Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Борис Ерофалов-Пилипчак.
Архитектура имперского Киева
 

СТИЛИЗАЦИИ

Царствование Александра II (1855-1881) началось с проигрыша Крымской войны, со спада империи. Перелом произошел. Авторитет самодержавия подорван, дворянская аристократия унижена. Новое разночинное общество воодушевилось машинным прогрессом Запада, искренне возмущаясь азиатчиной крепостничества. Великие реформы, начиная с Манифеста об отмене крепостного права (1861), заняли первую половину правления Александра II. Вторая половина ознаменована освобождением Балкан от турок. Идейный исток и заветная цель империи - Царьград - был как никогда близок: мирный договор с турками подписывался в Сан-Стефано близ Стамбула (1878). Но империя уже не та. С мундира "государя-освободителя" исчезли ленты и орденские звезды. Эполеты заменены погонами, облик царя опростился. Былая напыщенность и преисполненность империи исчезли. В стране возобладали предпринимательство, общедоступность, железные дороги. Динамичная рациональность и трезвый расчет пришли на смену пассивному служению и бюрократической субординации.

8. Городская дума на Думской пл. (сегодня Майдан Незалежности), архитектор А.Я.Шиле, 1874-1876 годы.
Фото 1900-х годов.

Киев обуржуазился. Практицизм, стремление к преуспеванию, независимость во взглядах начали сказываться и в его внешности. С прокладкой первых железных дорог и оживлением в 1870-е годы промышленности город пережил первый строительный бум. Новая фигура в этом строительстве - гражданский инженер, настоящий базаров архитектуры. Строились в основном двухэтажные обывательские дома из кирпича. Более дюжины кирпичных заводов не ведали нужды в застройщиках. А новые строения все более служили для сдачи квартир внаем и извлечения, таким образом, прибыли: вырабатывался новый тип доходного дома. Теперь не классицистические идеалы правили предпочтениями домовладельцев, а удобство и привлекательность. Скромные фасады - своеобразный строительный "бидермайер" (Александр II, к слову, ориентировался на романтическую Германию) - украсились гипсовыми завитками различных исторических стилей.

Оба сооружения наметили новые фокусы притяжения городской активности - железную дорогу как ворота в большую экономику и Крещатик как узел новой муниципализации и коммерческого изобилия.

9. Памятник Александру II на Царской площади (ныне Европейская пл.), скульптор Э.Ксименес, архитектор И.В.Николаев, 1911 год.
Фотолитография С.В.Кульженко, 1910-е годы.

Через стилизации началось возвращение в барочную живописность города.

Примечательно, что царю, при котором Киев начал возвращаться к своим плюралистическим и жизнерадостным основаниям, в городе было поставлено три памятника, чего не удостоился ни один другой монарх: часовня на Царской площади (1872) "в память спасения жизни Государя Императора Александра Николаевича 4 апреля 1866 года" - речь о железнодорожном крушении; бюст в саду Института благородных девиц "любвеобильному отцу от Киевского Института" (1880); помпезный многофигурный монумент на той же Царской площади "Царю-Освободителю благодарный Юго-Западный край" (1911). Но настоящими архитектурными памятниками этого царствования стали здания первого вокзала в стиле сдержанной английской готики и Городской думы в барочном стиле Людовика XIV.

К началу страницы
Оглавление