Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Григорий Островский
Львов
[Архитектурно-художественные памятники городов СССР]
 

ПЛОЩАДЬ РЫНОК

Старый Львов, - а в известной мере и современный, - эта прежде всего площадь Рынок, центр и средоточие его общественной, экономической и культурной жизни. Такие площади были едва ли не во всех городах средневековой Европы; название их происходит от немецкого слова "ринг", преобразованного впоследствии в славянских странах в понятие "рынок" как места торговли. Шесть столетий история Львова неразрывно связана с этой сравнительно небольшой, почти квадратной площадью размером 142 на 129 метров. Здесь находились магистрат, дворцы и дома именитых горожан, здесь торговали, здесь же творили суд и расправу. Когда-то около ратуши, в юго-западной части площади, где публично казнили и наказывали, возвышался каменный "столб кары" в виде двух повернутых друг к другу спиной фигур: Фемиды с весами и повязкой на глазах и палача с мечом (хранится в Историческом музее). А каждую среду, пятницу и воскресенье площадь превращалась в оживленный рынок...

"Рынок служит и для дел публичных и для дел купеческих, - писал в начале XVII века автор первой хроники Львова Ян Альнпек. - Тут решаются административные споры, а также выставляются на продажу все необходимые товары. Это довольно широкая квадратная площадь, окруженная высокими красивыми каменными домами... Здесь можно видеть купцов изо всех стран, они прибывают в этот город как к торговому складу со всей Европы и Азии, а больше всего - греков, турок, армян, татар, молдаван, венгров, немцев, итальянцев".

Высокие узкие дома с тремя окнами по фасаду: две светлицы и одно опочивальни (по закону XVI века на увеличение числа окон требовалось особое разрешение и уплата большого налога). Почти на каждом здании - охранная доска: "Памятник архитектуры". Сорок пять зданий на одной небольшой площади, сорок пять памятников архитектуры - это уникальный музей под открытым небом, наглядная история львовского зодчества.

Площадь Рынок. Восточная сторона

Сейчас площади рынок возвращается присущая ее первоначальному облику полихромия. "Серым" Львов стал ведь только в XIX столетии, а раньше на его улицах и площадях открытая кладка из хорошо обожженного кирпича с глазурью, наличники и порталы, окаймленные белокаменной резьбой, сочетались с разнообразной окраской по штукатурке, что придавало городу нарядность и живописность, и эти качества вновь обретают здания с помощью львовских художников-реставраторов.

Готический Львов, как уже говорилось, почти полностью погиб в огне пожара 1527 года. И все же то здесь, то там проступают его уцелевшие фрагменты. Многие дома на площади Рынок построены на месте разрушенных готических зданий, на их фундаментах и нижних этажах. Характерные для готики нервюрные своды, крестовые перекрытия, остроконечные стрельчатые арки можно и сейчас увидеть в сенях и на фасадах домов № 4, 6, 7, 16, 25, 26, 28, 45 и других. Остатки древнего Львова подчас скрыты под землей: археологами обнаружены интереснейшие подвалы (некоторые двухэтажные) с характерными готическими порталами и кирпичной кладкой XV века. Эти сооружения выходят за пределы существующих ныне зданий и размещаются под тротуарами; раньше над ними находились крытые галереи, использовавшиеся для торговли и предохранявшие прохожих от дождя и снега.

Архитектурный образ площади, главная тема ее ансамбля складывались во второй половине XVI - начале XVII века, в период утверждения и расцвета львовского Возрождения. Это наложило на ее облик печать строгого вкуса и чувства меры, благородной сдержанности декора и выразительных средств. В числе лучших сооружений на площади Рынок - и во всей львовской гражданской архитектуре той поры - дома № 4 и 6, в которых ныне размещается Исторический музей.

Дом № 4 известен как "Черная каменица", то есть черный каменный дом (такое название закрепилось за ним в прошлом веке). Старые источники свидетельствуют, что на этом месте стоял дом, принадлежащий некоему Андрею из Киева и сгоревший в 1571 году. Участок приобрела вдова львовского патриция София Ганель, и в 1588-1589 годах здесь было сооружено сохранившееся и доныне здание. В некоторых источниках называются имена львовских архитекторов Петра Красовского, Петра Барбоны, Павла Римлянина, но убедительных подтверждений их авторства пока не найдено. Вскоре здание перешло в собственность итальянского купца Томаша ди Альберти, а в 1596 году владельцем его стал купец и фармацевт Ян Лоренцович, открывший здесь одну из первых во Львове аптек. В 1645 году "Черная каменица" перешла к Мартину Анчовскому, доктору медицины и секретарю короля Яна Собеского. В 70-х годах XVII века архитектор Мартин Градовский, прозванный Выгодным (Удобным), надстроил третий этаж, украсил фасад фигурами святых, аттиком и по-новому оформил некоторые интерьеры. Последние существенные строительные работы относятся уже к 1884 году, когда чердак был превращен в верхний, четвертый этаж, и к переделкам 1911 года.

Площадь Рынок, дом № 4. ("Черная каменица"). Фасад.

Как и большинство домов на площади Рынок, "Черная каменица" занимает узкий, уходящий в глубину участок. Традиционная асимметрия окон придает облику здания какую-то непринужденность. Весь фасад снизу доверху покрыт потемневшим от времени (отсюда и название дома) тесаным камнем, образующим ромбовидную, так называемую бриллиантовую рустовку. В итальянских палаццо эпохи Возрождения рустовка, крупная и тяжелая внизу, в верхних этажах, как правило, становится более легкой; здесь же русты от цоколя до карниза одной величины. Эта рустовка придает зданию особого рода декоративность, монументальные квадры подчеркивают почти ювелирную тонкость орнаментальной резьбы портала и наличников, стилистически близкой декору каплицы Трех святителей; на фасаде выделяются рельефы, ажурный аттик, увенчанный столбиками, резными обелисками и волютами. Подобные аттики, характерные для польской и вообще среднеевропейской архитектуры XVI-XVII веков, часто встречаются во львовском зодчестве той поры. Очарованием старины и какой-то простодушной наивностью веет от барельефов XVII века, изображающих богоматерь, св. Мартина на коне - патрона тогдашнего владельца дома и св. Станислава Костку.

Площадь Рынок, дом № 4. Скульптуры на фасаде

Авторы "Черной каменицы" в целом следовали основным принципам и канонам ренессансной архитектуры. Простота и ясность архитектурного объема, четкое членение по этажам, прямоугольники портала и оконных проемов, функциональность и логическая оправданность всех конструкций и деталей, монументальность и одновременно изящество, придающее архитектурному образу оттенок интимности и лиризма,- все это позволяет поставить "Черную каменицу" в ряд наиболее совершенных образцов львовского зодчества эпохи Возрождения.

Площадь Рынок, дом № 4. Интерьер

По свидетельствам современников, интерьер "Черной каменицы" был отделан с исключительной по тем временам пышностью. Полихромные расписные потолки, резные обрамления окон и дверей, богатые украшения домовой часовни, бронза, мрамор, картины, восточные ковры - все это создавало яркое, праздничное зрелище. От былой роскоши сейчас сохранилось немногое: несколько деревянных балок, резьба которых заставляет вспомнить традиции украинского народного искусства, межоконные колонны, сплошь покрытые искусным резным орнаментом из розеток, виноградных гроздей и головок херувимов. Тонкий вкус и мастерство ощутимы в декоре более позднего портала, ведущего в часовню: сложно профилированные пилястры поддерживают небольшой сандрик, на который, в свою очередь, опирается аттик с барельефным распятием.

В нескольких метрах от "Черной каменицы" расположен другой ренессансный дворец (пл. Рынок, 6), также занятый сейчас Историческим музеем. Известный в анналах города как дом Корнякта, он выделяется среди других зданий на площади не только и не столько своими размерами, сколько высокими художественными достоинствами.

Площадь Рынок, дом № 6 (дом Корнякта). Фасад Площадь Рынок, дом № 6. Портал

Площадь Рынок, дом № 6. Фрагмент фасада Площадь Рынок, дом № 6. Портал на ул. И. Федорова

Площадь Рынок, дом № 6. Итальянский дворик

В середине XVI века на месте этого здания стояли два дома, принадлежавшие купцу Мельхиору Хазе. После пожара 1571 года он продал участок уже известному нам Константину Корнякту, который добился королевского разрешения возвести не трехоконный, а шестиоконный дворец. Проект был заказан крупнейшему львовскому зодчему Петру Барбоне - автору башни Корнякта, и в 1580 году постройка дома, в которой, видимо, принимал участие и Павел Римлянин, была завершена. В 1623 году он перешел в собственность монашеского ордена кармелитов, а в 1640 году - воеводы Якуба Собеского, отца польского короля Яна III. С этим домом связано историческое событие: здесь в 1686 году в так называемом тронном зале на втором этаже был подписан "Вечный мир" между Речью Посполитой и Московским государством, по которому Польша отказывалась от своих притязаний на Киев и Левобережную Украину, а также обязывалась не притеснять местное украинское население, уважать его права и веру. С 1908 года здесь размещался городской музей имени Яна III (Исторический музей находился с 1929 года в доме № 4 на площади Рынок; в 1940 году был создан единый Львовский Исторический музей).

Наряду с "Черной каменицей" дом Корнякта - один из наиболее значительных памятников Львовской гражданской архитектуры эпохи Возрождения. В строгом фасаде ощущается благородное спокойствие, светлая и ясная гармония форм, стройная архитектурная логика; строителям его одинаково были чужды и пуританский аскетизм, и тщеславное стремление к изобилию богатого декора.

Цокольный этаж здания, служивший при Корняктах торговым помещением, расчленен арочными проемами портала и всего трех окон; в силу этого он кажется более массивным и тяжелым. Впечатление некоторой суровости, напоминающей о тех временах, когда "кровь была дешевле вина, а человек дешевле коня", смягчается, однако, непринужденной асимметрией: портал, смещенный с центральной оси, оставляет слева одно окно, а справа два - большое и поменьше. По сторонам портала две коринфские колонны. Они ничего не несут, но подчеркивают вход в здание. Между колоннами свисает двойная цветочная гирлянда, поддерживаемая в центре маской льва и маскаронами по бокам. Эти добродушные усачи с удивленно поднятыми бровями - плод творчества львовского скульптора уже следующего, XVII века.

На втором и третьем этажах здания по шесть окон, завершенных треугольными сандриками, а наверху вместо развитого карниза, столь характерного для итальянских палаццо, высокий аттик, увенчанный скульптурами. Этот аттик, сменивший ренессансный гребень из консолей и балюстрады, достроен уже позднее, в 1678 году. Органически увязанный со всем зданием, он придает его облику легкость и динамичность. Составляющие аттик каменные фигуры короля со скипетром, шести рыцарей в доспехах, с мечами, щитами и пиками, волюты в виде символических дельфинов и чисто декоративные резные формы образуют очень своеобразное, пронизанное светом и воздухом скульптурно-декоративное завершение здания. Его устремленность вверх поддерживается и усиливается пилястрами в виде герм на парапете аттика.

Скромнее и проще, но не менее выразительно решен задний фасад дома Корнякта, выходящий на улицу Ивана Федорова. Собственно, весь декор сведен здесь к наличникам и великолепному рустованному порталу, на котором высечена дата постройки здания - 1580. По две колонны с каждой стороны, карниз с картушем, волютами, гербом и замковым камнем, - но сколько в этом решении портала вкуса, художественного такта!

Главный вход ведет в узкие сени, перекрытые нервюрными сводами. Справа - два ренессансных зала, один из которых, выходящий окнами во двор, сохранил название корняктовского; слева - готический зал с характерным стрельчатым перекрытием, оставшимся от первоначального строения. Это, пожалуй, единственный во Львове большой фрагмент светской готической архитектуры.

Из сеней попадаем во двор - и словно переносимся за много верст от львовской площади в какой-либо старинный итальянский город. С трех сторон по всем этажам идут открытые лоджии. Плавные, упругие полукружия арок опираются на тосканские, а на третьем этаже на более тонкие и стройные ионические колонны. Балюстрады, рустовка, лестницы, переходы, буйно разросшийся плющ и щербатые от времени каменные плиты придают итальянскому дворику очень живописный вид. В каждой линии и в каждой детали ощущается тот неповторимый колорит исторической эпохи, который отличает оригинал от самой искусной имитации.

Как и большинство львовских зданий, дом Корнякта несет на себе печать различных эпох и архитектурных стилей - от готики до позднего классицизма XVIII - начала XIX века, в духе которого выдержаны некоторые интерьеры (лестничная клетка, так называемые королевские покои на втором этаже). Тогда же на фасаде был надстроен балкон, явно чуждый архитектуре здания. Но в целом это очень характерный памятник эпохи Возрождения, и речь идет, разумеется, не только о формальных приемах, но, прежде всего, о гуманизме художественной концепции, соразмерности здания человеку, эстетике самих архитектурных форм и объемов, линий и пропорций. Эти черты сближают дом Корнякта и с другими памятниками Львовского ренессансного зодчества - ансамблем Успенской церкви, "Черной каменицей", многими "сверстниками" и "соседями" по площади Рынок.

К ним принадлежит, например, и дом № 2, стоящий на углу площади Рынок и Ставропигийской улицы. Построен он в 1589 году купцом и аптекарем Яношем Ведельским на месте стоявшего здесь готического здания (на первом этаже сохранились типично готические своды). Но всем своим обликом, четкими членениями главного и бокового фасадов, мощным угловым рустом, декором и другими деталями этот дом свидетельствует о торжестве принципов позднего ренессансного зодчества (частичная перестройка 1737-1739 годов коснулась главным образом портала, перенесенного на боковую улицу). На фасаде размещены декоративные рельефы с изображениями энергично изогнутых дельфинов - давние символы удачи в торговле и счастливого спасения на водах.

С этим патрицианским домом связано одно событие в истории города: здесь была открыта первая во Львове регулярная почта. Организовал ее итальянец Доменико Монтелупа, а в 1629 году усовершенствовал новый владелец этого дома купец Роберт Бандинелли из Тосканы, внук Баччо Бандинелли, известного флорентийского скульптора.

Площадь Рынок, дом № 2 ("Палаццо Бандинелли").

Над порталом дома № 14 бодрствует крылатый лев евангелиста Марка - герб Венеции. Под его лапой - раскрытая книга с латинской надписью и датой: 1600. В начале XVII века дом принадлежал далматинскому купцу и консулу Антонио ди Массари, представлявшему во Львове интересы Венецианской республики. Ромбовидные камни фасада и завитки оконных наличников придают зданию живописность, смягчают его строгость и рационализм.

Площадь Рынок, дом № 14. Фрагмент портала Площадь Рынок, дом № 21. Фрагмент портала

Иной характер носит монументальный, внушительный, несколько мрачноватый дом № 23 со скульптурной группой "Крещение Христа" в угловой нише. Массивные квадры первого этажа, ионические пилястры второго, коринфские третьего, маскароны, рельефные фризы из головок ангелов и стилизованных львиных масок и другие элементы связывают его с традициями позднего итальянского Возрождения. Но обилие их, некоторая тяжеловесность всей архитектурной декорации указывают на немецко-фламандские влияния. Здание сооружено в 1630 году; владельцем его был немецкий купец Вольфганг Шольц. Позднее оно становится собственностью львовских бургомистров и воевод.

Во многих отношениях примечателен и соседний дом № 24, заложенный еще в XV веке; от этой эпохи сохранились фундамент, готические своды и окна первого этажа. После пожара 1527 года здание было кардинально перестроено в стиле эпохи Возрождения. Уже в 1920 году аттик был заменен парапетом с барельефом работы 3. Курчинского; тогда же появились балкон и скульптурка над порталом - мальчик, сидящий на льве. В летописи Львова этот дом, в котором ныне размещается экспозиция Исторического музея, известен тем, что в 1707 году в нем останавливался Петр I. Здесь принимал он депутацию львовского Ставропигийского братства и пожаловал ему грамоту на беспошлинную торговлю книгами на территории всей Украины.

Площадь Рынок, дом № 28

Черты ренессансного зодчества явственно проступают сквозь наслоения позднейших перестроек во многих зданиях на площади Рынок. Среди них - дом № 12, второй этаж которого украшен очень выразительными гротесками-маскаронами в виде физиономий типичных шляхтичей с лихо закрученными усами; № 13, 16 и дом № 18, построенный в 1533 году для Ежи Гутетера и славившийся тогда как один из красивейших и богатейших дворцов на площади; № 21 и дом № 26 - ровесник дома Массари, № 27 и другие.

Особый интерес представляет дом № 28. Как и во многих зданиях площади, в его архитектуре можно проследить черты различных эпох и стилей: готические контрфорсы и своды в сенях с левой стороны XV века, превосходный ренессансный портал и в том же духе выдержанные обрамления окон второго этажа - это 1570 год и, наконец, более поздний декор третьего этажа. Но основная, доминирующая нота в этой разнородной и одновременно по-своему целостной мелодии принадлежит ренессансному зодчеству. Замечательной чистоты и звучности достигает эта нота в архитектуре портала, обрамленного каннелированными ионическими колоннами, картушем, головками путти и львиными масками. Мы не знаем, кто был создателем этого портала - быть может, приезжий, а возможно, и местный цеховой мастер; имя его осталось неизвестным, но это был истинный художник.

Богатая одаренность и изобретательность мастеров той замечательной эпохи - от прославленных зодчих до безвестных камнерезов - проявляются во многих деталях домов площади Рынок. Сколь характерны и своеобразны, к примеру, два маленьких, интимных, отделанных с ювелирным изяществом портала дома № 21, улыбающиеся львы на консолях дома № 25 или фантастические полулюдские-полузвериные маски под балконом дома № 19.

Многие здания на площади Рынок уже давно утратили первоначальный облик, и порой затруднительно говорить об их стилевой принадлежности. Дом № 29 в XVI-XVII веках принадлежал уже упомянутой нами в связи с Латинским собором семье Кампианов. Однако нынешнее здание - это уже постройка конца XVIII века. В начале прошлого столетия память о властном и жестоком бургомистре города потеснилась более жизнерадостным событием: здесь открылась кофейня Андриолли, одна из первых во Львове, славящемся ныне изобилием заведений этого рода. Дом № 9 представляет сейчас скорее исторический, чем художественный интерес. В начале XV века здесь находилась резиденция литовских князей Свидригайло, а с 1430 по 1844 год - львовских архиепископов. Нынешнее здание построено около 1630 года, а третий этаж возведен уже в 1845 году. Сейчас лишь массивный портал с мощными, хотя и не несущими ничего коринфскими колоннами напоминает о XVII веке.

Но чаще всего эти сопряжения разнородных элементов не только не портят облик площади, но и придают ей особое очарование. Сплошь и рядом позднейшие декорации, не нарушая пропорций и основных членений зданий, органично вошли в их архитектуру.

Площадь Рынок, дом № 23. Скульптура на фасаде Площадь Рынок, дом № 10. ("Дворец Любомирских")

Фасад построенного еще в XVI веке дома № 8 архитектор Ф. Бауман в 40-х годах прошлого столетия украсил пилястрами и балконами с классицистической решеткой. Примечательны более поздние, созданные, по-видимому, не раньше 1860-х годов рельефы скульптора Г. Красуцкого, изображающие Нептуна на колеснице, эмблемы торговли и мореплавания. В острой, почти гротескной характерности, наивном реализме исполнения слышатся отголоски украинской народной резьбы. Если чистота стиля оказалась в известной мере утраченной, то здание, во всяком случае, приобрело яркую индивидуальность.

...Время шло, сменялись поколения, вкусы, взгляды, стили. Век кондотьеров и отважных купцов уступает место эпохе придворных кавалеров в бархатных камзолах и пудреных париках. Вместо строгих и подчас суровых палаццо эпохи Возрождения вырастают богатые и пышные дворцы знати в стиле барокко и рококо, впечатляющие пластикой то сильных динамических форм, то прихотливых, словно кокетливых и женственно изнеженных. Одним из лучших в этом ряду является дом № 10.

Раньше здесь стояли два дома, один из которых принадлежал поэту Б. Шимоновичу. В конце XVII века здания, капитально перестроенные, составили единое целое - дворец, ставший впоследствии, уже во второй половине XVIII века, резиденцией губернаторов. На заднем фасаде, выходящем на улицу Ивана Федорова, высечена дата - 1695 год. Но в 1760-х годах дворец, перешедший в собственность князей Любомирских, снова подвергся основательной переделке. Новый проект был заказан выдающемуся зодчему XVIII века Яну де Витте, а строительство осуществляли последовательно Львовские архитекторы Б. Меретын, М. Урбаник и скульптор С. Фессингер. Последнему, а также непосредственным исполнителям Стефану Кодецкому и Яну Оброцкому принадлежат, по-видимому, лепные украшения интерьера и скульптура, декорирующая наружный угол дворца.

Это действительно дворец магната, уже своими размерами и всем видом внушающий зрителям представление о могуществе и богатстве владельца. Пушка с ядрами и другие военные атрибуты, поставленные в угловой нише здания, должны были напоминать о его ратной славе. Фасад кажется высеченным резцом темпераментного ваятеля. В архитектуре здания нет замкнутости и обособленности памятников эпохи Возрождения; более открытое, динамичное, оно связано с окружающей архитектурно-природной средой. Способствуют этому и балконы, обнесенные превосходной по рисунку балюстрадой. В то же время здесь нет еще дробной измельченности форм, присущей искусству развитого рококо.

Это здание имеет богатую историю. В XIX - начале XX века в нем находилась украинская культурно-просветительная организация "Просвіта", где часто бывали И. Франко, Л. Украинка, В. Стефаник и другие выдающиеся деятели передовой национальной культуры. Недавно здесь возник уникальный музей мебели и фарфора - открытые фонды Музея этнографии и художественного промысла АН УССР. Богатейшие коллекции замечательных образцов мебели, музыкальных инструментов, светильников, шпалер XV-XIX столетий, фаянса и фарфора Италии, Франции, Англии, Австрии, Германии, Польши, Венгрии, России и других стран стали доступны широкому зрителю; на третьем этаже размещена большая экспозиция украинского прикладного искусства.

Балкон дома № 20, очень интересного в целом, декорирован изящными ажурными вазами в духе рококо; скульптурный декор 1786 года принадлежит резцу Львовского скульптора Ф. Олендского. А капитально реконструированный в середине XVIII века архитектором Б. Меретыном узкий высокий фасад дома № 3, зажатого между палаццо Бандинелли и "Черной каменицей", украшен аттиком и очень эмоциональными барочными атлантами в виде фигур рыцарей работы выдающегося львовского скульптора того времени Себастьяна Фессингера. Их хрупкие, изогнутые фигуры исполнены не силой и мужественностью, а утонченностью "галантной" эпохи. Изяществом, грацией и легкой радостной праздничностью привлекает к себе дом № 17, выдержанный в стиле рококо.

Западная сторона площади Рынок завершается двумя домами, построенными на месте старых уже в начале XX столетия: № 31 - по проекту архитектора Б. Виктора и скульптора 3. Курчинского в 1923 году, № 32 (сейчас здесь универмаг) - по проекту Е, Жиховича и М. Лужецкого в 1912 году. Скульптурная декорация дома № 31 определена в целом стилистикой венского модерна и в то же время очень своеобычна: фасад почти сплошь покрыт низким рельефом, мягким и расплывчатым, словно тесто. Обилие декоративных элементов сообщает зданию какое-то неожиданно варварское великолепие и в то же время оттенок наивного щегольства.

Площадь Рынок, дом № 3. Консоль балкона Рынок, дом № 41. Маскарон

Почти вся северная сторона площади Рынок реконструирована в XVIII - начале XIX века. Правда, здесь нередки фрагменты и более древней архитектуры: упругий, как лук, абрис готической арки (№ 45) или виноградная кисть на замковом камне портала ренессансных пропорций (№ 34). Но в силу контраста и своей разновременности фрагменты эти лишь подчеркивают основную линию эволюции львовского зодчества. В этой части площади можно наблюдать все оттенки архитектуры XVIII - начала XIX столетия - от развитого барокко до строгого и порой суховатого классицизма, сменившего "затейливое" рококо. Прекрасным образцом львовского ампира может служить дом № 45.

Помимо общего архитектурного решения, многие здания привлекают внимание некоторыми деталями, придающими домам определенную индивидуальность и характерность. Именно в таких деталях, столь любопытных и занимательных самих по себе, стилевые черты эпохи, ее временной и локальный колорит преломляются нередко наиболее ярко и непосредственно. Таковы, к примеру, удивительные консоли, поддерживающие балкон дома № 36, построенного в 1778 году архитектором Дени Гибо: посредине голова, увенчанная лавровым венком, а по сторонам бородачи с львиными торсами. Напряженной экспрессией поражают атланты дома № 40; эти изможденные аскеты исполнены правдой сильных чувств и страстей. Надо полагать, что они вышли из-под резца одного из видных представителей львовской скульптурной школы XVIII века. А рядом, над порталом дома N° 41, очаровательный маскарон - длинноусый весельчак с улыбкой, растянутой до ушей. Несомненный интерес представляет и плафон с орнаментальной росписью в сенях дома № 39 - едва ли не единственный сохранившийся образец декоративной живописи в гражданской архитектуре старого Львова.

В центре площади Рынок стоит ратуша, внушительная и импозантная, с высокой 65-метровой башней и двумя каменными геральдическими львами, охраняющими главный подъезд. Сейчас здесь размещается городской Совет народных депутатов.

Наиболее раннее упоминание о ратуше относится еще к 1381 году. То было деревянное здание, увенчанное высокой башней. В 1404 году к нему пристроили галерею для городского трубача и на башне установили часы (погибли в пожаре 1571 года). Кардинально перестроили ратушу в конце XV века: архитектором Гансом Штехером в 1491 году была воздвигнута новая башня с аттиком. Пожары 1527 и 1571 годов не пощадили ратушу; тем более ценны ее уцелевшие фрагменты. Это уже упоминавшиеся скульптуры львов, стоящие ныне на улице Коперника под костелом св. Лазаря, несколько львов с фасада, хранящиеся в Картинной галерее, наконец, рельеф в Историческом музее, изображающий лодку с гребцами.

Площадь Рынок. Южная сторона Здание городского Совета народных депутатов (б. ратуша)

В 1619 году было возведено новое здание ратуши с высокой восьмиугольной башней, прозванной Кампиановской и увенчанной позолоченным железным львом. Автор проекта - вроцлавский зодчий и скульптор Андреас Бемер. У входа в ратушу стояла скульптура льва, исполненная в конце XIV века; сейчас она украшает парк Высокий Замок. Но и эта ратуша не сохранилась - в 1826 году башня рухнула.

Новое здание по проекту Ю. Маркля, Ф. Третера и А. Вондрашки было завершено в 1835 году. Последняя по времени перестройка относилась уже к середине века: в дни революционных потрясений 1848 года австрийская артиллерия обстреливала город и ратуша горела. Руководивший реставрацией Ю. Глоговский запроектировал массивную колоннаду портика с фронтоном, а архитектор И. Зальцман - башню в несколько измененном виде, без существовавшего ранее купольного завершения. В 1852 году были установлены на ней городские часы. Четкий геометрический объем ратуши суховат по рисунку, а ритм пилястр и окон на фасадах несколько однообразен. Вместе с тем ратуша органично вошла в архитектурный ансамбль Львова, и ее башня стала символом, эмблемой города. Силуэт Львова уже трудно представить себе без этого здания, активно организующего центр города.

По углам ратуши размещаются фонтаны - очень существенные компоненты художественного ансамбля площади. Они украшены скульптурами Нептуна, Дианы, Адониса и Амфитриты. Автором статуй называют одного из лучших львовских ваятелей Гартмана Витвера (ум. до 1828 года), с именем которого нам еще предстоит встретиться. Воспитанник Венской Академии художеств, Витвер обосновался во Львове, по-видимому, в конце 80-х годов XVIII века. Исполненные им в 1793 году статуи для фонтанов явились первыми провозвестниками классицистической скульптуры во Львове. Произведения Витвера не отмечены яркой индивидуальностью, но пластические и декоративные достоинства их бесспорны. Они целостны и органичны по своим образным и формальным решениям. Статуям на площади Рынок присуща та сдержанная элегичность, которая была характерна для классицистической скульптуры.

"Нептун". Фонтан на пл. Рынок "Нептун". Фонтан на пл. Рынок

...По вечерам на площади зажигаются старинные фонари, а луч прожектора освещает алый флаг на высокой башне Горсовета. Львов живет своей обычной, повседневной жизнью. Кажется, что на этом перекрестке столкнулись и сплелись воедино далекие и близкие эпохи. Их черты и приметы образуют то, что принято называть лицом города.

К началу страницы
Содержание
Львов второй половины XIV-XVI cтолетия  Художественные памятники XVII-XVII веков