Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Борис Ерофалов-Пилипчак.
Архитектура имперского Киева
 

НИКОЛАЕВСКИЙ КЛАССИЦИЗМ

Воспоследовавший на трон Николай I (1825-1855) - воплощение духа империи и ее надлом. Ампир вырождается в казенный классицизм. Выпуклость и рельефность побед сменяется одномерностью застоя. Плоские широкие фасады обрамляют ширину огромных плацев-площадей, демонстрирующих политику империи. Николай I преисполнен империей: холодный взор в обрамлении униформы, стек ударяет о сапог. Империя свершилась и возопит самое себя. Уже не проповедь разума и просвещения, не возвышенное "вера, благонравие и единодушие", а самодовлеющее - "православие, самодержавие, народность" становится ее содержанием. Николаевский классицизм самодостаточен, но уже не нейтрален, и потому избыточен.

В его титаническом масштабе заложено стремление к распаду и разрушению от собственной тяжести. Самодержавный стиль ищет паллиативы, прикладывая к своему массивному телу одежды православия и народности. Здесь лежит основание стиля "neorusse": новая Десятинная церковь в Киеве заложена при Николае I.

6. Памятник Николаю I (на месте нынешнего памятника Т. Г. Шевченко), скульптор М.А.Чижов, архитектор В.Н.Николаев, 1891-1896 годы.
Фотолитография С.В.Кульженко, 1900-е годы.

Это царствование и по отношению к Киеву - переломный период. Классицизм как наиболее полное выражение империи претендовал на всеохватность, в том числе и на универсум города. Теперь барочная целостность Киева поглощалась планировочной сеткой. Воздушная рукотворная ткань города на живописном рельефе была раздавлена дидактическими прямыми улиц и необъятными площадями. Вместо космически открытого и целостного универсума - университет. С возведением непривычно тяжелого для Киева монолитного здания Университета св. Владимира связана окончательная распланировка в 1830-е годы нового центра города, включившего исторические его части. Перед зданием была заложена громадная Университетская площадь. На площади, как на Марсовом поле в Петербурге, Николай Павлович устраивал смотры всем войскам. Поэтому именно здесь позже и был открыт ему памятник (1896) в парке, названном Николаевским и занявшим лишь половину бывшей площади перед университетом. В дорогостоящем монументе - большая бронзовая фигура на сером гранитном пьедестале - изображались главные заслуги Николая перед Киевом: император опирался на план города, при нем начертанный, на барельефах же красовались воздвигнутые по его воле сооружения - Университет, Кадетский корпус, Первая гимназия и Цепной мост.

Однако самым громоздким его начинанием в городе стало расширение и строительство Новой Киевской крепости (1831), растянувшееся на тридцать лет. Крепость охватила практически весь город от Зверинца до Лукьяновки, уничтожив своими эспланадами множество домов, и в конце концов осталась невостребованной.

7. Николаевский цепной мост (на месте нынешнего моста метро), инженер Чарлз де Виньоль, 1848-1853 годы.
Фотолитография С.В.Кульженко, 1900-е годы.

Именно в таких стройках империя в полную силу переживала себя. Планировочное подавление города ставило вопрос о необходимости преодолеть крепостные границы междуречья Лыбеди и Днепра, традиционных пределов Киева. Новые пути сообщения - Кадетское, Брест-Литовское, Дарницкое шоссе и Цепной мост - предоставили такую возможность. Как и империя, город начал перерастать себя. Шагом к поражению империи как государства стала Крымская война (1853-1856). В предсмертных судорогах угасал и весь николаевский классицизм. Выразительным памятником измельчания стиля в Киеве возводились новые Присутственные места. Здесь от классицизма взята лишь схема, довольно удачно сработавшая в Старом городе, связав Софиевский и Златоверхо-Михайловский монастыри. А в самом здании, кроме симметрии и иссушенных сандриков, от былого ампира не осталось и следа. В Киеве появилась дюжина своих архитекторов из Императорской Академии художеств, украшавших фасады "сухариками". Сила покинула имперский стиль.

Империя замерла в ожидании основательных перемен.

К началу страницы
Оглавление