Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Григорий Островский
Львов
[Архитектурно-художественные памятники городов СССР]
 

ВВЕДЕНИЕ

У каждого города своя жизнь, своя судьба. Трудная и славили доля выпала Львову, одному из самых древних и своеобразных городов нашей страны.

Основанный в XIII веке выдающимся государственным и военным деятелем Древней Руси князем Даниилом Галицким, город был воздвигнут трудом украинских ремесленников и крестьян. "Украинский крестьянин его кормил, - говорил о Львове писатель Ярослав Галан, - украинские рабочие строили ого стены, безразлично, были это стены жилого дома, церковной башни или дворца вельможи".

Город выдержал десятки войн, осад, штурмов. Здесь были опоры, поляки, литовцы, шведы, турки, австрийцы... Иноземные завоеватели не раз пытались присвоить себе право на него, стремились вытравить непокорный украинский дух. Город называли по-разному: Леополис, Левенсбург, Лемберг, Львов, только не Львов, как именовали его основатели и строители. Но пришло время, и осенью 1939 года, после шести столетий чужеземного господства, трудовой Львов навечно воссоединился с единокровными братьями по ту сторону Збруча, с Советской Украиной.

Началась новая история древнего города, время его возрождения и обновления. Из "столицы" отсталой, полунищей Восточной Галиции Львов превратился в один из крупнейших культурных и промышленных центров Украинской Советской Социалистической Республики.

Немногим более четырех десятилетий прошло со дня воссоединения украинских земель в единой советской державе. В исторической перспективе это сравнительно небольшой срок, но как неузнаваемо изменился древний город! На тенистых бульварах и многолюдных проспектах, в садах и парках, на узеньких улочках старых районов и в просторных новых кварталах, в стремительном и напряженном ритме течет жизнь большого современного города. Иными стали прежде всего львовяне, жители города, всегда определяющие его облик и характер. Советский Львов - это город рабочих, студентов, ученых, художников, город тружеников, увлеченно строящих свой родной город, свое будущее.

С каждым годом меняется Львов, и в то же время он сохраняет неповторимое очарование старины. Пласты истории перемежаются здесь постоянно и порой самым причудливым образом. В одном "микрорайоне" можно увидеть устремленный ввысь готический собор и особняк эпохи Возрождения, пышный барочный костел и здание архитектуры классицизма, а рядом постройки в стиле изысканного модерна или аскетично лапидарного конструктивизма.

Через Львов, аванпост Украины, выдвинутый в центр Европы, пролегали пути, связывавшие север с югом и восток с западом. В создании этого удивительного города наряду с украинскими мастерами принимали непосредственное участие зодчие, скульпторы, художники разных народов - поляки, итальянцы, немцы, армяне, австрийцы, чехи. Творчество лучших из них, уходя глубоко своими корнями в местную почву, создало единый и цельный художественный образ города.

Это важнейшее обстоятельство нередко выпадало из поля зрения историографов Львова, его искусства и архитектуры - как польских, так и украинских досоветского периода. Искусственно разделяя историко-художественный процесс на два потока, они в качестве определяющего критерия выдвигали национальность и вероисповедание того или иного мастера. При этом у польских, итальянских, немецких и иных зодчих и художников искали исключительно западноевропейские влияния, а у украинских - традиции Византии, Киевской Руси, Галицко-Волынского княжества. Между тем суть проблемы не в этом размежевании и очень зыбкой и относительной дифференциации, а во внимательном исследовании взаимовлияний и взаимообогащения художников различных национальностей - постоянно и активно действующего фактора культурно-исторических и художественных процессов. Разумеется, это не исключает, более того, предполагает изучение национального своеобразия памятников архитектуры и искусства, причастности художников к определенным национальным и культурным школам и традициям.

Львов - один из красивейших городов нашей страны. Его многочисленные памятники свидетельствуют о неисчерпаемых творческих силах народа, и в них живет память о прошедших временах. "Под таким уж небом и под такой звездой возник этот город,- писал в XVII веке львовский поэт и хронист Бартоломей Зиморович,- что как-то невольно рождалось стремление к прекрасному. И нет ремесла, в котором львовянин не сумел бы совершенствоваться".

Поэты посвящают Львову стихи, художники воссоздают его образ в картинах, акварелях, гравюрах. Сотни и тысячи туристов со всех концов Советского Союза и из зарубежных стран приезжают познакомиться со Львовом, полюбоваться памятниками его архитектуры, побродить по его улицам, бульварам и паркам, вдохнуть особый, лишь ему присущий аромат. Тем более дорог он львовянам, влюбленным в свой родной город.

Последние несколько лет стали временем очень интенсивной и плодотворной работы по консервации и реставрации памятников культуры и искусства. Площадь Рынок и прилегающие к ней улицы Высокий Замок и Подзамче - всего около ста двадцати гектаров территории старого Львова - объявлены заповедной зоной, в которой расположено до трехсот памятников архитектуры и изобразительного искусства (а всего под государственную охрану взято свыше шестисот). Город-музей в 1975 году обрел статус Государственного историко-архитектурного заповедника, призванного сохранять и приумножать его нетленную красоту. Отныне любые изменения в его сложившемся облике возможны лишь с разрешения и под строгим контролем квалифицированных реставраторов, архитекторов, историков, искусствоведов. Создана и солидная техническая база, с каждым годом ширится фронт работ, осуществляемых Львовскими специальными архитектурно-реставрационными и научно-производственными мастерскими "Укрпроектреставрация", сотрудники которых заняты изучением и реставрацией памятников не только Львова и Львовщины, но и Ивана-Франковской, Тернопольской, Волынской, Ровенской и Закарпатской областей республики. Энтузиазм и тесное содружество работников историко-архитектурного заповедника, реставрационных мастерских, Общества охраны памятников истории и культуры, львовских музеев, управлений культуры и по делам архитектуры и строительства приносят ощутимые плоды. Под охрану государства взяты сотни драгоценных произведений архитектуры, скульптуры, живописи, немало из них уже тщательно и любовно отреставрировано. Археологические раскопки, детальное исследование памятников, изучение архивных и других источников выявили новые данные, позволили во многих случаях установить или уточнить авторство, датировки, историю создания отдельных сооружений и целых ансамблей. Сквозь наслоения веков все яснее проступают исторически достоверные очертания старинного Львова, и уже в гармонии с ними возникают контуры большого современного города Советской Украины.

Схема расположения архитектурно-художественных памятников
1. Памятник В. И. Ленину
2. Памятник И. Франко
3. Памятник А. Мицкевичу
4. Монумент Боевой славы Вооруженных сил СССР
5. Памятник Н. И. Кузнецову
6. Памятник В. Стефанику
7. Памятник Я. Галану
8. Николаевская церковь
9. Костел Марии Снежной
10. Кафедральный (Латинский) собор; каплица Кампианов; каплица Боимов
11. Армянский собор
12. Ансамбль площади Рынок
13. Онуфриевская церковь
14. Пороховая башня
15. Городской арсенал
16. Костел и монастырь бенедиктинок
17. Успенская церковь; башня Корнякта; каплица Трех святителей
18. Бернардинский костел
19. Иезуитский костел
20. Костел Марии Магдалины
21. Костел св. Лазаря
22. Кармелитский костел
23. Королевский арсенал
24. Костел св. Духа
25. Пятницкая церковь
26. Францисканский костел
27. Костел св. Антония
28. Костел св. Николая
29. Собор св. Юры
30. Доминиканский костел
31. Холм Славы
32. Лычаковское кладбище
33. Львовский филиал Центрального музея В. И. Ленина
34. Исторический музей
35. Музей этнографии и художественного промысла АН УССР
36. Природоведческий музей АН УССР
37. Академический театр оперы и балета им. И. Франко
38. Академический украинский драматический театр им. М. Заньковецкой
39. Научная библиотека АН УССР им. В. Стефаника
40. Львовский государственный университет им. И. Франко
41. Политехнический институт им. Ленинского комсомола
42. Высокий Замок
43. Стрыйский парк

Предлагаемая читателю книга - не путеводитель по Львову и не история его архитектуры. Это рассказ о его художественных памятниках, спутник любознательного путешественника по городу. И если книга поможет ему еще лучше почувствовать и понять красоту и своеобразие Львова, то автор будет считать свою задачу выполненной.

Первое издание было выпущено в свет в 1965 году, второе - в 1975-м. Третье издание значительно переработано, исправлено и дополнено новыми материалами.

Автор считает своим долгом выразить искреннюю признательность искусствоведу и реставратору В. С. Вуйцику, другим лицам и организациям, оказавшим помощь в работе над этим изданием.

К началу страницы
Содержание
Город Даниила Галицкого