Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Григорий Островский
Львов
[Архитектурно-художественные памятники городов СССР]
 

ЛЬВОВ СОВЕТСКИЙ

22 сентября 1939 года Львов встречал советских воинов-освободителей. Впервые за всю свою историю украинский народ получил возможность сам решать свою судьбу.

Вскоре в Оперном театре начало свою работу Народное собрание Западной Украины. Делегаты единодушно приняли Декларацию о восстановлении Советской власти в Западной Украине и обратились в Верховный Совет СССР с просьбой "принять Западную Украину в состав Союза Советских Социапистических Республик, включить Западную Украину в состав Украинской Советской Социалистической Республики, с тем чтобы воссоединить украинский народ в едином государстве, положить конец вековому разъединению украинского народа".

Канули в прошлое века национального и социального угнетения, свершилась заветная мечта народа о свободе и счастье, победило дело, за торжество которого отдали жизнь лучшие сыновья и дочери украинской земли. Та памятная осень тридцать девятого года стала порой чудесного обновления древнего города. Казалось, что самый воздух стал иным, очищенным от скорби и страданий; Львов засверкал невиданными ранее красками.

Неожиданно и жестоко прервала война начало новой жизни. Три долгих года длилась во Львове фашистская оккупация, и вряд ли во всей истории многострадального города есть более мрачные и трагические страницы.

...На Холме Славы, что около Лычаковского парка, покоятся останки героев, погибших в боях за освобождение Родины. Среди них старшина А. Марченко, водрузивший знамя на львовской ратуше, легендарный разведчик Николай Кузнецов и многие другие. Пылает вечный огонь в честь павших воинов. В 1946-1952 годах здесь был сооружен архитектурно-скульптурный мемориальный комплекс (архитекторы Г. Швецко-Винецкий, А. Натальченко, И. Персиков, скульпторы М. Лысенко, В. Форостецкий). Мужественной скорбью, торжественным звучанием реквиема веет от монументальных гранитных пилонов при входе в некрополь, бронзового светильника, статуй "Родина-Мать", "Воин со знаменем" и других компонентов этого впечатляющего ансамбля.

Холм Славы

Лишь после освобождения от немецкой оккупации город смог вздохнуть свободно, залечить нанесенные войной раны. Началась новая жизнь, исполненная высокого смысла и творческого созидательного труда.

Решительно и кардинально меняется облик Львова. "Маленький Париж", как называли его во времена панской Польши, стал городом трудовой славы, одним из крупнейших индустриальных и культурных центров Советской Украины. В привычный силуэт города вписались новые ориентиры - вышка телецентра, трубы заводов и фабрик, многоэтажные здания. И еще непременный элемент современного Львовского пейзажа: подъемные краны и леса новостроек. Достаточно сказать, что только в послевоенные годы город вырос более чем в три раза: построено больше жилой площади, чем за всю его семивековую историю! Десятки больших предприятий, двенадцать вузов, множество школ, техникумов, училищ, научных учреждений, театров, музеев, библиотек, клубов, Дворцов культуры - никогда ранее Львов не жил такой богатой, интенсивной и насыщенной жизнью.

Сама природа и характер социалистического города обусловили ведущие общественные и эстетические функции современной архитектуры Львова. Стихийную застройку, присущую феодальному и капиталистическому городу, сменяет планомерное и целенаправленное развитие, осуществляемое согласно Генеральному плану строительства и реконструкции Львова. В этом плане, проникнутом идеями социалистического гуманизма, преломились основные принципы советского градостроительства. Если раньше сфера благоустройства Львова ограничивалась главным образом его центром и некоторыми привилегированными районами с особняками "люкс", то сейчас она распространяется на весь город, и прежде всего на промышленные районы, где живут и работают десятки тысяч трудящихся; разительные отличия между центром и окраинами стираются. Там, где тянулись захламленные свалки, огороды и выгоны пригородных сел, где стояли лачуги львовской бедноты, теперь раскинулись микрорайоны современных благоустроенных домов, парки, сады. Так, на месте обширного пустыря в начале 50-х годов был разбит Парк культуры и отдыха имени Богдана Хмельницкого, а большая и оживленная улица Валентины Терешковой еще недавно называлась Пустой...

Сооружение жилых зданий во Львове, как и в других городах, осуществляется преимущественно по типовым проектам: только такая унификация строительства на промышленной основе может реально удовлетворить острую потребность в жилье, резко повысить уровень комфорта, максимально расширить сферу коммунальных услуг. Характерной чертой нового строительства является его комплексность, одновременное сооружение школ, кинотеатров, клубов, магазинов, предприятий бытового обслуживания, спортивных и детских площадок, разбивка бульваров, скверов, парков. Постоянное внимание уделяется и нелегким - особенно в старом городе - транспортным проблемам. Зодчие широко обращаются к синтезу архитектуры с монументальной живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством. Эти качества советского градостроительства вытекают из его социальной природы, ориентации на удовлетворение многогранных и все растущих потребностей трудящихся. Это ставит перед львовскими архитекторами задачи органической привязки типовых и индивидуальных проектов к конкретным условиям, сложные градостроительные и пространственно-планировочные проблемы.

Особенно плодотворным и насыщенным в строительстве Львова стал период между XXV и XXVI съездами КПСС. Партийные решения нацелили архитекторов и художников города на более последовательное преодоление узкого практицизма, в конечном счете вступающего в противоречие и с функциональностью, и с образностью архитектуры как вида искусства. В центре внимания стали вопросы эстетического освоения и преобразования городской среды, неразрывной связи градостроительства с реализацией начертанных партией планов экономического и социального развития, с необходимостью бережного и внимательного отношения к драгоценному культурному наследию прошлого. Вторая половина семидесятых годов стала для Львова временем интенсивного роста экономического потенциала города, нового размаха жилищного и культурно-бытового строительства, временем восстановления и реставрации многочисленных памятников архитектуры и искусства. Решения XXVI съезда КП Украины и XXVI съезда КПСС стали программой дальнейшей работы, направленной на создание и развитие новых социально-экономических и архитектурно-художественных структур города, отвечающих содержанию эпохи развитого социализма.

Если мы поднимемся на Высокий Замок, то со смотровых площадок нам откроется Львов - город древний и в то же время молодой, меняющий свой силуэт и масштаб. На юге, в районе улиц Ленина и Нищинского, вырос массив десятиэтажных домов (архитектор Я. Назаркевич) - одна из высотных точек городской застройки. Несколько далее, на проспекте Ленинского комсомола, - новые жилые кварталы (архитекторы Л. Нивина и С. Дорош); на улице Зеленой - крупный промышленный комплекс и впечатляющий ансамбль многоэтажных общежитий (архитектор Я. Назаркевич). Двигаясь по ходу часовой стрелки, видим большое строительство на улицах Стрыиской и Артема (архитектор В. Пидлисный), Пархоменко и Боженко (архитектор Я. Новакивский), Валентины Терешковой (архитекторы В. Голштейн и Л. Нивина), Окружной и 1-го Мая (архитектор П. Конт), в поселке Октябрьском (архитекторы М. Ведзелович, Л. Тимченко). Сооружение жилых массивов ведется на улицах маршала Рыбалко, Орджоникидзе и Довганика, Широкой, Батальной, Топольной, Научной, в районах Сыхова и Рясне. Возникает широкое кольцо многоэтажных новостроек, и в этих кварталах и микрорайонах явственно проступает прообраз будущего Львова.

Общежития на ул. Зеленой Улица Научная

Интересно решен, к примеру, архитектором Л. Нивиной жилой массив на Люблинской улице: девятиэтажные дома с доминирующими горизонталями крупных вывесок и сверкающих стеклом витрин больших магазинов в цокольных этажах образуют своего рода пропилеи, обозначающие въезд со стороны аэропорта; другой въезд в город со стороны Киевского шоссе формируется в конце улицы Богдана Хмельницкого, где возводится комплекс девяти- и двенадцатиэтажных зданий. В числе наиболее удачных примеров жилого строительства последних лет следует назвать и д о м № 28 по Стрыиской улице. Умело использовав сложный рельеф местности, архитектор О. Радомский сумел преодолеть стереотип, сообщить дому определенную характерность. Эти же качества присущи и некоторым другим работам О. Радомского, и в частности жилому дому на улице Крылова. Украшением нового Львова и большим достижением не только Львовского, но и всего современного украинского зодчества стало создание в конце 1970-х годов жилого квартала "Серебристый" в районе улицы Патона (архитекторы В. Пидлисный, Л. Нивина, С. Землянкин, конструктор Я. Корнильев), где недавно справили новоселье более полутора тысяч семей. Свободная и в то же время очень логичная композиция из пяти- и девятиэтажных домов создает неординарный и эстетически выразительный ансамбль. Своеобразной формы дворы - курдонеры, приветливо открытые и в то же время защищенные от ветра и пыли улиц, органическое соединение строгой урбанистической архитектуры с окружающей ее природно-пространственной средой и зонами отдыха, мягкая и приятная для глаза серебристая тональность силикатного кирпича, давшая название кварталу,- все это говорит о мастерстве, художественном такте, творческой зрелости львовских архитекторов. Авторский коллектив был по праву удостоен высокой награды - Государственной премии Украинской ССР имени Т. Г. Шевченко.

Жилые кварталы на Люблинской ул. Жилой дом на ул. Низинной в пос. Жовтневый

Дом № 28 на ул. Стрыйской Кварал "Серебристый"

Значительными успехами современной львовской архитектуры отмечена и сфера общественного строительства. Строгая лапидарность геометрических форм, широкое применение стекла, металлов, сборного железобетона и других современных материалов, целесообразность целого и каждой детали, 202 отказ от "приставных" украшений, наконец, усилившееся особенно в последние годы разнообразие композиционно-планировочных решений, обогащение и индивидуализация архитектурного образа, в частности за счет синтеза его с живописью и скульптурой,- эти черты присущи современной архитектуре Львова. Проектируя новые здания, зодчие учитывают специфику своего города и уже сложившуюся застройку центральной части. Очевидно, что всякие попытки стилизации "под старину", якобы сохраняющей ансамблевую целостность, заранее обречены на неудачу; объединение разновременных и разностильных зданий идет по принципу взаимодополнений и контрастов, придающих особую остроту и выразительность архитектурному образу Львова - города не музейного, но живого в своем развитии и вечном обновлении.

Центр города. Широкий, весь утопающий в зелени бульвар на проспекте В. И. Ленина - когда-то Гетманские валы. Еще после войны по проспекту ходили трамваи, а вся его правая сторона была застроена домами, подходившими близко к бульвару. Сейчас трамвайные линии заменены троллейбусными, проспект реконструирован, расширен за счет домов на правой стороне. Вместо них на проспект ныне выходят сдержанные по формам, внушительные фасады Института экономики и Дворца пионеров (архитектор И. Персиков, 1950-е гг.) А ближе к площади А. Мицкевича, в начале проспекта, вырос восьмиэтажный жилой дом с кафе "Красная шапочка" (архитектор Я. Назаркевич), строгость и лаконичность которого внесли новый акцент в облик центральной площади города.

Главная магистраль города, проходящая по проспекту Т. Шевченко, площади А. Мицкевича и проспекту В. И. Ленина к Оперному театру, ныне продолжается за ним - по улице 700-летия Львова. В начале ее - новое здание гостиницы "Львов" (архитекторы Л. Нивина, А. Консулов и П. Конт, 1965). Его ясные и четкие объемы хороши не декором, а своей массой, пропорциями, четкими вертикалями и горизонталями гладких плоскостей, контрастирующих с усложненной и несколько вычурной громадой Оперного театра.

Архитектурная тема, начатая гостиницей "Львов", получает свое дальнейшее развитие в двух крупных сооружениях, стоящих почти напротив и чуть дальше ее: кинотеатре "Мир" (автор привязки С. Соколов) и особенно в одной из лучших Львовских построек - десятиэтажном Вычислительном центре (архитектор М. Вендзелович, 1969), ставшем примечательным ориентиром в силуэте города. Контрапункт энергично сконцентрированной устремленности вверх главного корпуса и горизонтали цокольного этажа с кафе "Ватра", подчеркивающей протяженность улицы, обилие стекла, гармония пропорций позволяют отнести это здание к достижениям Львовской архитектуры. Неподалеку в этом же районе, на улице Н. Кузнецова, закончена постройка гостиницы "Россия" (архитекторы Б. Крюков, О. Гукович, Л. Зайцев).

"Архитектурные контрасты", составляющие, пожалуй, наиболее характерную черту облика сегодняшнего Львова, неоднозначны и разнохарактерны. Иногда это конфликт современных направлений, разрешающийся в убедительном превосходстве нового над безвкусицей, внешне эффектной импозантностью и эклектикой, еще не так давно распространенными в нашей архитектурной практике и оставившими след и во Львове. Но нередки и "конфликты" иного рода - между новым и очень старым. Часто в таком сопоставлении нет победителей и нет побежденных: от подобного соседства выигрывают и новостройки, и памятники старинной архитектуры. К примеру, на площади Богдана Хмельницкого перед собором св. Юры возведен новый корпус Политехнического института имени Ленинского комсомола (архитектор Н. Микула), решенный в лаконичных, строгих формах. Он не конкурирует с причудливо изрезанным силуэтом собора; наоборот, в силу явной, откровенной полярности и разновременности, резкого и обнаженного контраста выразительные средства обоих сооружений как бы усиливаются и кристаллизируются.

"Прикарпатпромарматура" на ул. Б. Хмельницкого

В этом же районе за последние несколько лет возник, пожалуй, наиболее крупный и значительный ансамбль современной архитектуры. От площади Богдана Хмельницкого идет улица Александра Невского, всю левую сторону которой занимают новые корпуса Политехнического института, на улицах Мира и Карпинского - еще несколько учебных корпусов (архитекторы П. Марьев, М. Консулова, Р. Липка, А. Рудницкий и др.); одно из лучших в этом ряду - здание студенческой столовой по улице Карпинского (архитекторы И. Петришин, В. Кравцов, Р. Гром). Изобретательно и с очевидным успехом преодолевают авторы трудности планировки, которые усложнены старой городской застройкой; смело и с размахом решены главные входы с козырьками, активно вторгающиеся в окружающее пространство и организующие его. Сквозь широкие застекленные проемы входа хорошо просматриваются вестибюли, лестницы и другие помещения; возникает, таким образом, как бы единая визуальная система: улица - фасад - интерьер. При всей ставшей уже традиционной лаконичности, эти здания привлекают к себе четкостью архитектурных объемов, светлой оптимистической тональностью архитектурного образа, подлинно современными средствами выразительности.

Библиотека Политехнического института на ул. Александра Невского

Если этот комплекс создается почти целиком заново, то возникновение некоторых других ансамблей связано не только с постройкой новых зданий, но и с реконструкцией старых. Такова площадь Я. Галана между улицами Зеленой и Ш. Руставели. Здания жилого дома с оригинальными балконными балюстрадами (архитектор А. Консулов), спорткомбината, Проектно-технологического института и Дворца культуры имени Ю. Гагарина на улице Ш. Руставели (архитектор Л. Кузьма-Скорик), наконец, памятник Ярославу Галану - одни из них возведены совсем недавно, другие еще до войны - образуют ансамбль.

Площадь Я. Галана

Следует сказать о некоторых других значительных работах львовских архитекторов. Это - общежития на улице А. Марченко (архитекторы М. Вендзелович, Л. Нивина) и А. Гайдара (архитектор М. Трач), административный корпус на улице Н. Кузнецова (архитектор Н. Микула), цирк на улице 1-го Мая (архитекторы А. Бахматов, М. Каневский). Нельзя не сказать и о новой многоэтажной гостинице "Интурист" на улице Я. Матейко (архитекторы А. Консулов и Л. Нивина) и Доме прессы на улице Артема (архитекторы В. Дорошенко и Б. Габа), приобретающих большое значение в формировании нового облика Львова.

Постоянное внимание уделяется и спортивным сооружениям. Еще в 1950-х годах построены бассейн "Динамо" (архитектор Я. Новакивский), крупнейший во Львове стадион "Дружба" на сорок тысяч мест (архитекторы Я. Порохновец, Л. Кузьма-Скорик, Я. Назаркевич, Р. Федотовская); в последнее время - Дворец спорта трудовых резервов на Институтской улице (архитектор С. Соколов), крытый бассейн на улице Дзержинского (архитектор М. Вендзелович), наконец, один из лучших и современных спортивных комплексов на улице Н. Кузнецова (архитекторы Б. Крюков, О. Гукович, Л. Зайцев). Даже само назначение архитектурных объектов красноречиво свидетельствует о коренных изменениях в социальной природе советского Львова, характере и направленности творчества современных архитекторов. Среди их наиболее значительных работ новые заводы и школы (например, школы на ул. Топольной и в пос. Жовтневом), институты и жилые кварталы, музеи и магазины. Свежестью и неординарностью образных и архитектурно-планировочных решений привлекают к себе внимание здания Вычислительного центра Львовской железной дороги (архитектор Р. Сивенький), учебного корпуса Лесотехнического института (архитектор В. Кузубов), магазина по улице Артема (архитекторы В. Каменщик, Я. Мастило, художник В. Патык), танцевального зала "Романтик" на улице Воровского (архитектор М. Трач), признанного несомненной удачей последних лет. Лапидарность четких и ясных архитектурных объемов, строгая функциональность, несовместимая с украшательством, но не переходящая в аскетизм, эстетическая выразительность фасадов и громадных интерьеров, ставшая возможной благодаря современным строительным материалам и оригинальным конструкциям, - все это привносит в привычный, устоявшийся образ города новые черты и акценты.

Спортивный комплекс на ул. Н. Кузнецова Школа в пос. Жовтневый

Вычислительный центр на ул. 700-летия Львова Танцевальный зал "Романтик"

Среди лучших сооружений выделяется введенный в строй в 1980 году новый автовокзал на Стрыйской улице (архитекторы В. Сагайдовский и Н. Столяров). Громадный треугольник с плавно вогнутыми сторонами стоит как бы на "семи ветрах", гостеприимно открытый навстречу приезжим. С размахом и изобретательностью решается и интерьер здания, в котором роль главного и фактически единственного декора играет необычная по своим масштабам люстра (художники А. Бокотей, 3. Флинта, Ф. Черняк). Более трех тысяч стеклянных шаров создают светоцветовую и декоративную композицию, внушительную по массе и весу (почти три тонны), но легкую, словно серебристое облако, сложную и в то же время целостную и ясную для восприятия.

Автовокзал на ул. Стрыйской Автовокзал на ул. Стрыйской. Интерьер

В архитектурно-пространственную среду современного Львова органично входят скульптурные монументы; они имеют не только большое градостроительно-планировочное, но прежде всего идейное и эмоционально-образное значение.

В перспективе широкого бульвара перед Оперным театром установлен памятник Владимиру Ильичу Ленину (1952), созданный по проекту скульптора С. Меркурова, архитекторов И. Французова, В. Шарапенко.

Большим событием в жизни города стало создание монумента великому украинскому писателю и революционеру-демократу Ивану Франко.

Идея этого памятника возникла давно, сразу же после смерти поэта. Однако в условиях Западной Украины тех лет, находившейся под властью буржуазной Польши, осуществиться она не могла. Даже история надгробного памятника великому поэту на Лычаковском кладбище, установленного в 1933 году на народные средства, исполнена драматическими моментами.

К столетию со дня рождения И. Франко, отмечавшемуся в 1956 году, было проведено несколько конкурсов, определивших творческий коллектив для создания памятника в составе скульпторов В. Борисенко, Д. Крвавича, Э. Мысько, В. Одрехивского, Я. Чайки и архитектора А. Шуляра. В 1964 году памятник был открыт перед Львовским университетом, носящим имя великого писателя.

Памятник И. Франко

Авторы памятника стремились увязать в ансамбле монумент высотой 12,5 метра, стоящие по сторонам его пилоны с рельефами, зеленый массив старинного парка и импозантное, несколько претенциозное здание университета, украшенное барельефами и статуями конца прошлого века.

На сравнительно невысоком постаменте возвышается фигура писателя, высеченная из серого гранита. Франко словно вырастает из глыбы "дикого камня"; он стоит спокойно, уверенно, слегка подавшись вперед, как бы обращаясь к наследникам поэта - студентам-"франковцам". Авторам удалось не только передать портретное сходство, но и воплотить в монументе поэтическую озаренность Франко, горькие раздумья поэта о судьбах родного народа и несломленную веру в лучшее будущее. Эту ведущую идею монумента обогащают и развивают гранитные рельефы боковых пилонов: "Гнет" и "Борьба". Обобщенный силуэт фигуры писателя читается преимущественно на фоне парка, он контрастирует с несколько измельченным рисунком университетского здания.

Памятник И. Франко монументален, но это качество достигнуто не только за счет его масштабов и приемов обобщения крупной формы. Монументальность памятника заложена в верной и глубокой интерпретации содержания образа, единстве большой, общезначимой идеи произведения и всей системы выразительных средств.

Другим выдающимся архитектурно-скульптурным ансамблем советского Львова стал монумент Боевой славы Вооруженных Сил СССР, открытый в 1970 году (скульпторы Д. Крвавич, Э. Мысько, Я. Мотыка, А. Пирожков; архитекторы М. Вендзелович и А. Огранович; Государственная премия УССР имени Т. Шевченко).

Прежде всего, удачны выбор места, архитектурно-пространственное решение монумента, установленного в перспективе Стрыйской улицы, на ее повороте и скрещении с Гвардейской, между Парком культуры и отдыха имени Богдана Хмельницкого и Стрыйским парком. Неподалеку построено современное, строгое по своим формам здание Музея войск Прикарпатского военного округа (архитектор О. Гукович). Отовсюду, со всех сторон хорошо просматривается высокая стела монумента- вертикаль, организующая окружающее пространство и приковывающая к себе внимание.

Монумент Боевой славы состоит из тридцатиметровой стелы, бронзовой центральной скульптурной группы и массивного гранитного пилона с рельефами, напоминающего по форме надолбы или другие оборонные сооружения. На стеле - барельефы с изображением олицетворяющих основные рода войск фигур пехотинца, танкиста, ракетчика, летчика, моряка, словно застывших на вечном боевом посту.

Идейно-смысловой и композиционный центр ансамбля - монументальная скульптурная группа, включающая фигуру советского Воина-освободителя и аллегорическую статую Родины, широким властным жестом благословляющую символический меч солдата. В обобщенных образах, воплощающих великие идеи советского патриотизма и неразрывного единства армии и народа, авторы выразили основную мысль монумента Боевой славы. Разная высота постаментов, сопряжение доминирующих вертикалей и горизонталей композиции, монументальная целостность крупных масс и ясных, четких силуэтов создают сложное, но органическое композиционное единство, сообщают группе звучание героического и патетического гимна.

Монумент Боевой славы Вооруженных Сил СССР Монумент Боевой славы Вооруженных Сил СССР. Барельеф "Освобождение Западной Украины"

Боевой путь советских Вооруженных Сил последовательно раскрывается в шести сценах, размещенных по обеим сторонам пилона. Эти большие многофигурные горельефы из кованой меди отличаются исторической, социальной и национальной конкретностью изображений, ясностью сюжетных решений, сильной и энергичной пластикой. Суровые и торжественные ритмы первых рельефов ("Рождение Красной Армии" и "Год 1941-й") взрываются в центре пилона яростью смертельных схваток ("Гражданская война" и "Великая Отечественная") и вновь возрождаются в возвышенной праздничности завершающих композиций "Освобождение Западной Украины" и "Победа". Такая "эмоциональная композиция" двух скульптурных триптихов пилонов придает им полифоническое богатство народной эпопеи борьбы за свободу и счастье Отчизны.

Священна память о тех, кто отдал во имя этого свою жизнь. На улице Мечникова предполагается сооружение величественного мемориального ансамбля в честь воинов, погибших в боях за освобождение Львова от чужеземных захватчиков.

Из других львовских монументов необходимо отметить памятник отважному разведчику Герою Советского Союза Николаю Кузнецову (скульпторы Е. Рукавишников, В. Власов и В. Подольский, 1962). Он стоит на маленькой треугольной площади между улицами И. Франко и Институтской. Памятник замечательному публицисту Ярославу Гал а н у (скульпторы А. Пылев, А. Охрименко, В. Усов, архитектор В. Блюсюк, 1972) находится на площади его имени. Необычно низкий постамент, эмоциональная напряженность фигуры писателя сообщают памятнику выразительность. Образы выдающихся деятелей отечественной культуры увековечены в памятнике В. Стефанику (скульптор В. Сколоздра, 1971) перед зданием Научной библиотеки АН УССР, писателю-революционеру С. Тудору на площади Я. Домбровского (скульптор Д. Крвавич, 1979), трехфигурной композиции, посвященной Ивану Федорову (скульптор А. Галян, 1971), во дворе бывшей Онуфриевской церкви на улице Богдана Хмельницкого, где сейчас размещается Музей истории украинской книги и книгопечатания. Еще один памятник великому первопечатнику - на Подвальной улице, неподалеку от Украинского полиграфического института, носящего его имя (скульпторы В. Борисенко, В. Подольский, архитектор А. Консулов, 1977). Монументальная фигура Ивана Федорова, изображенного в длинном фартуке мастерового, словно шествует по Львову, ставшему городом его великих свершений. Постаментом служит выложенная в один ряд брусчатка каменной мостовой. В одной руке драгоценная книга, ставшая началом книгопечатания на Украине, другая в широком и свободном движении как бы рассеивает семена духовной пищи. В окружении величественных памятников старинного зодчества - крепостного бастиона, ансамбля Успенской церкви с башней Корнякта, Пороховой башни, арсенала, соборов - памятник выдающемуся просветителю обретает историзм и особую содержательность.

Памятник первопечатнику Ивану Федорову

Интересными и значительными образцами обогатилась в последние годы и львовская мемориальная пластика. В их числе надгробия писателям П. Козланюку (скульптор Э. Мысько) и Г. Тютюннику (скульптор Е. Дзындра), художнику Л. Левицкому и артистке С. Крушельницкой (скульптор Т. Бриж), ученым В. Гнатюку (скульптор Л. Биганич) и И. Свенцицкому (скульптор Е. Дзындра), установленные на Лычаковском кладбище.

Важным элементом эстетического облика львовских улиц становятся мемориальные доски. Доски с барельефным портретом В. И. Ленина можно увидеть в начале улицы В. И. Ленина (скульптор А. Чемерис), с портретом Ф. Дзержинского - на улице его имени (скульптор И. Садовский). На улицах Ватутина и Щербакова установлены доски в память Ивана Франко (скульпторы А. Галян, Э. Мысько); на улице Жовтневой - в честь писателей С. Тудора и А. Гаврилюка (скульптор В. Липовый). К лучшим примерам произведений этого рода относятся и мемориальные доски работы Э. Мысько - Леси Украинки (1971) на стене Украинского академического драматического театра имени М. Заньковецкой, артистки С. Крушельницкой (1977) на улице Чернышевского, художников Л. Левицкого (1977) на улице Устияновича и А. Манастырского (1978) по улице Кармалюка, О. Новакивского (1972) и Е. Кульчицкой (1971) на улице Мицкевича, привлекающие к себе строгим вкусом, оригинальностью и разнообразием композиционных приемов, единством изображения и шрифта, психологизмом барельефных портретов.

Нередко такие доски, установленные в память знаменательных событий революционной истории города, перерастают в многофигурные композиции монументального характера. Таковы, к примеру, барельеф, запечатлевший первое во Львове празднование трудящимися Первого мая 1890 года (скульптор Н. Посикира, 1977), или своеобразная и экспрессивная композиция в начале улицы Саксаганского, посвященная революционному выступлению Львовского пролетариата в апреле 1936 года (скульптор Т. Бриж, 1979). В этом же тематическом ряду - оригинальный памятник борцам за Советскую власть на Западной Украине (скульптор И. Садовский, архитектор А. Консулов, 1979), поставленный на площади Народной гвардии имени И. Франко и соединивший в своем образно-пластическом решении объемные формы и скульптурную графику. Глубокая идейная содержательность, эмоциональная напряженность, выразительность строго реалистической пластики придают этим работам большое значение в архитектурно-художественном облике нового Львова.

Современный город - это сложный организм, и в формировании его эстетического образа используются различные средства. Одним из элементов благоустройства и оформления Львова являются городская и районные Доски почета, выполненные из долговечных материалов, с широким применением мозаик, витражей, рельефов, чеканки по металлу. Выполняя свои прямые информационные и пропагандистские функции, эти Доски почета в то же время становятся архитектурно-художественными объектами, активно организующими окружающее их городское пространство. В полной мере это относится к Доскам почета на улицах Дзержинского, Стефаника, 700-летия Львова, Мира, Герцена, в создании которых принимали участие архитекторы Я. Новакивский, А. Огра-нович, М. Вендзелович, Я. Пашковский, художники В. Патык, Р. Коцюба, скульпторы А. Галян, С. Кочмар и другие. В числе наиболее значительных и удачных работ, также служащих целям художественной организации городского пространства, необходимо отметить декоративную стенку у завода кинескопов, украшенную рельефами и мозаиками (архитектор Я. Новакивский, художники В. Патык и другие). Метафоричность и ассоциативность образного строя, сочетающиеся с ясностью и широтой идейного замысла, стремление передать языком пластики пафос современной науки привели авторов к успеху. В таком городе, как Львов, вопросы органического соединения исторически сложившейся застройки с тем новым, что вносит современность, приобретают особую остроту и актуальность. Львовские художники и архитекторы недавно разработали первый в стране перспективный комплексный план архитектурно-художественного оформления города, охватывающий программу монументальной пропаганды, наглядную агитацию, подсветку и иллюминацию, систему торговой рекламы и т. д. Памятники и скульптурные рельефы, мемориальные доски и монументальная живопись, декоративная скульптура и пространственные композиции... - от планировочных схем к мастерским художников и оттуда на улицы и площади, в парки и скверы города: настала пора осуществления плана, воплощения его в реальные дела и свершения.

В последние годы заметно усилилось тяготение архитекторов к более углубленной разработке вопросов синтеза пространственных искусств в создании эстетической среды социалистического города. Серьезным и перспективным опытом в этом направлении явился новый учебный корпус Института прикладного и декоративного искусства на Снопковской улице (архитектор М. Вендзелович, 1973), фасады которого украшены аллегорическими рельефами и витражами, а вестибюль - большим керамическим панно работы дипломников этого же института. Возрождая, разумеется на принципиально новой основе, уже апробированный во львовском зодчестве начала века прием обогащения архитектурного образа средствами декоративно-прикладных искусств, авторы добиваются его большой эмоционально-смысловой насыщенности.

Проблемы синтеза наиболее многогранно реализуются пока что в оформлении общественных интерьеров. Работа такого рода ведется во многих городах страны, но во Львове она имеет некоторые специфические отличия. Поскольку центр города в основном сложился раньше и новое строительство в этом районе очень ограничено, то приходится главным образом реконструировать уже имеющиеся интерьеры, приспосабливать их к новым нуждам. Это обстоятельство ставит архитекторов и художников перед трудностями. В поисках решений архитекторы широко обращаются к национальным художественным традициям, опыту, накопленному многими поколениями украинских художников. Львов во все времена был крупным центром украинского народного и декоративно-прикладного искусства: еще в конце прошлого столетия здесь возникла художественно-промышленная школа - ныне Училище прикладного искусства имени И. Труша; сразу же после войны был создан Львовский институт прикладного и декоративного искусства, многие из выпускников которого успешно работают во Львове. Замечательные художественные собрания находятся в музеях украинского искусства, этнографии и художественных промыслов. Осознанное стремление к сохранению и развитию национальной самобытности своего города и своего искусства побуждает художников обращаться к мотивам и образам народного творчества. Сокровищница народного искусства открывается перед нами как богатейший источник образных и пластических идей. Твердая производственная база - мастерские Художественного фонда, скульптурно-керамическая фабрика с цехом гутного стекла и другие- позволила развернуть в последние годы работу по оформлению общественных интерьеров, применять различные техники и материалы: мозаику, рельефы, керамику, стекло, гобелены и т. д.

Институт прикладного и декоративного искусства

Пока что исторические реминисценции явно преобладают в оформлении интерьеров. Это и понятно. Большинство работ находится в черте старого города, многие - в старинных зданиях, являющихся памятниками архитектуры, и естественно стремление художников как-то войти в эту атмосферу, напомнить зрителям о славных страницах истории города, о людях, создавших его. Порой старина вторгается в наш быт в буквальном смысле: так, в интерьере бара "Под вежей" на Комсомольской улице, в нескольких шагах от Городского арсенала, можно увидеть остатки древней оборонной стены XIV века. В аптеке на площади Рынок (архитектор Я. Новакивский) оставлены рельефные медальоны эпохи позднего классицизма, и они прекрасно уживаются с подчеркнуто современным стилем реконструированного интерьера. В других случаях эта связь времен воссоздается более опосредованно, через заимствования тематики и стилистики росписей, мозаик, панно или использование прежних форм в светильниках, мебели и других элементах новых интерьеров.

Кинотеатр имени Богдана Хмельницкого находится на одноименной улице, там, где когда-то был Старый Рынок княжеского Львова. Реконструированное по проектам архитекторов Р. Палюха и А. Ограновича, здание сейчас украшено росписями живописца В. Патыка, воссоздающими ратные подвиги и жизнь украинских казаков времен национально-освободительной войны XVII века. В оформлении кафе-бара "На Рынке" В. Патык и Р. Палюх также широко используют фольклорно-исторические мотивы, но уже увязывают их с современными сюжетами. В числе последних и наиболее интересных, значительных по своим художественным результатам интерьеров - кафе "Вежа" в Стрыйском парке (архитектор С. Кессельман) и кафе "Театральное" (художник Б. Романец).

Каждый новый объект выдвигает свои проблемы, требует своих приемов и выразительных средств. "Карпатский зал" ресторана "Интурист" декорирован гобеленами и большой печью, расписанной в манере и технике прославленных гуцульских изразцов. А в шоколадном баре на проспекте Т. Шевченко (архитектор С. Кессельман, художники Р. Петрук, А. Бокотей) тема народного искусства раскрывается в своеобразных керамических рельефах обобщенно-философского характера. В кафе "Старый Львов" на Валовой улице (архитектор В. Дорошенко) - рельефное панно из шамота, изображающее не конкретные памятники, а передающее самый дух и характер старинного зодчества. Можно было бы указать и на ряд других творческих удач львовских архитекторов и художников: оформление кафе-мороженого на проспекте Т. Шевченко (керамика Р. Петрука), кафе "Ватра" и "Подолянка", магазина сувениров на площади Рынок (архитектор Р. Палюх). Привлекает внимание изображение органа из шамота в магазине "Мелодия" на Комсомольской улице, гутное стекло в магазине "Смеричка".

В числе лучших интерьеров последних лет - интерьер аптеки на улице 1-го Мая (архитекторы Р. Мих, Я. Пашковский, художник И. Остафийчук), Главпочтамта (архитекторы М. и А. Ограновичи, М. Наконечный, художники Э. Мысько, С. Серветник, Я. Захарчишин).

Растет, строится и хорошеет Львов, город трудной и завидной судьбы, город большой истории, вступивший в восьмое столетие. Ни на день не затихает работа в архитектурных мастерских и на строительных площадках. Пройдет несколько лет, и на Стрыйской улице вырастет новый административный центр Львова с величественным памятником Владимиру Ильичу Ленину, на улице Коперника - Выставочный зал, на улице О. Дундича - Дворец пионеров. С узких улиц старого города исчезнут трамвайные пути: начнется сооружение первого в стране подземного трамвая.

А на площади Рынок, на одном из старинных домов, - оригинальный керамический картуш (скульптор Р. Петрук): гуцул с поднятым топорцем и щитом, на котором изображена украинская деревянная церковь. Здесь помещается городская организация добровольного Общества охраны памятников истории и культуры, работающая в тесном содружестве со львовскими архитекторами, строителями, художниками, реставраторами, искусствоведами, историками. Одним из главных и вполне оправдавших себя направлений в деятельности Общества является капитальная, научно обоснованная реставрация памятников архитектуры с последующим использованием их как музейных или иных объектов. Так, в восстановленной Пороховой башне ныне размещается Дом архитектора, в костеле Марии Магдалины - органный зал Филармонии, в Доминиканском костеле - Музей истории религии и атеизма, каплица Боимов, Онуфриевская церковь и бывший костел кларисок стали филиалами Картинной галереи. Экспозиция выставки старинного оружия открыта в здании Городского арсенала; Музей архитектуры Львова разместился в бывшем Кармелитском костеле. Перечень этот можно было бы продолжить. Завершена реставрация башни Корнякта, Бернардинского монастыря и ряда других памятников старинного зодчества.

Многое уже сделано, но еще больше предстоит сделать, потому что, как писал в свое время Ярослав Галан, "перед лицом будущего, нового, величественного индустриального Львова мы должны, как святыню, беречь все то лучшее, что оставили нам наши предки... Пусть ни одного камня не смоют дожди с его достойных стен, ибо каждый такой камень - это кусок нашей истории. Пусть ни одна фреска не поблекнет под тяжестью столетий, чтобы мы не были потом вынуждены краснеть перед своими потомками".

В едином, нерасторжимом сплаве древнего и нового, творчества наших предшественников и современников, памятников старины, сохранивших свою непреходящую ценность, и искусства социалистического города и кроется секрет обаяния Львова, красоты и своеобразия его облика.

К началу страницы
Содержание
Архитектура Львова XIX - начала XX века  Литература