Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Борис Ерофалов-Пилипчак.
Архитектура имперского Киева
 

ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ

Контрреформы Александра III (1881-1894), направленные на укрепление самодержавия, стали ответом на терроризм народников и на либерализацию, не спасшую от очередного кризиса. Стремление войти в открытое мировое хозяйство Нового времени наталкивалось на политические игры европейских государств-империй и на возросшую мощь морской империи - Великобритании. Александр III традиционно сменил ориентиры, заключив Франко-русский союз (1891). Очередная ревизия собственных имперских оснований снова подняла на щит православие и византизм. На новой патриархальной волне пышным цветом расцвел русский стиль, а вслед за ним и археологический византийский.

Желание восстановить истинные основы пошатнувшегося имперского духа вылилось в настоящий шовинизм. Петушки и полотенца, понимаемые как высшее проявление народности, занимали все больше места на фасадах. "Петушиность" исторических стилей, принципиальный эклектизм проявились и в облике царствующего монарха: к бороде раскола прибавились орденские звезды барокко и эполеты классицизма. Впервые после петровских реформ император завел себе бороду. Борода Александра III была окладиста, как у Михаила Федоровича, первого царя династии Романовых. Ретроспективная правильность империи, былое как должное становились стилем жизни. Таковы и улицы города, на которых, следуя принципу эклектики, можно было встретить все. Но предпочтение отдавалось верноподданическому.

10. Владимирский собор на Бибиковском бульваре (сегодня бульвар Тараса Шевченко), архитекторы И.В.Штром, П.И.Спарро, А.В.Беретти, В.Н.Николаев, 1852-1896 годы.
Фото из архива НИИТИАГ, 1920-е годы.

В Киеве работало уже целое сообщество архитекторов и гражданских инженеров, получивших подготовку почти исключительно в петербургских Академии художеств и Институте гражданских инженеров. Архитектурная продукция - ее теперь можно было так называть и по количеству и по скорости производства - вполне живописна, но однообразна. Воинствующий историзм не спорил с классицистической размеренностью кварталов Нового Киева, аккуратно в них вписываясь, он задавал городу другое, вертикальное измерение. Природная пластичность ландшафта, сочетая дома в самых неожиданных ракурсах и перемежая их зеленью, воспроизводила киевскую бароч-ность, подхлестывая архитекторов даже на плоских участках давать зданиям особо вычурные и помпезные завершения: "...здесь и псевдорусские постройки, и ренессанс; нет сухих, столь типичных для Петербурга почти канонических (наполовину Шинкель, наполовину Гар-нье) построек, но зато есть какой-то особый свой, выработавшийся благодаря местному желтому кирпичу (допускавшему отделку здания без штукатурки) однотипный характер домов, якобы ренессансного стиля, с мелкими, как бы штампованными гирляндочками и веночками, часто посеребренными, и прочими в достаточной мере аляповатыми арматурами. Выполненные часто даже в разных стилях, эти дома (80-90 гг.) все как-то удивительно похожи друг на друга, особенно в верхних частях - богато насаженными куполами и шатрами"*.
* Г.Лукомский. Новое строительство Киева, Одессы и Харькова // В мире искусств. - 1910. - № 1-3. - С.34.Вернуться  в текст

Новые церкви - заметные акценты города - уточняли и совершенствовали исторический "киевский стиль". Настоящим шедевром стал Владимирский собор (1896). Его возводили три десятилетия, но совершенное великолепие он приобрел только при Александре III. Разрабатывавшийся на его лесах модернизированный византийский стиль, обращенный к летописным временам Киевской Руси, широко распространился. Александро-Невская, Сретенская, Мариинско-Благовещенская и другие церкви в былинно-героическом стиле украсили Киев. Сегодня, увы, большинство из них безвозвратно утеряны.

К началу страницы
Оглавление