Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Градостроительство России середины XIX - начала XX века. Книга II.
Города и новые типы поселении

2 глава. Город как художественный организм (Е.И. Кириченко)


2.3. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ В ГОРОДЕ

2.3.3. Торговые здания и банки

XIX век был временем радикального обновления типов торговых и деловых зданий. Причем здесь оно началось раньше, чем в других областях архитектурного творчества. Знаменательно и то, что возникновение новых типов торговых зданий оказалось связанным с другим, характерным для градостроительства середины XIX - начала XX столетия процессом архитектурного освоения внутреннего, внеуличного пространства города. Появление нового типа торговых зданий - пассажей - открывает этот процесс.

Появившиеся в столицах России (в Москве первый пассаж или галерея М.Н. Голицына открылась в 1842 г., в Петербурге - в 1848 г.) пассажи представляли собой торговые здания с магазинами, расположенными по обе стороны крытого, освещенного верхним светом прохода, выходившего на две параллельные улицы [1]. Благодаря пассажу в городской застройке в гуще квартала появлялась своего рода внутренняя улица. Внутренний проход такого торгового здания - собственно пассаж, как и парадные и проходные дворы доходных домов, получал организованные по правилам искусства архитектуры фасады.

Пассажи, как всякое престижное новшество в области архитектуры, сооружались в центре города на площадях или главных улицах. Для первых столичных пассажей были выбраны едва ли не самые важные в градостроительном отношении места, расположенные близ исторически сложившихся торговых центров. Расположенный близ Театральной площади Голицынский пассаж в Москве соединил Петровку с Неглинным проездом, выходившим к одной из самых фешенебельных торговых улиц древней столицы - Кузнецкому мосту. Для пассажа в Петербурге инициатор его строительства граф Я.Э. Стенбок-Фермор выбрал сквозной участок между Михайловской площадью и Невским проспектом против Гостиного двора, неподалеку от Садовой улицы, бывшей средоточием столичной торговли. Стимулом строительства обоих зданий послужили аналогичные здания европейских столиц. За образец Голицынской галереи были взяты парижские пассажи. Строитель петербургского пассажа "решил построить крытую проходную галерею на подобие Лондонских и Парижских пассажей" [2]. Входы в пассажи были устроены в виде монументальных арочных проходов.

Москва. Верхние торговые ряды.
1889-1893, арх. А.Н.Померанцев, инж. В.Г. Шухов. Фотография конца XIX века
Москва. Верхние торговые ряды.
Интерьер. Фотография конца XIX века

Для универсальных магазинов, появившихся в России на рубеже XIX-XX столетий, также обычно выбирались места в центре города и одновременно в местах традиционного средоточия торговли. Еще одну новую разновидность торговых зданий - крытые рынки, получившую распространение несколько ранее универсальных магазинов, во второй половине XIX века, можно считать своеобразной разновидностью пассажей. Подобно пассажам крытые рынки и универсальные магазины впервые были построены опять-таки в столицах. Однако, в отличие от пассажей и универсальных магазинов, крытые рынки, хотя и сооружались в традиционно торговых районах, но на сравнительно удаленных от центра города площадях, где обычно торговали сеном.

Петербург. Пассаж на Невском проспекте.
1846-1848, арх. Р.А. Желязевич. Перестройка 1899-1900, арх. С.С. Козлов. Интерьер. Фотография начала XX века
Сергиев Посад. Новые торговые ряды. Конец XIX в.
Открытка начала XX века

Крытый рынок в Москве, построенный по проекту Л.В. Даля (закончен в 1876 году), находился на Смоленской площади, называвшейся тогда Смоленской Сенной [3]. На Сенной площади был сооружен крытый рынок и в Петербурге (1883-1885, И.С. Китнер, инж. Г.Е. Паукер, О.Е. Крель). Он представлял собой целый городок торговых зданий из стекла и металла, занявший все свободное пространство громадной площади [4]. Из столиц оба типа зданий: и пассажи, и крытые рынки приходят в провинцию.

Москва. Голофтеевский пассаж.
Арх. И.И. Рерберг, 1910-е гг. Интерьер

С появлением во второй половине XIX - начале XX века новых типов торговых зданий не прекратилось строительство торговых рядов. Они продолжали сооружаться в губернских городах, например в Пскове, и в небольших городах вроде Сергиева Посада под Москвой. Для них традиционно выбирались самые представительные с градостроительной точки зрения места в центре города. В Пскове, как и в Москве, торговые ряды были возведены близ Кремля, в Сергиевом Посаде - на главной площади близ главного входа в Троице-Сергиеву лавру.

В пореформенный период пассажи превращаются в один из распространенных типов зданий. Появляются новые разновидности этого типа зданий. Наряду с наиболее ранним типом пассажа, линия которого прорезает застройку квартала, появляются два новых. Это пассаж, включенный в структуру доходного дома, и пассаж в виде отдельно стоящего здания [5]. Число возведенных на протяжении второй половины XIX - начала XX столетия пассажей в столицах заметно увеличивается. Пассажи начинают сооружаться в провинции.

Петербург. Крытый рынок на Сенной площади.
1883-1885, арх. Е.С. Китнер, инж. Г.Е. Паукер, О.Е. Крель. Фотография конца XIX века

Первенство в области строительства пассажей принадлежало Москве. Здесь было возведено наибольшее число зданий этого типа. В общей системе московского торгового центра появился своеобразный район пассажей. Начало ему было положено Голицынской галереей. В 1871 году вплотную к ней был пристроен пассаж купца Г.Г. Солодовникова. Разветвленная сеть его торговых линий выходила на Петровку, Неглинный проезд и Кузнецкий мост. В 1874 году была существенно перестроена Голицынская галерея, купленная купцом К.Н. Голофтеевым. В 1878 году по другую сторону от Голицынского был выстроен Александровский пассаж. Подобно Солодовниковскому он обладал развитой системой торговых линий, выходивших на Неглинный проезд и Театральную площадь. Кроме того, благодаря соединению с Голофтеевским пассажем он получил выход на Петровку. Фасады трех пассажей слились в единый нарядный фасад огромного торгового комплекса, а квартал, ограниченный улицами Петровкой, Кузнецким мостом и Неглинным проездом, прорезала сеть нарядных торговых внутренних улиц-проездов.

Одновременно с созданием блока пассажей на Петровке в непосредственной близости от них на сквозном участке, выходившем на Кузнецкий мост и улицу Софийку, в 1877-1883 годы возник еще один пассаж - Попова. В отличие от описанных, он соединял в себе пассажные торговые линии на первых трех этажах с квартирами в двух верхних. В 1883 году началось возведение Лубянского пассажа, проезды которого соединяли Театральный проезд с Лубянской площадью и Со-фийкой. В начале XX века группу пассажей, связывавших Петровку с Неглинным проездом, дополнили еще два пассажа - Петровский (1904) и Голофтеевский (1913) [6]. Благодаря концентрации пассажей примыкавший к Кузнецкому мосту торговый район улиц Петровки, Неглинного проезда и Софийки получил ярко выраженную функциональную специфику.

Самый знаменитый и самый крупный из московских пассажей - Верхние торговые ряды на Красной площади - был сооружен в 1889-1893 годах по проекту А.Н. Померанцева на месте одноименного здания, восстановленного после пожара 1812 года, Три продольных пассажных линии тянулись вдоль Красной площади, соединяя улицы Никольскую и Ильинку. Их пересекали три относительно короткие поперечные. Красоту и выразительность этих внутренних улиц во многом определяет красота и смелость кажущихся снизу ажурными перекрытий из дугообразных металлических ферм над пятнадцатиметровыми пролетами. Пересечение центральных продольной и поперечной линий выделено прозрачным железо-стекляным куполом и фонтаном, элементами, соединяющими в себе, как и сама идея пассажа, приемы, свойственные оформлению интерьерного и уличного пространства. Занимавшие громадную территорию, ограниченную Красной площадью, улицами Ильинкой, Никольской и Ветошным проездом, Верхние торговые ряды вместе с сооруженным на углу Ветошного проезда и Никольской улицы пассажем Алексеева входили в громадный торгово-деловой ансамбль, расположенный в северо-восточной части центра Москвы. Несколько обособленное место, удаленное от района концентрации пассажей в древней столице, занимал пассаж Постниковой, сооруженный в 1889 году по проекту С.С. Эйбушица на Тверской улице.

Строительство пассажей не прекращалось в конце XIX - начале XX века и в Петербурге. В 1912-1913 годах по проекту архитектора Н.В. Васильева на превратившемся в оживленную магистраль Литейном проспекте был сооружен один из лучших по архитектурной выразительности пассажей. Во второй половине XIX столетия пассажи начинают строиться в провинции. Здесь, в отличие от столиц, преобладают пассажи, совмещенные с доходным домом.

Первый этаж доходного дома превращался в торговую улицу. Пассажная линия в доме купца А.С. Александрова в Казани (1883, архитекторы В.В. Суслов и Н.И. Поздеев) шла вдоль протяженного фасада роскошного пятиэтажного здания, соединяя Воскресенскую и Черноозерскую улицы. К тому же типу принадлежал дом с пассажем в Одессе, принадлежавший зерноторговцу М.Я. Менделекичу (1899, архитектор Л.Л. Влодек) [7]. Пассаж Лаптева в Саратове (1882), расположенный на углу центральных улиц Московской и Никольской [8], свидетельствует, как пристально в провинции следили за столичной практикой и следовали ей. Саратовский пассаж появился в этом процветавшем приволжском городе непосредственно вслед за строительством группы пассажей на Петровке в Москве. В конце XIX - начале XX века новые типы торговых зданий получают распространение в Сибири. В Томске и Бийске сооружаются пассажи Второва. О размахе строительства торговых зданий на средства только этого, хотя и самого крупного владельца недвижимости в Сибири, дают представление следующие цифры. Только на средства Второва в сибирских городах было сооружено 26 универсальных магазинов и 70 торговых отделений.

В начале XX столетия в провинции, особенно в крупных городах, теперь уже на центральных улицах возводятся огромные здания крытых рынков. Такого рода рынки (в Киеве, 1910, архитектор Г.Ю. Гай; в Саратове, 1910-1915, архитектор В.А. Люкшин; в Харькове, 1915) соединяют схему пассажа с остекленным центральным проходом с базиликальным разрезом, позволявшим устраивать по обеим сторонам прохода еще две дополнительные торговые линии, в отличие от классического пассажа с двумя линиями торговых помещений.

Отчасти связан с идеей пассажа появившийся в начале XX века новый тип торговых зданий - универсальные магазины. Наиболее крупные и знаменитые сооружения этого рода опять-таки были возведены в столицах. Таковы Дом Гвардейского экономического общества в Петербурге (1908-1909 и 1911-1913, архитектор Э.Ф. Виррих при участии архитекторов Н.В. Васильева, С.С. Кричинского, И.В. Падлевского и Б.Я. Боткина) на Б. Конюшенной улице; в Москве - Дом Экономического общества офицеров Московского военного округа на Воздвиженке (1912-1913, архитектор С.Б. Залесский), универсальный магазин Мюри Мерилиз (1908-1910, архитектор Р.И. Клейн) на Петровке. Для огромных роскошных универсальных магазинов, как и для пассажей, выбирались центральные улицы, известные своими торговыми сооружениями (такие, как Петровка в Москве), или в непосредственной близости от центров торговой и деловой активности. Магазин Гвардейского экономического общества в Петербурге располагался вблизи от Невского проспекта, магазин Экономического общества офицеров в Москве - близ торгового Арбата. Их размещавшиеся на разных этажах огромные торговые залы выходили на освещенные верхним светом парадные лестницы или в центральный, тоже освещенный верхним светом, распределительный зал. Еще одна особенность универсальных магазинов - огромные окна, необходимые при значительной глубине торговых помещений. Однако такого рода окна в начале XX века вошли в употребление и в более традиционных по планировке и структуре торговых зданиях, сооружавшихся на главных торговых и деловых улицах (торговый дом Зингер, 1903-1906, архитектор П.Ю. Сюзор на углу Невского проспекта и Екатерининского канала в Петербурге).

Выработанный во второй половине XIX и получивший особенно широкое распространение в начале XX столетия тип банковского здания отчасти подобен универсальному магазину. И тут и там композиционным, функциональным и архитектурно-выразительным центром служит просторный операционный зал с помещениями кассовых кладовых и сейфов, окруженный более низкими, расположенными по периметру главного зала подсобными помещениями.

Не только в столицах, но во всех губернских и в некоторых крупных уездных городах существовали отделения Государственного или крупных частных банков. Все они сооружались по общей схеме с главным операционным залом в центре (отделения государственных банков в Нижнем Новгороде, 1910-1912, В.А. Покровский; в Ростове-на-Дону, 1912-1914, М.М. Перетяткович). Эти два сооружения представляют два основных стилевых направления в банковском строительстве. Банки, принадлежавшие во второй половине XIX - начале XX века к числу самых монументальных, представительных по архитектуре типов зданий, сооружались либо в русском стиле (отделение Государственного банка в Нижнем Новгороде), либо опирались на традиции классической архитектуры, как банк в Ростове-на-Дону. Эти два направления остаются доминирующими в гражданской архитектуре середины XIX - начала XX века. Исключение составляют лишь окраины России, где важные общественные здания нередко сооружались с использованием традиций национального наследия. Уже приходилось называть в качестве примера важные общественные здания в Тбилиси. То же происходит в Азербайджане, на Украине, в Средней Азии. В поселениях, возникших на линии Китайской Восточной железной дороги проектировщики обращаются к наиболее характерным формам китайской архитектуры.

Харьков. Земельный банк.
Открытка начала XX века

К разновидностям банковских зданий относятся родственные им по назначению и структуре биржи, сберегательные кассы.

Нижний Новгород. Государственный банк.
1913, арх. В.А. Покровский. Открытка начала XX века
Иркутск. Русско-Азиатский банк.
1912. арх. В.И. Коляновский. Открытка начала XX века

В конце XIX - начале XX столетия получила распространение еще одна разновидность финансово-кредитных учреждений - ломбарды. Эти крупные монументальные сооружения возводились в основном на средства города и по разработанным городскими властями планам. К 1905 году в России ломбарды насчитывались в 146 населенных пунктах страны [9]. В первой половине 1910-х годов в Москве, отражая общую для мира и России тенденцию к созданию в пределах каждого населенного пункта сети общественных зданий определенного назначения как целостной пространственно-функциональной системы, была создана общегородская сеть из 9 ломбардов.

Перечень источников:

1. Пассажи в Москве и Петербурге были первыми, сооруженными в городах. Им предшествовали пассажи, устроенные на крупнейших в России ярмарках - Коренной и Макарьевской (Шумилкин С.М. Пассажи России периода классицизма // Архитектура мира. М., 1992. Вып. 1. С. 108-110). В этих сооружениях, спроектированных Д. Кваренги и И. Матвеевым, традиционный для России тип торгового здания - Торговые ряды - соединялся с внутренним крытым, освещавшимся сверху проходом. Однако, в отличие от городских пассажей, он освещался не путем устройства остекленного потолка, а окон. Вернуться в текст
2. Шумилкин С.М. Указ. Соч. С. 112. Вернуться в текст
3. ГИМ ОПИ, ф. 37, д. 72, л. 9. Вернуться в текст
4. Власюк А.И. Архитектура России // Всеобщая история архитектуры. Т. 19. М., 1972. С. 80. Вернуться в текст
5. Шумилкин С.М. Пассажи Европы и России во второй половине XIX в. // Архитектурное наследство. М., 2001. Вып. 44. С. 197-198. Вернуться в текст
6. Там же. С. 198-202. Вернуться в текст
7. Шумилкин С.М. Пассажи Европы... С. 202-203. Вернуться в текст
8. Терехин С.О. Века и камни. Памятники архитектуры Саратовской области. Саратов, 1990. С. 64-65. Вернуться в текст
9. Очерки истории строительной техники в России XIX - начала XX вв. М., 1963. С. 323. Вернуться в текст

 

К началу страницы
Содержание
2.3.2. Административныв здания  2.3.4. Зрелищные и культурно-просветительные сооружения