Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Персоналии
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Владимир Белоусов, Ольга Смирнова
В. Н. Семенов
10. Авторы отдельных глав: "Планировка города и жилая застройка" - Н. X. Поляков, "Принципы формирования жилых районов" - В. В. Семенов-Прозоровский, ((Планировка и застройка жилых кварталов" - А. А. Галактионов, "Застройка магистральных улиц" - Б. О. Гиршович, "Малоэтажная застройка" - Д. М. Соболев, "Усадебная застройка" - К. Ф. Князев, "Общие вопросы планировки и застройки советских городов" - К. И. Трапезников.Вернуться в текст
11. Коллектив авторов: М. П. Коржев, М. И. Прохорова, С. Палентреер и др.Вернуться в текст
12. Архив С. В. и В. Н. Белоусовых.Вернуться в текст
13. Замечания по диссертации О. В. Смирновой "Основные вопросы архитектурно-планировочной композиции жилых районов", 1951.Вернуться в текст


ГЛАВА IV.
ИНСТИТУТ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АКАДЕМИИ АРХИТЕКТУРЫ СССР И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОРОДОВ

Творческая и научная деятельность В. Н. Семенова начиная с 1934 г. была связана с Академией архитектуры СССР, созданной в 1933 г. как вые шее учебное и научно-исследовательское учреждение страны в области архитектуры [16, с. 723]. Были созданы специальные кабинеты, лаборатории и мастерские по теории и истории архитектуры, по планировке и застройке городов, по типизации и качеству строительства жилых и общественных зданий, а также Музей архитектуры и Центральная архитектурная библиотека.

Было организовано Государственное издательство Академии архитектуры СССР.

В 1939 г. были утверждены действительные члены реорганизованной Академии архитектуры СССР, в число которых вошли виднейшие архитекторы страны: К. С. Алабян, В. А. и А. А. Веснины, М. Я. Гинзбург, Г. П. Гольц, Б. М. Иофан, Н. Я. Колли, А. Г. Мордвинов, А. С. Никольский, П. В. Руднев, И. В. Рыльский, Н. П. Северов, В. Н. Семенов и С. Е. Чернышев. В состав действительных членов Академии архитектуры были включены старейшие архитекторы А. Н. Баженов, Г. Л. Гримм, А. И. Дмитриев, И. В. Жолтовский, Г. И. Котов и А. В. Щусев. Президентом Академии был избран Виктор Александрович Веснин.

Деятельность Владимира Николаевича в Академии архитектуры была многообразна - он руководил работой коллектива сотрудников Кабинета планировки и садово-парковой архитектуры и позднее Института градостроительства, писал и проектировал, занимался с аспирантами, продолжая активно участвовать в работах по реконструкции Москвы и в экспертизе проектов многих городов.

Кабинет планировки и садово-парковой архитектуры под руководством В. Н. Семенова начал свою работу в 1934 г. "Общие принципы построения городского плана", "Архитектура городского ансамбля", "Принципы архитектурно-пространственной планировки жилого квартала" и "Современные парки Европы и Америки" - таковы были проблемы, разработка которых была начата в Кабинете планировки и садово-парковой архитектуры в первые годы его деятельности. При разработке проблем организации жилого квартала (А. А. Галактионов и Д. М. Соболев) в первую очередь исследовались влияние социальной структуры на планировку и застройку жилого квартала, специфика организации кварталов в социалистическом городе и принципы их архитектурно-планировочного решения. По проблемам озеленения Кабинет проводил работу в двух направлениях - исследования теоретического характера "Современные парки Европы и Америки" (Л. Б. Лунц, А. Я. Карра и др.) и помощь в решении практических задач - Кабинет давал консультации и заключения по строящимся и проектируемым паркам в Таганроге, Калинине, Ленинграде, принимал участие в работах Наркомхоза РСФСР по выработке инструкции по проектированию объектов зеленого строительства. Большое внимание к проблемам озеленения не было случайным. Владимир Николаевич на протяжении всей своей деятельности при разработке теории советского градостроительства и в практике проектирования уделял большое внимание проблемам озеленения. Уже в 20-х годах в журнале "Красная Нива" была опубликована его статья "Зелень в городе" (с. 462), в которой он говорил об огромном значении городских парков, о необходимости резервировать для них территории и формировать целостную систему озеленения города, связанную с его окружением.

"Распределение и использование зелени по городу, - писал он, - это особый род искусства, который должен дать так называемую систему парков, т. е. полную связанную между собой и взаимно дополняющую систему, куда входят обсадка улиц, бульвары, скверы, внутренние парки и, наконец, окружающая весь город заповедная зеленая полоса - защитная зона или поле внешних парков".

При рассмотрении озеленения как многофункциональной системы Владимир Николаевич подчеркивал значение зелени для архитектурного облика городов, для формирования городских ансамблей. "Увеличение зеленых насаждений в городах в настоящее время,- пишет он,- единственно возможный для нас способ украшения городов, нашего общественного жилища. Правда, мы до сих пор мало садили зелень, мало пользовались ею как декорацией, как необходимой составной частью городского ансамбля".

С общими градостроительными положениями об устройстве парков Владимир Николаевич, как всегда, сочетает предложения по программе конкретных действий: "Какой бы парк мы не создавали, его устройство - дело большого опыта и искусства. Нужен художник, чувствующий архитектуру зелени и пейзаж. Спецов этого дела мало и за границей, несмотря на то что там существуют особые школы художников-садоводов. У нас же их нет совсем. Но зато у нас есть социальная потребность, есть желание работать. Будем же держаться ближе к природе, искать решения в простоте, смелости и широком масштабе. Пока дело идет о самом главном и общем, надо наметить места и закрепить их как будущие парки, обсадить их простыми местными породами, подумать о комбинации деревьев по высоте и отношениях их друг к другу, об окраске и форме, о том, какие оттенки дают они в весенней зелени, в расцвете лета, в увядающих осенних тонах, конечно, не забыть детских площадок, спортивного поля, физкультуры вообще. Подойдем же к этой задаче искренне и любовно. Заложим основание крепкое и большое, а кто придет после нас, пусть займется отделкой и деталями". Владимир Николаевич хорошо знал парки за рубежом, и Кабинет планировки и садово-парковой архитектуры выполнил в первые же годы большую работу по обобщению опыта их проектирования.

Формирование планировочной структуры городов и архитектурных ансамблей, организация жилой застройки и городских парков - эти коренные важнейшие проблемы разрабатывались на протяжении всей деятельности академии, вместе с тем в соответствии с требованиями жизни в последующие годы включились новые темы.

Значительную часть первого года своего существования Академия архитектуры занималась решением ряда вопросов организационного порядка, определения структуры и профиля академии в целом и отдельных ее научно-исследовательских отделов. При характеристике работы академии в первые годы в печати отмечалось, что "Кабинет планировки и садово-парковой архитектуры наметил общие принципы планировки города в целом и садово-парковой архитектуры, а также отдельных площадей и улиц, выработал принципы архитектурно-пространственной организации квартала и разработал основные принципы архитектуры парков культуры и отдыха. Устанавливая общие принципы планировки города в целом и его частей, Кабинет исходил из той основной предпосылки, что город должен проектироваться живым и композиционно единым организмом, все части которого должны быть увязаны друг с другом единой идеей, воплощающейся в композиционном плане города. Кабинетом сделан анализ архитектурно-планировочных задач, стоящих перед городами различной величины (с населением до 50 тыс. человек, от 50 тыс. до 100 тыс. человек, от 500 тыс. до 1 млн. человек и, наконец, свыше 1 млн. человек). Кроме того, Кабинетом рассмотрены различные типы существующих и предполагаемых планировок городов и дан критический анализ рассмотренных проектов планировок.

Кабинетом собран большой материал по планировке городов СССР и капиталистических стран, а также материал исторического характера (планы городов античного мира, средневековья и т. д.), дающий возможность анализировать постепенный рост и развитие городов и взаимосвязь между экономикой и планировкой города".

Одной из важнейших проблем, над которыми работал Кабинет планировки и садово-парковой архитектуры и позднее Институт градостроительства, была проблема определения общих принципов построения городского плана в новых социально-экономических условиях, проблема формирования планировочной структуры городов. В этом аспекте исключительное место среди теоретического наследия В. Н. Семенова занимает работа "Вопросы планировки".

Весной 1935 г. происходил общественный просмотр творческой работы научных учреждений Академии архитектуры. Открытые заседания, посвященные этому просмотру, посетили свыше 4000 человек, среди которых были представители более 400 организаций. На этих заседаниях были сделаны доклады, освещавшие работу, проделанную научными кабинетами Академии архитектуры. В Кабинете планировки и садово-парковой архитектуры В. Н. Семенов сделал доклад "Общие принципы композиции плана города", были прочитаны доклады: В. А. Лавровым "Планировка архитектурного ансамбля", А. А. Галактионовым "Архитектурно-пространственная организация жилого квартала", Л. Б. Лунцем "Современные парки Европы и Америки", А. Я. Карра на тему "Зеленый театр".

Опубликованная в 1935 г. в сборнике "Академия архитектуры" статья "Вопросы планировки" - это краткое тезисное изложение представленного Владимиром Николаевичем доклада об основных принципах архитектурно-пространственной организации социалистического города.

"Вопросы планировки" изложены настолько лаконично, а выдвигаемые положения настолько основополагающи для становления теории советского градостроительства, что многие из них представляется необходимым процитировать полностью:

"1. Социалистический город должен отразить социалистическую организацию общества в наиболее совершенных архитектурных формах. Эти последние могут появиться только в результате критического освоения культурного наследства и применения самых высших достижений современной техники. Архитектура социалистического города - задача творческая, она может быть решена только в условиях социалистического планирования, коллективной работы архитекторов и участия широких масс".

Во втором тезисе характеризуются особенности капиталистических городов, выросших в результате хаотической игры частных интересов, в условиях частной собственности на землю, что определило их особенности - ничем не ограниченный бессистемный рост, тесноту и отсутствие в городе свободных площадей и зелени из-за спекуляции землей, смешение всех видов строительства, концентрацию зданий, не отвечающую современным условиям движения, разделение районов на богатые и бедные и полное пренебрежение к внешности города в целом. "Проект капиталистического города, - пишет Владимир Николаевич, - является только суммой отдельных архитектурных и технических проектов, не связанных между собой в одно органическое целое и часто противоречащих друг другу".

В третьем тезисе Владимир Николаевич формулирует понятие города и его взаимосвязь с образом проекта города: "В социалистическом городе не должно оставаться старых дефектов. Но это требование негативного характера. Архитектура же социалистического города должна нести в себе положительное творческое начало. Это начало - в сложной композиции социалистического города.

Проект города - это образ города не только в плоскости, но и в объемах.

Образ города строится по его содержанию с учетом и ближайших и отдаленных перспектив.

Образ города решается на рельефе в совокупности всех естественных условий.

Система уличных сеток, как и всякие геометрические построения, может играть только подсобную роль. Это - техника, которую архитектор должен знать и учитывать, но не с нее начинается проект. Решающим является общий прием, композиция, увязывающая в одно целое ведущие здания и основные магистрали.

Не сетка, а скелет, он предусматривает сочетание объемов и свободных пространств.

И не только скелет, а законченный организм. Зелень, вода и рельеф входят в него как архитектурные элементы.

Все виды искусства призваны служить целям выражения его содержания.

Технические проблемы - оборудование и транспорт - подчиняются основному приему композиции. Они связаны с ним органически. Только этим путем обеспечивается наиболее рациональное и экономическое разрешение проблемы градостроительства. Оно возможно только в социалистическом обществе, где части подчиняются главному, основному и где высшим экономическим интересом считается интерес государства, а не отдельных учреждений или лиц.

Для тех, кто считает искусство делом несерьезным, забавой, а не потребностью, эта мысль требует больших доказательств. Но за искусством стоит логика и рационализм, а за ними - экономика. Примеров много.

Транспортники и промышленники часто возмущаются планировкой: ведь их расчеты так точны и неопровержимы.

Они забывают, что эти расчеты - экономика только их, а экономика города выше, потому что она часть общенародной.

Подавляющее количество городов не только у нас, но и в Европе, и особенно в Америке, построено только по сетке. Вот почему так мало красивых городов. Ведь не может быть красивым здание, построенное только по нормам и стандартам, так как это еще не архитектура".

В четвертом тезисе формулируются особенности решения архитектурно-планировочных задач в городах различной величины.

"IV. Архитектурно-планировочные задачи, стоящие перед городами различной величины, различны.

Чтобы архитектурно полно решить все вопросы городской жизни (социальной и технической), необходима прежде всего материальная база, экономически оправданная. Она создается при известном минимуме населения. Европейцы считают этот минимум в 50 тыс. жителей. Наш город организованнее, здесь вероятна цифра в 50-100 тыс. жителей. Такие города требуют единого архитектурного приема, центра и могут быть решены общим силуэтом. Они должны обладать большими возможностями роста, что и должно быть отражено в их планировке.

Но и такой город не всегда возможно выразить в одном ансамбле как по его величине, так и по природным условиям.

Города большого размера требуют сложной композиции и архитектурно распадаются на ряд ансамблей.

Единство приема состоит здесь в соподчинении ансамблей. Нужна система основного и локального центров.

Большинство наших проектов страдает упрощенчеством. По плану у нас нельзя отличить город на 200-300 тыс. человек от поселка на 20-30 тыс. Это не просто утеря масштаба, это - пренебрежение ансамблем и показатель серьезных, хотя и незаметных на первый взгляд дефектов.

В больших городах решающее значение имеет система их роста. Она решается не во времени, а в совместной законченности всего комплекса".

Отрицая возможность построения плана города "оптимального" для любых условий (здесь можно вспомнить анализ "идеальных городов", данный в книге "Благоустройство городов"), Владимир Николаевич в пятом тезисе утверждает: "Нет и не должно быть отвлеченной системы города. Могут и должны быть установлены основные принципы построения города. Они заключаются в следующем:

1. План строится по двум пересекающимся осям, из которых одна непременно развивается сильнее. Это - принципы классики. К этому неизбежно приходит каждый город, какова бы ни была его сетка - радиальная (радиусы не могут быть одинаковыми), неправильная (какая бы ни была неправильная система, она центростремительна, а это ведет к радиусам, а значит и к осям)...

Чтобы не загружался сильно центр, вокруг него необходимо создать объездные пути. Получаются кольцевые направления. Они могут быть самой разнообразной формы: по кругу, как в Москве, по эллипсу, как в Париже, диагональные, как в Вашингтоне, даже прямоугольные, как в Чикаго.

2. Лицо городу дают ведущие ансамбли - основной и локальные центры, главнейшие магистрали. Их не должно быть много, но они должны быть как можно сильнее в пространственном и качественном отношениях.

Их содержание - общественность, архитектура - богатая, монументальная, принцип - античного города...

Основной центр требует более сложной композиции, его лучше делать в виде группы площадей. Его формы статичны.

Локальные центры динамичны. Этим подчеркивается их подчиненная роль. Вместе с тем их надо делать возможно сильнее, потому что основной центр уже по своему положению всегда подавляет локальный.

Основной архитектонический мотив советского города - не отдельное здание, а группа их, ансамбль.

Каждое здание должно быть подчинено идее ансамбля, в который он входит.

Проектировать, судить, утверждать проект здания можно только на основе хотя бы эскизного наброска всего ансамбля (площади, квартала, отрезка улицы).

3. Основная масса города - жилая. Она строится не по земельным участкам и не по отдельным зданиям, а по архитектурным приемам и социалистической организованности; прием - ансамбль.

4. Магистрали динамичны. Они должны давать нарастание впечатления к локальному и основным центрам, подчеркивая важность последнего. Главнейшая задача в построении архитектуры улицы от улицы - коридора путем раскрытия пространства и взаимодействия с внутриквартальной застройкой (карманы, курдонеры, аркады и т. д.).

5. Сады и парки входят в проект города как составная часть его ансамблей, а не как самостоятельная, отличная от города, система зеленых насаждений. Главная задача, стоящая здесь перед архитектором, не функциональное размещение зелени, а ее взаимодействие с архитектурой, - мастерство, которым владел Ренессанс и которое утрачено в период упадка.

Многие городские ансамбли испорчены зеленью. Последней дают разрастаться, закрывать архитектуру, уничтожать целостность впечатления. Вместо города получается дача. Примеры: центр Ленинграда, где Александровский сад уничтожает грандиозный центральный ансамбль. В Москве такой была площадь Свердлова с ее добродушной рощицей посредине.

6. На основе ансамбля, как высшей формы общественной архитектуры, надо строить новые и реконструировать старые города".

Значительный интерес для характеристики широкого диапазона и направленности работ Академии архитектуры в области градостроительства представляет опубликованный план работ Академии на 1939 г. по разделу "Градостроительство и планировка". План этот включал несколько основных разделов.

"Районная планировка. Исследование опыта отдельных примеров районной планировки в СССР (Крым, Апшерон) и за границей (районы Нью-Йорка, Парижа) в целях разработки руководства для составления проектов районной планировки и выбора территории для строительства промышленных предприятий, социалистических городов, поселков и новых жилых районов реконструируемых городов.

Городские улицы, площади и набережные. 1) Изучение исторического опыта советской и иностранной практики, проектирования и застройки магистралей, площадей и набережных в целях разработки пособия по составлению детальных архитектурных проектов с учетом решения вопросов городского транспорта и вертикальной планировки. 2) Составление экспериментальных проектов реконструкции площадей, улиц, набережных ("Ансамбль Дворца Советов", "Красная площадь" и "Китай-город", участок улицы Горького).

Городские и поселковые кварталы. Обобщение опыта проектирования и застройки; разработка пособия для составления проектов планировки и реконструкции жилых кварталов и проведения практических мероприятий по их благоустройству; составление экспериментального проекта реконструкции одного из кварталов Москвы.

Парк культуры и отдыха. Изучение исторического опыта и обобщение практики паркостроения в СССР в целях разработки руководства по проектированию и строительству парков культуры и отдыха; экспериментальный проект.

Текущее строительство и благоустройство города в связи с архитектурным ансамблем. Изучение исторического и современного опыта построения целостных архитектурных ансамблей в целях составления пособия для городских и районных архитекторов и отдельных проектировщиков по размещению массового и обслуживающего строительства в городах и проведения работ по городскому благоустройству. Регулирование мелкого и временного строительства в городах. Требования обороны в градостроительстве. Учебник "Основы социалистического градостроительства".

Для общей направленности работ характерно осуществляемое Владимиром Николаевичем на протяжении всей его деятельности органическое сочетание разработки теоретических проблем с активным участием в практической градостроительной деятельности, в огромной и сложной работе по строительству и реконструкции советских городов. В плане ярко выражено стремление использовать теоретические исследования для создания пособий для проектировщиков-практиков, городских и районных архитекторов и сочетать научные исследования с экспериментальными проектами реконструкции площадей, улиц, жилых кварталов. Несомненно важное теоретическое и практическое значение имел раздел плана, имеющий целью разработку пособия по составлению детальных архитектурных проектов с учетом решения вопросов транспорта и планировки. К сожалению, богатейший опыт работы Академии архитектуры и Института градостроительства в довоенные годы остается еще мало исследованным.

В Академии архитектуры в области истории и теории градостроительства продолжали свою деятельность архитекторы, инженеры и экономисты, имевшие большой и разносторонний опыт практической работы: Л. А. Ильин, А. П. Иваницкий, Г. М. Орлов, Н. В. Баранов, Н. X. Поляков, В. В. Бабуров, В. А. Лавров, А. В. Бунин, В. В. Семеров-Прозоровский, В. А. Шквариков, А. А. Галактионов, Д. М. Соболев, Я. П. Левченко, П. И. Гольденберг, М. О. Хауке, Г. М. Мартынов и др.

***

Великая Отечественная война нарушила мирный созидательный труд советского народа. Многие сотрудники Академии архитектуры ушли на фронт, участвовали в работах по обороне Москвы. Академия продолжала свою работу в эвакуации в Средней Азии.

В письмах Владимира Николаевича к его сотрудникам, ушедшим на фронт и остававшимся в Москве, видны твердая уверенность в победе советского народа и глубокое понимание тяжелых испытаний, выпавших на долю Родины. Еще задолго до конца войны в академии начались работы по подготовке к тому огромному строительству, которое должно было развернуться после победы.

Война уходила на запад, оставляя обгорелые руины городов и сел. Сталинград, Минск, древние русские города - Псков, Новгород, Калинин... Взорваны мосты, разрушены жилые и общественные здания, выведены из строя инженерные коммуникации, транспортные сооружения, фабрики и заводы. История сохранила беспощадные данные о масштабах разрушений. В грозные 1941-1945 годы было разрушено 1710 городов и около 70 тыс. сельских населенных мест [9, с. 205].

В конце 1943 г. Председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Иванович Калинин обратился к советским архитекторам с посланием, в котором призывал советских зодчих начинать гигантские по масштабу работы. В статье "Большая всенародная задача" [2] М. И. Калинин писал: "Ведь города строятся на столетия и поэтому особенно важна их целесообразная планировка".

В 1943 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял решение об образовании Комитета по делам архитектуры при Совнаркоме СССР в целях повышения качества архитектуры и в особенности в целях обеспечения государственного руководства архитектурными и планировочными работами по восстановлению разрушенных немецкими захватчиками городов и населенных мест. Создание уже во время войны Комитета по делам архитектуры при СНК СССР отвечало назревшим требованиям жизни, на Комитет были возложены важнейшие задачи восстановления разрушенных фашистами городов и сел.

Правление Союза советских архитекторов в мае 1945 г. обратилось ко всем архитекторам Советского Союза с призывом отдать все свои знания, силы огромной задаче восстановления. В этом обращении было написано: "Товарищи! Величайшая из войн, какие знает история человечества, завершилась сокрушительным разгромом кровавого немецкого фашизма. Советский Союз в этой войне выполнил великую освободительную миссию... Мы призываем всех творческих работников нашей профессии считать себя призванными на боевой фронт. Будем помнить, что в предстоящие годы слово "строить" будет звучать так же гордо, как в героическую пору войны звучало слово "воевать".

В 1943 г. в Академии архитектуры были созданы творческие мастерские, в которых под руководством крупнейших зодчих страны разрабатывались проекты восстановления городов. Проектирование возглавляли: Новгорода - А. В. Щусев и В. А. Лавров; Смоленска - Г. П. Гольц; Воронежа - Л. В. Руднев; Калинина - Н. Я. Колли; Пскова - Н. В. Баранов, Сталинграда - Н. X. Поляков; Ростова-на-Дону - В. Н. Семенов. Под руководством ведущих советских зодчих Н. П. Парусникова, Н. В. Баранова, Г. М. Орлова и др. велось восстановление Минска, Ленинграда, Запорожья и других городов.

Широкий размах восстановительного строительства требовал углубленной научной разработки проблем советского градостроительства и архитектуры. Восстановление городов внесло большие коррективы в методы проектирования городов и предъявило новые требования к генеральным планам.

Необходима была разработка новых проектов планировки, отличавшихся от тех, которые были сделаны в предвоенные годы. В ходе восстановительных работ нужно было исправлять имевшиеся недостатки планировки и застройки, составлять вместе с перспективными проектами регулятивные планы, которые, сообразуясь с суровыми условиями первых военных лет, в то же время направляли развитие городов с учетом перспективных требований.

"Процесс возрождения городов не был механическим воспроизведением старого. Создавались новые градостроительные качества, обеспечивающие новый более высокий уровень жизни населения. Архитектурный облик жилых районов, площадей и улиц нового Сталинграда, Севастополя, Минска, Витебска, Смоленска, Новгорода, Пскова, Великих Лук, новых районов Ленинграда, Киева, Харькова, Ростова, Сталино, Орла, Курска, Белгорода, их инженерное оборудование и благоустройство совершенно отличны от довоенного" [9, с. 205].

Одной из крупных и насущно необходимых для восстановительного строительства работ, выполненных в годы войны, был проект "Архитектурно-планировочных правил по проектированию населенных мест городского типа", разработанный коллективом авторов в Институте градостроительства Академии архитектуры СССР (при участии Наркомата по строительству СССР) под руководством В. Н. Семенова и опубликованный в 1944 г. [6]. В разработке проекта участвовали архитекторы Д. С. Меерсон, В. В. Семенов-Прозоровский, П. И. Гольденберг, В. А. Лавров, М. П. Коржев, Б. Я. Улинич; инженеры Я. П. Левченко, М. Н. Петров, В. А. Бутягин, Г. П. Кормер, С. С. Леви, П. С. Белиц-Гейман (редакция текста Н. П. Былинкина, В. М. Кусакова, Б. Я. Улинича).

В Правила были включены разделы по проектированию жилых зон, улиц и площадей, выбору территории для населенных мест, их инженерному оборудованию и благоустройству, а также очередности и подготовки к строительству. В проекте Архитектурно-планировочных правил четко выявлены основные принципы, которые были положены при разработке Правил как документа, имеющего целью регулирование строительства в Академии архитектуры. Правила отличало стремление избегать жестких "рецептов", связывающих проектировщика, и четкость формулировок, ориентирующих на принципиально прогрессивные решения и максимальный учет местных условий и величины городов. Эти принципы обусловили широкий диапазон предлагаемых показателей для определения параметров отдельных элементов. Характерно, что величина районов, объединяющих группы кварталов или жилых комплексов, устанавливалась в пределах от 25 до 100 тыс. жителей. В §89 было написано: "В больших населенных местах группы кварталов или жилых комплексов могут объединяться в отдельные городские районы с центрами районного значения, в которых группируются общественные здания и учреждения данного района. Размеры районов определяются в соответствии с величиной населенного места. Население районов принимается в пределах 25-50 тыс. жителей для средних населенных мест и 50- 100 тыс. жителей - для больших".

При решении пространственной организации жилой застройки также при общности принципов рекомендовалось использование различных планировочных приемов. Так, например, указывалось, что "в зонах городской застройки внутри кварталов должны проектироваться сады с площадками для игр и отдыха. Такие внутриквартальные сады могут быть общими для нескольких кварталов или децентрализованными для группы жилых домов, расположенных в квартале".

Четко были сформулированы пункты, связанные с процессом роста населенного места, имеющие целью обеспечить возможность этого роста без нарушения логики развития градостроительного организма; указывалось, что проект планировки населенного места должен обеспечить возможность строительства каждой его части в отдельности как законченного жилого района или комплекса со всеми обслуживающими элементами.

Одно из основных и важнейших качеств Архитектурно-планировочных правил - их четкая архитектурная направленность. Через все Правила красной нитью проходит утверждение необходимости положении, регулирующих и направляющих создание архитектурно упорядоченной и выразительной планировки и застройки населенных мест. Все вопросы - планировка жилых кварталов, очередность строительства и др. - рассматривались не только в аспекте функционально-техническом, но и в аспекте архитектурном - формирования городских ансамблей и архитектурного образа города в целом, что было характерно для всех творческих и научных работ В. Н. Семенова.

При планировке жилого квартала, указывалось в Правилах, все проектируемые в нем здания должны рассматриваться как единый архитектектурно-планировочный комплекс. При этом подчеркивалась необходимость учитывать место расположения квартала в системе населенного места, его окружение и формировать застройку исходя из архитектурного ансамбля улиц и площадей, на которые данный квартал выходит. Очередность строительства квартала (или отдельных участков при квартальной застройке) также должна определяться таким образом, чтобы каждая очередь строительства имела архитектурно-законченный вид.

Ряд параграфов из различных разделов (площади, озеленения и др.) определял наряду с функциональными и композиционные требования. Указывалось, что планировочное решение примыкания магистральных улиц к площадям должно обеспечивать наилучшую перспективную видимость зданий, расположенных на площади, с улиц; что строительство капитальных зданий, входящих в существующий или запроектированный архитектурный ансамбль, должно разрешаться только на основе утвержденного проекта всего ансамбля и что группы зданий, имеющих особое значение или расположенных на главнейших местах города (в центре его, на главных площадях и магистралях и т. п.), должны выделяться в отдельные ансамбли, к которым предъявляются повышенные требования как в отношении архитектурной композиции, так и со стороны качества строительства этих зданий. Как и все работы, написанные или отредактированные Владимиром Николаевичем, Правила были изложены предельно лаконично и четко.

В ряде положений Архитектурно-планировочных правил нашли свое отражение условия суровых военных лет - этажность застройки, уровень благоустройства и др. Вместе с проектами норм, разработанными Гипроградом УССР и Академией коммунального хозяйства, проект "Архитектурно-планировочных правил по проектированию населенных мест городского типа" Академии архитектуры СССР, разработанный под руководством В. Н. Семенова, стал основой для "Правил и норм планировки населенных мест", принятых в 1956 г., и в последующем для разработки главы СНиП "Планировка и застройка населенных мест".

В настоящее время правила и нормы планировки и застройки населенных мест ограничиваются регламентацией почти исключительно функциональных и технических качеств планировки и застройки городов. Правила же, разработанные Академией архитектуры, включали важные положения формирования архитектурного облика города, его центра, парков и жилых кварталов. Изучение этих материалов наводит на мысль о целесообразности иметь в дополнение к СНиП по планировке населенных мест архитектурно-планировочные правила, в которых предельно кратко были бы сформулированы обязательные для проектировщиков положения по основным вопросам, связанным с формированием художественного облика городов, их площадей, улиц, набережных, жилых кварталов и общественных центров.

1946 г. Академией архитектуры был издан второй том "Справочника архитектора" - "Градостроительство" [78], включавший расчетные данные, приемы решения и библиографию по всем вопросам, связанным с планировкой и строительством населенных мест. Изложение этих вопросов давалось комплексно в разрезе тех задач, которые стоят перед архитектором, работающим в области градостроительства. Такой справочник не имел прецедентов не только в отечественной литературе, но и в зарубежной. Главным редактором был Н. X. Поляков, Владимир Николаевич являлся членом редакционной коллегии справочника, в разработке которого участвовали сотрудники возглавляемого им Института градостроительства - В. В. Семенов-Прозоровский, К. Ф. Князев, Я. П. Левченко и др.

VI сессия Академии архитектуры СССР, проходившая в июне 1944 г. в Москве, была посвящена вопросам восстановительного строительства. В докладах, представленных на сессии, видное место заняли рассмотрение и обоснование нормативных материалов для массового строительства и для планировки городов и поселков. При этом в работах сессии подчеркивались важность дифференцированного подхода к нормированию, отказ от всякого шаблона в этом деле, необходимость отражать в нормах и типовых проектах все бытовые, национальные, климатические, производственные различия и др. Подход к восстановлению не отдельных домов, а города как целого и подчинение этому всех частных задач- это положение объединяло сделанные на сессии сообщения о проектах восстановления Смоленска, Новгорода, Новороссийска и других городов.

Патриотизм, высокая гражданственность, глубокое понимание масштабов и социального значения проблем градостроительства, характерные с первых лет для деятельности В. Н. Семенова, нашли свое яркое выражение в проектных и научных работах Владимира Николаевича, связанных с восстановительным строительством. Работа В. Н. Семенова по восстановлению городов не ограничивалась Ростовом-на-Дону, он принимал участие в восстановлении Минска, в рассмотрении и утверждении генеральных планов Ленинграда, Сталинграда и других городов.

Одной из важных задач восстановительного строительства в стране стало восстановление столицы Советской Белоруссии - Минска. С Минском, как и со многими крупнейшими городами страны, творческая деятельность Владимира Николаевича была связана на различных этапах их развития на протяжении нескольких десятилетий. Минск был провозглашен столицей Белорусской Советской Социалистической Республики в январе 1919 г. Социалистическая реконструкция Минска началась вскоре после завершения в СССР восстановительного периода. Наряду со строительством промышленных, жилых и общественных зданий быстро развивалось и коммунальное хозяйство города. В 20-х годах в Минске сооружались канализация, трамвайные линии, значительное развитие получило городское водоснабжение. В 1926 г. В. Н. Семенов принял участие в решении первоочередной задачи регулирования городских проездов как основы для улучшения коммунального хозяйства и санитарно-гигиенического состояния города; в том же году им была составлена предварительная схема реконструкции столицы. Эта работа продолжалась Гипрогором РСФСР. В 1931 г. были начаты изучение технико-экономических условий и разработка схемы распределения территории, но из-за отсутствия топографических материалов и данных геологии и гидрогеологии проектирование было приостановлено. В 1934 г. было произведено обследование и составление новой схемы планировки на точной топографической основе. В 1938 г. в Ленинградском филиале Гипрогора под руководством В. Витмана был составлен генеральный план, который стал основой реконструкции Минска.

В 1944 г. Минск представлял собой груды завалов, остовы сгоревших домов и заводов тянулись вдоль пустых улиц... Все проектные материалы, составленные до войны, были уничтожены или утеряны. В короткий срок необходимо было разработать новые проектно-планировочные материалы. В начале сентября 1944 г. по приглашению правительства Белоруссии в Минск прибыла специальная комиссия Комитета по делам архитектуры Совета Министров СССР, которая совместно с белорусскими архитекторами разработала "Эскиз-идею планировки Минска". В состав комиссии входили видные мастера советской архитектуры - А. Щусев, В. Семенов, А. Мордвинов, Б. Рубаненко, Н. Колли, В. Лангбард [39, с. 186]. Этот Эскиз лег в основу решения текущих восстановительных задач и составления первого послевоенного проекта реконструкции и развития города. В течение почти двух лет, вплоть до утверждения в середине 1946 г. нового генерального плана, "Эскиз-идея планировки Минска" был основным документом, по которому началось восстановление.

Минск. "Эскиз-идея планировки", 1944 г.
В "Эскизе-идее планировки Минска" были сформулированы основные градостроительные идеи восстановления и дальнейшей реконструкции города. Важнейшее значение имели реконструкция главной магистрали и превращение ее в сквозной городской диаметр (ныне проспект Ленина), отличный по ширине и характеру застройки от всех других улиц города, и реконструкция второй по значению городской магистрали, ее продолжение до парка Победы у искусственного озера. Эти две взаимно перпендикулярные магистрали должны были образовать костяк архитектурно-пространственной структуры города. К важнейшим рекомендациям относилось предложение о создании на пересечении главных магистралей новой площади - архитектурного центра столицы. Рекомендовалось также устройство кольцевых магистралей. Рекомендации развивали предложения разработанного ранее генерального плана, преемственно связывались довоенная и послевоенная планировки Минска. Градостроительные идеи создания по существу заново двух важнейших городских магистралей и нового центрального ансамбля столицы составляли основу планировочного решения и формирования архитектурно-художественного облика города.

На основе предложенного и одобренного "Эскиза планировки Минска" в конце 1944 г. началась разработка нового генерального плана города, порученная группе инженеров и архитекторов Белгоспроекта. Основной авторский коллектив включал архитекторов Н. Трахтенберга и М. Андросова, инженеров К. Иванова, В. Толмачева и А. Образцову. Проект консультировали В. Н. Семенов и Н. X. Поляков [58, с. 19]. В 1946 г. генплан был одобрен Комитетом по делам архитектуры при СНК БССР.

Минск. Схема планировки города, 1946 г. Минск. Площадь Победы.

Положительные качества послевоенного плана - его компактность, композиционная четкость, архитектурно-планировочная выразительность, правильное и умелое использование природных качеств городской территории- отмечались при утверждении проекта. Генеральный план предусматривал, учитывая недостаточно богатые природные условия, решительное их преобразование - создание на р. Свислочи водохранилища, расширение русла реки в центральной части города и создание постоянного водного режима реки, а также систему парков в различных частях города и сквозной зеленый диаметр вдоль поймы реки. Пример Минска наглядно показывает, как восстановление городов было связано с коренным преобразованием и исправлением недостатков их сложившейся планировочной структуры и созданием системы архитектурных ансамблей.

Одновременно с проектированием Владимир Николаевич разрабатывал теоретические принципы планировки восстанавливаемых городов, которые были изложены в статьях "Основы планировки восстанавливаемых городов" (с. 1-8) и "О генеральном плане Ростова-на-Дону" (с. 26). В первой статье Владимир Николаевич писал: "Надо, однако, сказать, что нередко, говоря о восстановительном строительстве, мы не отдаем себе ясного отчета о масштабах его. А, между тем, масштаб этот поистине грандиозен и не имеет прецедентов ни в прошлом нашей страны, ни во всей истории человечества.

Сотни крупнейших городов Советской страны сознательно были превращены фашистскими варварами в развалины и пепел, и воссоздать из этого пепла города лучшими, чем они были до разрушения, - задача исполинская. Для решения этой задачи (а решать ее надо в кратчайший срок) потребуется и огромная армия рабочих-строителей, и высочайшая производительность их труда, и немалое количество строительных материалов, и широчайшее развитие строительной индустрии.

Но всего этого еще недостаточно. Восстановительное строительство необходимо осуществлять на высоком качественном уровне, возрождаемые города должны быть яркими и красочными в своем облике, должны дать максимальный комфорт и уют людям Советской страны, кровью своей отстоявшим честь и независимость Родины. Тут-то и вырисовывается вся сложность и значительность задач, стоящих перед архитектором-планировщиком, создающим проект восстановления города и его отдельных ансамблей и наблюдающим за реализацией этого проекта в натуре. Работа эта не только сложна, но и весьма ответственна,- не только ответственна, но и почетна. История не простит искажений и ошибок в этом важнейшем деле. Перед планировщиком и архитектором восстанавливаемых городов стоит сложная задача - строить новые города и в то же время быть хранителями архитектурной традиции, продолжателями, а не только зачинателями".

Характерно то огромное внимание, которое было уделено В. Н. Семеновым в проектных и научных работах по восстановлению городов городскому центру, выявлению основной идеи композиции города и главного в этой композиции - центральных проспектов и площадей. В. Н. Семенов писал: "Огромное значение в планировке восстанавливаемых городов имеет вопрос о городском центре. Центр "держит" композицию всего города, дает ей тон и масштабность. В нашей прошлой градостроительной практике часто недооценивалось это обстоятельство, не уделялось должного внимания как самому центру, так и его связи с другими частями города. Мы не учитывали того, что это - ведущий ансамбль, дающий выразительность и лицо всему городу и органически со всем городом связанный. Эта недооценка ведущей роли центра в городе приводила в недавнем прошлом к ряду грубых планировочных ошибок" (с. 8).

В проектах восстанавливаемых городов - Новгорода, Севастополя, Новороссийска, Смоленска, Калинина, Ростова-на-Дону и др. - проектирование городских центров было центральной архитектурной задачей. И если в проектах, разработанных в первые послевоенные годы, формы зданий при всем высоком мастерстве зодчих нередко воспринимаются сейчас как архаичные, то выявление центральных ансамблей в структуре города, организация их пространственной взаимосвязи между собой и с природными условиями решены с большим мастерством и разнообразием композиционных приемов. В проектах восстановления бережно сохранялось все ценное в исторически сложившейся структуре городов и памятники древнего зодчества, многие из которых лежали в развалинах.

Владимир Николаевич писал: "Многие из разрушенных неприятелем городов нашей страны отличались красотой и своеобразием, отражая в своем облике замечательные черты национального зодчества, таланта наших "градодельцев", умелого подхода к решению сложных градостроительных задач эстетического и функционального порядка. Мы уже указывали, что, восстанавливая эти города, нельзя игнорировать их исторически сложившееся лицо, их существующую до разрушения планировку и застройку. Однако из этого отнюдь не следует, что, восстанавливая тот или иной город, мы непременно должны восстановить его со всеми его градостроительными недочетами. Напротив, большой заслугой наших мастеров, создавших за последнее время проекты восстановления крупнейших городов, как раз и следует считать их умелое исправление основных недочетов планировки и застройки города" (с. 5).

Владимир Николаевич возглавлял проект восстановления Ростова-на-Дону. С этим городом он был связан многие годы.

Город ведет свое летоисчисление с 1749 г., когда по указу императрицы Елизаветы была учреждена "Темерницкая пограничная таможня". Первый план Ростова-на-Дону с границами городских земель был "высочайше" утвержден Александром I в 1811 г. План закрепил уже сложившуюся прямоугольно-шахматную сетку улиц с мелкими узкими кварталами. В конце XIX в. и в годы, предшествующие первой империалистической войне, Ростов-на-Дону застраивался особенно бурно, строительство велось хаотично, в жилых кварталах возникали промышленные предприятия, на окраинах - трущобы, берег Дона был отрезан от города складами и причальными устройствами. С начала XX в. город быстро развивался как крупный торговый и промышленный центр.

За годы первых пятилеток в Ростове выросли новые предприятия, был построен крупнейший завод Ростсельмаш, город стал транспортным центром. Начиная с 30-х годов, в нем развернулось жилищное строительство, были построены крупные общественные здания. В 1934- 1936 гг. по проекту В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейха было возведено здание Театра им. Максима Горького. К 1939 г. население города выросло до 510 тыс. жителей, он стал одним из десяти крупнейших городов страны.

Бурный рост города требовал создания новых районов и реконструкции его старой части. При отсутствии утвержденного генплана город застраивался и рос стихийно. В мае 1937 г. планировочные работы были переданы Архитектурно-планировочной мастерской № 2 НККХ, руководимой проф. В. Н. Семеновым. В представленном мастерской предварительном эскизном проекте планировки было определено размещение промышленности, жилищного строительства, обслуживающих предприятий, проработаны вопросы архитектурной организации застройки.

Ростов-на-Дону, 1944 г.
В годы Великой Отечественной войны в городе шли ожесточенные бои. Отступая, гитлеровские войска взорвали то, что еще сохранилось после бомбардировок, город был превращен в груду развалин.

В творческой мастерской Академии архитектуры СССР, возглавляемой В. Н. Семеновым, над проектом восстановления и реконструкции Ростова-на-Дону работала группа московских архитекторов, в которую входили М. И. Тараканов, Л. Е. Бирюков, И. Г. Гайнутдинов, В. С. Колбин, Т. П. Лялина, В. В. Семенов-Прозоровский, инженеры-экономисты; А. А. Казанская, И. Е. Савченко и ростовские специалисты - архитекторы Я. А. Ребайн, Н. А. Александрова, П. И. Ломаченко, В. В. Леонтьева, а также инженер Ю. А. Мстидовенко, врач М. Л. Яковлева и др. В об суждении проекта широкое участие принимала архитектурная общественность города.

После обсуждения был утвержден проект планировки и застройки Ростова-на-Дону в августе 1945 г. Основной идеей генерального плана стала органическая связь города с рекой, отрезанной ранее от него промышленными предприятиями, складами и транспортными устройствами, раскрытие на реку крупных общественных зданий и центра города, создание набережных. Много внимания проектировщики уделили созданию парков и скверов. Кроме того, намечалось создать группу путепроводов и мостов, соединяющих разрозненные части города. Решались проблемы развития городского транспорта, водопровода, всего сложного комплекса городского хозяйства.

Ростов-на-Дону. Проект планировки. Вариант 1947 г. Ростов-на-Дону. Центральная часть. Схема планировки.

"Что является главным в этом проекте? - писал Владимир Николаевич. - Главное - это создать на месте варварски разрушенного города город, в котором население имело бы условия для жизни, достойные советского человека. Дальше идет все подчиненное этому главному. Каждый план должен быть простым. Чем план проще, тем он экономичнее. Как и всякое произведение искусства, план должен быть лаконичен и выразителен. Поэтому везде, где можно, автор старался находить простые формы и решения, создавать спокойный и уравновешенный рисунок.

Система плана приведена к двум пересекающимся осям. Продольная ось ясна - проспект Энгельса".

В проектных мастерских большое место занимали предложения по организации центра.

"Центр должен быть протяженным и развитым. В Ростове центр состоит из отрезка улицы Энгельса с площадями имени М. Горького (для демонстраций, тут же драматический театр), имени Кирова (культурно-просветительная: университет, библиотека, музей), Дома Советов (центральная административная) и площадью против городского сада (Оперный театр). Через главные площади система центра увязывается с набережными и прибрежными парками.

Однако влияние центра может "держать" полосу вряд ли более двух-трех километров шириной, дальше и по удобству и по условиям местности выявляются другие группировки, требующие своих центров и своей композиции.

Таких центров три: 1) уже сложившийся - площадь имени К. Маркса на востоке, 2) достаточно вырисовывающаяся площадь Дружинников - на западе и 3) совершенно новая, пока даже не чувствующаяся, - районная площадь на севере.

Кроме районных центров имеются еще второстепенные, они разбросаны по всему городу. Из них самый значительный - вокзал и вокзальная площадь, ворота города, открывающие его фасад".

Таким образом, наряду с архитектурным развитием общегородского центра формировался центр-система.

Ростов-на-Дону. Центральная часть. Макет. Перспектива.

В 1947 г. в Сталинграде состоялось совещание по жилищному строительству и благоустройству 16 русских городов, разрушенных немецко-фашистскими захватчиками. С докладом "О творческих задачах советских архитекторов в связи с восстановлением городов" выступил И. Фомин. "Восстановление, - сказал он, - не рассматривается нами как только воспроизведение существовавшего. Новая композиционно-художественная система восстанавливаемых городов исходит из качественного улучшения их структуры в интересах всего населения... В проекте центра Ростова-на-Дону... В. Н. Семенов также тщательно учитывает исторически сложившуюся планировку города. Он развивает первоначальную схему в большую магистраль-проспект, на котором создается цепь площадей. Площади получают развитие в перпендикулярном направлении к проспекту, в сторону набережной Дона, как бы поворачивая город лицом к реке. Этот проект представляет ценный вклад в решение композиции центров советских городов. Однако при общем правильном решении отдельные элементы грешат известными недостатками. Так, композиция площадей чрезмерно симметрична, что совершенно несвойственно русским городам".

Ростов-на-Дону. Фрагмент планировки центра. Ростов-на-Дону. Фрагменты застройки центра. Вид с вокзальной площади.

В проекте и при его реализации большое внимание было уделено организации набережной. Говоря о том, что Ростов-на-Дону впервые за все свое существование повернулся "лицом к Дону", Владимир Николаевич как всегда ищет практические пути решения этой задачи вплоть до выявления конкретных организаций, которые могли быть заинтересованы в проведении работ по созданию набережной. В своей неопубликованной статье "Восстановление Ростова - ближайшие задачи" он пишет: "...вся береговая полоса требует оформления - ведь это фасад города, наиболее хорошо воспринимаемый.

К этой работе пора уже подойти вплотную. Нужен общий комплексный проект оформления всего берега, как нижней, так и верхней бровки.

Нужна координация имеющихся здесь крупных застройщиков. Нужно создать красивые пристани, распланировать бульвары и береговые парки, сделать реку доступной для всех граждан города. Здесь сильно должны помочь спортивные организации и прежде всего "Динамо". Они, вероятно, захотят выйти к берегу. Надо озеленить откосы между верхними и нижними бульварами. А озеленения, говорят, можно добиться, только если найти для зелени хозяина. Такой хозяин есть - это мореходный техникум. Вместо того чтобы его выживать, его надо привлечь в общую работу".

Ростов-на-Дону. Фрагменты застройки центра. ВПроспект Энгельса, въезд в город. Проект реконструкции площади перед Домом советов.

Характерно, что, проектируя Ростов-на-Дону, как и другие города, на протяжении своей многолетней деятельности Владимир Николаевич всегда сосредоточивает внимание не только на поисках новых проектных решений, но и на вопросах реализации этих решений.

В одном из своих выступлений о проекте Ростова-на-Дону В. Н. Семенов пишет: "Проект восстановления обсуждался на рабочих собраниях. Рабочая аудитория неизменно поддерживает самые радикальные, самые смелые предложения - ищет таких решений, которые действительно изменили бы лицо города, создали новый Ростов. И неудивительно - рабочими руками создан богатый Ростов, ими же будет создан и Новый Ростов - Советский". Далее, говоря о том, что нужен "тактический план" восстановления, он пишет: "Не разбрасываться по городу, а сосредоточить силы на главных решающих направлениях. Горсовет призван объединить силы всех заинтересованных ведомств и учреждений и направить их на решение первоочередных задач".

Ростов-на-Дону. Набережная. Ростов-на-Дону. Театральная площадь.

Как всегда он, как истинный градостроитель, смотрит "далеко вперед": "Первая послевоенная пятилетка ставит перед Ростовом грандиозные задачи. Но за нею уже вырисовываются контуры более сложных и ответственных работ - морской порт, завоевание левого берега, создание новых парков по Дону и Темерниху, новые районы, улицы и площади, дворцы для высших школ и научных учреждений и т. д.". И наряду с этим подчеркивает: "У Ростова есть стратегический план - реконструкция всего города в целом, есть план тактический - первоочередного строительства, но база снабжения слаба, а потому и победа не обеспечена. Очередная задача - усилить всеми способами производство стройматериалов". Как всегда в работах Владимира Николаевича, в проекте Ростова большое внимание было уделено организации жилой застройки, которая должна обеспечивать наилучшую организацию быта. Владимир Николаевич писал: "План должен отразить систему жилой застройки и ее организованность. Идея построения плана по более мелким жилищным группировкам применима и в существующих застроенных районах и во вновь проектируемых. В новых частях она выявляется более наглядно. Она исходит из основных магистралей, построенных по общему плану города, но пространство между которыми решается как более или менее самостоятельная композиция с возможно большим учетом реальных заданий и потребностей. Многие сочтут такой план слишком "мозаичным", ему не будет хватать "единства", т. е. однообразной протяженной сетки. Это и будет его качество, благоприятное для создания спокойных, удобных жилых районов, лучшей организации быта, общих условий городской жизни".

Глубокое понимание Владимиром Николаевичем соотношения "стратегических" и "тактических" задач для реализации проектных решений обусловило в проекте планировки Ростова-на-Дону и его центра реалистичность предложенных решений, многие из которых, выдержав проверку временем, получили осуществление в натуре.

Наряду с проблемами восстановления крупнейших городов и их центров в послевоенные годы в Институте градостроительства большое внимание уделялось вопросам планировки и застройки поселков и сельских населенных мест.

Владимир Николаевич вместе с группой сотрудников - Г. М. Мартыновым, В. С. Рязановым, К. Ф. Князевым и др. - разрабатывал "образцовые проекты" планировки поселков сельского типа. Был выпущен альбом проектов планировки, в которых предусматривалось четкое зонирование, выделение в композиции общественного центра и парка, создание сети обслуживающих учреждений.

Схема планировки колхозного поселка.
В 1945 г. в Проектно-техническом бюро Академии архитектуры СССР Владимир Николаевич руководил коллективом сотрудников Института градостроительства, проектировавшим колхоз им. Некрасова Калининского района Калининской области. Планировка колхозного селения решалась комплексно с застройкой - разрабатывались генеральный план, общественный центр и главная улица (архит. В. С. Рязанов) и проекты жилых и общественных зданий - сельского Совета, школы, детского сада и яслей, библиотеки, больницы (архитекторы А. Ершов, Р. Смоленская, Э. Знаменская и др.).

Проектируя сельскохозяйственные поселки - "агрогорода", Владимир Николаевич подчеркивал специфику функциональных и композиционных требований к сельским населенным местам в современных условиях. "Трудность композиции, - говорил он, - здесь заключается в большом количестве мелких одинаковых элементов. Приемы композиции должны быть направлены на укрупнение и разнообразие. Старое село развивалось линейно. При укрупнении после определенного предела требуется новое - глубинное развитие. Это требует новых способов планировки, - впервые решения квартала, разделения улиц на главные и второстепенные, введения среди застройки свободных озелененных пространств.

Производство становится более мощным, постройки крупнее. При соблюдении всех требований и разрывов нужно архитектурно подчеркнуть производство".

***

За послевоенную пятилетку был выполнен огромный объем строительных работ в городах и сельской местности. Вместе с работами по строительству новых и реконструкции сложившихся городов, осуществленными в предвоенные годы, советским градостроительством был накоплен большой опыт планировки городов, застройки жилых кварталов, центров и магистралей, организации городских парков.

Этот опыт, а также отдельные вопросы планировки в зарубежных странах освещались в статьях сборника "Проблемы современного градостроительства", который начал выходить в 1947 г. под редакцией Владимира Николаевича.

На основе обобщения опыта планировки и застройки советских городов в конце 40-х - начале 50-х годов в Институте градостроительства коллективом авторов под руководством Владимира Николаевича были начаты работы над капитальными трудами: "Застройка советских городов. Архитектурно-планировочные вопросы", "Озеленение советских городов" и позднее "Планировка и застройка советских городов", вышедшие почти одновременно из печати во второй половине 50-х годов.

Все эти книги были трудами коллектива опытных специалистов градостроителей. Их отличали ясность теоретических концепций и глубокое знание опыта планировки и застройки городов страны, а также богатство и высокое качество графического материала.

Коллективно обсуждалось построение книг и содержание отдельных глав. Владимир Николаевич, сам блестяще владевший искусством изложения и русским языком, работал вместе с каждым автором над отдельными разделами и редактировал книгу в целом, им создавались общность теоретических положений и характера изложения.

Книга "Застройка советских городов. Архитектурно-планировочные вопросы" (общая редакция В. Н. Семенова) стала первой капитальной работой, систематизирующей, обобщающей и анализирующей опыт планировки и застройки советских городов и определяющей теоретические основы планировки и застройки городов в новых социально-экономических условиях10.

Основное внимание в книге "Застройка советских городов" уделялось градостроительным проблемам жилищного строительства. Это отвечало потребностям жизни - в июле 1957 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О развитии жилищного строительства в СССР", в котором была определена новая грандиозная программа решения жилищной проблемы в стране. Проблемы жилищного строительства в книге рассматривались не изолированно в масштабе жилого района и микрорайона, а в органической взаимосвязи с планировкой города в целом.

В главе "Планировка города и жилая застройка" рассматривались размещение нового жилищного строительства и общая организация территории города, расположение районов жилой застройки относительно промышленных предприятий и транспортных устройств, организация в городе открытых пространств и система размещения зеленых насаждений, строительное зонирование и размещение застройки первой очереди, внутригородские транспортные связи и районирование города, формирование общегородского центра. Характерно также наличие специальной главы о застройке магистральных улиц. Вопросы жилой застройки таким образом связывались со структурой и архитектурой города, застройкой его улиц и площадей и не имели присущих отдельным, более поздним, работам недостатков рассмотрения организации микрорайонов и жилых районов без органической связи с развитием планировочной структуры города и формированием его архитектурного образа.

Книга "Озеленение советских городов" была написана сотрудниками сектора благоустройства и озеленения населенных мест Института градостроительства Академии архитектуры11. В. Н. Семенов был ее главным редактором. В книге-пособии по проектированию для архитекторов, работающих в области озеленения городов, были освещены общие вопросы озеленения советских городов (система, классификация и нормы зеленых насаждений) и рассмотрены в аспекте архитектурной композиции декоративные качества растений и использование этих качеств при озеленении городов. Озеленение городов в этой книге рассматривалось как неотъемлемая часть научной и практической деятельности в области советского градостроительства, а проблемы озеленения - в неразрывной связи с вопросами культурно-просветительного, архитектурно-художественного, планировочного и санитарно-гигиенического характера.

В 1947 г. Владимир Николаевич делает доклад на VIII сессии Академии архитектуры СССР "Архитектурно-планировочная организация жилых районов советских городов". Формулируя принципиальные основы советского градостроительства, он пишет: "Исходя из самой сущности советского строя наше градостроительство является демократическим. Это ярко выражается в создании новых и реконструкции существующих городов, где исчезли контрасты благоустроенных центров и антисанитарных рабочих окраин.

Равномерное обслуживание населения как в отношении благоустройства, так и культурно-бытовых учреждений во всех частях города лежит в основе проектирования социалистического города".

Общие принципиальные положения Владимир Николаевич конкретизирует, развивая выдвинутую еще ранее советскими градостроителями идею "социалистического квартала, большого по величине, с полным бытовым и культурным обслуживанием".

На основе анализа практики, материалов проведенных конкурсов Владимир Николаевич выдвигает ряд основных положений архитектурно-планировочной организации жилых районов советских городов, членения жилой застройки на районы, подрайоны, жилые комплексы и группы. Эти положения сохраняют свою актуальность и правильность и в современных условиях.

***

После войны особенно многообразна и плодотворна была деятельность Владимира Николаевича как эксперта-консультанта. Он участвует в рассмотрении и дает заключения по проектам планировки Красноярска, Казани, Магнитогорска, Ленинграда, городских центров Калуги, Брянска, Новгорода, Новороссийска и отдельных крупных объектов - Крещатика, санатория в Цхалтубо, университета и моста в Ростове-на-Дону.

Важное место в этой работе занимает Ленинград, генеральный план развития которого, разрабатываемый в тот период под руководством Н. В. Баранова, Владимир Николаевич консультировал и экспертировал. В 1946 г. он дает заключение по записке "Об основных положениях генерального плана развития города Ленинграда" и по проекту постановления; в 1947 г. - "Заключение по архитектурно-планировочной части проекта устройства дамбы для защиты Ленинграда от наводнения"12.

Возвращаясь к объектам, над которыми он работал раньше, Владимир Николаевич дает заключение по сводной программе работ по планировке городов Кавказских Минеральных Вод, которые должны были быть пересмотрены, так как прошло более 12 лет после проведения первых работ и, кроме того, большинство ранее составленных документов во время войны погибло. В этом заключении интересна та большая требовательность, с которой В. Н. Семенов подходит к полноте исходных данных, которые должны были быть выданы Министерством здравоохранения, и постановка таких сложных научных проблем, как микроклиматические обследования, передача лечебных вод на расстояние и др., решение которых требовало участия научных учреждений и специалистов другого профиля.

В этих экспертизах, базировавшихся всегда на совершенном знании объектов, представляет большой интерес профессиональная конкретизация общих принципиальных положений, например взаимосвязь композиционных решений с природными условиями. Говоря о решении Крещатика, Владимир Николаевич пишет: "Хрещатая долина издавна была наиболее удобной дорогой к Днепру. Здесь сказалось правило: куда идет движение, туда идет торговля. Но с законом торговли борется "закон воды". Главное, наиболее красивое, притягивающее к себе людей, - это берега большой реки. Недаром издавна на берегу Днепра выросла Лавра, стал Михайловский монастырь. Недаром Растрелли поставил на Днепре два своих замечательных творения - Путевой дворец и Андреевский собор. Не случайно стали на берегу и Дом Верховного Совета и Дом правительства.

И если бы не было оврагов, раздваивающих набережную, то закон воды был бы услышан всеми: лицо Киева на Днепре.

Сложный рельеф не отменяет закона - он только усложняет и затрудняет задачу и одновременно делает ее интересной и увлекательной.

И если это так, то площадь им. Сталина должна получить гораздо большее звучание. Это не перекресток, не развязка движения, не вход на Крещатик, а парадная площадь, расположенная на набережной при пересечении ее с Крещатиком".

Владимир Николаевич прекрасно знал историю градостроительства, архитектуры и искусства. Сохранившиеся отзывы на работы по истории градостроительства показывают, например, по главе учебника "Древнеримское градостроительство" наряду с глубоким зданием истории, фактологии и своеобразный градостроительный подход, которым владел Семенов. Он пишет: "Хотелось бы слить в единое понятие градостроительства вопросы архитектуры и планировки. Все еще преобладает сторона литературная, историческая, искусствоведческая. Следовало бы усилить уклон профессиональный, ведь нужно подготовить специалистов". Далее Владимир Николаевич раскрывает и конкретизирует это общее положение на примерах градостроительства Древнего Рима.

***

Бюро планировки при картоиздательстве, проектные мастерские Гипрогора и Главного архитектурно-планировочного управления Москвы, Кабинет планировки и садово-парковой архитектуры и Институт градостроительства Академии архитектуры СССР - везде Владимир Николаевич, работая как ученый и проектировщик, был учителем и воспитателем, создателем советской градостроительной школы, одним из основополагающих принципов которой была неразрывная связь градостроительной теории с практикой строительства и проектирования. Этот принцип находил свое воплощение в совместной работе. Владимир Николаевич всегда сам проектировал вместе с сотрудниками мастерских, которыми он руководил. Отдельные фрагменты и сложные узлы генеральных планов разрабатывались во многих вариантах, которые анализировались и обсуждались. Владимир Николаевич высоко ценил интересные по композиции и артистически прорисованные проекты и в то же время требовал обоснования этих предложений, глубокого изучения реальной действительности и проектируемых городов. Большое внимание уделялось натурным обследованиям и изучению города в его развитии.

Еще в 1912 г. в своей книге "Благоустройство городов" Владимир Николаевич писал о необходимости изучения "старых планов" городов. Он писал, что сравнивая их, проектировщик "сразу увидит, как город развивался в прошлом, и поймет направление, в каком он будет развиваться в будущем. Изучение городов подходящего типа особенно в данном случае полезно" (с. 157), далее Владимир Николаевич указывает необходимые для проектировщика данные, характеризующие природные и климатические условия, а также подчеркивает, что исключительное значение для проектировщика имеет изучение "существующего траффика" и приводит схемы траффиков Лондона и Парижа.

Проектируя вместе со своими сотрудниками и учениками Сталинград, Кавказские Минеральные Воды, Ростов-на-Дону и другие города, Владимир Николаевич непрестанно показывал пример глубоко профессионального знания проектируемых городов, истории их развития, современного состояния экономики, транспорта. Это же требовалось от его учеников - глубокое целенаправленное изучение реальной действительности, и на этой твердой основе разработка предложений со взглядом "далеко вперед".

В Академии архитектуры в послевоенные годы Владимир Николаевич вел работу с аспирантами. (Институт аспирантуры Академии архитектуры в 1947 г. был реорганизован и аспиранты творческого факультета были распределены по институтам различного профиля.) В Институте градостроительства аспирантов было немного, В. Н. Семенов сам принимал вступительные и кандидатские экзамены, внимательно знакомился с планами и работами каждого, рассматривал проекты, разработка которых была для аспирантов обязательной. Он также руководил некоторыми диссертационными работами и выступал оппонентом по отдельным диссертациям. При высокой требовательности для Владимира Николаевича было характерно исключительно заинтересованное отношение к проектным и диссертационным работам сотрудников и аспирантов, их творческим находкам и удачам. Он всегда с нескрываемым интересом и радостью отмечал то новое, что он находил в работах молодежи: на полях работы отмечалось "я этого еще не знал"- это удавалось заслужить не часто. Его эрудиция и знания были огромны.

Он всегда высоко ценил хорошее знание практики и изучение этой практики в натуре путем проведения обследований, сбора и анализа новых, еще неопубликованных материалов. Резкой критике подвергалась поверхностность, "публицистичность" в смысле противопоставления глубокому профессиональному анализу общих рассуждений, или "рецептов", которые, как говорил Владимир Николаевич, "никого не научат компоновать".

В диссертационных работах исключительно большое внимание уделялось графическому материалу - его новизне, соответствию содержанию текста и качеству композиционных решений.

Высказывания Владимира Николаевича по научным работам и диссертациям при всем их различии в зависимости от объекта исследования всегда имели общую методическую и принципиальную направленность. Неизменно прежде всего подчеркивалась необходимость и важность "объединяющей идеи". Высокий профессионализм Владимира Николаевича - градостроителя-практика находил своеобразное выражение при рассмотрении им теоретических работ. Так, в своих рекомендациях по завершению одной из диссертационных работ13 Владимир Николаевич подчеркивал необходимость более четкого выявления "главной оси" исследования и "системы" его построения. "Необходимо, - писал он, - еще раз пересмотреть общее построение всей работы, определив главную ось и подчинив ей остальные, чтобы они не выглядели самодавлеющими. Главную ось (III глава) усилить, отведя ей главное место (половину), вспомогательные притушить (здесь, а вообще где-то развить и напечатать), сократить и сделать подсобными... Не чувствуется четкой системы построения. Выводы приемлемы, но требуют точных формулировок. ..

Много хороших замечаний местного значения, а где обобщения хотя бы в масштабе Урала?"

Он неоднократно повторял, что при крупных масштабах градостроительной задачи схема плана должна быть простой и ясной, и в то же время не сдерживать архитектурные возможности. Говоря о традициях и их преемственном продолжении при планировке Измайлова - района столицы, имевшего многовековую историю, конкретизировал это, указывая на необходимость при построении плана раскрыть улицы и магистрали на собор на Измайловском острове, сохранить и развить идею устройства прудов, при композиции застройки использовать живописные приемы, объединяющие застройку с парковым массивом. Он не любил поучать, давать "рецепты", но в каждом разборе проектов, в каждом выступлении на заседаниях ученого совета, на совещаниях каждое конкретное явление он рассматривал с глубоких научных, принципиальных позиций, и это служило уроком молодежи и сотрудникам института.

"Градостроитель, планировщик, архитектор - каковы их различия? Планировщик всегда думает в первую очередь и только о размещении в плане (например, решая вопрос о сочетании жилых и общественных зданий), архитектор-объемщик о характере архитектуры самого здания. Градостроительный подход - комплекс".

Общие положения Владимир Николаевич всегда подтверждал убедительными примерами из отечественной и зарубежной градостроительной практики. Отдельные высказывания стремились записывать, сохранились фрагменты.

Владимир Николаевич непрерывно подчеркивал важность неразрывного единства решения плана и объема. "Архитектор, - говорил он, - делая план, должен видеть не сетку улиц, а организующую улицу застройку. Анализ и оценку планировки нужно проводить как основы плохой или хорошей для построения застройки. Недостаток многих проектов, когда имеется только "логическая схема", но не архитектурно-художественная. Необходима прорисовка площадей и узлов. Архитектура, в том числе и города, - фон и акценты, узлы. При проектировании особое внимание их размещению, решению каждого из них и их взаимному соотношению и соподчинению. Очень важен здесь "масштабный строй". Короткие улицы построены, как правило, на приеме одного масштабного строя. Улицы большой протяженности обычно строятся на принципе закономерной соподчиненности зданий различной масштабности. Так, на Невском проспекте здания, расположенные в пределах "коридорных отрезков", построены в целом в более мелком масштабе, чем на его площадях".

Неоднократно также подчеркивалось, что необходимо идти от общего к частному, искать главное - общую идею, на стадии генерального плана-замысла необходимо беспощадно выбрасывать деталировку, решать главное, делать варианты не деталей, а общего решения, главного в композиции, продумывать основные связи; не решать изолированно отдельные куски.

Основным принципом как при проектировании, так и в исследованиях служит, говорил Владимир Николаевич, комплексное решение трех основных проблем - оптимальных условий проживания, экономики и наиболее выразительных приемов застройки. Но важно не только иметь принципы, но уметь эти принципы не оставить абстрактными, действовать профессионально при проектировании, нормировании и анализе конкретного материала. На протяжении всей своей деятельности Институт градостроительства и сам Владимир Николаевич большое внимание уделяли принципам и приемам организации жилой застройки. Различным условиям организации жизни должны соответствовать разные композиционные приемы организации застройки. Нельзя противопоставлять, говорил Владимир Николаевич, как две единственно возможные системы, периметральную застройку, что неизбежно ведет, особенно при повышении этажности, к улице-коридору, и застройку отдельными зданиями, что в чистом виде ведет к архитектурному и градостроительному уничтожению улицы, утере четкой связи отдельных частей города между собой, распаду жилых комплексов на отдельные части. Система застройки должна быть такова, чтобы были выражены отдельные здания и была установлена связь между всеми зданиями, чтобы эти здания составили ансамбль улицы.

Приводя примеры из истории градостроительства, Владимир Николаевич много внимания уделял проблеме взаимоотношения архитектуры и природы в городе и особенно в крупнейших с их исторически сложившимися ансамблями.

Так с его точки зрения, неправильной была посадка деревьев на Невском, который на это архитектурно "не рассчитан"; решение сквера на площади Свердлова в Москве, где озеленение в виде "добродушной рощицы" совершенно не гармонирует ни с ролью площади в ансамбле столичного центра, ни с мощной величественной колоннадой Большого театра. (И действительно, старинная фотография 80-х годов прошлого века со строгой регулярной планировкой и стриженной зеленью делает площадь гораздо более значительной и выявляет архитектуру Большого театра.)

Для молодежи большое воспитательное и познавательное значение имели не только собственно занятия Владимира Николаевича с аспирантами и сотрудниками, но и ученые советы Института градостроительства. Рассмотрение научных работ - отдельных авторов, коллективных и диссертационных, по существу, являлось обсуждением основных острых и волнующих проблем архитектуры и градостроительства. В обсуждении принимали участие специалисты, имевшие многолетний опыт практической деятельности в области проектирования городов и опыт теоретической работы: В. В. Бабуров, В. В. Семенов-Прозоровский, В. А. Лавров, Л. М. Соболев, А. А. Галактионов, Н. С. Смирнов, Я. П. Левченко и др. Дискуссии, споры, выступления умело и твердо направлял Владимир Николаевич, неизменно ориентируя на выявление и решение главных принципиальных проблем.

Общими требованиями и характерными чертами выступлений были всестороннее знание фактического материала и глубокий его анализ, рассмотрение сложных явлений без "упрощенчества", высокий профессионализм и при комплексном подходе ярко выраженное внимание к проблемам архитектуры и композиции.

Широкое обсуждение получили проблемы дальнейшего развития Москвы, архитектуры жилого дома и типизации жилой застройки. Выступая на ученом совете Института градостроительства в начале 1954 г., Владимир Николаевич анализировал проблемы типизации и говорил о том, что основная трудность и опасность типизации - возможность потери индивидуального лица городов. Преодоление этого он видел прежде всего в районировании при применении различных типовых проектов, например районирование в практике Армении, одной из самых маленьких по населению и территории союзных республик, но где, как он говорил с уважением, "умеют создавать архитектуру". Должны быть, утверждал он, четко ограничены пространственные границы применения типовых проектов. Вторым требованием для создания индивидуального архитектурного образа городов при застройке типовыми домами он считал формирование центров городов и поиски новых и прогрессивных композиций жилой застройки.

В начале 50-х годов большое внимание архитекторов и градостроителей привлекало проектирование и строительство высотных зданий. Проблемы размещения высотных зданий разрабатывались в Институте градостроительства и обсуждались на ученом совете института. Выступая на одном из них, Владимир Николаевич говорил: "Высота Дворца Советов - 400 метров - определена из соображений внешнего силуэта. Что важнее: силуэт или панорама или местные ансамбли "изнутри". Оптимально, когда эти требования совпадают. Важнее ансамбли "изнутри", их построением и архитектурным решением и нужно заняться". Владимир Николаевич возмущался всегда, когда видел, что композиционные вопросы решаются без учета действительного восприятия города "изнутри" и связи этой архитектуры с жизнью людей, их бытом, удобствами, функциональной целесообразностью.

Мысли и высказывания Семенова и сегодня сохраняют актуальность как в те, уже далекие годы, когда шло восстановление из пепла русских городов, когда после победы в Великой Отечественной войне гигантским фронтом разворачивалась по всей стране созидательная работа. На основе богатейшего опыта научной, творческой и организаторской работы Владимир Николаевич разрабатывал те главные принципы, которые должны быть положены в основу работы градостроителя, тот метод, который должен быть положен в основу поисков: "Когда решается какой-либо вопрос, то первое - это анализ, продумывание практики; второе - это отбор из этой практики прогрессивных конкретных решений; третье - обобщение и установление на основе прогрессивных конкретных решений общих принципов и положений". Критерием градостроительных решений всегда было создание наилучших условий для жизни людей.

В. Н. Семенов. Медаль к столетию со дня рождения.
Владимир Николаевич является одним из основных создателей советской градостроительной школы. Деятельность многих людей, плодотворно работавших в советском градостроительстве, многие годы неразрывно связана с его творческой и научной деятельностью.

"Советская архитектура, - было написано в сборнике Союза советских архитекторов, посвященном 50-летию Советской власти, - может гордиться многими своими выдающимися деятелями, создавшими целые школы и направления, людьми, чей вклад в отечественное зодчество не исчерпывается проектами и постройками, пусть даже самыми крупными, а дополняется их учениками, ныне определяющими творческое лицо советской архитектуры.

Имена братьев Весниных, М. Гинзбурга, И. Жолтовского, А. Таманя-на, Л. Руднева, А. Бурова, В. Семенова, И. Фомина и многих других зодчих потомки будут произносить с благодарностью. Они являют собой примеры умного, честного, принципиального и высокопрофессионального отношения к воспитанию архитектурной молодежи" [76, с. 9].

"Градостроительство - это высокое искусство", - говорил Владимир Николаевич. Как всякое искусство - градостроительство неразрывно связано с историей и "духом" народа, природой страны, социальным строем и научно-техническим прогрессом. Города - одно из сложнейших созданий человеческой цивилизации - растут и развиваются столетиями и тысячелетиями, имена их создателей редко сохраняет история, еще реже, чем имена зодчих, построивших отдельные сооружения.

Градостроительное искусство, "подножием" к которому, как и в других искусствах, должно быть поставлено "ремесло", требует больших знаний, высокой культуры и организации. Градостроитель - это всегда руководитель творческого коллектива, от деятельности которого неотделима его работа. Вместе с изучением истории городов, развития структуры и архитектуры, важное значение имеет изучение творчества людей, посвятивших себя трудному и сложному искусству градостроительства, одним из которых по праву в русском и советском градостроительстве является Владимир Николаевич Семенов.

Профессиональное мастерство, эрудиция, гражданственность, патриотизм, принципиальность, огромная увлеченность искусством архитектуры и градостроительства - эти черты характерны для всей долгой жизни и творческой работы В. Н. Семенова. Через всю его жизнь красной нитью проходило единство творческих и моральных принципов и новаторство - он был подлинным пионером в решении градостроительных задач, которые ставила перед ним жизнь страны. В его деятельности сочетались неизменное стремление создать наилучшие условия жизни населения и забота о красоте городов. Творческое наследие Владимира Николаевича велико и мало изучено. Его градостроительные идеи и концепции сохраняют свое жизненно важное значение и в настоящее время.

Сочетание теоретических знаний и профессионального мастерства с практической и организаторской деятельностью, характеризовавшее работу Владимира Николаевича на протяжении многих десятилетий, - один из основополагающих принципов советской градостроительной школы. В условиях советского общества при огромном размахе градостритель-ных работ проектирование и руководство планировкой и застройкой населенных мест требует соединения профессионального мастерства с государственной деятельностью крупных масштабов, с разработкой сложных теоретических проблем.

Владимир Николаевич Семенов был одним из тех выдающихся архитекторов-градостроителей, сочетавших многогранную практическую и научную деятельность с подготовкой специалистов, творчество и высокая принципиальность которого продолжает служить примером для советских градостроителей.

К началу страницы
Оглавление    Глава III. Архитектурная реконструкция Москвы  Печатные работы В. Н. Семенова