Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Борис Ерофалов-Пилипчак.
Архитектура имперского Киева
 

АРХИТЕКТОРЫ БАРОККО XVII-XVIII вв.

Осип (Иосиф) Дмитриевич СТАРЦЕВ,
каменных дел мастер (1650-е, Архангельск - ок. 1720, Москва)

  • Родился в семье зодчего каменщика Дмитрия Михайловича Старцева o
  • Работал и обучался ремеслу у отца на строительстве больших гостиных дворов в Архангельске (1668-1670-е)
  • На государевой службе при московском дворе (с 1670-х)
  • Первая самостоятельная работа в качестве подмастерья Приказа Каменных дел - кровля здания Казенного двора в Московском кремле (1676)
  • Участие в звании мастера каменных дел во дворцовом строительстве царя Федора Алексеевича, реконструкция церквей при Теремном дворце, т. наз. Верхоспасского собора, в кремле (1676-1682)
  • Ведущее положение в Приказе Каменных дел, участие в широком строительстве царевны Софьи (1680-е)
  • Работы в разных городах России в связи с новым строительством Петра I (1690-1700-е)
  • По просьбе Ивана Мазепы командирован государевым Приказом Каменных дел в Киев для возведения больших "гетманских" соборов Братского Богоявленского и Велико-Никольского (1690-1695)
  • Работы с перерывами в Москве (1692-1698)
  • Строительство Крутицкого теремка на Архиерейском подворье совместно с Л.Ковалевым, Земского приказа, а также реконструкция Посольского и Малороссийского приказов в кремле, церковь в Узком. Городовое дело и возведение Вознесенского собора в Смоленске (1693) o Возобновление крепости Казыкермен в низовьях Днепра (1696-1697)
  • Руководство сооружением доков в Таганроге (1702)
  • Каменные работы с архит. И.Устиновым в Москве (1711)
  • Окончание церкви Николы у Таганских ворот (1712)
  • С запрещением Петром I любого каменного строительства вне пределов С.-Петербурга отошел от дел, постригся в монахи в одном из московских монастырей (после 1714)

Киев XVII века, как и вся Восточная Европа, еще не имел своих архитекторов. Каменное строительство велось мастерами каменных дел, которые работали в своеобразных артелях, сезонно, и возводили сооружения по месту, не составляя предварительного проекта, а ориентируясь на образцы и учитывая требования заказчика. Чаще всего оставались известными имена меценатов, попечителей, князей и патриархов, крупных хозяев, вкладывавших средства в строительство, имена заказчиков дорогих каменных зданий. Примером тому - возобновление киевских храмов митрополитом Петром Могилой. Не удивительно, что первые имена архитекторов, в европейском смысле профессии как деятельности отчужденной от собственно стройки, принадлежат итальянцам. Это создатель Успенского собора в Москве Аристотель Фьораванти и в Киеве - Себастьяно Браччи, поновивший по поручению магистрата древнюю подольскую церковь Богородицы Пирогощей в 1613 году.

Архитектура еще не получила своего имени и растворена в народе: "В той час, як на Заході, а надто в Італії, особиста вдача будівничого, його художня індивідуальність вельми рано виступає на перший план - українське мистецтво, та і взагалі мистецтво Східної Європи, довго і довго ще зостається продуктом творчости народньої, носить на собі печать простого та нехитрого народнього смаку"*.
* Ф. Ернст. Київські архітекти XVIII віку. - К., 1918. - С.З.Вернуться  в текст

Потому в превосходной степени для Киева значимо творчество Осипа Старцева, одного из первых отечественных мастеров, начавших строить в европейской манере и оставивших для истории свое имя. Его почерк индивидуален.

13. Военно-Никольский собор (сегодня территория пл. Славы), 1790-95 годы.
Фотолитография С. В. Кульженко, 1900-е годы.

Старцев был ярким представителем новой архитектуры, барокко: ярусные композиции фасадов, большие бесстолпные залы, узорчатое понимание декора. К архитектурным вершинам Старцева принадлежит Верхоспасский собор Московского кремля. Три храма над Теремным дворцом были объединены им в один блок мощным карнизом с частым ритмом арочных окон и увенчаны одиннадцатью главами. Эти-то купола и создали одно из самых завораживающих, мистических обличий православной церкви: расположенные по схеме спаренных пятиглавых храмов, позлащенные главы на высоких "шеях" образовали настоящий барочный лес колонн, постоянно перемежающий свет и меняющий сочетания. В отличие от лаконизма и монолитности шатровых церквей возникло многообразие ракурсов, узорочье цветной керамики и та сложность пространства, которые и отличают барокко от предшествующего строя. Здесь впервые у каменных дел мастера появились переосмысленные ордерные элементы в декоре "по образцу старца Ипполита" - дворцового резчика.

Как барочный мастер, Осип Старцев легко переходит в новое, усваивает изысканное и живописное. Он связывает, подчиняет общей композиции, создает по-барочному единую картину. Свидетельством тому киевские соборы.

Тип храмов определил сам Мазепа, ориентируясь на польско-католические образцы: базилика с трансептом и башнями на западном фасаде, подобно Троицкому собору в Чернигове (1679-1695) и Мгар-скому в Лубнах (1684-1692). Мастер принял предложенный канон, использовав традиционно украинские монументальные приемы - слабо расчлененные объемы и гладь белоснежных стен. В обеих церквах во всю их высоту, чего еще не бывало в Киеве, применен ордер: коринфские полуколонны в Большом Никольском и композитные пилястры в Богоявленском соборе.

Нагляднее всего устоявшийся почерк мастера демонстрировала "белокаменная резь", архитектурные детали порталов, окон и коринфские капители, которые готовыми доставлялись из Москвы.

14. Вид на ыБратский монастырь с Богоявленским собором со стороны Александровской площади (ныне Контрактовая т.).
Фото Д. М.Щербаковского, 1891 год.

В обратном же направлении, из Киева в Москву, он перенес новые приемы, исполнявшиеся в соборах лепным способом киевскими мастерами "муровщицкого художества". В перерыве киевского строительства Осип Старцев поставил на Крутицком подворье в Москве "Теремок" с керамическими архитектурными деталями: коринфскими капителями, украинскими филенками и мотивом виноградной лозы. Теремок изображал "вход в рай".

Основная архитектуроведческая работа, посвященная мастеру, - диссертационное исследование В.П.Выголова "Творчество зодчего О.Д.Старцева" (М., 1955).

15. Трапезная Велико-Никольского монастыря (не сохранилась), 1693-1695 годы.
Фото М. С. Сопоцько, 1949 год.

ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ В КИЕВЕ
1690-1693 Богоявленский собор Братского монастыря на Подоле по заказу и предписаниям гетмана И.Мазепы. (По одной из версий, автор собора - придворный архитектор И.П.Зарудный, выпускник Киево-Могилянской коллегии, прославившийся сооружением Меншиковой башни в Москве. См.: Історія українського мистецтва: В 6-ти т. - К., 1968. - Т.З. - С.87). Разрушен в 1935 г.
1690-1695 Собор "Большой Николай" Пустынно-Никольского монастыря на Долгой ниве возле Печерского местечка по заказу гетмана И.Мазепы. (В 1831 г. при расширении Киевской крепости оказался на ее территории и стал именоваться Воєнно-Никольским собором). Разрушен в 1934 г. Из надписей в соборе: "основана сия церковь каменная на винограде Пустынном-Никольском киевском; церковь в честь и память святого великого архиерея и чудотворца Николая, при державе пресветлейших и благочестивейших великих государей наших, царей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя России самодержцев, и многих государств и земель восточных и западных, и северных отчичей и дедичей, и наследников, и государей, и обладателей... - Иждивением ктиторским премилостивейшим ясновельможного его милости пана Иоанна Стефановича Мазепы, гетмана войск их царского пресветлого величества запорожских. ... - И положены суть зде мощи святых в основании том... - В лето от создания мира 7398, от Рождества Христова 1690, месяца Июня дни 7" (Н.Закревский. Описание Киева: В 2-х т. - М., 1868. -Т.2. - С.753, 754).
1693-1695 Трапезная Велико-Никольского монастыря. Разрушена в начале 1960-х гг. Авторство О.Старцева подтверждается новым для того времени "палатным" (бесстолп-ным) способом возведения основного объема, успешно применявшимся зодчим в своих предыдущих постройках, трапезной палате Симонова монастыря (1680), церкви Воскресения на Пресне (1681) и др. См.: Г.І.Корнільєва. Трапезна Микільського монастиря. - К., 1999.

К началу страницы
Оглавление