Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Градостроительство России середины XIX - начала XX века. Книга II.
Города и новые типы поселении

2 глава. Город как художественный организм (Е.И. Кириченко)


2.3. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ В ГОРОДЕ

2.3.2. Административныв здания

Время великих реформ повлекло за собой во второй половине XIX века полное обновление типов административных зданий. Проведенная в 1864 году земская реформа инициировала строительство губернских и уездных земских управ. Городская реформа, суть которой сводилась к созданию в стране системы местного самоуправления, сопровождалась массовым строительством зданий городских законодательных и исполнительных учреждений - городских дум и городских управ. Судебная реформа благоприятствовала появлению специальных зданий судебного назначения. Продолжали сооружаться здания городских домов, увенчанные вышкой противопожарной каланчи. В городах, ставших крупными железнодорожными станциями, расположенных на магистральных железнодорожных линиях, в начале XX века появился еще один неизвестный ранее тип административного здания - управление железной дороги.

Изменившийся характер административной системы и деятельный характер времени дали удивительные результаты. Если до реформ присутственные места нередко размещались в приспособленных зданиях, если с сооружением специальных правительственных зданий постоянно возникали проблемы, то со второй половины XIX столетия, со времени реформ, города сами выступают инициаторами возведения административных сооружений. Строительство зданий местного управления превращается в престижное дело и рассматривается как дело чести каждого города.

В частности, в событие общегородского значения превратилось строительство Московской городской думы. Обновленное здание разместилось на участке, который занимали бывшие присутственные места. Главный смысл перестройки заключался в изменении стиля здания. Сооружение в духе классицизма исчезло. На его месте возникло новое, из красного кирпича в русском стиле. Выбор материала, выбор стиля для московского здания не дискутировался. Согласно воззрениям времени здание Московской городской думы, расположенное в непосредственной близости от Кремля в самом сердце древней столицы, могло быть выполнено только в русском стиле. Историческая преемственность этого здания от Кремля подчеркивалась материалом, из которого оно сооружалось. По подобию кремлевских, стены Московской городской думы решено было выложить из красного кирпича. Тот же смысл - принадлежность к русской истории, связь с истоками национальной культуры выражался и с помощью декора, заимствованного из сооружений XVII века. Во второй половине XIX столетия именно этот период в истории древнерусского зодчества ассоциировался с наиболее полным выражением самобытности в отечественном искусстве.

Москва. Городская дума.
1890-1892, арх. Д.Н. Чичагов. Фотография начала XIX века

Московская городская дума - самый известный, но далеко не единственный пример строительства здания городского самоуправления в русском стиле. Это распространенное явление в отечественной архитектурной практике второй половины XIX - начала XX столетия. С аналогичными примерами мы встречаемся во множестве губернских и уездных городов. Например, на юго-западе России в Житомире, в столице одной из наиболее процветавших в пореформенный период поволжских губерний - Самаре и в уездном городе Саратовской губернии - Аткарске. В всех случаях здания местного управления расположены в ряду уличной застройки (в Самаре - среди уличной застройки, в Аткарске - на перекрестке).

Аткарск. Городская управа, кон. XIX в.
Открытка начала XX века

Не менее распространенным, чем строительство административных сооружений в русском стиле, оставалось обращение к стилям, связанным с европейской классической традицией. Так строились административные здания в относительно "молодых" губерниях, например на юге России, культурная традиция которых связывалась с античным наследием этой земли - в Одессе, Харькове. Однако довольно часто с применением классических форм европейской архитектуры возводились здания городского самоуправления и в древних русских городах, там, где было широко представлено древнерусское наследие. Так произошло в третьей (торговой) столице России - в Нижнем Новгороде. Для городской думы здесь, как и всюду, было выбрано одно из самых представительных в градостроительном смысле мест. Это участок в самом центре города, где близ входа в Кремль сходились две улицы [1]. Угловая башня думы подчеркивает особенности расположения здания, создавая одновременно перекличку с вертикалями кремлевских башен.

Чтобы выделить административные здания в ряду уличной застройки их нередко увенчивали куполами. Так спроектировано здание губернского земства в Харькове. В других случаях, как в Одессе, где здание управы размещалось в непосредственной близости от монументального здания церкви святого Пантелеймона с его богатой сюитой вертикалей из пяти глав и шатровой колокольни, выразительность созданного здесь ансамбля достигалась при помощи контрастного композиционного приема. Протяженностью фасада, прямой линией карнизов, мощной пластикой ордерных форм центрального ризалита создавался выразительный облик административного здания. Благодаря несходству композиции двух главных зданий площади усиливалась выразительность и подчеркивалось самостоятельное значение каждого сооружения.

Харьков. Здание губернского земства.
Открытка начала XX века

В каждом городе существовали городские общественные учреждения двух типов. Здания местного самоуправления выполняли административные функции. В отличие от них, так называемые городские дома (дома городских частей, о которых ранее шла речь) обслуживали насущные бытовые нужды жителей определенного района города. По мере надобности городские дома как более ранний по времени возникновения тип зданий административно-общественного назначения. В Петербурге вместо разобранного за ветхостью дома с пожарным депо на Б. Мещанской улице в 1884-1886 годах по проекту И.С. Китнера было сооружено "приличное здание" для размещения шести учреждений: столичного мирового суда с архивом и квартирами для сторожей, камеры участкового мирового судьи, столичной аукционной камеры с кладовыми, сиротского суда с архивом, двух городских начальных училищ с квартирами для учителей [2]. В 1914 году Петербургская Городская управа провела совещание, на котором обсуждался вопрос о необходимости разделить столицу на 21 район. В связи с этим в каждом из них предполагалось соорудить по районному городскому дому, где были бы сосредоточены все учреждения общественного назначения, необходимые для нормального функционирования района, включая камеру мировых судей, ломбард и начальные школы. По предложению старшего архитектора Городской управы Л.В. Шмеллинга решено было составить эскизный проект подобного дома [3].

Строительство административных зданий следует общему развитию архитектурного стиля. Во второй половине XIX века сооружаются здания, представляющие разные виды эклектики. В начале XX столетия предпочтение отдается постройкам в стиле модерн. Нередко, как это было в Нахичевани при строительстве Управления Владикавказской железной дороги, признаки модерна соседствовали со зримыми чертами классической традиции с ее приверженностью к приемам, усиливающим представительность облика сооружения - симметричной композицией, выделением центральной части здания ризалитом, ордером парадного входа. В 1910-е годы начинают проектироваться здания в духе неоклассицизма. В 1914 году в подмосковном Волоколамске по проекту А.И. Таманова была заложена уездная земская управа, композиция которой повторяла усадебные дома классицизма с главным корпусом в центре и двумя боковыми флигелями [4]. В 1916 году в Екатеринбурге городские власти приняли решение увековечить память о Первой мировой (или, как говорилось в заметке, Второй Отечественной войне) и соорудить с этой целью на пожертвования торгово-промышленного класса городской дом, где предполагалось разместить городскую управу, биржу труда, народную библиотеку-читальню, дешевую столовую и магазины. Инициаторы строительства городского дома выразили желание видеть сооруженным его в стиле ампир, поскольку в этом стиле в начале XIX века в губернском центре было построено много зданий [5].

Еще одно стилевое направление начинает привлекать в 1910-е годы проектировщиков общественных зданий - нарышкинская архитектура. В числе удостоенных премиями конкурсных проектов Оренбургской уездной земской управы наряду с выполненными в духе неоклассицизма были проекты в духе нарышкинской архитектуры [6]. Конкурсные проекты здания губернской земской управы для Костромы - города, с которым было связано избрание царем Михаила Федоровича Романова, положившим начало династии Романовых, были выполнены в духе этой, приобретшей популярность в 1910-е годы версии национального стиля [7].

Наряду с храмами административные здания представляли тип сооружений, при проектировании которых местные власти и зодчие чаще, чем в других случаях, обращались к разным вариантам национальных стилей, подчеркивая таким образом соотнесенность строительства зданий местного самоуправления с глубинными корнями местной культурно-исторической традиции. Эта особенность, отчетливо проявившаяся в центрах великорусской культуры, не менее определенно представлена и в архитектуре национальных окраин Российской империи. В конце XIX столетия в Тифлисе в числе прочих общественных зданий, выстроенных в восточном стиле, было созданное по проекту архитектора А.П. Шимановича здание судебных установлений [8], а также возведенный по проекту В.А. Шретера театр.

В своего рода демонстрацию силы и целеустремленности движения за возрождение традиций национальной культуры превратилось проектирование и строительство губернского земского дома в Полтаве. Разработанный первоначально архитектором Полтавского земства Л.И. Ширшовым проект в стиле ренессанс Строительная комиссия отвергла как ординарный, а главное, не соответствующий духу местности. Полтавские художники С.И. Васильковский и А.Г. Сластионов, заинтересовавшиеся работами профессора Г.Г. Павлуцкого по истории украинского зодчества и его судьбами в Новое время, выдвинули встречное предложение: построить дом губернского земства в украинском стиле. Развернулась полемика, в ходе которой обсуждался вопрос о самом факте существования подобного "стиля". По настоянию художника Васильковского архитектор-любитель В.Г. Кричевский предпринял попытку применить к фасаду здания формы и мотивы декора, зафиксированные в работах Павлуцкого по истории украинского зодчества. Первый опыт понравился. Нашлись деньги на поездку Кричевского для изучения памятников древнего украинского зодчества в Киев, Чернигов, Екатеринослав и Лубны. Окончательный, получивший осуществление проект был выполнен в украинской версии стиля модерн [9].

Полтава. Общий вид и здание губернского земства.
1903-1908, арх. В.Г. Кричевский. Открытка начала XX века
Полтава. Губернская земская управа.
Открытка начала XX века

Проектирование административных зданий в начале XX века продемонстрировало прямую связь архитектуры с революционными событиями. Революция 1905 года стимулировала зарождение в архитектурной среде интереса к наиболее значительным в мировой практике зданиям парламентов. Вскоре после начала первой русской революции в 1905 году в журнале "Строитель" была опубликована статья "Народное представительство и устройство парламентских зданий в современных государствах (английский парламент)". Автор, скрывшийся под инициалами Г.Б., скорее всего, был главным редактором и издателем журнала Г.В. Барановским [10]. Но самое показательное, что российские архитекторы не ограничились простым знакомством с зарубежным опытом. В Петербургском обществе архитекторов состоялось заседание, на котором с инициативой спроектировать здание российского парламента в столице выступил П.Ю. Сюзор. "Задачи нового строя заключаются в устроительстве не только нравственном и общественном, но и архитектурном. Здание народного собрания, призванное тем или иным видом решать судьбы страны, составляют во всех государствах предмет особых забот правительства и являются одной из самых интересных задач строителя". Таврический дворец, где заседала Государственная дума, отмечал далее Сюзор, не приспособлен для этой цели: "...рано или поздно наши зодчие будут призваны решить задачу устроения постоянного парламента". Итогом последовавшего за тем обсуждения явилось решение объявить всероссийский конкурс на составление эскизного проекта здания отечественного парламента, для строительства которого был выбран Царицын луг (Марсово поле). По общему мнению, это место "позволит придать сооружению вид, достойный его назначения". Замечательно, что в условиях конкурса на составление проекта, который в окончательном варианте был назван проектом Государственной думы, специально подчеркивалось, что конкурс является событием национальной истории: поэтому "в нем могут участвовать лишь русские зодчие" [11].

Перечень источников:

1. Проект городской думы // Зодчий, 1901. Ил. 67-69. Проект составлен архитектором В. Цейдлером. Вернуться в текст
2. Зодчий, 1883. № 2. С. 90, табл. 52-55; Зодчий, 1886. № 9-10, С. 65-66, ил. 48-50. Вернуться в текст
3. Зодчий, 1914. № 2. С. 19. Вернуться в текст
4. Архитектурно-художественный еженедельник, 1914 № 12. С. 147-148. Вернуться в текст
5. Архитектурно-художественный еженедельник, 1916. № 37. С. 369. Вернуться в текст
6. Ежегодник Московского архитектурного общества. Вып. 4.1914-1916 гг. С. 148-149. Вернуться в текст
7. Архитектурно-художественный еженедельник, 1917. №5 С. 39; №9. С. 71. Вернуться в текст
8. Зодчий, 1897. Ил. 1-2. Вернуться в текст
9. Губернский земский дом в Полтаве // Зодчий, 1909. № 10. С. 109-111. Табл. 6-8; Искусство и печатное дело. Киев, 1910. № 1. С. 10-14. Вернуться в текст
10. Г.Б. Народное представительство и устройство парламентских зданий в современных государствах (Английский парламент) // Строитель, 1905. № 21. Столб. 801-838. Вернуться в текст
11. Мод. В Императорском санкт-петербургском обществе архитекторов// Зодчий, 1905. № 44. С. 471-472; № 49. С. 520-522; № 51. С 538-540. Вернуться в текст

 

К началу страницы
Содержание
2.3.1. Общественные здания середины XIX - начала XX века...  2.3.3. Торговые здания и банки