Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Борис Ерофалов-Пилипчак.
Архитектура имперского Киева
 

АРХИТЕКТОРЫ БАРОККО XVII-XVIII вв.

Стефан (Степан) Демьянович КОВНИР,
каменного строения мастер (1695, Гвоздов - после 1785, Киев)

  • Пятнадцати лет от роду пришел из старого села Гвоздева под Васильковым в Киев и поселился в Печерском городке
  • Начало активной строительной деятельности - на восстановительных работах после большого пожара в Киево-Печерской лавре
  • По ревизии записан за лаврой (после 1718) o Работа в подмастерьях на реконструкции Великой Успенской церкви у архит. И.И.Каландина и Ф.Старченко (1722-1729)
  • Каменщик на строительстве Большой лаврской колокольни у архит. И.Г.Шеделя (1731-1749) и на Андреевской церкви у архит. И.Ф.Мичурина в строительной команде бригадного генерала И.М.Власьева (1749)
  • Получил звание "каменного строения мастера" и окончательно закрепился в мещанском сословии (1750-е)
  • Строительные работы на укреплениях Печерской крепости у инженера-полковника Д.И.Дебоскета (1750-1754)
  • Возглавил строительство Кловского дворца с архит. П.И.Нееловым (1752-1755)
  • Сооружение колокольни на Дальних пещерах, совместно (?) с архит. И.Г.Григоровичем-Барским (1754-1761)
  • Сооружение соборной Антоние-Феодосиевской церкви и колокольни в Василькове (1756-1759)
  • Самостоятельная архитектурная практика в лаврском строительстве o Возглавил канцелярию "муровщицкого художества" (1756-1770) \
  • В награду "за его оказываемую всегда до обители Киево-Печерской по его мастерству рачительную услугу" пожалован лаврой хутор Ореховатица в Корчеватом с новой плотиной и мельницей (1757)
  • В соответствии с именным императорским указом освобожден от всяких повинностей и податей (1760)
  • Строительство Троицкой церкви в Китаевской пустыни (1763-1767)
  • Овдовев, ушел на монастырское содержание Киево-Печерской лавры, за которой вновь был записан по ревизии и обложен подушным налогом (1783)

В XVIII столетии Киев все чаще посещают так называемые "архитекторы". Наиболее известные из них - Иван Шедель, Варфоломей Растрелли, Иван Мичурин, Андрей Квасов, Петр Неелов, военный инженер Даниил Дебоскет. Они получали профессиональную подготовку за границей или в специальных "архитектурных командах", тесно связанных со строительной практикой. В XVIII столетии Киев все чаще посещают так называемые "архитекторы". Наиболее известные из них - Иван Шедель, Варфоломей Растрелли, Иван Мичурин, Андрей Квасов, Петр Неелов, военный инженер Даниил Дебоскет. Они получали профессиональную подготовку за границей или в специальных "архитектурных командах", тесно связанных со строительной практикой.

В Киеве таких "команд" не было. Но настоящим и к тому же прославленным "архитектором-профессионалом" из киевлян был Иван Григорович-Барский, получивший образование в Киево-Моги-лянской академии. Он много построил, обозначив своим творчеством конечную стадию киевского барокко, уже более сдержанного и "академичного".

Однако самой загадочной и подлинно народной фигурой в киевском зодчестве XVIII века был Стефан Ковнир. Будучи отроком, он уже начал свои строительные опыты на каменном поновлений Киево-Печерской лавры после пожара 1718 года, когда большая деревянная ее часть выгорела. Наставниками будущего мастера были московские архитекторы - автор Большой лаврской колокольни Федор Васильев и главный мастер Иван Каландин. Но первым учителем в освоении строительного мастерства для Ковнира стало его стремление постичь искусство.

17. Аркбутаны лаврской Типографии.
Фото Л.С.Перминова, 1983 год.

В преклонных годах, обращаясь в лавру за помощью, он так писал о своем пути: "обучивши себя при строениях лаврских каменщицкому мастерству, производил оное елико мог с усердием к лавре святой; был в строениях: Большой колокольни, ключни, трапезной кухни, Клова, на Дальней и Ближней пещерах колоколен, в Китаев-ской пустынке и в местечку Василькове Божиих церквей, в поправлении от бывшего пожара типографий и все прочие многоразличные внутре и вне лавры строения ж каменные по указанию исправлял, будучи настоящим мастером: в каковых трудах от молодых лет, всю жизнь мою, даже до конечной и видимой несостоятельности про-вождал..."*.
* * Центральный государственный архив Украины. - Ф.122, - Д. 16-К, - 14 февраля 1785 г. Вернуться  в текст
Ковниром построена добрая половина каменной лавры.

Среди пышной украинской природы мастер "муровщицкого художества" жил искренним народным чувством, избыточностью творчества и через край бьющей энергии. Деятельный характер проявлялся всюду. Прознав о взятках и присвоении общественных денег старостой Печерского городка, он учинил скорую и, по-своему, справедливую расправу на базаре. После чего староста плакался, мол, Ковнир "сбросил с себя долой волчью шубу и схватил меня за волоса, и пригнувши мало не до земле, бил мене кулачьем немилостиво в рожу, и когда бывшие при том люде не разборонили, то он Ковнир и более мене бил бы"**.
* ** Там же, - 2029, - 16 января 1755 г.Вернуться  в текст

Лучшие творения украинского барокко в Киеве - колокольня на Дальних пещерах и Ковнировский корпус лавры. В колокольне Ковнир достиг вершин мастерства, применив растреллиевскую группировку колонн, дематериализующую углы здания, и соорудив невиданное завершение колокольни, по высоте равное ее основанию, с четырьмя изящными шпицами. Колокольня изысканно увенчала один из зеленых холмов лавры. Таким же каскадом формотворчества, ярких растительных орнаментов и фантазии, присущих древнему как мир украинскому искусству, отличается здание пекарни и книжного магазина или, иначе, "Ковнировского корпуса" Киево-Печерской лавры. Белизна его стен подчеркивает разнообразие фигурных щипцов и фронтонов. Не менее удачно корпус вписался в центральный ансамбль лавры, в барочное окружение старого Успенского собора, также одевшего барочные одежды.

18. Колокольня на Дальних пещерах лавры.
Рисунок в фотографически точном стиле послевоенного соцреализма 1950-х годов.

На вершине карьеры Ковнир возглавил группу из более чем двухсот каменщиков, работавших на его подрядах, и мог вести строительство многих объектов сразу. Он создал настоящую школу "муровщиков-художников".

Но именно в киевском барокко завершалась эпоха мастеров и начинался век архитекторов, когда авторство и имя чего-нибудь да стоили.

Мастер нажил много детей и внуков. Имя же его вскоре стало полузабытым. Наследники получили другие прозвища - вот известные имена его сыновей: Матвей Степанов, рейтор Василий Стефанов, писарь Григорий Семенковский, рейторский прапорщик Василий Кри-шталевский, зицарь (словолитчик) Василий Ковниров. Фамилия не устоялась. Призревшая старого мастера лавра выдала ему в 1785 году, то есть в девяносто лет, свидетельство, "что он, Стефан Ковнир, хотя троебарчно сочетался, но оные его жены померли, и ныне он жены не имеет, долгов на нем казенных и партикулярных не имеется, також никакими делами нигде и никому не обовязан..."

Наиболее полно творчество зодчего исследуется в диссертации Б.А.Крицкого "Народные мастера архитектуры XVIII века на Украине. Степан Ковнир: Архитектурно-строительная деятельность" (К., 1953).

19. Ковнировский корпус Киеео-Печерской лавры.
Обмер XIX века.

ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ В КИЕВЕ
1718-1730-е Репарации (восстановительные работы) в Верхней лавре:
Типография; башни Ивана Кушника и Онуфрия; Клирошанский корпус;
новые строения Верхней лавры:
книжный магазин и пекарские избы (Ковнировский корпус); четыре корпуса келий, включая архимандри-чьи; Южная стена лавры.
1740 Ключня с погребами и трапезная кухня лавры.
1744-1747 Южная стена с аркбутанами в лаврской типографии (инж. Д.И.Дебоскет); очередное восстановление Типографии Ковнир произвел в 1772-1773 гг. (окончательный вид она приобрела после пожара 1880 г., архит. В.И.Сычугов).
1754-1761 Колокольня на Дальних пещерах, возможно с участием архит. И.Григоровича-Барского.
1756-1759 Строительство двух ярусов колокольни Братского монастыря по абрису, предоставленному Киево-Моги-лянской академией (колокольня завершена в 1815 г., архит. А.И.Меленский).
1759-1763 Колокольня на Ближних пещерах, совместно с архит. С. Итальянцем.
1757 Деревянные строения в собственном имении на речке Ореховатице в урочище Корчеватом под Киевом.
1757-1770 Интралигаторня (переплетная) в лавре.
1760 Иконостас церкви Спаса на Берестове, не сохранился.
Репарация мазепинской соборной церкви Флоровско-Вознесенского монастыря (существовала до 1798 г. на месте Арсенала).
1760-е Реконструкция Воскресенской церкви, построенной в 1698 г. полковником К.Макиевским (ул. Январского восстания, 27).
1767 Пристройка четырех ризалитов с куполами к мазепинской церкви Рождества Богородицы на Дальних пещерах;
Строительство здесь же в 1769-1773 гг. подпорной стены-"аркады" с лестницей и башней (вид аркады стена приобрела в 1817 г., инж. АЯкушкин-о.Арсений).
1767-1779 Южный и северный фронтоны Велико-Успенского собора в Лавре, подмастерье Яков Ткаченко.

К началу страницы
Оглавление