Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Градостроительство России середины XIX - начала XX века. Книга II.
Города и новые типы поселении

2 глава. Город как художественный организм (Е.И. Кириченко)


2.3. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ В ГОРОДЕ

2.3.4. Зрелищные и культурно-просветительные сооружения

Характерной особенностью центра российского города, сравнимой с увеличением роли в его облике торгово-банковских и коммерческих сооружений, стало не уступающее ему ни по размаху, ни по респектабельности строительство зданий культурно-просветительного назначения. Еще одна группа зданий, с чрезвычайной активностью заявляющая о себе в облике центра российского города, - учебные заведения общегородского, губернского или общероссийского уровня: институты и университеты, епархиальные и духовные училища, гимназии и реальные училища, профессиональные училища, высшие учебные заведения. Эти три группы зданий (торгово-деловые, культурно-просветительные и учебные) сродни друг другу по объему, представительности и по значению в ансамбле города. Наиболее тесно связаны друг с другом культурно-просветительные и учебные заведения. Они представляют явления одного порядка по смыслу и по заложенным в их строительстве побудительным мотивам.

Культурно-просветительные и учебные заведения в середине XIX - начале XX века входили в число наиболее престижных и наиболее представительных по архитектурному облику типов зданий. Однако особенно важным представляется тот факт, что не только учебные заведения, но даже театры, начиная со второй половины XIX столетия, постепенно превращаются в массовый тип общественных зданий культурно-просветительного назначения, выражая, таким образом, изменившиеся ценности, охватившую общество тягу к знаниям и возведшего научность и культурные ценности на степень нравственной и эстетической категории.

Сразу же после отмены в 1881 году монополии императорских театров в России начался подлинный театральный бум. Наряду со строительством в городах театров для образованной публики в пореформенный период начинается, опять-таки со столиц, и получает распространение на всей территории России, строительство народных театров и народных домов. За единичными исключениями местом их размещения являются городские окраины.

Театры сооружаются во всех губернских городах России: в Казани и в Рязани, в Нижнем Новгороде и в Тифлисе, в Туле, Ярославле, Саратове, Перми, Иркутске, Красноярске, Пензе, Курске, Киеве, Харькове и других. Театры сооружаются во многих уездных городах. И не только в поистине столичных по характеру своей застройки городах, вроде Одессы, Оперный театр которой соперничал с Мариинским оперным театром Петербурга, или Ростова-на-Дону, но и в небольших удаленных от столиц городах: Саранске, Рыбинске, Тамбове, Тобольске.

Киев. Городской театр.
1897-1901, арх. В.А. Шретер. Открытка начала XX века
Харьков. Драматический театр.
Конец XIX в. Открытка начала XX века

Деревянный, богато украшенный резьбой в русском стиле театр в Тобольске заставляет обратить внимание на распространенность использования дерева и русского стиля не только в жилищном строительстве городских окраин. Дерево, особенно за Уралом, используется в строительстве самых престижных общественных зданий. В Тобольске из дерева был построен стационарный театр в центральной части города. Наряду с каменными театрами, возводившимися с оглядкой на традиции классицизма, наряду с помпезными театрами, в архитектуре которых сплавились традиции представительной архитектуры итальянского Ренессанса начала XVI века, роскоши и декоративной переизбыточности барочных дворцов (театры Петербурга, Одессы, Нижнего Новгорода, Киева) распространенным явлением было строительство театров в национальных стилях. В русском стиле возводились не только деревянные театры в небольших городах вроде Тобольска или Новороссийска. Такие же театры возводились и в губернских городах, например в Вятке. Огромное количество летних деревянных театров сооружалось в дачных городах и поселках в окрестностях столиц (в Павловске и Екатерингофе под Петербургом, в подмосковных дачных поселках Пушкино, Перловка, Любимовка). Довольно распространенным явлением стало также строительство каменных стационарных театров в русском стиле. В Москве неподалеку от традиционно театральной улицы Б. Дмитровка в Петровском переулке в русском стиле был сооружен театр Корша. В Самаре на высоком берегу над Волгой неподалеку от городского парка и центральной группы храмов на специально разбитой для него площади также появился театр в русском стиле. Театр в русском стиле возвели на одной из центральных улиц Воронежа. В центре одной из столиц российского Востока в Тифлисе, вдохновляясь желанием подчеркнуть местный колорит и самобытность грузинской культуры, сооружается театр в мавританском стиле. Кроме того, как правило, в столичных и губернских городах наряду со стационарными, функционировавшими зимой театрами, в городских парках сооружались летние деревянные театры. Театры стали непременной принадлежностью жизни, быта и облика дореволюционного сравнительно крупного русского города.


Одесса. Городской театр.
1884-1887, арх. Г. Гельнер и Ф. Фельнер. Открытка начала XX века

1910-е годы обещали превратиться в начало второго после конца XIX века театрального бума. Годы Первой мировой войны стали временем проектирования гигантских театральных зданий. В Каретном ряду в саду "Эрмитаж" в Москве предполагалось соорудить оперный театр на 5000 человек (архитектор И.П. Машков); а в 1915 году Императорское общество архитекторов-художников по поручению Саратовской городской управы объявило конкурс на проект театра на 2000 человек [1].

Москва. Театр Ф.А. Корша.

1885, арх. М.Н. Чичагов. Открытка начала XX века

Новороссийск. Театр.
Конец XIX - начало XX в. Открытка начала XX века
Тобольск. Театр
1898-1914

Ярославль. Городской театр.
1911, арх. Н.А. Спирин. Фотография 1911 года
Самара. Городской театр.
1888, арх. М.Н. Чичагов. Открытка начала XX века

Ростов-на-Дону. Театр Мошонкина.
Начало XX века. Открытка начала XX века
Самара. Народный театр им. Пушкина.
1903, арх. Ф.П. Засухин. Открытка начала XX века

Разновидностью театральных зданий можно считать здания музыкальных обществ. В Екатеринодаре (современный Краснодар) на главной улице города по проекту Ф.О. Шехтеля было сооружено здание, включавшее театр, концертный зал и казино, в Ревеле (ныне Таллинн) - здание Эстонского музыкального общества, в Петербурге на набережной Мойки - комплекс зданий Певческой капеллы.

Образцовые проекты народных домов.
1910-е гг., арх. А.У. Зеленко, И.И. Кондаков

Большие концертные залы включались в состав сооруженных в конце XIX века зданий консерваторий в Москве и Петербурге. В застройке центральных улиц многих крупных городов выделялись своею значительностью купеческие клубы (например, в Москве). Здания купеческих клубов превратились в конце XIX - начале XX столетия в такой же характерный факт архитектурной и общественной жизни России, каким во второй половине XVIII - первой трети XIX века были здания дворянских собраний в столичных и губернских городах.

Центры крупных городов России обогатились в пореформенный период еще одним типом зрелищных зданий - цирков. Первоначально цирковое искусство было связано с конным спортом, и под цирки использовались манежи. Но предназначенный для других целей вытянутый план манежей не отвечал потребностям нового типа зрелищного здания. Потому уже одно из первых, построенных в 1871 году специально для цирка сооружений имело десятигранную, приближающуюся к кругу форму (деревянное здание цирка на Воздвиженке в Москве) [2]. Ему наследовал построенный уже в форме правильного круга постоянный цирк Саломанского на Цветном бульваре. Одним из самых крупных в России был цирк Чинизелли в Петербурге; для него было выбрано место в центральной части города неподалеку от наиболее прославленных городских парков северной столицы - Летнего сада и Михайловского замка.

Самара. Цирк и театр "Олимп".
1907, арх. П.В. Шаманский. Открытка начала XX века

Еще одна разновидность зрелищных зданий, своей круглой формой напоминавших цирк, также возникших во второй половине XIX века, - панорамы. Но только формой плана. Структурно панорамы - прямая противоположность циркам с их открытой центральной ареной. В панораме центр здания занимает панорамная композиция, вокруг которой устраивается круговой обход. Для панорам, написанных самым знаменитым баталистом России конца XIX - начала XX столетия Ф.А. Рубо, были сооружены специальные здания в Севастополе (Севастопольская панорама посвящалась обороне Севастополя) и в Москве. В отличие от театров и цирков, сооружавшихся на центральных улицах и площадях, для зданий панорам чаще выбирались бульвары Создание панорамы "Бородинская битва" было приурочено к широко отмечавшемуся в России в 1912 году 100-летию Отечественной войны 1812 года. Для нее на Чистопрудном бульваре было построено специальное здание [3].

В мае 1896 года в России был показан первый в ее истории кинофильм. Первоначально кинофильмы демонстрировались в летних садах обеих столиц. Однако непрерывный и устойчивый рост популярности зарождавшегося вида искусства заставил перейти к строительству постоянных сооружений с большими зрительными залами, фойе и киноаппаратными. Новый вид культурно-зрелищно-развлекательных зданий сразу же вошел в число наиболее престижных. Встроенные и отдельно стоящие кинотеатры сооружались в центре города Им, как и наиболее фешенебельным гостиницам, придавались звучные, отражавшие восхищение новым искусством и свидетельствующие о признании его культурно-просветительного значения, названия. В Петербурге в начале XX столетия в числе прочих функционировали кинотеатры: "Форум", "Колизей", "Сплендид палас", в Москве - "Художественный", "Прогресс", "Колизей", "Форум", "Аре", "Аквариум" [4].

Провинция по оперативности приобщения к техническим и культурным новшествам не уступала столицам. Так, в Кострому синематограф пришел в 1896 году. А в 1910 году в городе возвели первое капитальное приспособленное для показа кинофильмов здание - "Современный театр", сцена которого позволяла устраивать и театральные представления [5]. В Томске, как и в Костроме, в начале 1910-х годов появилось капитальное здание для демонстрации кинофильмов и показа спектаклей - театр-синематограф А.Ф. Громова, дополнивший сооруженные ранее здания с театральными залами - Театр Королева и общественное собрание. В Красноярске, к построенному в 1898 году вместо сгоревшего деревянного новому каменному зданию театра, в начале XX века добавились кинотеатры "Арс", "Аквариум", "Петергоф" и другие [6].

О масштабах кинематографического бума, охватившего в начале XX столетия Россию и весь просвещенный мир, дают представление статистические данные. Только в 1913 году Канцелярией петербургского градоначальника было выдано 61 разрешение на постройку кинотеатров в уже существующих или вновь сооружаемых для этого зданиях, в 1914 году - 46 разрешений [7]. Кинотеатры стали первым типом культурно-зрелищных зданий массового типа, сложившихся в начале XX столетия в центральных районах городов в систему зданий единого назначения.

Однако кинотеатры не были первым типом зрелищных сооружений, сеть которых складывалась в городе, представлявшем систему общественных зданий разного назначения, в собственную подсистему. Они обозначили собой лишь первый массовый тип зрелищных зданий, рассчитанный на все без исключения слои городского населения.

Первым типом зрелищных и шире - первым типом многопрофильных зданий культурно-просветительного назначения, которые выполняли в числе прочих и функцию театрального здания, стали зародивившиеся в пореформенный период на гребне общественного демократического движения и оживления промышленно-производственной деятельности народные театры, народные дома, народные чайные, народные университеты. Общегородская сеть такого рода зданий создавалась усилиями городских властей, предпринимателей и общественных организаций с целью просвещения городских низов и сельского населения и отвлечения их от пьянства. Строительство народных домов и театров поддерживалось встречной тягой городских низов к просвещению, к тому, что составляло основы культуры и образованности просвещенных слоев общества.

Как бы ни назывались такого рода здания (сначала они сооружаются как народные театры, потом наиболее употребительным становится термин "народный дом"), в их состав неизменно входил театральный зал с развитым комплексом помещений культурно-просветительного назначения - залом собраний, библиотекой, читальней, чайной, клубными помещениями, иногда даже музейными и спортивными залами.

Заметными вехами в распространении такого рода зданий стали два начинания - проектирование в 1870 году первого постоянного народного театра в Петербурге [8] и строительство приуроченного к Политехнической выставке 1872 года народного театра в Москве. Сооруженное по проекту В.А. Гартмана здание народного театра входило в ансамбль своеобразного рекреационного городка, устроенного Обществом народной трезвости на Варваринской площади. Именно народные дома раньше других культурно-зрелищных зданий начинают сооружаться не как единичные сооружения, а как система однотипных зданий, охватывающая большие территории и направленная на организацию рационального досуга и просвещение народа.

Народные дома общегородского масштаба (народный дом на Кронверкском проспекте в Петербурге со зрительным залом на 2000 человек, народные дома в Уфе, Пензе и других городах) [9], функционально и архитектурно уподоблялись уникальным общественным зданиям, какими были театры и цирки. Для них выбирались места в центре города, но традиционно связанные с проведением общегородских празднеств и народных гуляний. Однако самое знаменательное в движении за устройство народных домов - их всеобъемлющий характер. Они сооружаются в крупных городах вроде Томска (Народный дом науки и искусства им. Макушина) и Ростова-на-Дону (там в 1914 г. был объявлен конкурс на проект Народного дома в память 50-летия освобождения крестьян от крепостной зависимости) [10] и в небольших уездных городах, не только в европейской, но и в азиатской части России [11].

Петербург. Народный дом (1899-1901) и театр (народная аудитория, 1910-1911)

Обычным для конца XIX - начала XX века стало включение народных домов вместе с другими общественными зданиями в систему общественного центра расположенных на окраинах больших городов промышленных поселков (народный дом в поселке фарфорового завода в Петербурге, А.В. Малов, 1890-е годы; народный дом в поселке Алафузовских заводов в Казани; народный дом в поселке Сормовского завода близ Нижнего Новгорода (П.П. Малиновский, 1901-1903).

Нижний Новгород (Сормово). Народный дом.
1903, арх. П.П. Малиновский. Открытка начала XX века

Однако самым впечатляющим выражением системного подхода к организации досуга и просвещения народа явилось созревшее и ставшее к исходу XIX столетия всеобщее представление о необходимости создания на территории определенной административной единицы - города, губернии, уезда - сети народных домов. Ранее всего мысль о реализации подобной сети сложилась и начала осуществляться в столицах.

Народные дома и народные театры ведут свое происхождение от сборно-разборных балаганных театров, ежегодно сооружавшихся во время народных гуляний в больших городах. Эта генетическая связь особенно очевидно прослеживается на примере Народного театра на Политехнической выставке 1872 года в Москве. Второй источник народных театров - театры усадебных парков. Созданию системы народных домов и театров в Петербурге предшествовало образование системы народных театров в местах массовых гуляний в общественных парках города и его ближайших окрестностях. В 1903 году в северной столице насчитывалось уже 10 таких театров [12].

Нечто похожее происходит и в Москве. В 1898 году в периодической печати появилось сообщение, что "Московское городское управление вступает в деле устройства общества народных развлечений на совершенно новый путь, который должен изменить постановку этого дела в столице". Было принято решение о создании "комиссии народного воспитания". На нее возлагалась обязанность организации народных чтений, читален и развлечений путем строительства специальных зданий для народных концертов и театров по типу Прохоровского фабричного театра "в разных концах Москвы, преимущественно на окраинах, где скучивается рабочее население. Десять таких зданий с помещениями на 1000 человек каждое могли бы удовлетворить первой потребности" [13]. Реализация решения принятого Московским городским управлением началась с сооружения на средства города народного дома на вновь созданной на окраине Москвы Введенской площади (1902, И.А. Иванов-Шиц), который стал ее главным зданием. Для строительства второго народного дома, "имеющего целью обслуживать рабочее население Кожевников и Дербеневки", на территории еще одного сложившегося в середине XIX века промышленного района Москвы был избран участок на углу Б. и М. Строченовских переулков [14]. Не осталась в стороне от общего процесса и провинция. В Курске в 1900 году началось строительство системы народных чайных "по выработанному Министерством финансов типу "и было намечено устройство системы народных читален и столовых" [15].

В 1910-е годы практика создания сети народных домов приобретает всеобъемлющий характер. В России тех лет практически не осталось ни одного уездного земства, ни одной губернии или города, где местные власти и общественные организации не занимались бы созданием сети народных домов. Эта грандиозная по масштабам деятельность поддерживалась убеждением, что памятником "нашего времени - времени ужасного и прекрасного является "народный дом"".

"Этому памятнику могли бы позавидовать предки. Он соединил в себе все прошлое и обновил его.

Народные дома - это курганы над могилами прошлого.

Это храмы, ибо в них очищается человеческая душа.

Это дворцы для спаянного народа, родившегося из прежнего разрозненного "народонаселения".

Это крепости в борьбе с силами тьмы, твердыни от ядовитых ее газов - пьянства, карточной игры и хулиганства" [16].

Демократически и просветительски настроенные местные власти наделяют народные дома значением светских храмов. Им предстояло просвещать народ и в смысле христианском: они должны были нести в жизнь нравственность и высокие идеалы добра и справедливости. Им же предстояло просвещать народ и в светском смысле слова: давать образование и знания. Планы, разрабатывавшиеся земствами и городскими управами в 1910-е годы поражают пафосом просветительства и стремлением сделать просвещение и нравственное совершенствование общества всепроникающим явлением.

Представление о народном доме как ведущем типе зданий, выполняющем и заменяющем храмы, сформулированное на заре советской эпохи в 1918 году, сформировалось на основе огромной по объему проектной и строительной работы предреволюционного десятилетия.

Основываясь на анализе статистических данных, Московская городская дума разработала в 1914 году план создания в древней столице сети народных домов двух типов: небольших районных и крупных центральных. Всего к 1920 году предполагалось соорудить на территории города 24 народных дома из расчета один центральный дом на 6 районных.

В районном народном доме предполагалось устройство чайной с буфетом, библиотеки, аудитории, приспособленной для чтения лекций с волшебным фонарем, демонстрации кинофильмов и проведения любительских спектаклей, концертных, литературных и танцевальных вечеров, помещений для вечерних курсов и кружков самообразования, музыкальных, драматических и спортивных. Центральным народным домам предстояло совместить в себе функцию местного народного университета, оперного и драматического театра и стадиона. Предполагалось, что в них будут даваться оперные и драматические спектакли, проводиться образовательные выставки и экскурсии, создаваться музеи [17]. Реализация плана началась немедленно после завершения его разработки. В печати сообщалось, что к началу 1916 года в древней столице было открыто три народных дома [18].

Аналогичная деятельность по созданию сети народных домов развернулась в 1910-е годы и в провинции. По разработанному Самарским земством в 1915 году плану предполагалось покрыть губернию сетью народных домов, построив с этой целью сначала 54 районных дома, затем 213 местных, но повышенного типа и, наконец, 410 местных народных домов третьего разряда [19]. На совещании представителей уездных земств в Киеве, проходившем в конце 1916 года, получил одобрение проект губернской земской управы об устройстве сети народных домов и о развитии с их помощью в селах Киевской губернии внешкольного образования. Располагая двумя фондами, земство решило приступить, используя средства одного из них, к постройке первых 12 народных домов в память 50-летия земства, а средства второго фонда оно предполагало использовать, финансируя уездные земства и давая им средства на устройство народных домов [20].

Создание локальной сети народных домов и переход к массовому строительству их в селах оказался непосредственно связанным с началом участия в нем уездных земств. В 1913 году земское собрание Солигаличского уезда Костромской губернии постановило создать в уезде сеть народных домов [21]. А уже в начале 1915 года пресса сообщала о том, что Костромское губернское земство удовлетворило 20 ходатайств о постройке народных домов [22]. Лубенское уездное собрание Полтавской губернии в ознаменование 50-летия Лубенского земства решило организовать специальный фонд для устройства народных домов в селах этого уезда [23]. В том же 1914 году журналы сообщили об объявлении конкурса на составление проекта народного дома в селении Лысьвенского завода Пермской губернии [24]. Несмотря на военное время, в 1915-1916 годах народные дома продолжали сооружаться на всей территории России: в селах Московской [25], Оренбургской [26], Енисейской губернии [27], Области Войска Донского [28], Нижегородской, Тульской [29] и других губерний.

Народные дома по мысли инициаторов и энтузиастов их строительства должны были стать не только общественно-просветительным, но и архитектурно-художественным центром небольшого селения или района в большом городе. "Довольно убожества и однообразия в частном быту трудовых людей, его хозяев. Пусть Народный Дом будет их дворцом, их радостью и гордостью, пусть он самым своим видом питает мечту о лучшем будущем" [30].

Свидетельством массовости строительства народных домов в России может считаться и выдержавшая три издания книга "Народные дома", содержавшая наряду с идейным разъяснением смысла этого типа сооружений сборник образцовых проектов для разных местностей России, составленный архитекторами А.У. Зеленко и И.И. Кондаковым. Отмечая невозможность "выработать какой-либо нормального фасада для Народного Дома", они предлагали устроителям ряд возможных вариантов, исходя из соображения, что "лучше всего придавать внешнему виду Народного Дома характер того народного вкуса, который от старины развивался в данной местности. На севере это будет простой спокойный деревянный сруб с высокой крышей... Одноэтажный дом, конечно, не будет выделяться среди других. Приятно иметь какую-нибудь небольшую башню, балкон на втором этаже... Шатровые крыши с резным коньком на верху выделят Народный Дом среди других жилых домов... На юге народная манера отделывать свои дома скажется в белых оштукатуренных стенах, как у малороссийских хат, в веселых гирляндах народных орнаментов из цветов. В Средней России может быть подходящим стиль классический, характерный для старинных усадеб. На Кавказе или в Крыму характер фасада может измениться введением туда рисунков и форм Востока. В Западных губерниях хорошим образцом могут служить старинные постройки, сохранившиеся до сих пор в Галиции и Прикарпатской Руси" [31].

Те идеи, которыми руководствовались представители неоклассицизма, стремясь к застройке новых районов и строительству новых зданий в соответствии со свойственным определенной местности или городу стилю, создатели проектов народных домов распространяют и на села. Именно на них и на строительство в небольших уездных городах, где и в начале XX века ощущался недостаток дипломированных зодчих, ориентировалась в первую очередь книга о народных домах. Выработанное в системе архитектурных воззрений классицизма представление о соответствии архитектуры местным художественным идеалам, климату и характеру местности в трансформированном виде дожило до начала XX столетия. В конце XIX - начале XX века в ходе подготовки и после принятия закона о всеобщем начальном образовании в стране наряду с массовым строительством народных домов начинается столь же массовое строительство библиотек. Для Московской городской думы это явления одного порядка. Она принимает одновременно решение о создании сети библиотек и народных домов. Зафиксировав существование 40 из необходимых, по ее мнению, в губернии 200 библиотек, дума разработала план создания еще 160 [32]. От столиц не отстает провинция. Нижегородское уездное земство ходатайствует перед Министерством народного просвещения об отпуске средств на открытие 70 народных библиотек и 30 районных школьных музеев [33].

Музеи, подобно театрам и народным домам, зданиям учебных заведений и народного самоуправления, входят в число общественных сооружений, наиболее полно представляющих ценности общественного сознания середины XIX - начала XX века. Они же превращаются и в типичный для центрального ансамбля большого города, особенно столичного, тип зданий.

Музеи первой половины XIX столетия в России в основном возникали по инициативе государственных властей. Время подготовки и проведения реформ (вторая половина 1850-х - 1860-е годы) меняет существовавшее ранее положение дел. Инициатива создания музеев переходит в руки общественных организаций и частных лиц [34]. Музейное движение поразительно своей широтой и соотнесенностью с реформами, преобразующими Россию.

Москва. Исторический музей.
1874-1883, арх. В.В. Шервуд, А.П. Попов, инж. А.А. Семенов. Открытка начала XX века
Петербург. Этнографический музей 1900-1911, арх. В.Ф. Свиньен. Открытка начала XX века

Реформы стимулировали появление музеев, чья просветительская деятельность способствовала экономическому развитию страны. В 1859 году по докладу министра государственных имущества в Петербурге был основан Сельскохозяйственный музей. В 1876-1881 годах по проекту И.С. Китнера в здании бывшего Соляного городка, где в 1870 году состоялась Всероссийская промышленная выставка, для него было построено специальное здание. После того как рядом с Сельскохозяйственным музеем в Соляном переулке были возведены здания Центрального училища технического рисования барона А.Л. Штиглица (1878-1881, расширение 1885-1886, М.Е. Месмахер) и музея того же училища (1885-1896, М.Е. Месмахер), этот уголок в центре Петербурга превратился в один из наиболее ярких и выразительных музейно-просветительных ансамблей столицы.

Саратов. Радищевский музей.
1885, арх. И.В. Штром. Открытка начала XX века
Севастополь. Музей обороны Севастополя.

Открытка начала XX века

Земская реформа дала толчок созданию земских естественно-исторических музеев. Первый из них, при Нижегородском земстве, открылся в 1885 году. За ним последовало открытие музеев при Полтавском, Таврическом, Самарском, Бессарабском и других губернских земствах.

Во второй половине XIX века, как следствие первой технической революции, после Первой всемирной выставки 1851 года в Лондоне в Европе получают распространение технические, торгово-промышленные музеи, музеи прикладных знаний. В России наиболее известным из подобного рода музеев является Политехнический музей в Москве. Для него было отведено место на одной из центральных площадей рядом с Китайгородской стеной. Итогом второй после Петербургской всероссийской выставки 1870 года Политехнической выставки 1872 г. в Москве стало основание этого и другого крупнейшего в стране музея - Исторического. В нем, отвечая величайшей из идей XIX столетия, была реализована зародившаяся еще в начале столетия мысль о создании национального музея. На Красной площади в самом сердце Москвы на лучшем, по мнению Московской городской думы, месте, дарованном ею музею, было сооружено здание Российского исторического музея, существенно изменившего не только облик, но и содержание главной площади древней столицы.

Москва. Политехнический музей (первая очередь).
1875-1877, арх. И.А. Монигетти, Н.А. Шохин. Открытка начала XX века

Государственной политике реформ в области народного образования и обуревавшим российскую интеллигенцию просветительским настроениям обязаны своим происхождением педагогические музеи. Они были созданы при Виленском, Киевском (в Киеве было выстроено монументальное здание Педагогического музея, 1911-1913, П.Ф. Алешин), Московском, Казанском, Оренбургском учебных округах [35].

В пореформенное время складывается сеть комплексных или, по современной терминологии, краеведческих музеев. Они создавались в основном силами местных статистических комитетов, научных обществ и архивных комиссий. По численности музеи этого профиля могут соперничать с театрами. Только за 44 года с 1861 по 1905 годы в России возникло 45 музеев комплексного профиля (по одному в год), из них половина в Сибири, на Дальнем Востоке и в Средней Азии (до 1861 года на территории азиатской части России существовал лишь один музей - в Иркутске) [36].

В те же годы усилиями государства, но в основном благодаря частной инициативе появляются специализированные художественные музеи. И не только в столицах (Русский музей в Петербурге, Третьяковская галерея, позднее Музей изящных искусств в Москве), но и в провинции. Начало этому процессу положил основанный стараниями художника А.П. Боголюбова музей в Саратове, для которого в центральной части города на вновь устроенной площади возвели специальное здание. Вслед за ним последовало открытие череды художественных музеев в провинции: в 1886 году - в Харькове, в 1895 году - в Казани, в 1897 году - в Пензе, в 1899 году - в Одессе и в Киеве [37].

В начале XX века в России возник еще один вид музеев - мемориальный музей выдающейся личности. В числе первых были основаны музеи Пушкина и Лермонтова в Петербурге, музей Лермонтова в Пензе; для музея Суворова в Петербурге было сооружено специальное здание. Библиотека-музей А.П. Чехова, возведенный по проекту его друга, архитектора Ф.О. Шехтеля, появился в родном городе писателя, в Таганроге.

Владикавказ. Музей Терской области.
Конец XIX - начало XX века. Открытка начала XX века
Красноярск. Музей.
1914, арх. Л. Чернышев. Открытка начала XX века

По характеру архитектуры и способу размещения в городе, чаще всего на специально созданной для него площади или на уже существующих площадях, музеи сродни театрам. Для областного музея имени А.Н. Поля в Екатеринославе, как и для Исторического музея в Москве, было отведено место на главной площади города - Соборной [38]. Если для музея отводилось место на улицах, то всегда центральных (исключение делалось лишь для мемориальных музеев, обычно располагавшихся в зданиях или местах, связанных с памятью об увековечиваемом ими человеке).

Выбор стиля для музея чаще всего определялся первоначальным значением слова музей - MUSEUM - храм муз, т. е. особое место или здание, посвященное музам - покровительницам наук и искусств. Хотя ни Древняя Греция, ни Древний Рим не знали музея в современном понимании - хранителя произведений искусства, предметов, наделяемых историческим значением, и пропагандиста исторических или практических знаний, - в облике подавляющего большинства музеев выражалось содержание, ассоциировавшееся с античным происхождением термина: музей - храм науки и искусства. Печать античной храмовидности, чаще всего видоизмененной ренессансно-барочными реминисценциями, характерными для эклектики второй половины XIX столетия, несут на себе столь разные по специализации музеи, как Радищевский художественный музей в Саратове, Музей изящных искусств в Москве, здание областного музея имени А.Н. Поля в Екатеринославе (ныне Днепропетровск), Музей Севастопольской обороны в Севастополе, библиотека-музей в Одессе. Библиотека-музей А.П. Чехова в Таганроге выдержана в благородных сдержанных формах неоклассицизма или, точнее, классицизирующего модерна.

Храмовидность и античные реминисценции в облике Музея изящных искусств в Москве, Севастопольской обороны, библиотек-музеев в Одессе и Таганроге имели, кроме общих, еще и дополнительные содержательные основания к обновлению античной традиции храмоздательства.

В московском музее, таким образом, получала отражение специализация музея: он создавался как музей слепков, прежде всего с антиков. В Севастополе в связанном с античностью облике музея находил выражение genius loci. Его антикизированные формы напоминали, что Таврида, Северное Причерноморье, расположенный рядом с Севастополем античный город Херсонес, наконец, звучащее на греческий манер имя города - все это земля российской античности. Поэтому центральной части главного фасада придан вид античного храма.

Основания, вызвавшие храмовидность облика музея-библиотеки Одессы, отчасти сходны, отчасти отличны от мотивов, обусловивших выбор стиля для севастопольского музея. Сходны потому, что Одесса, как и Севастополь, располагалась на земле российской античности. Отличны потому, что в Одессе вступает в действие и другой фактор - соответствие облика музея и отделки музейных залов стилю представленных в нем экспонатов. Коллекции Одесского музея Общества истории и древностей состояли в основном из предметов античной эпохи. Кроме того, в одном здании с музеем помещалась библиотека - храм муз в античном понимании.

Те же ассоциации обусловили выбор стиля для музея Чехова в Таганроге. Обращение к классической традиции при проектировании музея в Екатеринославе (Б.М. Колпаков, 1914-1915) вызвано опять-таки историческими реминисценциями, хотя и иного характера. Основатель города князь Г.А. Потемкин-Таврический мечтал превратить его в Российские Афины.

Но это лишь одна из возможных содержательных интерпретаций, определяющих выбор стиля музейного здания. Столь же обоснованной по понятиям XIX - начала XX века выглядела неожиданная на первый взгляд трактовка главного фасада музея в Красноярске (1914, Л.Е. Чернышев) в духе храмов Древнего Египта. Архитектурные ассоциации отсылают нас к самому знаменитому музею древности в Александрии - грандиозному научному учреждению всеобъемлющего академического характера, с обширнейшей библиотекой и рядом вспомогательных учреждений вроде анатомического кабинета, ботанического и зоологического садов. При александрийском музее имелась особая постройка MOUOEIOV (храм муз) [39]. Вот к этому храму муз, но в его египетской интерпретации (ведь Александрия - один из самых прославленных городов Древнего Египте) и отсылает нас путем сложных исторических ассоциаций облик музея местного края в Красноярске.

Одесса. Публичная библиотека.
1904-1906, арх. Ф.П. Неструх. Открытка начала XX века
Сочи. Библиотека им. А.С. Пушкина.
Начало XX века. Открытка начала XX века

Музеи, связанные с национальной историей, бывшие хранилищами русских древностей (Музей русских древностей П.И. Щукина, Третьяковская галерея и Исторический музей в Москве, Романовский музей, сооруженный в Костроме к 300-летию дома Романовых, и создававшийся по тому же случаю музей в Нижнем Новгороде) проектировались в русском стиле. В русском стиле проектировался и Политехнический музей в Москве. Здесь на первый план выступает иная, но тоже свойственная эклектике ассоциативная связь: соответствие архитектурному колориту города и стилю окружающих зданий, прежде всего стене Китай-города и расположенной за нею церкви Владимирской иконы Божьей Матери.

Стремление приобщиться к искусству и знаниям захватывает в начале XX века все пространство России. Разные выражения его видятся в своего рода библиотечно-музейном и театральном буме, в интенсивной деятельности по созданию сети народных домов, в распространявшейся практике устройства художественных выставок в провинции, о которой с изумлением сообщает в 1913 году корреспондент из Ростова-на-Дону: "Отрадно, что в нашем городе, всецело погруженном в заботы купли-продажи, в городе чисто американского склада, все чаще и чаще стали организовываться выставки картин. Лет пять-шесть назад о ежегодных выставках картин здесь и не мечтали даже самые пылкие поклонники искусства" [40].

Перечень источников:

1. Архитектурно-художественный еженедельник 1914/1915. № 27. С. 260. Вернуться в текст
2. Очерки истории строительной техники России XIX - начала XX вв. М., 1964. С. 335. Вернуться в текст
3. Смирнов А. Москва - героям 1812 года. Московский рабочий, 1981. С. 46-48. Вернуться в текст
4. Очерки истории строительной техники... С. 335-336. Вернуться в текст
5. Губернский город глазами костромских фотографов. Авторы текста и составители А.А. Анохин, В.А. Шпанченко. Кострома, 1991. С. 64. Вернуться в текст
6. Ружже В.Л. Красноярск. Вопросы формирования и развития. Красноярск, 1966. С. 63-66. Вернуться в текст
7. Власюк A.И. Архитектура эпохи капитализма в России. М., 1976. Диссерт. докт. архитектуры. Кн. 2. С. 103. Вернуться в текст
8. РГИА, ф. 485, оп. 2., 1870, д. 1675. Вернуться в текст
9. Приведу некоторые примеры. В Тамбове 14 мая 1891 г. заложено на средства обер-камергера Э.Д. Нарышкина огромное двухэтажное здание народного дома с залами для народных чтений на 1000 человек, библиотекой и музеем (Неделя строителя, 1891. № 19-20. С. 14; Строитель, 1900 № 1-2, столб. 63). Здание для просветительных целей имени Н.В. Гоголя в Полтаве состояло из народной аудитории, приспособленной для сценических представлений, чайной, народной читальни, общественной библиотеки земского естественно-исторического музея (Строитель, 1897. № 23-24. С. 946. В 1899 г. был объявлен конкурс на составление проекта народного дома в Харькове, где предусматривалось создание театрального зала, зала для спевок, чайной с буфетом, библиотеки с читальным залом и книжной лавки (Зодчий, 1899. № 6,8. С. 64-67, 81-82). На очередном заседании Общества народной трезвости в Курске решено было соорудить на Георгиевской площади народный дом со зрительным залом на 850 мест, приспособленным также для аудитории, чайной, читальней и музеем (Строитель, 1900. № 11-14. Столб. 535). 15 июня 1904 г. состоялась закладка народного дома в Туле с аудиторией на 600-800 человек, библиотекой, читальней и чайной (Зодчий, 1904. № 27. С. 315). В 1909 г. состоялся конкурс на создание проекта народного дома им. СТ. Аксакова в Уфе (Зодчий, 1909. № 28. С. 289-290). 29 июня 1914 г. был заложен дом им. В.Г. Белинского для просветительных учреждений в Пензе (Зодчий, 1914. № 29. С. 351). В 1916 г. в Царицыне был открыт Дом науки и искусства, созданный на пожертвования купцов Репниковых и города (Зодчий, 1916. № 3. С. 55) и т. д. Вернуться в текст
10. Зодчий, 1914. № 11. С. 125. Вернуться в текст
11. В заметке, опубликованной в журнале "Зодчий" отмечается, что конец XIX - начало XX в. ознаменовались быстрым и все возрастающим распространением дела устройства народных развлечений и что в Нижегородской области многие из уездных городов стремятся к этому. Пионером явился город Семенов, находящийся в глуши лесов в 65 верстах от Нижнего Новгорода, где местное попечительство о народной трезвости предположило выстроить каменный народный дом на 250 человек со зрительным залом, чайной с буфетом и библиотекой с читальней (Зодчий, 1902. № 15. С. 188-189). Журналы сообщают также об освящении народного дома в городе Богучар Воронежской губернии со зрительным залом, чайной, библиотекой и музеем. В будущем на участке предполагалось построить также ночлежный дом и потребительскую лавку. (Зодчий, 1904. № 1. С. 5), о построенном в 1898-1900 гг. народном доме в Барнауле (И.П. Ропет, 1898-1900), о закладке в 1912 г. Обществом народного образования народного дома в Новониколаевске, о завершении в 1916 г. строительства народного домав Бийске (И.Ф. Носович. Зодчий 1916. № 3. С. 331), о сооружении на средства города народного дома в городе Усмани Тамбовской губернии (Зодчий, 1916. № 1. С. 10), об учреждении в Тарусе и Сигунове Калужского уезда Калужской губернии народных домов с обширными библиотеками-читальнями, сценами и кинематографом (Архитектурно-художественный еженедельник, 1916 № 10. С. 135). Наконец, в одном из сообщений говорится о решении Костромского губернского земского собрания объявить всероссийскую подписку на сооружение народного дома имени Писемскогов городе Чухломе по случаю исполняющегося в 1920 г. столетия со дня рождения писателя (Зодчий, 1916. № 5. С. 55). Вернуться в текст
12. Очерки истории строительной техники... С. 334. Вернуться в текст
13. Строитель, 1898. № 5-6. Столб. 217-218. Вернуться в текст
14. Зодчий, 1903. № 30. С.366; Зодчий 1902. № 24. С. 280. Вернуться в текст
15. Строитель, 1900. № 11-14. Столб. 535. Вернуться в текст
16. Арманд Л. Кооперация и народные дома // Народные дома. М., 1918.3-е изд. С. 3. Вернуться в текст
17. Архитектурно-художественный еженедельник. 1914. № 5. С. 59; Зодчий, 1915. № 43. С. 433. Вернуться в текст
18. Зодчий, 1916. № 1. С. 9. Вернуться в текст
19. Зодчий, 1916. № 7. С. 75. Вернуться в текст
20. Там же. № 49. С. 442. Вернуться в текст
21. Зодчий, 1913. № 51. С. 533. Вернуться в текст
22. Архитектурно-художественный еженедельник, 1915. № 7. С. 83. Вернуться в текст
23. Зодчий, 1914. № 16. С. 189. Вернуться в текст
24. Архитектурно-художественный еженедельник, 1914. № 35. С. 332. Вернуться в текст
25. 29 июня 1915 г. в селе Гришине Дмитриевского уезда Московской губернии состоялось открытие "дома народа, инициатива создания которого принадлежала местному потребительскому обществу. В народном доме разместились библиотека, чайная и кредитное товарищество" (Зодчий, 1915, № 29. С. 292). Вернуться в текст
26. В селе Дмитровском Оренбургского уезда открыт первый в губернии сельский народный дом (Архитектурно-художественный еженедельник, 1915, № 33. С. 393). Вернуться в текст
27. Первый в Сибири деревенский народный дом открыт в селе Уярском Красноярского уезда (Зодчий, 1916. № 5. С. 55). Вернуться в текст
28. В память зверски убитого на войне подъесаула Апанасова казаки станицы Старочеркасской решили открыть народный дом (Зодчий, 1916. № 5. С. 55). Вернуться в текст
29. В селе Богородском Горбатовского уезда Нижегородской губернии дом был в 1916 г. построен и открыт (Зодчий, 1916. № 21, 28); волостной сход села Байбаковского Новомосковского уезда Тульской губернии постановил построить народный дом (Архитектурно-художественный еженедельник, 1916. № 49. С. 474). Вернуться в текст
30. Арманд Л. Указ. соч. С. 11. Вернуться в текст
31. Зеленко А., Кондаков И. Как построить народный дом // Народные дома. М., 1918. С. 86. Вернуться в текст
32. Известия Московской городской думы, 1905. № 1. С. 41-58. Вернуться в текст
33. Зодчий, 1916. №7. С. 75. Вернуться в текст
34. Могилянский Н.М. Областной или местный музей как тип культурного учреждения// Живая старина, 1916. № 4. С. 309. Вернуться в текст
35. Каспаринская С.А. Музеи России и влияние государственной политики на их развитие (XVIII - начало XX в.) // Музей и власть. Государственная политика в области музейного дела (XVIII-XX вв.). М., 1991. С. 63. Вернуться в текст
36. Равикович А.Д. Музеи местного края во второй половине XIX - начале XX в. (1861-1917) // Очерки музейного дела в России. М., 1960. Вып. 2. С. 155. Вернуться в текст
37. Каспаринская С.А. Указ. соч. С. 58-59. Вернуться в текст
38. Зодчий, 1914. № 11. С. 130. Вернуться в текст
39. Могилянский Н.М. Указ. соч. С. 303. Вернуться в текст
40. Лаврский Н. Письмо из Ростова-на-Дону// Аполлон, 1913. № 4 С. 61-62. Вернуться в текст

 

К началу страницы
Содержание
2.3.3. Торговые здания и банки  2.3.5. Учебные и больнично-благотворительные учреждения