Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Персоналии
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикації
Владимер Тимофеенко
Города Северного Причерноморья во второй половине XVIII века
 

Раздел I
ОСВОЕНИЕ КРАЯ И ЗАРОЖДЕНИЕ ГОРОДОВ

Население и типы городов

Заселенность городов во второй половине XVIII в. оказалась сложной и противоречивой. Прежде всего, в первые годы существования селений наблюдалась большая подвижность среди их жителей. Нередко значительная часть населения, привезенная в эти края и строившая город, постепенно убывала. Происходило и другое: колонисты не хотели поселяться в сельской местности, а постепенно сосредоточивались в городах. Далеким от постоянства был контингент военнослужащих, сооружавших верфи, крепости, гавани. Из-за такой текучести людей очень сложно проследить динамику населения городов с первых лет их развития и выявить четкие закономерности их роста, поэтому отметим то обстоятельство, что, несмотря на подвижность, городское население росло. Так, в 1784 г. в городах Екатеринославского наместничества было учтено 13 762 человек мужского пола, а в 1787 г. - 16 668 (14 718 мещан и ремесленников, 1950 купцов)73. Следовательно, за 4 года население увеличилось на 21,1 %. Рост городского населения можно проиллюстрировать и примерами развития отдельных городов. Например, в Екатеринославе I в 1781 г. проживало 2194 человека, а в начале 1784 г. - уже 3575 человек только мужского пола74, в Николаеве за один год население увеличилось более чем в 10 раз (147 человек в 1791 г. и 1566 - в 1792 г.)75, в Одессе в 1795 г. проживало 2349 человек, а в 1797 г. - уже 3153 человека мужского пола76.

О социально-классовой структуре городского населения также судить довольно трудно, так как статистические подсчеты тех лет отличались несовершенством. Жители разделялись всего на четыре-пять групп: мещане, цеховые ремесленники, купцы, церковнослужители, дворяне. К сожалению, не учитывалось весьма значительное число крестьян, среди которых было немало беглых, вначале привлеченных к сезонным работам, а затем постепенно оседавших на постоянное жительство.

Очень пестрым был национальный состав жителей. Подавляющее большинство их составляли русские и украинцы.

Но в городах Крыма (кроме Севастополя и Балаклавы) значительную часть городских жителей составляли татары. В городах и местечках Мариупольского уезда в 1784 г. из 3860 мужчин насчитывалось 1790 армян, 1512 греков, 553 русских и украинца, четыре грузина и один волох77. В соответствии с опубликованным в 1785 г. манифестом, из Гданьска (Данцига) выехало 755 немцев, расселившихся в основном в городах. Значительная часть прибывших из-за рубежа поселенцев и позже оседала в городах, чем создавалась разноплеменная, разноязычная структура их населения.

Типология южных городов не отличалась особой сложностью и обусловливалась факторами, вызвавшими их зарождение. Поэтому бытовавшая в те дни административная иерархия за редким исключением правильно отражает существовавшее положение. В связи с ней поселения делились на следующие основные группы.

Административные центры. К ним относилась весьма значительная группа городов, таких как Екатеринослав I, Новомосковск, Екатеринослав II, Павлоград, Кременчуг, Симферополь, Ольвиополь, Донецк, Вознесенск и др. Они основывались и первоначально развивались преимущественно как центры губерний и уездов. Ради ускорения темпов их развития создавались крупные промышленные предприятия, открывались учебные заведения.

Торговые города в количественном отношении в конце XVIII в. из-за слабо развитой внешней торговли еще не составляли значительной группы. Однако они уже выделялись своей спецификой, отличались довольно быстрыми темпами развития, наиболее пестрым в национальном отношении составом населения. К ним относились Хаджибей (Одесса), Таганрог, Козлов (Евпатория), Кафа (Феодосия).

Военные города - одна из самых значительных в те годы групп городских селений. Своим зарождением они были обязаны крепостям и оборонительным линиям, которые даже после указов об их упразднении еще долгие годы существовали, влияя и на планировочную организацию, и на характер расселения. Среди этих городов были Бахмут, Кон-стантиноград, Александровск, Тирасполь, Овидиополь, Очаков, Перекоп, Керчь, Еникале, Екатеринодар, Тамань и др. Такие города как Севастополь, Николаев и Балаклава многие годы и в XIX в. подчинялись только военной администрации.

Ремесленно-торговые поселения составляли также немалую группу городов и местечек. Это Херсон, Армянский базар, Нахичевань, Старый Крым, Григориополь, Мариуполь, Берислав, Крюков, Славянск, Никополь, Петриковка, Павловск, Александрия и др. Основой их экономического развития являлись ремесло, внутренняя торговля, а также пригородное сельское хозяйство.

Функциональную типологию следует дополнить характеристиками географического положения городов и особенностями их связей с окружающей территорией. Торговым городам Северного Причерноморья и Приазовья присуще приморское положение, в связи с чем они становились городами-портами. Зона их влияния была весьма обширной и включала в себя не только прилегающую сельскую округу, но и большие районы страны с развитым товарным производством. Города с административными функциями сравнительно равномерно размещались по территории края. Ремесленно-торговые поселения располагались, как правило, на берегах рек, около переправ, а также на пересечении исторически, сложившихся торговых путей. Поэтому в отличие от административных, для них характерна концентрация вдоль Днепра, Дона и других водных и сухопутных коммуникаций. Военные города обычно размещались вдоль государственных границ. Кроме того, для усиления обороны в глубине территории сохранялась вторая линия крепостей.

Распределяя городские образования по четырем основным типологическим группам, следует отметить, что уже тогда многие города отличались сложной градообразующей базой, переплетением, самых различных факторов. Этому немало способствовала администрация края, стремившаяся создать многоступенчатую структуру городов, т. е. размещая их на хорошо защищенной территории, добиваясь притока в селение купцов, основывая ярмарки, создавая условия для развития внешней торговли и всемерно поощряя промышленность. При гармоническом развитии всех этих факторов, естественно, сглаживалась типологическая особенность, но зато город становился перспективным по темпам развития, городом универсального профиля.

***

Таким образом, многовековая борьба за возвращение исконных славянских земель в основном завершилась во второй половине XVIII в. Благодаря блестящим победам русских солдат и украинских казаков, Северное Причерноморье было освобождено от господства Оттоманской Порты и Крымского ханства. С огромными затратами сил и средств Русское государство заселяло земли, возводило оборонительные крепости, создавало большие города. Заселение края стало подлинным трудовым подвигом широких народных масс. В создании городов Северного Причерноморья наряду с украинцами активно участвовали русские, молдаване, болгары, армяне и другие народности. В результате этого, а также из-за активного развития торговли и промышленности, к концу XVIII в. в Северном Причерноморье сформировалась довольно разнообразная в социальном, национальном и профессиональном отношениях структура городского населения.

В процессе проектирования и создания городов принимались во внимание конкретные природные условия, наличие коммуникаций, изучались характер рельефа, особенности грунтов, возможности снабжения городских жителей и другие факторы.

При строительстве городов учитывались формирующиеся системы расселения в крае и различные компоненты градообразующей базы. Создание новых городов обуславливалось потребностями развивающегося всероссийского рынка, необходимостью сбыта продукции через черноморские порты из Левобережной Украины и Центральной России. Большое государственное значение имело создание на Черном море военного и торгового флотов, что привело к возникновению городов, как важных центров кораблестроения и сопутствующих ему канатного и других производств. Городские поселения создавались также в качестве губернских и уездных центров, что было необходимо правительству для управления краем, осуществления политики классового господства дворянско-чиновничьей верхушки. В итоге, исходя из целевого назначения и специфики первоначального развития, южные города в конце XVIII в. приобрели четко выраженные торговые или административные, ремесленно-торговые или военные функции.

Перечень источников:

  1. 74. Ревский С. Б. Екатеринослав Кильченский. - Днепропетровск, 1974, с. 21, 27. Вернуться в текст
  2. 75. Записка о содержании старых письменных актов Новороссийского края. - ЗООИД, 1850, т. 2, с. 747, 772. Вернуться в текст
  3. 76. Скалыковский А. А. Адмирал Иосиф де-Рибас и основание Одессы. - Одесса, 1836, с. 11. Вернуться в текст
  4. 77. Дружинина Е. И. Северное Причерноморье..., с. 153. Вернуться в текст

К началу страницы
Оглавление