Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Сергей Килессо
Архитектура Крыма
1. Материалы и исследования по археологии СССР. - М.; Л.: Изд. АН СССР, 1960, вып. 81, с. 15. Вернуться в текст
2. Геродот. - М. : Наука, 1971, с. 32-33 (в скобках даны примечания автора). Вернуться в текст
3. С 1959 года археологические раскопки Пантикапея ведет экспедиция Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Вернуться в текст
4. Архитектуре жилища городов Северного Причерноморья посвящено фундаментальное исследование С. Д. Крыжицкого "Жилые дома античных городов Северного Причерноморья (VI в. до н. э. - IV в. н. э.)" - Киев : Наук. думка, 1982. Вернуться в текст
5. Единственное в мире месторождение шифера находится недалеко от г. Овруча Житомирской области. Вернуться в текст
6. Толочко П. П. Киев и Киевская земля в эпоху феодальной раздробленности XII-XIII веков. - Киев: Наук. думка, 1980, с. 58. Вернуться в текст

 


НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ИСТОРИИ

Территория Крымского полуострова была одним из важнейших центров расселения человека в древнейшие времена. В предгорьях и горах, в пещерах, под навесами скал и в гротах исследовано более 20 стоянок людей эпохи раннего палеолита (100-30 тыс. лет назад), которые занимались охотой. Наиболее ранняя среди них широко известная стоянка в гроте Кинк-Коба в Белогорском районе. Наиболее ранние мезолитичесние стоянки (12-8 тыс. лет назад) исследованы в районе Севастополя (грот Мурзак-Коба) 1.

Древнегреческий ученый Геродот знал о Крыме очень много. Вот что он поведал о Крымской земле своим современникам: "Она выдается в Понт (Черное море) и населена племенами тавров вплоть до так называемого Херсонеса Скалистого (современный Севастополь). Херсонес этот на востоке выступает в море. Подобно Аттике две четверти границ Скифской земли (на юге и на востоке) окружены морем. Тавры живут в части Скифии... За таврами опять живут скифы, частично дальше на восток на морском побережье, а частично на западе Киммерийского Боспора (Керченского пролива) и озера Меотиды (Азовского моря) до реки Танаиса (Дона), которая впадает в это озеро в самом дальнем углу"2.

Керчь. Вход в дромос царского кургана. IV в. до н. э.

Из описания видно, что автор предельно ясно представлял себе очертания Крымского полуострова, уверенно называл жившие здесь народы и даже описывал подробности их быта и нравы.

Первые обитатели Крыма оставили нам памятники своей строительной культуры. Киммерийцы и тавры жили в горах и предгорьях на южном и юго-восточном побережьях. В I тысячелетии до н. э. и в последующее время таврские племена, обороняясь от врагов, строили свои укрепления в горах Крыма. Остатки таких укреплений сохранились на мысе Ай-Тодор, в горах Уч-Баш, Кошка, Аю-Даг. Стены укреплений складывались из камней насухо, без раствора. Близ таврсних укреплений сохранились гробницы, очень похожие на большие каменные ящики: стены - камни, поставленные на ребро, крыша - массивная каменная плита.

Степи Крымского полуострова населяли скифы. Геродот описал их жизнь и быт, причем многое из описанного казалось фантастикой до тех пор, пока в наши дни в курганах не были обнаружены прекрасные изделия из золота с изображением описанных древнегреческим историком сцен из жизни скифов. Начиная с VII в. до н. э. их строительная деятельность отмечена курганами, включавшими монументальные склепы. К III в. до н. э. относится появление Неаполя - столицы скифского государства (укрепления его находятся на восточной окраине современного Симферополя). Столица скифов была окружена каменными стенами толщиной до 2,5 метров. Стены и башни с внешней стороны сложены из массивных каменных блоков на глиняном растворе, а середина забутована более мелкими камнями. Высота стен достигала местами 8 метров. Значительное место в искусстве Крыма занимает античное зодчество, представленное уникальными градостроительными ансамблями и отдельными памятниками мирового значения. Большинство древнегреческих рабовладельческих городов-колоний были сосредоточены в Крыму, который по характеру рельефа и природным условиям напоминал древним гренам их родину. Это Пантикапей (современная Керчь), Херсонес (район современного Севастополя), Кернантида (современная Евпатория), а также Порфмий, Мирмений, Тиритана, Нимфей и многие другие.

В развитии античной культуры в Северном Причерноморье выделяются два основных периода, имевших существенные различия как в военно-политической и государственной, так и культурной областях. Для первого периода - VI - первая половина I вв. до н. э. - характерно относительно самостоятельное развитие городов-государств на основе греческих традиций во всех областях жизни, тесные контакты как с греческими городами, особенно с Милетом в Малой Азии, так и с местными племенами, возникновение греко-варварских объединений (Боспорсная держава, в состав которой входили ряд местных племен). Города-государства в этот период достигли наивысшего расцвета, и примеров взаимовлияния культуры местных племен и античных городов очень много. Пожалуй, самым красноречивым из них может быть то, что в столице скифского государства - Неаполе скифском - был построен типичный для античного зодчества мавзолей, а греки стали хоронить свою знать по скифскому обычаю в курганах.

Второй период - от второй половины I в. до н. э. по 70-е годы IV в. н. э. - прошел под знаком военно-политической зависимости городов-государств сначала от Понтииского царства, а затем от Римской империи. Это время почти постоянных нашествий кочевых племен - готтов, гуннов. В состав населения городов-государств проникают выходцы из местных племен, материальная и духовная культура их стала приобретать смешанный греко-варварский характер, на который наслаивались влияния римской провинциальной культуры.

В свою очередь, в каждом периоде четно прослеживаются отдельные этапы, соответствующие общеантичной периодизации, причем наивысший расцвет городов-колоний относится к эллинистическому периоду - последняя четверть IV - конец II в. до н. э.

Какими же были города? В центре каждого города-государства была обязательная центральная площадь-агора, где сосредотачивалась общественная, экономическая и культурная жизнь. Здесь строились храмы, дворцы и другие общественные сооружения. Периферийные части городов имели свободную, а точнее, весьма хаотичную планировку, которая, однако, хорошо увязывалась с особенностями рельефа. Города имели водоснабжение от централизованной разводящей сети с устройством водопроводных резервуаров, из индивидуальных колодцев и цистерн. Источником водоснабжения была и роса, которая собиралась в специальных цистернах. Канализационные устройства в большинстве случаев ограничивались прокладной сборного канала, присоединявшегося к уличной сети закрытого типа.

Керчь. Пританей. II в. до н. э. Керчь. Пританей. Фрагмент карниза. II в до н. э. Раскопки 1980 г.

Первые греческие колонисты жили в однокамерных землянках. Во времена расцвета античных городов усадьба состояла из ряда помещений, которые группировались вокруг внутреннего двора. В планировке разделяются мужская и женская половина, помещения для рабов и хозяйственных нужд. Площадь такой усадьбы колебалась от 145-190 до 220-240 м2. Архитектура жилища различных городов Северного Причерноморья имеет четко выраженные особенности, но повсеместно обязательным был внутренний двор, нуда выходили фасады жилых помещений, часто с колоннадами-галереями и портиками.

Очевидно, самым характерным античным городом можно считать Пантикапей (теперь Керчь), ставший в 480 г. до н. э. столицей Боспорского царства. Это был довольно крупный по тем временам город, население занималось ремеслами, рыболовством, торговлей, земледелием. Площадь его в пору расцвета составляла примерно 100 гектаров и застройка занимала все склоны горы Митридат. На севере границы Пантинапея доходили до устья реки Мелек-Чесме. Приплывающим с моря открывался акрополь на вершине горы с храмами Апполона, Диониса (на южном склоне), святилище Кибеллы, другие храмы и общественные здания. В 1963 г. на территории древнего Пантинапея обнаружены остатки общественного здания - пританея3 (II в. до н. э.), состоящего из открытого двора, мощенного каменными плитами и обнесенного с южной и западной сторон колоннадой дорического ордера высотой более 4 метров. К дворику примыкали помещения со стенами, покрытыми росписями по штукатурке, полы были выстланы мозаикой из гальки. Стены и детали ордера выполнены из местного известняка ракушечника. Чтобы придать неприглядному на вид ракушечнику фактуру мрамора, строители-греки каннелюры колонн и другие части здания покрыли тончайшей мраморной штукатуркой-затиркой, которая издали почти не отличается от мрамора. В парадном помещении обнаружен очаг, здесь устраивались трапезы, торжественные приемы.

Пантикапей украшало множество статуй. Они стояли на площадях, на акрополе, в храмах. Огромное количество фрагментов мраморной скульптуры, хранящихся в Керчи и музеях других городов, говорит о том, что здесь особенно почитали этот вид искусства.

Жилища горожан размещались на террасах, опоясывавших склоны горы. Город и акрополь были окружены оборонительными стенами, достигавшими высоты 7-10 м. Вблизи городских башен обычно устраивались подсобные помещения, где хранились камни, канаты, смола на случай осадного положения.

Древний Пантикапей был окружен цепью многочисленных курганов, среди которых наиболее известны Царский, Мелен-Чесменский, Золотой, Куль-Обский и другие. Высота Царского кургана 17 метров, Золотого - 21. К центру кургана чаще всего проложен коридор-дромос, который перекрыт каменными блоками с напуском, образующим ложный свод. Дромос ведет в погребальную камеру - квадратную или круглую в плане.

Наиболее наглядно прослеживается регулярная планировка античного Херсонеса, расположенного на Гераклейском полуострове в районе Севастополя. Херсонес основан в конце V в. до н. э. в классический период развития греческого зодчества.

Херсонес. Базилика. VI-VII вв.

Херсонес. Жилой дом. III-II вв. до н. э.
Реконструкция доктора архитектуры С. Д. Крыжицного.
Херсонес. План города (по Г. Д. Белову).

Мощные оборонительные стены и башни города свидетельствуют об особенностях античной строительной техники. Они сложены насухо из крупных прямоугольных тщательно подогнанных блоков местного известняка и скреплены пиронами - специальными металлическими скобами. С особой тщательностью подогнан кант по краям блока, а остальная поверхность имеет грубый окол. Из этих блоков выполнялись внешние стороны, середина же забучивалась мелким камнем или щебнем на глине.

Город состоял из прямоугольных кварталов, в которых размещались по 2-5 городских домов-усадеб. Отличие жилых домов Херсонеса от домов Греции состоит в симметричности планировочных приемов, в относительно большей площади вымощенных галькой внутренних дворов, составлявших 16-25% от площади усадьбы4. Центральная улица, пересекавшая весь город, имела ширину 7, а второстепенные улицы - 4 метра. В центре города располагалась прямоугольная площадь-агора, а в южной части - театр, имеющий в плане форму полукруга.

Театр, построенный на рубеже III-II вв. до н. э., был обращен по античному обычаю в сторону моря, к современной Карантинной бухте, которая и в те времена была удобной гаванью древнего Херсонеса.

Главным источником для изучения государственного устройства Херсонеса являются эпиграфические памятники-надписи на мраморных плитах. Один из важнейших памятников Херсонеса-присяга, относящаяся к концу IV - началу III в. до н. э. Текст из 57 строк вырезан на белой мраморной плите, украшенной фронтоном.

Присяга рассказывает о многом: и о том, что каждый горожанин должен был превыше всего блюсти интересы независимого города-государства как от притязаний эллинов (греков), так и варваров (всех не греков), и о том, что с особым вниманием каждый должен относиться к хлебу - основе благополучия. Земельные сельскохозяйственные наделы располагались за пределами города на территории от Балаклавы до Инкермана и назывались клерами. Число клеров достигало 400, площадь каждого такого сельскохозяйственного, огражденного каменной стеной участка равнялась 26,5 га. Клер был разделен на участки, которые отводились под виноградники, сады и зерновые культуры, значительную часть занимали жилище хозяина, рабов, а также хозяйственные постройки. В комплексе клера была башня, служившая убежищем в случае опасности. Башни были квадратные или прямоугольные в плане и постепенно сужались кверху. Они возводились из каменных блоков, скреплявшихся пиронами. В северо-западной оконечности Геранлейского полуострова клеры уже не напоминали миниатюрные крепости - здесь горожан от возможных нападений защищала стена с шестью башнями, сооруженная в узком месте перешейка.

Херсонес и Боспор были самыми крупными греческими государствами в Крыму. Тот и другой стремились расширить свою территорию и торговлю. Экономические интересы их были противоположны и создавали крайне враждебные отношения, причем неприязнь усиливалась еще и тем, что политическая природа государств была различна: в Херсонесе была демократическая рабовладельческая республика, а Боспором правили цари наследственных династий.

Боспор стремился к увеличению своей территории в Крыму и в IV в. до н. э. подчинил себе Феодосию. Гераклея, союзник Херсонеса, принимала участие в войне между Пантикапеем и Феодосией на стороне последней. В этой борьбе участвовал и Херсонес, но борьба в конце концов закончилась его поражением и в I в. до н. э. и позднее Херсонес находился в зависимости от Боспора.

На рубеже I тысячелетия ряд античных городов Крыма были покорены римскими легионерами, однако памятников римского владычества сохранилось здесь мало - это чаще всего укрепления уже существовавших оборонительных сооружений, за исключением крепости Харакс и Ай-Тодор, полностью возведенной римлянами. Редким памятником римской гражданской архитектуры в Крыму являются термы в крепости Харакс с большим бассейном.

В начале V в. н. э., в эпоху раннего средневековья, характеризующегося распадом рабовладельческого строя, гибнут и античные города на побережье Крыма. В горных районах возникают пещерные города-крепости. Сейчас трудно установить, кто и когда создавал пещерные города, однако несомненен тот факт, что это было местное население (потомки тавров, скифов и сарматов), которое, спасаясь от нашествий гуннов и других кочевников, строило крепости и пещерные лабиринты.

В Крыму сохранились остатки восьми пещерных городов, наиболее впечатляющие из них - Эсни-Кермен, Кыз-Кермен и Чуфут-Кале, а также городище Мангуп-Кале. В дальнейшем на широком плато городища Мангуп-Кале вырос город, ставший в XV-XVI вв. столицей феодального христианского княжества Феодоро. В княжестве Феодоро жили греки, караимы, армяне и другие народы, которые восприняли с одной стороны традиции античной культуры, а с другой - культуру Византии. Это княжество выступало как конкурент генуэзснких колоний в вопросах внешней торговли.

Чуфут-Кале. Пещерный город. IV-V вв. Мангуп-Кале. Цитадель XIII-XV вв.

Хорошо сохранился пещерный город Чуфут-Кале, его многокамерные и многоярусные подземные жилища, караимские канасы, мавзолей Джанине-Ханум (1437 г.). Особенно запоминаются выбитые деревянными колесами арб глубокие борозды по центру городских улиц.

С конца V в. н. э. в Крыму усиливается влияние Византии, и император Юстиниан строит на побережье крепости Алустон (Алушту) с тремя оборонительными башнями - круглой, квадратной и рогатой - и Гурзувиты (современный Гурзуф).

Многие другие города Крыма, возникшие во времена античности, стали опорными пунктами Византийской империи. Особенно большую роль играл Херсонес, где велось грандиозное по тем временам строительство жилищ и храмов, усиливались и надстраивались оборонительные укрепления. Любопытно, что при простоте внешнего облика интерьеры культовых сооружений украшались с большой пышностью. В некоторых из них до сих пор прекрасно сохранились мраморные и мозаичные полы. Для планировки ранних византийских храмов характерны базилики и центрально-купольные сооружения, а с X-XI вв. самым распространенным стал крестово-купольный тип сооружений.

Уже в VII в. в Крым проникают славяне. Между Византией и Киевской Русью заключается ряд договоров. Херсонес становится посредником в торговле между Древней Русью и Византией.

Судя по сообщению арабского автора Ибн Аль-Атира, древнерусские купцы проживали в городах Крыма целыми колониями. При археологических раскопках Херсонеса и Судана постоянно находят изделия древнерусских ремесленников - пряслица из овручского шифера5, медные киотные кресты и другие предметы, которые подтверждают наличие торговых связей Киевской Руси с Северным Причерноморьем6.

В 988 г. Херсонес (в летописях Киевской Руси его обычно называют Корсунем) был взят войском древнерусского князя Владимира. В качестве главного трофея из Херсонеса в Киев была торжественно доставлена и установлена в центре стольного града у Десятинной церкви бронзовая квадрига - скульптурное изваяние четырех резвых коней, запряженных в колесницу. В этот период Древнерусская держава установила свое влияние на Крымском полуострове. Даже Черное море арабские географы стали называть тогда Русским, а Керченский пролив получил название "устье Русской реки".

Пантикапей, который в средние веrа стал называться Боспором, неоднократно разрушался кочевниками, а в XI в. вновь изменил имя на Корчев и вошел в состав древнерусского Тмутаракансного княжества. Из памятников этого периода в Корчеве (современной Керчи) сохранился лишь один уникальный памятник - церковь Иоанна Предтечи. Здесь бесспорно влияние византийского зодчества, и исследователи долго датировали храм серединой VIII в. (757 г.) Причиной такой датировки была надпись на одной из колонн в интерьере, а также византийские капители и раннесредневековые формы амфор; уложенных в купол храма в качестве голосников. Однако такие же амфоры изготавливались и в более поздние времена, а капители и колонна с надписью могли использоваться вторично из развалин более ранней постройки.

Керчь. Церковь Иоанна Предтечи. XI-XII вв. Керчь. Церковь Иоанна Предтечи. XI-XII вв. План.

Церковь Иоанна Предтечи (автор реставрации архитектор Е. И. Лопушинская) представляет собой изящный четырехстолпный крестовокупольный храм с единственным куполом на высоком барабане. В интерьере купол через подпружные арки и паруса опирается на четыре крестообразных в плане столба, которые, в свою очередь, поддерживаются тонкими мраморными колоннами с капителями. Массивные стены сложены из чередующихся полос, состоящих из четырех рядов белокаменных блоков и четырех рядов плоского красного кирпича-плинфа. Интерьеры были украшены фресками, о чем свидетельствуют сохранившиеся фрагменты.

К IX-XV вв. относится возникновение ряда пещерных монастырей. При них не было оборонительных сооружений, а наземные постройки появились в самом конце XVIII в. Наиболее известен Успенский православный пещерный монастырь у Бахчисарая, основанный в XV в.

Чуфут-Кале. Успенский пещерный монастырь. XI-XV вв. Чуфут-Кале. Успенский пещерный монастырь. Интерьер церкви, вырубленной в толще известняка.

После разгрома турками-сельджуками Армении в 1061 г. в Крым начали переселяться армяне, которые считаются лучшими мастерами-строителями и непревзойденными специалистами по художественной обработке камня. Они принесли с собой богатейшие строительные традиции и новые типы зданий и сооружений. Среди армянских храмов - и миниатюрные базилинального типа, и значительные по объемам крестовокупольные сооружения, для них всегда характерен строгий аскетический внешний вид и разительно богатое внутреннее убранство.

Лучшие памятники армянского культового зодчества сосредоточены в восточной части Крыма и относятся к XIV-XV вв. Прекрасные образцы городского жилища более позднего времени сохранились в Феодосии, Судаке, а также в небольших селах.

Феодосия. Башня Константина. 1392-1448 гг.

Особый интерес представляет монастырский комплекс Сурп-Хач (1338 г.), построенный в поросших лесом горах недалеко от Старого Крыма. Главный собор монастыря представляет собой крестовокупольную постройку с резьбой по камню, которая украшает граненый барабан. Интересны и деревянные резные двери собора, демонстрирующиеся сейчас в экспозиции исторического музея в Феодосии.

Старый Крым. Армянский монастырь. Сурп-Хач. 1338 г. Общий вид. Старый Крым. Армянский монастырь Сурп-Хач. План.

В комплекс крепости в Судаке входит выдающийся памятник армянской архитектуры - миниатюрная церковь Двенадцати апостолов (XI-XII вв.), с замечательной фресковой росписью, фрагменты которой сохранились в интерьере.

Из сорока армянских церквей Кафы (Феодосии) 6 сохранились до наших дней. Церковь Георгия Победоносца - крохотное базиликальное сооружение (размеры в плане 6 х 9 метров). Более значительны по размерам храмы Иоанна Предтечи и особенно Архангелов (1408 г.) с изящной башенной, украшенной тончайшей резьбой по камню. Церковь Сергия (Саркиса) построена в XV в. Ее фасады украшены памятными надписями и вмурованными в кладку фундаторскими посвятительными резными крестами (хачкарами), которыми славится Армения и особенно ее небольшой городок Аштарак. Здесь у церкви Сергия похоронен гениальный русский художник-маринист, армянин по происхождению И. К. Айвазовский, почетный гражданин этого города.

В 1204 г. крестоносцы окончательно захватили Константинополь и Византийская империя прекратила свое существование. Часть городов-колоний Византии в XIII-XV вв. обрели новых хозяев - венецианцев, генуэзцев и пизанцев, между которыми сразу же началась ожесточенная борьба за рынки.

В 1239 г. в Крым ворвались татары, облюбовавшие степную его часть. В степной части полуострова обосновался один из улусов Золотой орды, а позднее, с 1443 г. образовалось Крымское ханство. Первая столица ханства город Солхат (находился там, где теперь расположен город Старый Крым) был окружен крепостным рвом, который по-татарски называется "керым". Очевидно, ров имел внушительные размеры и был наиболее достопримечательной частью столицы улуса и постепенно это название перешло вначале на город, а затем и на весь полуостров.

После восстановления в 1261 г. Византийской империи генуэзцы получили преимущественное право торговли на Черном море во всех владениях Византии, а к концу XIV в. стали полновластными властителями всего побережья Крыма от Балаклавы до Керчи. Генуэзцы начинают строить новые и укреплять старые крепости - Черкие (Керчь), Кафу (Феодосия), Солдайя (Судан), Алустон (Алушта), Гурзувиты (Гурзуф), Чембало (Балаклава). Наиболее мощными крепостными укреплениями располагали Феодосия, Судак и Балаклава. Уже в середине XIV в. территория Феодосии, расположенная амфитеатром вокруг Феодосийской бухты, была обнесена мощными стенами с башнями протяженностью до 5 километров. Сравнительно хорошо сохранились укрепления Старого Карантина, башни и стены которого поднимались на высоту 10-15 метров.

Феодосия. Общий вид города с моря. Гравюра начала XIX в.

В настоящее время наиболее впечатляют архитектурный комплекс крепости в Судаке. Крепость расположена на горе, на высоте 150 м над уровнем моря. Когда генуэзцы строили крепость, названную ими Солдайей, они думали, прежде всего, о ее надежности и экономии в расходовании камня: там, где был наполненный водой ров, башни поставлены реже, а где такого рва не было - чаще. В местах, где гора неприступна, нет не только башен, но и стен. Внешняя защитная линия первого внешнего оборонительного пояса - Нижняя крепость - насчитывает 7 башен. Второй ярус обороны - Консульский замок, а на самой вершине - Дозорная, или Девичья башня.

Судак. Общий вид генуезской крепости. XIV-XV вв. Судак. Фрагмент стен внешней защитной линии Генуэзской крепости. XIV-XV вв.

Крепостные сооружения построены из местного серовато-желтого известняка на известковом растворе с примесью битой керамики. Высота башен около 15 м, высота стен 6-8 м, толщина 1,5-2 метра. Башни и стены Генуэзской крепости возводились не одновременно: каждый из правителей-консулов, которые назначались из Генуи, строил ту или иную башню или стену, о чем свидетельствуют латинские надписи на каменных плитах, вмурованных в сооружения крепости.

Внимательно осматривая комплекс крепости, можно изучить основы фортификационной техники того времени. Большинство башен имели три стены и со стороны крепости оставались открытыми. Преимущество такой конструкции не только в том, что сооружение стоило дешевле, а в том, что во время осады можно было наблюдать за событиями во всех башнях и в случае необходимости посылать подкрепление. В случае предательства свои же воины могли быть легко расстреляны изнутри. Однако при прорыве обороны открытые башни сразу же теряли всякое оборонительное значение. Междуэтажные перекрытия в башнях представляли собой простые деревянные помосты - гнезда от деревянных балок хорошо просматриваются в каждой из башен. Сводчатые перекрытия устраивать не рекомендовалось - от содрогания стен при ударах стенобитных орудий своды быстро разрушались.

В нижнем северном углу расположены ворота с двумя открытыми внутрь крепости башнями. В соединительной стене находится стрельчатый проем с пазами, по которым скользили поднимаемые при помощи системы блоков обитые железом ворота. Низ западной башни с контрфорсом, служившим не столько для усиления конструкции ее основания, сколько своеобразным отражателем: сброшенные сверху камни отскакивали от контрфорса, значительно увеличивая площадь поражения противника в предворотном укреплении, где находился подъемный мост через ров, наполненный водой. В крепости сохранилось несколько хозяйственных помещений (казармы, арсеналы и др.), а также культовые сооружения.

Сейчас трудно представить, что все пространство от нижнего яруса укреплений до Консульского замка было заполнено городскими кварталами с жилыми домами, лавками, а за крепостными стенами находились густо населенные предместья, имения знатных горожан, сады и виноградники. При приближении врага население предместья вместе с имуществом и скотом немедленно перебиралось под защиту крепостных стен и пополняло ряды ее защитников.

В крепости был свой строгий режим. Даже в мирное время консул не имел права провести ночь вне укреплений крепости, два его помощника (подкоменданты) также всегда ночью на ходились на своих местах: один в Нижней крепости, другой в Дозорной башне. После захода солнца ворота крепости закрывались, поднимался мост через ров и до утра город-крепость был отрезан от внешнего мира.

Небольшая гавань в западной части крепости защищалась Портовой башней, сооруженной в 1386 г. Башня представляет собой квадратное в плане трехэтажное сооружение, которое приспособлено для круговой обороны. Верх башни венчают зубцы-мерлоны, со всех четырех сторон сохранились щелевидные и прямоугольные амбразуры.

Недалеко от башни находились ворота, которые вели в порт, а рядом с ней был небольшой храм Двенадцати апостолов.

В 1475 г. на Крымский полуостров вторглись войска султанской Турции и с этой поры все крымские ханы были в вассальной зависимости от Турции. С помощью татар турки овладели неприступными генуэзскими городами-колониями, захватили и разорили христианское княжество Феодоро со столицей на горе Мангуп, которое в XIV-XV вв. пользовалось в Крыму значительным влиянием, а также имело тесные связи с Московским великим княжеством.

Евпатория. Гравюра конца XVIII в. Евпатория. Мечеть Джума-Джами. План.

Грабительские походы на Украину, в Россию, Польшу и Черкессию стали для крымских феодалов своего рода промыслом. Хану причиталась пятая часть награбленного, богатые подарки поступали султану и его приближенным.

Татары-ночевники не имели строительных навыков, и именно поэтому в архитектуре Крыма того времени можно проследить ощутимые влияния местной строительной культуры. Как ни парадоксально, но даже сама столица Крымского ханства - Бахчисарай - не имела никаких оборонительных укреплений и в случае опасности ханский двор, бросив на произвол судьбы свою столицу, спасался бегством в горы.

Бахчисарай. Ханская мечеть. XVI в., перестроена в 1940 г. Бахчисарай. Ханский дворец. Фруктовый зал.

Бахчисарай. Комплекс хансного дворца. XVI-XVIII вв. Бахчисарай. Галерея ханской мечети.

Влияние турецкого зодчества на архитектуру Крыма можно проследить на сооружениях знаменитого турецкого архитектора Хаджи Синана (1480-1578 гг.) - это мечети Джума-Джами в Евпатории, мечеть и бани в Феодосии.

Мечеть Джума-Джами хорошо сохранилась. Она могучей громадой возвышается над одноэтажными городскими кварталами в старой части города. Центральное помещение перекрыто куполом. Его диаметр 11 метров, свет в основной зал проникает через 16 небольших арочных окон. Вокруг центрального купола над двухярусной галереей находятся второстепенные плоские купола по 3 в ряд, которые, как бы нарастая к центру, создают удивительно гармоничную и уравновешенную композицию. На такое решение вдохновила зодчего, очевидно, знаменитая София Константинопольская, однако тут в полной мере ощущается руна и талант выдающегося турецкого зодчего.

Феодосия. Мечеть Муфтий-Джами. 1623 г. Евпатория. Мечеть Джума-Джами. 1552 г.
Архитектор Хаджа Синан. Фрагмент интерьера.

Интересными постройками являются многочисленные надгробные мавзолеи-дюбре. Они восьмигранные или квадратные в плане с купольным перекрытием и обязательным склепом.

Наиболее знаменитым архитектурным комплексом средневекового Крыма является комплекс ханского дворца в Бахчисарае (в переводе - дворец в саду), где отразились все особенности развития архитектуры от XVI до XVIII вв.

Ханский дворец возникает перед нами как полуфантастическое видение, как загадочная и таинственная восточная сказка. Вонзаются в небо минареты и тонкие трубы каминов, плавно покрывает бесчисленные изгибы кровли красная черепица. Расписные карнизы с большими выносами создают глубокие тени. Ослепительно белая поверхность стен чередуется с цветастыми росписями и майоликовыми вставками вокруг окон и глубокими тенями в аркадах. Общую картину дополняют изящные резные переплеты окон и дверных полотен с цветными стеклами.

Основная часть сооружений комплекса относится к XVIII ст. Более ранние построены из камня-известняка, а большинство - из кирпича-сырца по деревянному каркасу с оштукатуриванием и побелкой. Много зданий дворца уничтожил пожар 1736 г.

Интересна планировочная организация двора. К главному парадному входу с надвратной башней можно подойти по мосту через реку Чурук-Су. Открываются ворота, украшенные гербом Гиреев - змеей. Во дворе справа главный дворцовый комплекс, к которому вплотную примыкает гарем, далее возвышается Соколиная башня. Слева - большая дворцовая мечеть (Хан-Джами) с двумя высокими минаретами, за мечетью просматриваются купола двух мавзолеев, между которыми находится проход на ханское кладбище. За кладбищем ближе к ограде баня Сары-Гюзель. Конюшенный корпус как бы ограждает большой двор с левой стороны. Замыкают его садовые террасы, где возвышается мавзолей Диляры-Бикечь - "прекрасной девушки", которая послужила А. С. Пушкину прообразом героини поэмы "Бахчисарайский фонтан".

Бахчисарай. Фонтан слез. 1764 г.
Архитектор Омер.

Из интерьеров ханского дворца, состоящего из ряда помещений, связанных между собой деревянными лестницами, особо запоминается зал заседаний ханского совета (Дивана), золотой кабинет хана, фонтанный дворик, где находятся "Золотой фонтан", построенный по повелению хана Каплан-Гирея в 1733 г., и знаменитый "Фонтан слез", созданный, вероятно, иранским художником и архитектором Омером по заказу Крым-Гирея в 1764 г. Именно об этом фонтане писал А. С. Пушкин:

Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой

И поэтические слезы. И сейчас в верхней чаше фонтана неизменно лежат две свежие розы, напоминая о посещении Бахчисарая гениальным поэтом, благодаря которому и сам город, и ханский дворец получили столь романтическую известность.

Есть в Бахчисарайском комплексе еще одна архитектурная достопримечательность - произведение итальянского зодчего Алевиза Фразина Нового. Итальянский архитектор был приглашен Иваном III для строительства Архангельского собора в Московском Кремле и добирался в Россию через Крым. Здесь его и других итальянских мастеров "серебряных, пушечных, стенных" дел придержал хан Менгли-Гирей и поручил строительство дворцов в Салачине, у села Улаклы - предместья Бахчисарая, а также в Перекопе. Из творений итальянского зодчего сохранился только резной каменный портал Демир-Хапу (Железные двери). Вход обрамляют две пилястры коринфского ордера, все детали архивольта, фриза и карниза, а также полуциркульное венчание покрыты тончайшей резьбой.

Бахчисарай. Портал железных дверей ханского дворца. 1503 г.
Архитектор Алевиз Новый.

Связан дворец и с именем славного сына Украины Богдана Хмельницкого. В апреле 1648 г., когда положение восставших крестьян и казанов было особенно тяжелым, Богдан Хмельницкий с сыном Тимошем в сопровождении двух казаков приехал в Бахчисарай, чтобы помешать сближению хана с Польшей, и предложил ему военный союз. В качестве заложника в Бахчисарае Богдан Хмельницкий оставил своего любимого сына.

О турецком владычестве в Крыму напоминают крепости, возведенные в самых важных стратегических пунктах. Особенно интенсивно они строились в начале XVIII в. когда напуганные ростом военного могущества России турни предпринимали отчаянные попытки сохранить свое господство в Крыму. Эти сооружения и сейчас являются памятниками военно-инженерного искусства.

 

К началу страницы
Содержание    [От автора]  В составе Российской империи