Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Сергей Килессо
Архитектура Крыма
 

ПОСЛЕВОЕННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ

В 1941 г. мирное строительство было прервано вероломным нападением на нашу страну фашистской Германии. Всем известны героическая оборона Севастополя, мужество защитников Аджимушкайских каменоломен в Керчи, действия десанта в Евпатории, Керчи и Феодосии. Их подвиг увековечен для грядущих поколений в присуждении городам Севастополю и Керчи звания городов-героев, а также в бронзе и граните памятников и монументов, которые установлены в местах ожесточенных боев, на площадях и главных магистралях возрожденных городов.

Временная оккупация причинила огромный ущерб народному хозяйству Крыма. Были выведены из строя более 300 промышленных предприятий, разрушены многие города.

Сразу же после освобождения от гитлеровских захватчиков началось восстановление городов Крыма. Севастополь был возрожден из руин полностью: после войны в городе сохранились, да и то в полуразрушенном состоянии, лишь семь жилых зданий, одна школа и мореной клуб у Графской пристани. Город еще лежал в руинах, а моряки, не дожидаясь ученых-реставраторов, уже восстанавливали Графскую пристань и памятник затопленным кораблям.

Севастополь. В день освобождения 12 мая 1944 г.

Первые архитектурные мастерские были организованы в землянках, под временными навесами, здесь создавались проекты белокаменных кварталов нового города. Каким же представляли себе новый Севастополь архитекторы, не снявшие еще матросских бушлатов и солдатских шинелей? Нужно было не просто восстановить город, а провести цикл мероприятий по его коренной реконструкции, ликвидировать скученность, которая осталась в наследство в некоторых районах города еще от времен капитализма.

Генплан развития Севастополя создан на основе ряда конкурсных проектов, среди которых был выделен проект группы московских архитекторов под руководством Б. М. Бархина и М. Я. Гинзбурга, а детальная разработка генплана выполнена архитекторами В. М. Артюховым, Ю. А. Траутманом и инженером И. К. Жилко.

Специфика планировочной структуры нового Севастополя состоит в том, что каждый из его районов в соответствии с рельефом местности имеет самостоятельную сетку улиц и связан с другими районами только одной или двумя улицами, а Северная сторона и Инкерман сообщаются с центром при помощи паромов и катеров. Улицы города были выпрямлены и расширены. Реконструирована парадная площадь у Графской пристани и пл. Ушанова, созданы новые площади на Большой Морской и Пушкинской. В застройке города акцентированы основные достопримечательные и исторические места, памятники и монументы - Исторический бульвар, где возвышается здание Севастопольской панорамы, Матросский и Приморский бульвары и др. Прибрежную полосу освободили от остатков старой хаотической застройки и благодаря этому из бухт открывается теперь неповторимая по красоте и величию панорама города-героя, ведь в сторону моря и бухт ориентированы его лучшие здания и сооружения.

Севастополь. Жилые дома на площади Ушакова. 1951-1952 гг.

Архитекторы В. М. Артюхов, В. А. Петров.

Севастополь. Жилые дома на Большой Морской улице. 1949-1951 гг.
Архитекторы А. С. Уразов, А. М. Хабенский, В. А. Петров, А. И. Горицкий, В. П. Мелин-Парсаданов, Н. Н. Сдобняков, Ю. В. Зимарев, В. М. Артюхов.

Ядро центра возрожденного Севастополя, которое группируется в районе возвышенности на западном берегу Южной бухты, как бы доминирует над городом, а у подножья возвышенности находятся главные магистрали - улица Ленина, проспект Нахимова, Большая Морская, образующие замкнутый треугольник, в вершинах которого находятся площади. В средней части треугольника проходят несколько улиц.

Кроме транспортных магистралей имеются проложенные по крутым склонам лестницы для пешеходов, что придает городу особую привлекательность и оригинальность.

Севастополь. Жилой дом на Большой Морской улице. 1953 г.
Архитекторы А. С. Уразов, В. А. Петров.
Севастополь. Ансамбль жилых домов на проспекте Нахимова. 1951-1955 гг.

Архитекторы Н. Н. Сдобняков, Г. Г. Шваубер, И. А. Самбурова, И. А. Брауде, В. М. Артюхов.

Жилые дома и общественные здания в Севастополе строились из белого известняка с использованием форм и приемов классики. Широко применялись лоджии и балконы, кроме секционных использовались дома галерейного типа. Архитекторы верно нашли масштаб зданий и центра Севастополя, ансамбли его белокаменных улиц и площадей чаруют не только многочисленных туристов, но и всех, кто живет и трудится в этом прекрасном городе.

Севастополь. Здание драматического театра им. А. В. Луначарского.1953-1956 гг.

Архитектор В. В. Пелевин.

Севастополь. Драматический театр им. А. В. Луначарского. План.

В первые послевоенные годы была проведена огромная работа по увековечению памяти героев обороны и освобождения Севастополя в период Великой Отечественной войны. Был создан мемориальный комплекс на Сапун-горе, где уже в 1944 г. по проекту военного инженера А. Д. Киселева установлен 28-метровый обелиск, а несколько позже возведено здание панорамы "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г." (архитектор В. П. Петропавловский, художники Студии военных художников им. М. Б. Грекова - П. Т. Мальцев, Г. И. Марченко, Н. С. Присекин). В 1944 г. на Малаховом кургане установлен памятник летчикам, изображающий устремленный в небо самолет (инженер В. А. Королев), а в 1949 г. построен мемориал-некрополь бригаде морской пехоты полковника П. Ф. Горпищенко (архитектор В. П. Петропавловский).

Севастополь. Матросский клуб. 1954 г.
Архитекторы И. В. Богданов, Л. Т. Киреев.
Севастополь. Матросский клуб. 1954 г. Интерьер.

Архитекторы И. В. Богданов, Л. Т. Киреев.

Севастополь. Мемориал-некрополь бригаде морской пехоты полновника П. Ф. Горпищенко. 1949 г.
Архитектор В. П. Петропавловский.

При подъездах к городу-герою специально сохранены доты и глубокие рвы. Это также красноречивые свидетели боев за город.

В апреле 1948 г. утвержден генплан восстановления и реконструкции Ялты (архитекторы А. С. Слонимский, Л. Н. Букалова). По проекту сохранялась сложившаяся схема уличной сети, создавалась площадь с памятником В. И. Ленину, предполагалось увеличение территории города к 1965 г. от 700 до 1300 гектаров за счет включения в городскую черту сел Ущельного, Чехового и Ливадийской слободки.

Был создан ансамбль парадной, хорошо озелененной площади им. В. И. Ленина, которая выходит на набережную и является архитектурной достопримечательностью города-курорта. Пространственно замкнуло площадь 3-этажное здание горкома Компартии Украины с десятиколонным портиком коринфского ордера (1955 г., архитектор И. Г. Татиев). Перед ним, у входа в сквер, на пьедестале из красного полированного гранита установлена скульптура основателя нашей партии и первого в мире социалистического государства В. И. Ленина (скульптор П. П. Яцино, архитектор А. С. Фомин). Западная часть площади застроена 5-этажными жилыми домами. Среди них выделяется хорошими пропорциями фасадов дом по ул. Карла Маркса, 9 (архитекторы Г. И. Браннинов, А. М. Журавлев).

В короткие сроки были восстановлены Керчь, Феодосия, Симферополь и другие города. В 50-е годы в Керчи был создан поселок Аршинцево для рабочих металлургического завода. Для его застройки использованы типовые проекты 2- и 3-этажных домов, которые удивительно соразмерны нешироким улицам и проездам и образуют уютные и хорошо озелененные дворики.

В первое послевоенное десятилетие Феодосия развивалась как центр восточного курортного района, и в то же время город становился одним из крупных портов Черного моря. В районе порта построены новые жилые кварталы (1954-1957 гг., архитектор В. П. Мелик-Парсаданов). Озелененные кварталы застроены по периметру трехэтажными жилыми домами. Много внимания уделено реконструкции и благоустройству набережной Феодосии (архитектор Б. Б. Юдин), где разбиты партеры и скверы, построены широкие лестницы к морю, а также две монументальных ротонды. Здесь же у набережной возведен Дворец культуры с залом на 600 мест, реконструирована гостиница.

Большие градостроительные работы по реконструкции Симферополя проведены в связи со строительством водохранилища, где появился поселок, застроенный 2-этажными восьмиквартирными домами (архитектор Л. А. Плахов, инженер А. А. Перегуда). В центре города были возведены двухзальный кинотеатр, здание областных организаций, ряд жилых и общественных зданий. Во многом облик Симферополя 50-х годов обогатило здание железнодорожного вонзала, который был возведен на специально созданной площади и сразу же стал своеобразной визитной карточной и архитектурной достопримечательностью города. Автор проекта железнодорожного вонзала архитектор А. Н. Душкин избрал непривычную для такого типа сооружений асимметричную объемно-пространственную композицию с контрастным сопоставлением различных объемов. Непосредственно к перрону примыкает одноэтажный корпус с комнатами отдыха пассажиров и помещениями для хранения багажа в подвале. Этот корпус легкой аркадой соединяется с кассовым залом. Примечателен уютный внутренний дворик, в центре которого находится фонтан. В композицию вокзала вписывается высокая башня, красиво завершающая композицию вокзала и позволяющая хорошо ориентироваться в этой части города.

Железнодорожные вокзалы возведены в послевоенное время в Севастополе и Феодосии, а морской - в Ялте.

Симферополь. Здание железнодорожнотроллейбусного вонзала. 1953 г.
Архитектор А. Н. Душнин.
Феодосия. Железнодорожный вонзал 1956 г.
Архитектор М. М. Зарайский.

Одновременно восстанавливались здравницы на Южном берегу Крыма, началось строительство новых санаториев, домов отдыха, благоустройство парков, пляжей и набережных. Реконструкция и новое строительство санаторно-курортных учреждений в послевоенные годы велись по новому проекту районной планировки, который был составлен в 1953 г. в целях обеспечения комплексной застройки и благоустройства всего Южного берега. В проекте развивалась на более высоком техническом уровне сложившаяся в середине 30-х годов концепция создания на Южном берегу Крыма единого города-курорта.

В послевоенное десятилетие в Крыму возведены десятки первоклассных санаторных комплексов: имени XX съезда КПСС и "Гелиос" в Евпатории, санаторий "Россия", "Украина" и "Горный воздух" в Ялте, "Горное солнце" - в Алупке, "Нефтяник" - в Старом Крыму.

Ялта. Санаторий "Россия". 1955-1957 гг. Общий вид.
Архитекторы И. В. Кузьмин, А. Я. Лангман.
Ялта. Санаторий "Россия". Генплан участка.

Ялта. Санаторий "Горный воздух". 1953-1964 гг.
Архитектор И. В. Жолтовский.
Ялта. Санаторий "Металлург". Клуб-столовая. 1955 г.
Архитектор П. А. Старинов.

В конце 40-х - начале 50-х годов, с повышением жизненного уровня советских людей, подъемом их благосостояния увеличивалась потребность в массовом оздоровительном отдыхе трудящихся. Поэтому специализированные лечебные санатории строились только в Евпатории, Саках и Старом Крыму. Уже тогда Евпатория профилировалась как детский лечебный курорт, а в Саках продолжали использовать для лечения уникальные грязи. Во всех других районах Южного берега Крыма основное внимание уделялось общеоздоровительному отдыху: если здравницы и продолжали называть по традиции санаториями, они, по сути, выполняли функции домов отдыха.

Мисхор. Санаторий "Украина". 1955 г. Архитектор Б. В. Ефимович. Мисхор. Санаторий "Украина". Фрагмент фасада.

Особо следует выделить санаторий имени XX съезда КПСС, построенный по проекту академика И. В. Жолтовского в соавторстве с архитектором Б. Б. Юдиным. По периметру все здание как бы опоясывает аркада с тонким рустом. Над аркадой на главном фасаде поставлен сложный четырехколонный коринфский портик. На фасадах на высоту второго этажа размещены дорические колонны и коринфские - в третьем. Этот мотив образует уютные лоджии по периметру здания. Сооружение отличается красотой пропорций, прекрасной прорисовкой деталей.

Если санаторий имени XX съезда КПСС представляет собой монументальное 3-этажное сооружение, поставленное на ровном рельефе, то санаторий "Горное солнце" в Алупке состоит из ряда небольших корпусов, размещенных на террасах горного склона. 2-этажные здания в большинстве случаев обеспечивают комфорт и атмосферу непринужденности и единения с природой: архитекторы М. И. Павлов и Г. И. Парак запроектировали спальные корпуса с аркадами и лоджиями, надежно защищающими спальные помещения от перегрева.

Самым типичным санаторием послевоенного десятилетия является "Горный воздух" близ Ялты, начатый строительством в 1951 г. (автор проекта И. В. Жолтовский). Он был закончен в 1964 г., когда стилистическая направленность архитектуры уже изменилась, но проект в процессе строительства не менялся, и мы можем по достоинству оценить и мастерство зодчего, и те издержки, которые столь типичны для архитектуры 50-х годов. Естественно, что найти в условиях горного Крыма уступ-террасу, где можно разместить строго симметричный главный корпус с длиной фасада более 150 метров, не представлялось возможным и поэтому под левое крыло подведен цокольный этаж, который внес в классически строгую композицию элементы асимметрии. Центральная часть этого корпуса находится в уступе, что позволило создать перед главным фасадом парадные подходы.

Алупка. Санаторий "Горное солнце". 1950-1954 гг.

Архитекторы М. П. Павлов, Г. П. Парак.

Клуб-столовая - большая круглая в плане танцплощадка и одновременно открытый вестибюль - наполовину как бы врезан в прямоугольный в плане объем столовой.

У кромки берега размещены пляжные сооружения с соляриями, а по территории парка проложены серпантины дорожек.

Планировка главного корпуса традиционна: коридор и примыкающие к нему спальные комнаты. Элементы уюта вносят деревянные решетки с вставками из кованого металла, красивые светильники и др.

Фасад корпуса создается ритмом аркад и удобных лоджий, трактованных в разных вариациях как облегченные колоннады ионического и коринфского ордера. Красивая галерея, завершающая центральный объем и большой вынос деревянного карниза формируют неповторимый художественный облик здравницы.

К лучшим санаторным комплексам относится "Нефтяник" в Старом Крыму (1955 г., архитекторы С. А. Маслих, М. М. Солотинцева, Р. Г. Чуенко, О. О. Яфа). Он состоит из нескольких корпусов-павильонов (спальных, лечебного, клуба-столовой), которые в отличие от санатория "Горное солнце" расположены на относительно пологом склоне, что позволило авторам создать симметричную осевую композицию. В архитектуре спальных корпусов использованы широкие лоджии-балконы, ориентированные на покрытые лиственным лесом горы.

Прообразом современных научных городков явился построенный в 1953-1955 гг. в живописных предгорьях Крымских гор, недалеко от Бахчисарая комплекс астрофизической обсерватории Академии наук СССР. Его авторы -архитекторы В. И. Сергеев, Л. А. Палахов и инженер А. А. Перегуда - удачно разместили все сооружения на небольшом плато. Доминирующее значение в архитектурном ансамбле занимает трехэтажный главный корпус с боковыми двухэтажными крыльями, предназначенный для организации научного процесса. Здесь же - здание менискового телескопа, представляющее собой цилиндрическую башню, перекрытую полусферическим куполом, корпус ионосферной лаборатории, гостиница.

Фрунзенсное. Санаторий "Крым". 1957 г.
Архитентор Ю. Г. Кривущенко, инженер М. Л. Кренин.
Фрунзенсное. Пансионат "Айвазовское". 1954 г.
Архитекторы В. М. Новоселов, инженер Н. С. Ракузин.

На отдельном участке, который планировочно связан с производственными помещениями, находятся небольшой поселок, состоящий из 12 двухэтажных жилых домов для обслуживающего персонала, детский сад, магазины, спортивные площадки.

Возрожденный Севастополь, рабочий поселок Аршинцево в Керчи, ансамбли жилых домов и общественных зданий Симферополя, Ялты, Алушты, комплексы санаториев Южного берега Крыма - все, что строилось в послевоенное десятилетие, сохраняет черты очевидного стилистического единства. Это ориентация на использование форм и приемов классики с обязательным созданием архитектурных ансамблей. В жилищном строительстве, которое уже тогда велось на основе применения типовых секций и первых серий типовых проектов, чаще всего встречаем рациональную и удобную планировку квартир, фасады в большинстве случаев решены просто, без излишнего декоративного убранства.

 

К началу страницы
Содержание   По ленинским декретам  Новый градостроительный этап [1 серия]