Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Илья Голосов
 

7. НОВЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙ

Театры массового действа

Формирование рабочих клубов и Дворцов культуры в годы становления советской архитектуры оказалось тесно связанным с проблемой зрелищных сооружений нового типа.

В первые годы Советской власти отвергались многие старые формы зрелищ и провозглашались новые принципы массового действа. Наряду с политическими формами агитационной работы среди трудящихся значительную роль играли формы театрализованного массового зрелища, сопровождающие праздники и народные торжества. Массовые действа (торжественные митинги, праздничные демонстрации, манифестации, народные гулянья и т. д.) воспринимались как характерная черта нового общества и во многом определяли направление творческих поисков как в области театрального искусства, так и при разработке новых типов зрелищных сооружений.

Разнообразие стихийно возникших и непрерывно развивающихся форм массовых действ трудящихся требовало их пространственного оформления - сооружаются трибуны для ораторов на площадях и улицах городов, создаются ансамбли для траурных митингов, проектируются огромные залы для собраний и митингов, разрабатываются театральные помещения, открытые на площадь и рассчитанные на пропуск через них колонн демонстрантов и т. д.

Массовые действа повлияли и на оформление спектаклей в театрах. Стремясь приблизить актера к зрителю, режиссеры и театральные художники как бы отрывали декорации от сценической коробки, превращали их в автономный пространственный "станок" для игры актеров, который позволял разместить зрителей со всех сторон и даже вообще вынести представление на открытый воздух, не привязываясь к специальной сценической площадке (конструктивистские декорации 1922- 1923 гг. Л. Поповой, А. Веснина, В. Шестакова и др.).

В противовес "старым" профессиональным театрам была создана широкая сеть самодеятельных пролетарских театров. Традиционной эстраде рабочие противопоставили новую форму - агитбригады "Синей блузы". Пролетарские театры, работа которых была сосредоточена в Дворцах труда и рабочих клубах, оказали влияние на формирование типа театрально-зрительного зала в этих культурно-массовых сооружениях. Было отвергнуто социальное деление зрителей (партер, ложи, амфитеатр, балконы, галереи), в новом зрительном зале все места пространственно объединялись. Театральные представления в отличие от прошлого рассчитывались не на избранную публику, а на широкие слои трудящихся; отсюда требование - создавать залы огромной вместимости. Связь самодеятельных актеров пролетарских театров и участников агитбригад "Синей блузы" со своей рабочей аудиторией и расчет на активное участие зрителей в процессе представления предъявляли новые требования к взаимосвязи зрительного зала и сцены. Новый подход к пространственной организации зрительного зала проявился во многих проектах уже в первой половине 20-х годов, в том числе и в проектах И. Голосова (Дворец труда в Москве, Народный дом имени В. И. Ленина в Иваново-Вознесенске и др.).

Типовой цирк. Проект, 1922. Фасад, генплан. Массовый театр в Иваново-Вознесенске. Проект, 1931. Перспектива.

Массовый театр в Иваново-Вознесенске. Проект, 1931. План, разрез.

На формирование архитектурного типа театра массового действа в 20-е годы безусловно оказала влияние и такая одна из наиболее демократических форм массового зрелища, как цирк с его открытой ареной, окруженной местами для зрителей. В 1922 г. И. Голосов создает проект типового циркового комплекса, включающего перекрытое куполом здание цирка и различные аттракционы, а в 1928 г. во Дворце культуры в Сталинграде он проектирует круглый зал для цирковых представлений.

Во второй половине 20-х годов интенсивно разрабатывалась новая программа театрального здания, включающая в себя опыт массовых действ, самодеятельных театров и творческих экспериментов режиссеров-новаторов (В. Мейерхольда, С. Эйзенштейна, А. Таирова, Е. Вахтангова).

Большое влияние на формирование программы архитектурного типа нового театра массового действа оказал В. Мейерхольд. Новый революционный театр Мейерхольд мыслил как массовое народное зрелище, как спектакль-митинг, вынесенный на подмостки, окруженный толпой рабочих, солдат и крестьян.

Театр Мейерхольда в Москве. Конкурсный проект, 1933. Перспектива (вариант), эскиз.

Развивая эти идеи, Мейерхольд в содружестве с архитекторами М. Бархиным и С. Вахтанговым разрабатывает проект перестройки старого здания театра (1930-1931), а затем и проект нового театра (1931 - 1932), в основу которого были положены сформулированные им "Принципы построения нового театра: 1. Объединение зрительного и сценического пространства в одном зале (отсутствие сценической коробки). 2. Аксонометрическое восприятие действия (амфитеатр). 3. Охват действия зрителем с трех сторон (пространственное развитие действия на сцене-стадионе). 4. Введение в композицию зала всех обслуживающих спектакль элементов (кабины актеров, техническая часть, оркестр). 5. Доступ на сцену механического транспорта и демонстраций".

К концу 20-х годов была уже детально разработана программа нового типа зрелищного сооружения - театра массового действа, который в начале 30-х годов стал воприниматься как главное общественное здание города, предназначенное для многофункционального использования - театральных представлений, спортивных соревнований, митингов, лекций, собраний и т. д. Для целого ряда крупных городов проводятся конкурсы на разработку проекта театрального здания, которое рассматривалось как одно из важнейших общественных сооружений города (с трансформируемым залом универсального назначения).

Первыми были всесоюзный конкурс на оперно-драматический театр в Ростове-на-Дону (1930) и международный конкурс на проект театра "массового музыкального действа" в Харькове (1930-1931).

В 1931 г. И. Голосов создает конкурсный проект "массового театра" в Иваново-Вознесенске, который предназначался для многоцелевого использования: театральных представлений, народных празднеств, митингов, спортивных выступлений и соревнований, театрализованных выступлений агитбригад и т. д.

Принятый к осуществлению проект И. Голосова фактически предусматривал создание общегородского зала универсального назначения на 2750 мест. Решение зала (амфитеатр) и сцены было рассчитано на различные формы массового зрелища и слияние актера со зрителем; предусматривалась возможность пропуска через сцену массовых демонстраций, воинских частей и автомобилей. Перед театром была запроектирована обширная площадь, в сторону которой были обращены трибуны (расположенные в головной части фасада театра), позволявшие развертывать на открытом воздухе массовые действа. В дальнейшем заказ на разработку проекта театра был передан А. Власову, по проекту которого он и был выстроен.

И. Голосов перерабатывает (в соответствии с новой программой) свой проект театра для Иваново-Вознесенска и подает на проводившийся в 1932 г. конкурс синтетического театра в Свердловске. Уже в самом названии театра подчеркивалась его универсальность - зал предназначался для всех видов театральных постановок (драматических, оперных и балетных), концертов и зрелищ, должен был служить и для собраний. Кроме того, согласно программе, при театре необходимо было создать группу помещений для работы по воспитанию массового зрителя.

Синтетический театр в Свердловске. Конкурсный проект, 1932. Перспектива, фасад.

Синтетический театр в Свердловске. Конкурсный проект, 1932. Разрез, планы.

Синтетический театр в Свердловске. Конкурсный проект, 1932. Планы (с показом трансформации).
Здание театра рассматривалось как общедоступный культурно-просветительный центр столицы индустриального Урала. Программой предусматривались театральный зал на 4000 мест с возможностью трансформации сцены и приспособлением зала для массовых собраний с участием до 8000 чел., киноконцертный зал на 1000 мест, группа учебно-культурных помещений, обслуживающие помещения. Многофункциональное назначение основного зала влекло за собой повышенные требования в области создания сложной системы трансформации и механизации сцены и всего зала.

С целью многофункционального использования зала И. Голосов запроектировал пространственно развитую сцену, состоящую из трех секторов, средний из которых представляет собой расположенную в центре прямоугольного партера зала вытянутую механизированную площадку. Внешний облик театра решен в виде обращенной к площади динамической по композиции трибуны, по направлению к которой движутся колонны демонстрантов, проходящих затем под зданием театра.

В 1932 г. состоялся конкурс на проект театра МОСПС в Москве (зал на 2500 мест), в программе которого также содержались требования универсальности, трансформации и механизации оборудования сцены. Этот конкурс как бы завершил интенсивные поиски нового типа театра массового действа. Он проходил в условиях, когда существенно изменялась вся творческая направленность советской архитектуры, когда центр тяжести творческих поисков постепенно перемещался из области формирования новых типов зданий и разработки новых форм и композиционных приемов в сферу создания репрезентативных художественных образов и освоения архитектурных форм прошлого. Это сказалось на многих проектах, поданных на конкурс театра МОСПС, в том числе и на проекте И. Голосова, который к этому времени фактически уже порвал с конструктивизмом. Особенно это заметно на подходе к решению внешнего облика театра, хотя отход от творческих приемов конструктивизма можно заметить уже и в проектах театров в Иваново-Вознесенске и в Свердловске (строгая симметрия композиции, символика образа - трибуна, подчеркнутая динамичность композиции).

Театр МОСПС в Москве. Конкурсный проект, 1933-1934. Перспектива, эскиз.

Для творческой обстановки начала 30-х годов характерен и конкурс на фасад театра Мейерхольда. Театр (по проекту В. Мейерхольда, М. Бархина и С. Вахтангова) тогда уже строился, но в условиях изменившейся творческой направленности его "конструктивистский" фасад решили обогатить. И. Голосов, участвовавший в этом конкурсе, сделал много вариантов внешнего облика театра. Все они напоминают некие вынесенные на городскую площадь театральные декорации, тем более, что со стороны сцены И. Голосов действительно предлагал устроить открытую эстраду. Все внимание было обращено на создание выразительной пластики фасада - разработка самого типа театра в этом конкурсе вообще не входила в задачу архитектора, так как фасад проектировался для уже вчерне возведенного театра.

Театр МОСПС в Москве. Конкурсный проект, 1933-1934. План.
К середине 30-х годов поиски нового типа театра постепенно сходят на нет. Это объясняется как сложной творческой обстановкой в советской архитектуре в эти годы, так и кризисом самой идеи массового действа. Все это привело к существенному изменению программы театрального здания (сокращается вместимость зала, восстанавливается разделение сцены и зрительного зала, в зал возвращаются ярусы, балконы и партер, театры проектируются уже с расчетом на специализированные представления и т. д.).

Программа конкурса на проект Большого оперно-драматического театра в Минске (1934) отражает переходный этап в подходе к типу театрального здания. Многое в ней еще идет от театра массового действа, но уже заметны и существенные изменения. Согласно программе, требовалось "обеспечить наилучшие условия для оперных постановок и других массово-музыкальных зрелищ и в то же время учесть необходимость использования этого театра как для драматических постановок, так и для съездов и массовых собраний". В то же время в зрительном зале (на 2250 чел.) допускалось устройство балконов, сцена отделялась от зала и т. д.

Проект И. Голосова отвечал программе этого конкурса. Четкий параллелепипед здания с портиком на фасаде включает в себя во многом традиционно решенный интерьер - прямоугольный зал с отделенной порталом сценой, фойе, лестницы.

Рассматривая проекты театральных зданий И. Голосова, мы уже вышли за хронологические рамки его конструктивистского периода. Для того чтобы понять, какие изменения произошли в его творческих поисках, необходимо вернуться немного назад, к началу 30-х годов, и проследить сам процесс эволюции творчества И. Голосова на переломном этапе развития советской архитектуры.

К началу страницы
Оглавление    Рабочие клубы и дворцы культуры  8. Отход от конструктивизма