая площадь с церковью. В связи с многонациональным характером будущего города предусматривались еще две церкви и мечеть. Положительными особенностями этого проекта, сохраненного в будущем, явились достаточная ширина улиц (15 саженей), их ориентация к морским далям, а также учет проветривания и инсоляции при проектировании меридиональной сетки кварталов.

Под руководством И. М. Дерибаса начались работы по строительству города и порта. Была учреждена "Экспедиция строения гавани и города Гаджибея с купеческой пристанью" во главе с Ф. П. Деволаном, в функции которой входило составление проектов со сметами и руководство строительными работами. В течение 1794-1795 гг. работы по строительству порта не прекращались даже зимой244. В результате порт вскоре уже смог принимать суда, что положило начало интенсивному развитию города, как торгового центра юга страны. Экспедиция занималась также распределением мест для жилой застройки. Задача заселения города являлась наиболее трудной, так как его экономика находилась еще в зачаточном состоянии, а близость границы с Турцией создавала угрозу военного нападения. Поэтому далеко не все земельные участки застраивались245.

В начале 1795 г. Хаджибей был переименован в Одессу, по-видимому, по легенде того времени о размещении на этой территории древнегреческой колонии Одесос. Первые годы существования города не подтвердили тех радужных надежд в отношении его процветания, о каких говорилось в указе. Напротив, Одессе грозила участь жалкого захолустного местечка, постигшая многие города тех лет. А тенденциозно прославленная некоторыми буржуазными историками деятельность таких устроителей Одессы, как Дерибас, Кесь-Оглу и другие, в действительности была ко столь успешной246. Особенно тревожное положение сложилось с воцарением Павла I, когда городу было отказало и поддержке государства. Но вскоре положение стабилизировалось и учредили "Комитет для отстройки одесской гавани" во главе с инженером П. Харламовым.

Начала быстро развиваться внешняя торговля. Если в 1795 г. в порту пришвартовалось 39 судов, то в 1797 г. уже 249. Торговые обороты выросли с 68 тыс. в 1795 г. до 1 млн. в 1800 г. Важное значение получило ремесленное производство. В 1799 г. в городе занималось ремеслом 820 семей247. Появились и быстро развивались промышленные предприятия. Так, в 1799 г. здесь насчитывалось 24 фабрики и завода, 8 мельниц, 7 кузниц248. Для упорядочения городского хозяйства в 1795 г. в Одессе был учрежден магистрат, а в 1796 г. - шестигласная дума249. В 1800 г. открылось училище250.

Еще до основания Одессы на ее территории поселились черноморские казаки - бывшие запорожцы251. Крепость и город в основном возводили 800 мастеровых военного гарнизона252. Из-за постоянного недоедания, антисанитарных условий жизни и напряженной работы много рабочих погибло. Быстрое развитие торговли, ремесла и промышленности, льготы и поощрения со стороны администрации обусловило приток населения. Уже в 1795 г. в Одессе насчитывалось 2349 жителей, из которых количество беглых крепостных составляло 601, крестьян - 500, мещан - 603, купцов - 143, греков и болгар - 278, евреев - 240 человек. Через два года численность населения почти удвоилась, составив 3153 человека мужского пола253. В 1802 г. в Одессе уже проживали 9009 человек, в том числе 336 черноморских казаков, осевших на Пересыпи254. В 1802 г. основную часть населения составляли трудящиеся, дворяне и чиновники - 4 %, в то время как выросшее за счет беглых крепостных мещанское сословие - 64 %. В связи с активными внешнеторговыми связями и политикой правительства предоставления иностранцам всевозможных льгот в Одессе селились греки, болгары, поляки, евреи, итальянцы, немцы. Однако основная часть населения являлась русскими и украинцами, иностранцев было незначительное меньшинство. Даже наиболее крупные этнические группы греков, болгар и молдаван в 1795 г. составляли 12 %, а в 1802 г.- всего 3 %.

Процесс уточнения планировки улиц и характер освоения кварталов показывают чертежи 1794 г.255 Так, в июне предполагалось соорудить мосты через балки и западную часть расширить на два ряда кварталов. В августе отмечался рост застройки и определялись места морского госпиталя и адмиралтейских сооружений вокруг малой крепости. Уплотнение застройки вдоль Греческой и Дерибасовской улиц фиксировалось в ноябре, а в декабре изменили положение площадей, расширили территорию города и показали наличие Молдаванской слободы в долине Водяной балки. В 1794 г. город уже разделялся на два района - Греческий и Военный форштадти. Последний представлял собой территорию около бывшего турецкого замка. Греческим форштадтом называли сетку кварталов, расположенную вокруг площади в начале Карантинной балки.

Административное здание в Одессе. Реконструкция.

За два года заметно увеличилась застройка. Помимо различных гидротехнических сооружений в порту, набережных, причалов, складов для товаров и хранения соли, громадных казарм "в городе было роздано свыше 1000 участков для частных домов, из коих около 200 уже было построено, много других строилось... Здесь были заложены три русские церкви, одна греческая и одна католическая и начато их строительство"256. В 1795 г. Ф. П. Деволан составляет перспективный проект Одессы257.

Планировочные системы развиваются на юг, в сторону степи. Жилая зона сохраняет компактность и достигает больших размеров - свыше 1 тыс. десятин. Количество жилых кварталов превышает 230, число площадей - 10, улиц - 54, переулков - 8. Комбинация сеток кварталов под углом 45о сохранена, но их сопряжение осуществлялось уже ее по продольной улице, а как бы уступами. При решении вопросов расселения учитывалась этническая структура населения. Центром Греческого форштадта должна была стать квадратная площадь в начале Карантинной балки. Армяне и евреи должны были занять кварталы в западной части города, где общественными центрами выступали прямоугольные площади на Дворянской улице. Выходцев из Западной Европы предполагалось расселить вокруг костела. Срединное положение в городе заняла Соборная площадь с заложенной в 1795 г. русской церковью св. Николая.

Кроме этих площадей, имеющих функции центров национальных районов, в городе планировалось создать пять открытых пространств: две эспланады перед адмиралтейством и госпиталем, одну прямоугольную площадь с церковью посредине и две площади для рынков. Основной рынок был запроектирован по оси Военного оврага, в виде проспекта, застроенного торговыми рядами, который подводил к просторной квадратной площади, обрамленной по контуру лавками. Так родилась идея протяженной структуры торгового центра Одессы - одно из достижении отечественного градостроительства.

Вид Одессы в начале XIX в. С гравюры.

Кроме города, Деволап запроектировал предместье на Пересыпи. Здесь три ленты продолговатых кварталов следовали плавной дуге берега. Занимая всю прибрежную полосу, порт должен был отрезать выходы к морю и со стороны города, и со стороны Пересыпи.

Некоторое представление о внешнем облике Одессы тех дней дает аксонометрический чертеж, на котором показана прибрежная зона258. Оп является свидетельством продуманности планировочных идей, стремления все проектные решения проверять объемными построениями.

Проект 1795 г. сыграл большую роль в развитии Одессы и в значительной степени был осуществлен. Следующие планы города, выполненные в последние годы XVIII в.. под руководством инженера П. Харламова, в основном исходили из рассмотренного проекта. Подтверждением этого является чертеж 1799 г.259, на котором повторялся план Деволана. Имеются лишь незначительные добавления.

Значительный интерес представляют подписанные Харламовым проекты Одессы, изданные в 1798 и 1799 гг.260 Основное внимание уделено жилой зоне. Как и на плане Деволана, город простирается далеко в степь. Изменения произошли только в размещении и содержании площадей.

Важное значение настоящих проектов заключается и в том, что они фиксируют дальнейший рост застройки. Она располагалась за Новорыбной и вокруг площади за Дегтярной улицами, т. е. на территории, оказавшейся за пределами карантинного рва, проложенного в 1799 г.261 Несмотря на участки, предназначенные для заселения, строительство концентрировалось преимущественно в восточной части Одессы, между Карантинной и Военной балками. В этом году в городе имелось 506 каменных домов, 233 землянки, 501 лавка, 111 погребов, 5 трактиров, 36 складов, 43 колодца262.

Жилые дома были небольшими, одноэтажными. Они строились в основном военными инженерами. Кроме Деволана и Харламова, среди них можно назвать Кейзера и Шарого, занимавшихся отводом строительных участков263. В 1795 г. постройками руководил архитектор М. Портарий, а с 1798 г. - архитектор Ф. Фраполли.

Наиболее важными зданиями общественного назначения являлись торговые. "Гостиные ряды, начатые построением в две линии, составили бы очень хорошие каменные здания, в которых 23 лавки уже отделаны..., а 15 лавок не окончены. Другие деревянные ряды расположены вокруг площади..."264. Они располагались вдоль Александровского проспекта и на так называемом Вольном рынке (позднее Старобазарной площади).

В прибрежной зоне выросли казармы для переселенцев из балканских стран265. Госпиталь и церкви на Соборной площади и между казармами еще не закончили. Была возведена лишь деревянная церковь. Около гавани построили дом капитана порта и ряд других общественных зданий.

В благоустройстве города предпринимались лишь первые шаги. Для озеленения Одессы осенью 1795 г. было посажено много деревьев и высеяны букт липа, вяз, ясень и несколько видов каштанов266. Несколько частных садов устроили Спорити и Дерибас. В планах города намечалось строительство мостов через Военную и Карантинную балки, но ни один из них не был возведен. Замощены лишь набережные вдоль гавани, улицы и спуски оставались неблагоустроенными. Если не считать выделенных магистратом в 1798 г. 150 руб. на постройку фонарных столбов, ничего не делалось и для освещения городских улиц267. Сложной оставалась проблема водоснабжения жителей, пользовавшихся в основном колодцами Водяной балки. Все это влияло и на городские "фасады", которые оставались маловыразительными, и на облик городских "интерьеров". Силуэт города находился в стадии своего формирования, в чем нетрудно убедиться, рассматривая гравюры Одессы тех дней.

Однако, несмотря на то, что первый градостроительный этап развития Одессы охватывал всего лишь несколько лет, он имел большое значение. В этот период в общих чертах сформировалась планировка центрального ядра города и были заложены основы его будущего развития.

Перечень источников:

  1. 234. Одесса : Очерк истории города-героя. - Одесса, 1957, с. 11. Вернуться в текст
  2. 235. Мурзакевич Н. Хаджибейский замок. - ЗООИД, 1867, т. 6, с. 595-597. Вернуться в текст
  3. 236. План местности 1792-1793 гг. См.: Одесса, 1794-1894 : К столетию города. Одесса, 1895. Вернуться в текст
  4. 237. НБ ЛИИЖТ, A.VII.32, № 19871; De Wollant F. Указ. соч., л. 3. Вернуться в текст
  5. 238. Высочайшие рескрипты, данные императрицею Екатериною II на имя екатеринославских губернаторов. - ЗООИД, 1850, т. 2, кн. 2, с. 660. Вернуться в текст
  6. 239. Скалъковский А. А. Сравнительный взгляд на Очаковскую область в 1790 и 1840 годах. - ЗООИД, 1844, т. 1, с. 201. Вернуться в текст
  7. 240. Письма екатеринославского губернатора В. В. Каховского.... 1881, с. 354. Вернуться в текст
  8. 241. ЦГВИА СССР, ф. 349, оп. 27, д. 124, л. 1. Вернуться в текст
  9. 242. Смольяиинов К. Истории Одессы. - ЗООИД, 1853, т. 3, с. 343-344. Вернуться в текст
  10. 243. Согласно некоторым источникам, утвержденный проект Хаджибея был разработан в 1793 г. - Одесса, 1794-1894, с. 366. В действительности Деволан занимался разработкой этого проекта в январе, феврале и марте 1794 г. вместе с составлением документации по южным крепостям. - НБ ЛИИЖГ, A.VII.32, № 19871; De Wollant F. Указ. соч., л. 3. Вернуться в текст
  11. 244. Смолъянинов К. История Одессы, с. 351. Вернуться в текст
  12. 245. В 1794 г. иа Военном форштадте было занято 498 и 560, а на Греческом - 415 и.ч 720 участков. - См.: Застроение города Гаджибея, теперь Одессы, в 1794 г. - ЗООИД, 1853, т. 3, с. 590-594. Вернуться в текст
  13. 246. Надлер В. К. Одесса в первые эпохи ее существования. - Одесса, 1893, с. 27. Вернуться в текст
  14. 247. Дружинина Е. И. Северное Причерноморье..., с. 245. Вернуться в текст
  15. 248. Сумароков П. И. Путешествие по всему Крыму и Бессарабии..., с. 216. Вернуться в текст
  16. 249. Одесса : Очерк истории города-героя, с. 19. Вернуться в текст
  17. 250. Одесса, 1794-1894, с. 610. Вернуться в текст
  18. 251. Яковлев В. А. К истории заселения Хаджибея, 1789-1795. - Одесса, 1889, с. 42, 43. Вернуться в текст
  19. 252. Там же, с. 49. Вернуться в текст
  20. 253. Скалъковский А. А. Адмирал Иосиф де-Рибас и основание Одессы. - Одесса, 1836, с. 21, 23. Вернуться в текст
  21. 254. Скалъковский А. А. Первое тридцатилетие истории города Одессы, 1793-1823. - Одесса, 1837, с. 119. Вернуться в текст
  22. 255. ЦГВИА СССР, ф. 418, д. 598; ф. 349, оп. 27, д. 98, 126, 159. Вернуться в текст
  23. 256. НБ ЛИИЖТ, A.VII.32, № 19871. De Wollant F. Указ. соч.. л. 14. Вернуться в текст
  24. 257. ЦГВИА СССР, ф. 349, оп. 27, д. 161, л. 1. Вернуться в текст
  25. 258. Там же, д. 111, л. 1. Вернуться в текст
  26. 259. Там же, ф. ВУА, д. 20 159, ч. 1, л. 36-37. Вернуться в текст
  27. 260. ЦГА ВМФ, ф. 3, оп. 23, д. 950, л. 90. Вернуться в текст
  28. 261. Орлов А. А. Исторический очерк Одессы с 1794 по 1803 г. - Одесса, 1885, с. 23. Вернуться в текст
  29. 262. Сумароков П. И. Путешествие по всему Крыму и Бессарабии..., с. 216. Вернуться в текст
  30. 263. Орлов А. А. Исторический очерк Одессы..., с. 11. Яковлев В. А. К истории заселения Хаджибея..., с. 21. Вернуться в текст
  31. 264. Сумароков П. И. Путешествие по всему Крыму и Бессарабии..., с. 217. Вернуться в текст
  32. 265. ЦГА ВМФ, ф. 3, оп. 23, д. 950, л. 94-95. Вернуться в текст
  33. 266. НБ ЛИИЖТ, A.VII.32, № 19871; De Wollant F. Указ. соч., с. 19. Вернуться в текст
  34. 267. Одесса, 1794-1894, с. 317. Вернуться в текст

К началу страницы
Оглавление
Возникновение городов между Днепром и Днестром... Очаков  Возникновение городов между Днепром и Днестром... Овидиополь