Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Сергей Килессо
Архитектура Крыма
1. Полное географическое описание нашего отечества. Т. 14. Новороссия и Крым. СПб., 1916, с. 676. Вернуться в текст

 


В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

На протяжении многих лет Россия вела войны с Турцией, добиваясь выхода к Черному морю. Большую роль в этой борьбе сыграли талантливые полководцы А. В. Суворов, М. И. Кутузов, Ф. Ф. Ушаков.

Турция в 1768 г. объявила войну России. В ряде сражений - на море (при Чесме) и на суше (Ларга, Кагул и др.) - турни были разбиты. В 1774 г., когда уже велись мирные переговоры, турки высадили в Алуште десант и сделали отчаянную попытку вернуть Крым. Против части десанта, которая направилась к Ангарскому перевалу, у деревни Шумы (ныне село Верхняя Кутузовка), выступил батальон русских гренадеров под командой подполковника Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова. Дрался он храбро и в этом бою был тяжело ранен в голову - пуля поразила левый висок и вышла у правого глаза. Солдаты перенесли Кутузова к источнику и промыли рану. Сейчас у источника находится памятник выдающемуся полководцу, а легенда гласит, что у родника М. И. Кутузов собственноручно посадил тополь.

В 1776 г. Россия ввела свои войска в Крым, а 8 апреля 1783 г. был подписан манифест, по которому полуостров Крымский, Тамань и Кубанская земля становились частью государства Российского. В том же году основан Севастополь - база Черноморского флота, а на месте татарского города Ак-Мечеть с 1784 г. начал строиться губернский город Симферополь.

Время интенсивного развития городов Крыма совпало с периодом наивысшего расцвета классицизма в искусстве. Города строятся по системе регулярной планировки, в формах классики возводятся жилые и общественные здания, казармы для размещения гарнизонов, арсеналы, тюрьмы, адмиралтейские строения и хозяйственные сооружения. Примером может служить, в первую очередь, Симферополь.

Имя свое он получил не случайно: в переводе с греческого это "город пользы", "город-собиратель". О том, что он задуман именно так, свидетельствуют слова из указа ("проекта") об основании Симферополя: "Сие наименование значит город пользы, а потому герб-улей с пчелами, имеющий наверху надпись "полезное" 1 На плане "Губернского города Симферополя", утвержденного 18 июля 1842 г., можно проследить характерные для градостроительства тех времен планировочные композиции. К запутанной системе узких улочек, тупиков и переулков Ак-Мечети примыкает принципиально новый город с широкими прямыми улицами и прямоугольными кварталами. Между новым городом и Ак-Мечетью запроектирована большая вытянутая с юга на север треугольная в плане базарная площадь. На площадях города показаны Александровский собор, церковь Петра и Павла, кирха, мечети, дом генерал-губернатора, тюремный замок, дворянское собрание, театр. В современной застройке центра Симферополя можно легко проследить заложенную в его первом плане сетку улиц.

В планировке города чувствуется влияние выдающегося русского зодчего И. Е. Старова, руководившего в ту пору всем строительством в Крыму. В стиле русского классицизма в Симферополе построены лавки с колоннадой, бывшая загородная усадьба врача Мюльгаузена (1811 г.), странноприимный дом Таранова-Белозерова (1825 г.) с четырехколонным дорическим портиком и загородный дом Воронцова в парке "Салгирка" (1827 г., архитектор Ф. Эльсон).

На чертеже "План городу Козлову (Евпатория) с показанием вокруг оного каменных стен в плане и фасаде", составленном в 1778 г. показаны стены, полукольцом охватывающие город. От городских ворот к базару, который находился у моря в районе мечети Джума-Джами, ведут кривые улочки. Уже на планах города 20-х годов XIX в. показана существующая и сейчас прямоугольная сетка улиц, которая примыкает к старому городу с востока.

На плане Феодосии, составленном в январе 1816 г., в северной части у цитадели показаны 24 прямоугольных квартала. Элементы регулярной планировки появляются на планах Керчи, Белогорска, Армянского Базара и других городов Крыма. Но были и населенные пункты, которые не поддавались регулярным схемам: к ним можно отнести, прежде всего, Бахчисарай, где узкое ущелье не позволило проводить реконструктивные градостроительные работы. Наиболее интенсивно застраивался Севастополь (в переводе с греческого означает "величественный город", "достойный поклонения") и в основном, вдоль западного побережья самой протяженной и спокойной Южной бухты. Здесь было основано адмиралтейство и заложены первые дома командного состава. Вслед за Южной бухтой начинается застройка побережья Севастопольской бухты, состоящей из ряда небольших бухт (Артиллерийская, Александровская и др.). Своеобразный и сложный рельеф, на котором развивался город, с характерной системой холмов, расчлененных глубоко вклинивающимися в сушу многочисленными бухтами, переходящими в протяженные балки и овраги, не позволял применять здесь регулярные схемы планировки и предопределил сложность и живописность планировочной структуры города.

"Морская профессия" города, нужды флота, его строительство и ремонт определяли размещение верфей и доков, жилых домов на склонах бухт. До наших дней сохранились возникшие во времена строительства города названия бухт, слобод и улиц (Карантинная, Корабельная, Килен-балка, Сухарная, Сушильная и др.). На периферии размещались склады, госпитали, кладбища, создавались общественный сад в Ушаковой балке, Большой (ныне Исторический) и Малый (ныне Матросский) бульвары. В широких масштабах велись работы по инженерной подготовке территории - срезка грунта, засыпка оврагов и болот, устройство тоннелей. Возводились мощные фортификационные сооружения, образцами которых служат сохранившиеся до наших дней Константиновский и Михайловский форты.

В 1835 г. впервые была произведена топографическая съемка города, на основе которой в 1837 г. составлен и утвержден первый генеральный план Севастополя. Благодаря настойчивости и энергии адмирала М. П. Лазарева этот план был в значительной мере осуществлен, возведен дом главного командира флота, построено несколько добротных каменных 2-этажных домов, в частности, дом по ул. Суворова, в котором была последняя квартира вице-адмирала В. А. Корнилова.

На мысу Малого (Мичманского) бульвара по проекту академика архитектуры А. П. Брюллова в 1834 г. в честь замечательного подвига экипажа брига "Меркурий" и его командира капитан-лейтенанта А. И. Казарского, вступившего в единоборство с двумя турецкими кораблями, был сооружен первый в Севастополе памятник-6-метровая пирамида из камня, увенчанная чугунной триерой.

Наиболее значительные здания и целые комплексы Севастополя как бы развернуты фасадами в сторону акватории и расположены на участках, хорошо просматриваемых как с суши, так и с моря. К лучшим памятникам эпохи классицизма в Севастополе относятся Петропавловский собор (1844 г., инженер-подпоручик В. А. Рулев), Графская пристань (1846 г., инженер-подполковник Д. Утон, скульптор Ф. Пеличио). Особенно гордились в Севастополе зданием нового Адмиралтейства с доками (теперь дважды орденоносный Морской завод им. С. Орджоникидзе). Для его возведения понадобилось вынуть 1,6 млн. м3 скального грунта, который был использован для засыпки болотистых участков, прилегающих к Южной и Артиллерийской бухтам (теперь район железнодорожного вокзала и городского рынка). В годы Крымской войны (1853-1856 гг.) и героической обороны Севастополя город был почти полностью разрушен. После окончания войны он долгое время оставался в руинах и только в последней четверти минувшего вена были проведены большие работы по восстановлению города.

В 1837 г. Ялта стала городом. На Поликуровском холме по проекту архитектора Г. И. Торичелли соорудили собор Иоанна Златоуста (колокольця собора сохранилась до наших дней), открыли таможню и карантин, построили сорокасаженный мол, который положил начало порту. В городе вначале было всего 3 улицы: Почтовая (ныне Свердлова), Бульварная (ныне Ф. Рузвельта) и Елизаветинская (Коммунальная). С 70-х годов прошлого столетия в Ялте начинает застраиваться "Новый город" - Набережная, Морская (ныне Кирова) и другие улицы в этом районе города.

Интенсивно развивается и Керчь, тут строят свои дома русские, украинцы, армяне, итальянцы. Порт Керчи начинает играть все более заметную роль в экспорте зерна и рыбы. Особенно интенсивно начал развиваться город после окончания строительства в 1846 г. железоплавильного завода, который работал на местной руде и привозном древесном угле.

Портовый город Феодосия развивался сравнительно медленно, и только после окончания строительства железной дороги Джанкой - Феодосия и новых портовых сооружений (1895 г.) получил условия для промышленного развития.

Джанкой был известен преимущественно как железнодорожный узел и центр переработки сельскохозяйственных продуктов, а другие населенные пункты полуострова - Армянский Базар (теперь Армянск), Перекоп (теперь Красноперекопск), Старый Крым и многие другие почти не развивались.

В небольших городках на Южном берегу Крыма строятся дворцовые ансамбли и парки, свои имения здесь начинают строить самые влиятельные дворянские и княжеские фамилии, скупившие сотни гектаров земель.

Вначале осваивались долины рек в равнинной и предгорной частях Крыма. Полное отсутствие дорог сдерживало строительство усадеб на Южном берегу Крыма, и только с 1826 г. после завершения прокладки дороги Симферополь - Ялта положение резко изменилось. Строилась дорога на протяжении почти четверти века русскими солдатами и согнанными сюда крепостными крестьянами.

При строительстве дворцов чаще всего использовались формы классики, а парни в контрасте к строгим формам дворцов разбивались в английском стиле с созданием живописных пейзажных композиций.

Кроме основного направления в архитектуре конца XVIII - середины XIX вв.- классицизма, существовал и романтизм. Если классицизм предусматривал регулярную планировку городов и использование в декорировании фасадов зданий ордерной системы с определенной закономерностью в размещении основных частей и деталей от карниза до пьедестала, то романтизм характерен использованием романских и готических форм, а также декоративных элементов египетской и даже китайской архитектуры. В Крыму это стилистическое направление имеет своеобразную окраску в результате использования форм и приемов мавританской архитектуры.

Гаспра. Дворец Голицына (ныне санаторий "Ясная поляна"). 1834-1837 гг.
Архитектор В. Гонт.

В Крыму много сооружений, для коорых характерны именно эти черты, и самым известным из них является дворец Воронцова в Алупке. Для строительства дворца был привлечен известный английский архитектор, один из основоположников романтической школы Эдуард Блэр, автор фасадной части королевского Букингемского дворца в Лондоне, замка Вальтера Скотта "Абботсфорд" в Шотландии и еще ряда известных сооружений. Дворец запроектирован в формах поздней английской готики в фантастическом сочетании их с элементами мусульманской архитектуры. Так, главный фасад дворца, обращенный к морю, решен в виде мусульманского пиштака (лоджии). Дворец расположен на сравнительно неширокой площадке, с восточной и западной сторон к нему ведут подходы, возрождающие причудливые формы крепостной средневековой архитектуры с многочисленными нишами, сумрачными переходами и двориками в контрасте с изящными декоративными башенками. Все детали и облицовка выполнены из местного серо-зеленого камня - диорита. На общем темном фоне дворца на уступах лестницы четно, выделяются скульптуры львов из белого мрамора.

Алупкинский дворец-музей. Шуваловский проезд. 1830-1837 гг.
Архитектор Э. Блэр.
Алупкинский дворец-музей. Парадная лестница. Спящий лев. Мрамор.

Большой интерес представляют интерьеры дворца с дубовыми резными панелями, лепными потолками, каминами и другими элементами убранства. Впечатляют и зимний сад с прекрасной коллекцией скульптур, и редкие живописные собрания, и старинная английская мебель, но особенно - отделанное деревом скромное помещение библиотеки, где на стеллажах до самого потолка все заставлено книгами. В этой библиотеке работал А. С. Пушкин.

Шедевром садово-паркового искусства является и пейзажный парк в Алупке, заложенный по проекту архитектора Э. Блэра. Территория парка 40 гектаров. Оригинальность архитектурно-планировочной и пространственной организации основана на максимальном раскрытии естественной красоты живописного ландшафта Южного берега Крыма, а также на большом разнообразии композиционных приемов и тщательно продуманной группировке декоративных деревьев и кустарников. Рельеф тут различный - резко пересеченный в северной и южной частях и спокойный с великолепными полянами - в восточной. Через всю территорию с востока на запад проходит главная аллея километровой длины, которая делит парк на две примерно равные части: Верхний парк, граничащий с предгорными лесами у подножья Ай-Петри, и Нижний, спускающийся к самому морю.

Алупкинский дворец-музей. 1830-1837 гг. Фрагмент фасада.
Архитектор Э. Блэр.
Алупкинский дворец-музей. Интерьер.

Каждый из них имеет своеобразные ландшафтные образования. В Верхнем парке композиция "Большой хаос" представляет собой нагромождение огромных осколков разрушившихся диабазовых скал, которое завершает роща алеппских и итальянских сосен. В расщелинах скал растут замечательный мелкоплодный земляничник с корралово-красной корой и нежной вечнозеленой листвой, иудино дерево и другие декоративные растения.

"Малый хаос" расположен ниже Большого. Здесь среди нагромождения каменных глыб создана уникальная самшитовая роща. На юге, у северного дворика дворца "Малый хаос" заканчивается исполинским лунным намнем, покрытым бархатным мхом и лишайником.

Рядом с "Большим хаосом" между каменными гигантами находятся 3 проточных декоративных озера - Форельное, Зеркальное, Лебединое.

Композиционным центром Верхнего парна является система из четырех открытых пейзажных полян - Платановой, Солнечной, Контрастной, Каштановой. Здесь на газонах как бы по повелению самой природы разбросаны отдельные мощные экземпляры или группы сосен, секвой, недров ливанских, тисса, кипарисов, платанов, каштанов, мелкоплодного земляничника.

Нижний парк решен в стиле итальянских садов эпохи Возрождения - с беломраморными фонтанами, вазами, скамьями-диванами, которые прекрасно сочетаются со стриженым лавром и буксусом. Нижний парк делится на характерные ландшафтные зоны с видовыми точками на живописные многоплановые перспективы: предгорные леса, суровые отвесные склоны яйлы, над которыми возвышается Ай-Петри. В приморской части Нижнего парка видовые точки раскрыты на морские дали и прибрежные скалы. Особую известность имеет скала Айвазовского, где великий маринист писал свои лучшие произведения.

Алупка. Садово-парковый комплекс дворца. План.

Прием раскрытия многоплановых перспектив не только обогатил художественный облик парка, но и зрительно намного расширил его границы. Кроме многоплановых перспектив, в парке много внутренних ландшафтных композиций, где пейзаж воспринимается как бы через рамки, образованные стволами и ветвями деревьев.

В конце XIX - начале XX вв. свои имения, дачи, пансионаты и гостиницы начинают строить не только титулованные особы, но и фабриканты и купцы. Южный берег Крыма становится модным климатологическим курортом, сюда приезжают тысячи отдыхающих среднего достатка. Для бедняков доступ на курорты Крыма был закрыт. По инициативе А. П. Чехова в 1900 г. в Ялте открыт пансионат для больных туберкулезом, а в 1903 г. - санаторий. В 1901 - 1902 гг. на частные пожертвования благодаря настойчивости хирурга А. А. Боброва открыт детский санаторий в Алупке.

Несмотря на то, что классицизм изжил себя к середине XIX в., в Севастополе еще долго не помышляли о строительстве в каких бы то ни было других формах: очень велико было градостроительное значение и очарование сооружений, возведенных во времена расцвета этого стилистического направления. Формы античной архитектуры вдохновляли архитектора А. И. Кочетова, построившего в 1895 г. здание музея Черноморского флота. К 50-летию первой обороны Севастополя появилось здание панорамы и создано монументальное полотно, посвященное подвигу русского народа (художник Ф. И. Рубо, архитектор В. А. Фельдман, инженер О. И. Энберг).

Севастополь. Здание панорамы "Оборона Севастополя в 1854-1855 гг." 1905 г.
Архитектор В. А. Фельдман, инженер О. И. Энберг.
Севастополь. Музей Черноморского флота. 1895 г.
Архитектор А. И. Кочетов.

Велика роль в создании архитектурного облика Севастополя конца прошлого и начала нынешнего века талантливого архитектора и художника-акварелиста В. А. Фельдмана, жившего и работавшего в городе-герое с 1891 по 1905 гг. Он является автором многих монументальных сооружений и в соавторстве со скульпторами создавал прекрасные памятники и монументы. Кроме панорамы обороны Севастополя, он совместно со скульптором А. И. Адамсоном возвел памятник затопленным кораблям, построил усадебный комплекс и парк "Максимова дача" и др.

Севастополь. Памятник затопленным кораблям. 1904-1905 гг.
Скульптор А. И. Адамсон, архитектор В. А. Фельдман.
Севастополь. Памятник адмиралу П. С. Нахимову. Восстановлен в 1959 г. с сохранением пьедестала.
Скульптор Н. В. Томский, архитектор А. В. Арефьев.
[Памятник был открыт 18 ноября 1898 год к 45-летию Синопского сражения. Авторы памятника - художник-любитель, генерал Александр Александрович Бильдерлинг и скульптор Иван Николаевич Шредер. На открытии присутствовал Николай II. - В. Алешин]

Часть монументальных сооружений Севастополя возводится в формах классицизма в сочетании с барочными элементами. Это направление получило название "венского барокко". Наиболее полно представляло это стилистическое направление здание биологической станции (1897 г., архитектор В. М. Вейзен).

Строили в Севастополе и с использованием форм русско-византийского стиля. Так, в 1881 г. по проекту одного из самых популярных архитекторов того времени К. А. Тона строится заложенный еще до начала Крымской войны Владимирский собор-усыпальница адмиралов М. П. Лазарева, В. А. Корнилова, В. И. Истомина, П. С. Нахимова.

До недавнего времени стилистическую направленность архитектуры конца XIX - начала XX вв. называли эклектикой, понимая при этом лишь непоследовательное заимствование всех форм минувших эпох, а также эстетическое освоение зодчими новых для того времени строительных материалов и конструкций (железобетона, металла, стекла).

Многообразие "стилей" эклектики можно свести к двум основным разновидностям - академическому (все варианты классических стилей - ренесанс, барокко, классика) и антиакадемическому (готика, романский, русско-византийский и стилей других народов, населявших Российскую империю).

Так, в Крыму в число самобытных стилей включают тан называемый мавританский.

Использование классических стилей отнюдь не означало, что архитектор использовал формы только одного ренесанса или барокко; взятый за основу стиль обогащался из архитектурного арсенала всех пройденных человечеством исторических эпох.

В 1911 г. по проекту ялтинского архитектора Н. П. Краснова в летней резиденции царской фамилии был построен новый Ливадийский дворец на месте сгоревшего в 1882 г. Дворец размещен на террасе на высоте 121 метра над уровнем моря среди великолепного старинного пейзажного парка площадью 46 гектаров. Парк был заложен еще в 30-х годах XIX в. в пейзажном стиле и имел четкую двухчастную структуру: перед дворцом открытый наполненный солнцем партер, подчеркнутый сомкнутыми насаждениями на остальной территории, обеспечивавшими тень и прохладу для прогулочного отдыха.

Ливадийский дворец. 1911 г.
Архитектор Н. П. Краснов.

Ливадия. Ливадийский дворец. 1911 г. Интерьер зала, где с 4 по 12 февраля 1945 г. проходила конференция держав антигитлеровской коалиции. Ливадия. Ливадийсний дворец. 1911 г. Итальянский дворик.
Архитектор Н. П. Краснов.

В архитектуре 3-этажного облицованного белым инкерманским камнем дворца отчетливо прослеживаются формы итальянского Возрождения с тончайшей прорисовкой колоннад, открытых аркад, очаровательного флорентийского дворика. В качестве свойственных эклектике "добавок" привлечены элементы зодчества Византии (звонница), арабской архитектуры (световой дворик) и готической (колодец и химера на балконе).

Несмотря на разностилевые "добавки", комплекс дворца представляет цельный художественный ансамбль. До наших дней в Ливадийском дворце сохранились интерьеры только трех залов. Интересен белый зал дворца, где с 4 по 12 февраля 1945 г. проходили заседания Крымской конференции великих держав-участниц антигитлеровской коалиции - Советского Союза, США и Великобритании.

Следует отметить, что здание было построено по последнему слову техники того времени: здесь и центральное водяное отопление, и лифт, и электрическое освещение. Камины, установленные в залах, служат не только декоративным убранством: при необходимости они могут отапливать залы дворца.

Почти одновременно с Ливадийским дворцом возводилось по проекту Н. П. Краснова в Симферополе монументальное здание Банка взаимного кредита. Здесь своеобразной "добавкой" к тяжеловесным романским формам фасада являются классические колонны дорического ордера.

К сооружениям неоклассического направления относится построенный в 1911 г. в Симферополе по проекту известного харьковского архитектора А. Н. Бекетова драматический театр. В планировке театра использована разработанная еще в начале XIX в. осевая схема с последовательным расположением кассового вестибюля, фойе с гардеробами, охватывающего с трех сторон зал. Во второй ярус фойе ведут две парадные лестницы, заключенные в овальные объемы, далее следуют зал и сцена с набором обслуживающих помещений. Обилен декор фасада театра с пристенными колоннадами дорического ордера, над входами поставлены бюсты. Гостиницами и пансионатами с ресторанами и магазинами в первых этажах застраивались с преобладанием форм классики на рубеже XIX-XX вв. набережные Ялты, Феодосии, Алушты. Эти районы отличались благоустройством и озеленением и были рассчитаны на проживание состоятельных людей. В глубинных районах, вдали от моря здания были менее репрезентативны. Пример тому - скромный, построенный без всяких претензий домик А. П. Чехова (1899 г., архитектор Л. П. Шаповалов). В этом доме открыт литературно-мемориальный музей писателя, ставший в настоящее время одной из самых ярких достопримечательностей Ялты. К зданиям, решенным в неакадемическом стиле, можно отнести много разнообразных сооружений, в создании которых, кроме творческих симпатий архитектора, мы можем со всей отчетливостью проследить не только социальный заказ, но и вкусы заказчиков. Пожалуй, самым красноречивым примером может служить всем известное "Ласточкино гнездо" - это своеобразная эмблема Южного берега Крыма. Трудно найти в мировой практике сооружение, где бы тан очевидно проявилась претензия на оригинальность, столь удачно воплощенная в объемах. Захватывает дух смелая посадка изящного сооружения над обрывом Аврориной скалы, кажется противоестественным сама мысль о строительстве в таких условиях.

Ялта. Дом-музей А. П. Чехова. 1899 г.
Архитектор Л. П. Шаповалов.
Ялта. Армянская церковь. 1909- 1914 гг.
Архитектор Г. Тер-Минелов.

Строилось "Ласточкино гнездо" в 1911-1912 гг. архитектором А. В. Шервудом. Здание зрительно облегчает стрельчатая форма оконных проемов, а его масштаб еще больше подчеркивают зубцы-мерлоны, башенки, балюстрада и другие детали фасада.

В 1927 г. "Ласточкино гнездо" пострадало от землетрясения, часть скалы обрушилась и над сооружением нависла угроза разрушения. Теперь под основание здания подведена монолитная железобетонная плита и проведены реставрационные работы.

Аврорина скала. Ласточкино гнездо. 1911-1912 гг.
Архитектор А. В. Шервуд.

Традиционные для русской архитектуры XVII в. формы определяют облик Александроневской церкви в Ялте, построенной в 1881 г. архитектором Н. П. Красновым. Формы армянской церкви в Ялте, построенной в 1909-1914 гг. по эскизам армянского художника В. Суренца архитектором Г. Тер-Микеловым во многом повторяют шедевр национального зодчества Армении - церковь Рипсиме в Эчмиадзине.

Большой популярностью в Крыму пользовались мотивы восточной архитектуры. Это прежде всего дворец "Дюльбер" (прекрасный), построенный в 1895-1897 гг. по проекту архитектора Н. П. Краснова в Мисхоре (теперь главный корпус санатория "Красное знамя"). В архитектурном облике сооружения легко угадываются мотивы персидской архитектуры с порталом-пиштаком, аркадами, декоративными восточными куполами, а в отделке сочетание красочной керамической облицовки с белоснежной резьбой по стуку. В такой же манере, но с большей перегрузкой декором построен на набережной Феодосии дворец табачного короля Стамболи. В "восточном вкусе" строились многие другие дворцовые сооружения, малые архитектурные формы (фонтаны, небольшие магазины и киоски), дачи и духаны.

При всем многообразии форм и течений в архитектуре на рубеже XIX-XX ст. следует выделить модерн, представители которого сознательно и резко восставали против какой бы то ни было подражательности и каноничности.

В таком стиле решены здание театра и вилла архитектора В. В. Городецкого в Евпатории, ряд жилых домов в Симферополе, Феодосии и Керчи.

Симферополь. Крымский драматический театр им. А. М. Горького. 1911 г.
Архитектор А. Н. Бекетов.
Евпатория. Здание театра. 1908-1910 гг.
Архитекторы А. Л. Генрих и П. Н. Сеферов.

Театр в Евпатории относится к числу лучших сооружений, выполненных в формах модерна. Построен он в 1908-1910 гг. по проекту архитекторов А. Л. Генриха и П. Н. Сеферова. Здание масштабно к площади, на которой оно размещено, а также всей застройке этого района города.

Строился театр в то время, когда модерн как стилистическое направление в искусстве уступал место неоклассике. Фасады сооружения при классической строгости обогащены пластическими элементами из арсенала модерна. Это крупные маскароны, несколько тяжеловаты башенки, кованый металл фонарей, изысканные декоративные вазы и другие детали, которые контрастируют с тонной горизонтальной рустовкой и каннелюрами пилястр на главном фасаде. Планировка театра очень удачна и может служить образцом для подобных сооружений: при относительно небольших размерах здесь есть и присущие югу удобные балконы, увеличивающие размеры фойе, и уютный зрительный зал, и продуманная организация помещений сценической части.

Если в театре Евпатории формы модерна прослеживаются только в декоре, то в других сооружениях мы видим, насколько последовательно архитекторы этого стилистического направления стремились отойти от канонических форм. Особый интерес представляют здания Феодосии, построенные по проектам известного художника-мариниста И. К. Айвазовского: картинная галерея, библиотека и фонтан на Приморском бульваре, археологический музей (разрушен во время Великой Отечественной войны), ряд других сооружений. Они, конечно, не могут в полной мере сравниться с сооружениями, которые создавались по проектам архитекторов-профессионалов, но переходя из зала в зал картинной галереи, поднимаясь по скрипучим деревянным лестницам, как бы переносишься в те времена, когда здесь жил и творил выдающийся художник и когда этот дом был заметным культурным центром Крыма и сюда приезжали известные писатели, музыканты и композиторы. Отдельную группу составляют сооружения, в которых стилистические признаки отсутствуют вообще, но их в Крыму строилось в те времена много. Это, в большинстве случаев, отдельные здания частных пансионатов в Ялте, Алуште и Мисхоре и целые комплексы пансионатов и гостиниц в Гурзуфе и Симеизе. Здесь возводились спальные корпуса с коридорной планировкой в 2-4 этажа из местного камня с обязательными деревянными верандами.

Сочетание сероватого камня в кладке стен и веранд с затейливой деревянной резьбой придавало пансионатам черты своеобразия. Здания ресторанов при пансионатах строились из дерева и были рассчитаны на сезонное использование.

К числу наиболее типичных примеров таких сооружений можно отнести комплекс пансионатов, построенный в начале XX в. в старинном парке Гурзуфа. Архитектура жилища простых людей, издавна населявших Крым, развивалась как бы в стороне от профессиональных представлений о смене стилистических направлений. Малоэтажная застройка городов и сельских населенных пунктов отражала род занятий населения, а также его национальную принадлежность. Это промышленные поселки в Керчи, где жили рабочие металлургического завода, рыбацкие - на побережье, сельскохозяйственные -в степных районах. В Крыму можно было встретить русские, украинские и татарские деревни, караимские кварталы в Евпатории, греческие и армянские дома в Керчи, Феодосии и Ялте, болгарский поселок в Коктебеле.

Для старого татарского жилья, сохранившегося в Бахчисарае и ряде других городов и поселков, характерны нависающие над улицей вторые этажи. В одних случаях они трактуются как закрытые балконы, в других как полноценные жилые помещения. В караимских домах в Евпатории обращают внимание большие выносы карнизов, покрытых искусной деревянной резьбой. Для русских сел типичными были двухскатные кровли и объединение в одном объеме жилых и хозяйственных помещений, а в планировке жилища украинцев угадывалась структура традиционной "хаты на две половины" с четырехскатной кровлей. Следует, однако, заметить, что архитектура жилища различных народов Крыма имеет общие черты, которые обусловлены применением местных строительных материалов: в степных районах это саман, в предгорьях и горных районах - местный пильный известняк-ракушечник. Повсеместно в Крыму получила распространение татарская черепица, определившая пологие уклоны и мягкие очертания кровель. Стены домов белились, а большие выносы карнизов создавали глубокие тени и не допускали перегрева жилых помещений.

В Российской империи трудно было подыскать окраину, где в архитектуре с такой разительной силой отразилось бы социальное неравенство, блеск дворцов и нищета рабочих поселков. Именно поэтому в Крыму столь активной была борьба трудящихся против эксплуатации. В 1900 г. начал действовать Симферопольский комитет РСДРП, а в феврале 1905 г. в городе бастовали рабочие трех табачных фабрик. Но наиболее активными и организованными были выступления рабочих-металлургов и портовиков в индустриальной Керчи и революционных матросов Севастополя.

 

К началу страницы
Содержание   На перекрестке истории  По ленинским декретам