Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Борис Ерофалов-Пилипчак.
Архитектура имперского Киева
 

АРХИТЕКТОРЫ КЛАССИЦИЗМ

Андрей Иванович МЕЛЕНСКИЙ,
архитектор (1766, Москва - 1.1.1833, Киев)А XIX вв.

  • Дворянин, сын вольноопределяющегося. Отдан учеником в московский Каменный приказ (1775-1780) o Архитекторский ученик в Комиссии о каменном строении Москвы (1780-1786)
  • Архитекторский помощник в Экспедиции кремлевского строения, руководимой архитекторами В.И.Баженовым и М.Ф.Казаковым: участие в возведении Екатерининского-Головинского дворца в Лефортове у архит. К.И.Бланка (1786-1787)
  • Переезд в Санкт-Петербург и работа в чертежной Кабинета Её Высочества у архитектора императорского двора Дж. Кваренги: участие в строительстве Ассигнационного банка, городских ворот, дворца Юсуповых на Фонтанке и проч. (1787-1792)
  • Звание архитектора и аттестат с правом самостоятельной строительной практики (1792)
  • Выехал в составе Комиссии в присоединенные польские земли: обмеры исторических сооружений и строительство зданий для новых губернских учреждений (1793-1799)
  • По окончании экспедиции награжден и назначен на должность волынского губернского архитектора. Переезд в Киев (1799)
  • Проживал на Подоле - угол улиц Духовской и Набережной (до 1811)
  • Киевский городовой архитектор (1799-1829) o Обширное строительство, возведение основных городских сооружений. Планировка новых частей города и разработка сводного плана Киева (1800-е)
  • Основатель и руководитель губернской чертежной (1802-1829)
  • Назначен в киевскую Комиссию управления доходами и расходами, ведавшую городским строительством (1806)
  • После подольского пожара (1811) жил на ул. Хоревой возле церкви Николы Притиска. Член Комиссии по восстановлению Подола (1812)
  • Cотрудничество на восстановительном строительстве с архитекторами Л.И.Руска и В.И.Гесте (1810-е)
  • Член Временного комитета по устройству Киева (1824-1827)
  • Вошел в Комитет по составлению нового проектного плана Киева (1832)
  • Похоронен на Щекавицком кладбище

В конце XVIII века в Киеве мало архитекторов. Преобладали военные инженеры. Город был пограничным, и главное значение придавалось крепости. Из екатерининского плана упорядочения Киева генералом артиллерии И.Миллером реализован был прежде всего Арсенал. Остальные части плана так и не удалось осуществить, например, разместить новый городской центр возле государева дворца или ликвидировать низменный Подол как не соответствующий новым рациональным требованиям. Для выполнения этой "регулярной" программы нужны были особые государственные службы и служащие архитекторы. Ни того ни другого не было, и Подол сохранился.

Положение изменилось в 1793 году - к России после раздела Польши отошло Правобережье. В присоединенные земли была отправлена комиссия во главе с генералом М.Кречетниковым. Среди прочих специалистов в экспедиции находился и молодой архитектор Андрей Меленский, получивший лучшую отечественную подготовку, напоминавшую, однако, цеховую выучку. Девяти лет Андрей был отдан в Каменный приказ, где учил арифметику, географию, рисование и гражданскую, архитектуру, через шесть лет - планировку городов. На строительстве самой монументальной московской колоннады - дворца в Лефортове - талантливого архитекторского помощника заметил знаменитый Джакомо Кваренги и предложил ему работу при дворе. Лишь после пяти лет на грандиозных стройках Петербурга А.И.Меленский получил право самостоятельной практики.

До Меленского черты классицизма уже проявлялись в барочных сооружениях Киева: отличительной особенностью строгой линии Ивана Григоровича-Барского была закругленность и вспарушенность. Им выделялось широкое белое поле под высокой крышей барокко. Как настоящий "гражданский" зодчий, И.Г.Григорович-Барский строил для самоуправляющегося Подола. После его смерти в 1785 году наступила 15-летняя строительная пауза в ожидании мастера классицизма.

21. Воскресенская церковь Флоровского монастыря.
Фото В. М. Пилипюк, 1984 год.

А.И.Меленский стал одним из первых "городовых архитекторов" Киева, создал здесь чертежную - центр архитектурной работы на протяжении столетия. Классическую школу он нес на себе. В этом была ее чистота и внеположенность городу. Как в архитектурных прописях Альберти, он первым делом поставил у Крещатого ручья дидактическую колонну-памятник. Колонну с сильным силуэтом при показной (или кажущейся) архаичности. В этой работе он достиг того простого совершенства, которое впоследствии так и не смог превзойти.

В исполнении Меленского русский классицизм, привыкший распластываться на петербургских набережных, не спорил с киевским пейзажем, будучи стилем строгим и сдержанным. Понимая особенности барочной структуры города, архитектор нашел выход из казалось бы неразрешимого положения, избрав "закрытую" манеру. Его как правило небольшие сооружения встраивались в городскую декорацию, не разрушая сложное органическое целое. Вздыбленный городской ландшафт легко принял их закругленные формы, не пластающие и расширяющие, но собирающие объем в себе. Его "точечные" строения, напоминая выразительные радиусы Григоровича-Барского, всегда заметны в холмистой строительной толчее. Церкви-ротонды на Аскольдовой могиле, на Почтовой площади и во Флоровском монастыре стали действительными шедеврами Киева.

Чувство древнего города было продемонстрировано и в планировочных работах зодчего. Разбивками новых районов он начал "склеивание" отдельных частей Киева, наметив новый центр города - Крещатик. Но неосуществленный проект Подола - его лучшая планировка: черты классицистического плана переплетались с барочной многолучевой композицией, а перспективными доминантами служили сохранившиеся после пожара каменные церкви. По красоте и изяществу решения этот план считается одним из лучших в градостроительстве классицизма.

22. Проект перепланировки Подола А. И. Меленского, 1811 год (реконструкция автора).

Киево-Подол занял особое место в судьбе А.Меленского. Здесь он много строил, руководил послепожарной реконструкцией. Из документов известно о его непрерывных подольских хлопотах. Комиссия по отстройке отводила участки с условием каменного строительства в ближайшие пять лет, и когда после всех сроков даже на Большой Александровский стояли деревянные лавки, только городской архитектор обеспокоился тем, что "оные балаганы еще и по сие время не уничтожены"*.
* Киевский областной государственный архив. - Ф.2, оп.6, д.3339, л.164, 1817 г.Вернуться  в текст
Он же вскоре ходатайствовал о разрешении деревянного строительства из-за несостоятельности подолян, обосновывая это "слабыми грунтами", - из камня строили "только казна и отдельные зажиточные".

На Подоле Андрей Иванович прожил большую половину своей жизни. На Подоле он второй раз женился на Пелагее Ивановне Ляшке-вичевой. На Подоле, на старой Олеговой могиле был похоронен.

Как ни странно, но об архитекторе такого класса, как А.И.Мелен-ский, до последнего времени не было монографий и специальных исследований. Наиболее же вразумительным обзором его творчества является двустраничная статья Н.В.Холостенко, посвященная 180-летию зодчего, в ежемесячнике "Вісник Академії архітектури УРСР" (1947, № 1).

23. Колокольня Братского монастыря на Александровской площади (ныне Контрактовая пл.).
Фото из архива НИИТИАГ, 1920-е годы.

ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ В КИЕВЕ
1799-1800-е - Проекты и постройки на допожарном Подоле:
- строительство Покровской улицы: Контрактовый дом в усадьбе № 2/4 по проекту архит. А.Еддезина (1799-1802), реконстр. (1819); церковь Николая Доброго (1801-1807), реконстр. (1822); усадьба № 8 купца Н.Сухоты (1804); дом N 5 ювелира С.Стрельбицкого (1808);
- планировка Житноторжской площади (1800);
- Рождественская церковь на Почтовой пл. (1810-1814).
1800-е - Планировка Крещатика:
- разбивка участков под застройку (1803);
- возведение первого городского театра в усадьбе № 2 (1804).
1802-1808 - Памятник-колонна в честь возвращения Киеву магде-бургского права, или Нижний памятник Св.кн.Владимиру.
1803-1810 - Строительство в Липках:
- планировка Владимировой первой части города (1803);
- проект Владимирского собора (не осуществлен, 1804);
- ансамбль Дворцовой площади: планировка, Присутственные места; Дворянское собрание и дом губернатора (1805-1810).
1806 - Сводный план Киева с новой планировкой Крещатика, Александровской улицы, Васильковского и Житомирского шоссе.
1808-1810 - Николаевская церковь-памятник на Аскольдовой могиле.
1810-е - Восстановление послепожарного Подола:
- проект новой планировки Подола (1811-1812) и планировочные работы по проекту архит. В.И.Гесте (с 1812);
- реконструкция Контрактовой (Александровской) площади: проект Гостиного двора и начало строительства по проекту архит. Л.И.Руска (1812, оконч. 1828); постройка Братской колокольни С.Д.Ковнира (1815); строительство нового Контрактового дома по проекту В.И.Гесте (1815-1817);
- Крестовоздвиженская церковь на Кожемяках (1811-1841);
- планировка предместья Кожевников и Плоской (Кирилловской) улицы (1816);
- собственный дом по ул. Хорива 13/11, угол Константиновской (1818).
1812-1816 - План Киева с разбивкой Печерско-Лыбедского района.
1813-1814 - Пристройка колокольни к церкви Спаса на Берестове
1820-е - Реконструкция Подола:
- построек архит. И.Г.Григоровича-Барского: бурса, хлебный магазин, Покровская церковь;
- Флоровского монастыря: проект (1819); Вознесенский собор и колокольня (1818-1821); строительство Воскресенской церкви-ротонды (1820-1824), дома игуменьи (1821) и корпусов келий (1822-1832);
- Братского монастыря: проект (1819); старый корпусАкадемии (1824); церковь Св. Духа и дом настоятеля (1824-1826); строительство нового корпуса Академии по проекту архит. Л.Шарлеманя (1822-1825), иконостаса Богоявленского собора (1825) и колодца-ротонды (1828).
Конец 1820-х - Работы на Печерске:
- обмеры построек Лавры;
- галерея над входом в Ближние пещеры (1826);
- надстройка четвертого яруса колокольни Выдубицкого монастыря (1829-1833).
1828 - Проект новой Десятинной церкви, не реализован (осуществлен строительством проект архит. В.П.Стасова)

К началу страницы
Оглавление