Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Борис Ерофалов-Пилипчак.
Архитектура имперского Киева
 

ПЕТР ВЕЛИКИЙ И МАЗЕПИНСКОЕ БАРОККО

С началом царствования Петра I (1672-1725) совпадает второй мощный подъем Киева в XVII столетии. Позади остались тяжелые десятилетия непрестанной нужды и неустойчивости, так называемая Руина, когда город жил среди "следов былого величия". Конец XVII-начало XVIII века - настоящий расцвет Киева. При упрочившейся защищенности от Польши гетман и старшины принялись за восстановление былого благолепия православных храмов и святынь.

іл.4
1. Перспектива Киево-Печерской крепости.
Рисунок 1783 года.

Город оделся в роскошные одежды мазепинского барокко. Это было счастливое время созвучия стиля эпохи и барочной сущности города, его пространственной структуры. Замечательно точное "попадание" стиля в место.

Барокко как стиль не линейно-плоскостно, а живописно-рельефно. Не статично, но динамично. В больших объемах барокко не мыслит себя без контекста.

Взаимодействуя с окружением, выделяется главное, расставляются акценты, делается ансамбль, целое. И такая ансамблевость - принципиальная черта стиля. В свою очередь ландшафт Киева предельно динамичен, далек от плоскости. Пространство его подобно итальянскому пейзажу со всегда присутствующей естественной декорацией, террасами живописных холмов, своеобразным задником сцены. Архитектурная конструкция города похожа на театральное столкновение гротескных декораций, культурных символов, драматических героев. В свой барочный период Киев еще умещался в те пределы, когда строительные инновации были соразмерны разломам и вспучиваниям его сложного ландшафта. Каждое каменное здание, заметное и дорогостоящее, включалось в большую картину, становилось акцентом, проясняя изначальную суть и красоту земли.

Мазепинское барокко - католическая струя, сломленная волей "народной правды", православия.

Ученость, всеохватность и универсализм религии, приложенные к киевской традиции, дали барокко.

Киевское барокко усложняет, возносит, экзальтирует пробуждение и формы национального ренессанса начала XVII века.

Региональное барокко вписывает умение местных мастеров в сложноорганизованную, вычурную, безграничную форму.

В барокко оживает дух порыва, язычества, демон дохристианской мистики, украинского веселья, но не взвешенной простоты Возрождения или сложновыученного многословия академистов.

Барочная целостность собирает спрятанную до времени под спудом природную энергию, чтобы вновь обуздать первозданный хаос.

Основными учреждениями барочного Киева по праву считались Киево-Могилянская коллегия, самоуправление Киево-Подола и типография Киево-Печерской лавры. Не случайно гетманом Иваном Мазепой были воздвигнуты каменные соборы Большого Никольского монастыря на Печерске и Братского - на Подоле (где в это же время строится каменное здание магистрата). Благодаря таким узловым постройкам город приобрел новую целостность. Киев как бы кристаллизовался вокруг пунктов, воплотивших городское Самоуправление, ученое Братство и вновь узаконенное Православие. А мазепинский "Большой Никола" встал среди пустоши как раз на полпути между Старым городом и лаврой.

В 1706 году Киев посетил Пётр I со штатом военных инженеров, чтобы спланировать новейшего типа крепость для обороны от шведов. "5-го июня Государь, царь Пётр Алексеевич, в Малороссии и в Киеве был, Киевопечерскую крепость заложил", - сообщал казацкий летописец. Закладка была совершена в соборный день лавры - Успения Божьей Матери. Царь-реформатор решительно вмешался в судьбу города, построив крепость, которой ни разу за всю ее двухсотлетнюю историю не пришлось обороняться. Так было положено начало городскому заселению Печерского местечка. Крепость превратила Печерск в административный центр, и функциональная форма города была, таким образом, определена надолго.

Старый Киев играл роль исторического центра и места священного: когда через три года Пётр I снова посетил Киев с полтавским триумфом, то именно в Старом городе, у Софийского собора, ректором Академии Феофаном Прокоповичем была произнесена торжественная речь.

Подол же оставался собственно городом - Пётр Великий, по преданию, жил близ подольской церкви Николы Притиска.

К началу страницы
Оглавление