Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Персоналии
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Николай Андрущенко, Сергей Зубарев, Владимир Ленченко
Днепропетровск: Архитектурно-истоический очерк


АРХИТЕКТУРА ПОБЕДИВШЕГО СОЦИАЛИЗМА

Зодчество, рожденное Великим Октябрем (1917-1932 гг.)

В октябре 1917 г. власть стала принадлежать народу. Людям труда стало принадлежать все, что было создано и построено их рабочими руками. С первых дней Советской власти строительство находилось в центре внимания нового рабоче-крестьянского правительства. На основании специального декрета в июне 1918 г. был организован Комитет государственных сооружений, призванный руководить строительством в стране. В том же году на местах приступили к созданию губернских "комсооров". Однако планы мирного строительства были сорваны внутренней контрреволюцией и интервенцией империалистических государств. Началась гражданская война - серьезное испытание на прочность, выпавшее на долю первого в мире социалистического государства.

Екатеринослав оказался в числе городов, сполна изведавших все горести военного времени и гражданской войны. Несколько раз он переходил из рук в руки. Лишь в декабре 1919 г. город был окончательно освобожден.

Советская власть выстояла. Открылась новая страница в биографии всей страны и каждого отдельного города. Свершившаяся революция оказала громадное влияние на все стороны жизни общества. Перестройка общественного сознания привела к качественным изменениям в искусстве, в том числе в архитектуре. Рождение новых общественных идеалов сопровождалось формированием новых эстетических взглядов. Смена стиля в архитектуре была неизбежной, и она не заставила себя ждать. Творческая оппозиция, подспудно зревшая в недрах старого официального искусства, прорвала каноны и догмы академизма, дала толчок развитию ярких и смелых новаторских направлений. Все виды искусства в то время находились в самом тесном взаимодействии друг с другом и архитектура была среди лидеров. Убедительный пример этому - проект памятника III Интернационалу, созданный В. Татлиным в 1919 г., производивший неизгладимое впечатление на современников и ставший в определенной мере одним из символов эпохи. "Башня Татлина" и сейчас поражает воображение дерзостью архитектурного замысла. Произведение открывало неизвестные ранее пути формальных поисков в искусстве пластики, вдохновляло архитекторов и художников на активное творческое преобразование действительности. Однако прежде необходимо было вырваться из цепких объятий разрухи, принесенной гражданской войной.

Промышленные объекты

Как можно скорее надо было возродить промышленность. Героические усилия потребовались для того, чтобы разжечь пламя потухших доменных печей крупнейшего металлургического завода им. Г. И. Петровского. 25 октября 1923 г. рабочие завода телеграфировали В. И. Ленину о пуске доменной печи № 2. Полностью завод был восстановлен в 1925 г. Одновременно шел ремонт мощного трубопрокатного завода бывшего франко-бельгийского акционерного общества "Шодуар", переименованного в 1922 г. в трубопрокатный завод им. В. И. Ленина. В 1924 г. в национализированных мастерских по изготовлению церковных свечей была организована обувная фабрика. В 1926 г. на базе железнодорожных мастерских был создан вагоноремонтный завод им. С. М. Кирова. В 1929 г. произошло преобразование мастерских службы движения в электротехнический завод "Светофор". В 30-х годах из металлургического завода им. Г. И. Петровского выделился цех металлоконструкций и превратился в самостоятельный завод, на котором впервые в мире, под руководством академика Е. О. Патона, осуществлялось промышленное освоение автоматической сварки под флюсом.

Таким образом, в первые годы Советской власти интенсивно восстанавливались и реконструировались промышленные предприятия как первооснова дальнейшего развития всего народного хозяйства.

Жилые дома

Государство проявляло заботу о строительстве жилья. Первые дома в городе после гражданской войны были построены для рабочих завода им. Г. И. Петровского. Два поселка - им. Фрунзе и им. Крупской - возникли в непосредственной близости от промышленного предприятия. Массовое строительство одноэтажного жилья в городе было вызвано экономическими трудностями: не хватало материалов, механизмов, рабочих рук. В это время такие поселки строились по всей стране. Необходимо было ликвидировать жилищный кризис. Рабочие поселки первых лет Советской власти не шли ни в какое сравнение со стихийной хаотической застройкой бывших заводских окраин. Строительство велось планомерно по специально разработанным нормам. К проектированию привлекались ведущие архитекторы. Неоднократно проводились конкурсы на лучший жилой дом для рабочей семьи. В 1923 г. такой конкурс состоялся в Москве, в нем приняли участие известные архитекторы братья Веснины, А. Белогруд, А. Бекетов. Результаты конкурсов оказывали действенное влияние на проектирование и строительство новых рабочих поселков.

Жилой дом в пос. им. Фрунзе. 1925 г., архитектор В. Троценко.

Поселок им. Фрунзе, созданный в Днепропетровске в 1925 г. и являвшийся в то время одним из лучших в республике, состоит из кварталов преимущественно квадратной формы, площадью 3,5 га, отделенных друг от друга широкими улицами. Кварталы, в свою очередь, разделены на три части внутриквартальными проездами. Все дороги замощены и благоустроены; к ним примыкают зеленые газоны. Со временем улицы поселка превратились в тенистые парковые аллеи. Так происходило претворение в реальную действительность популярной в начале XX в. архитектурной идеи создания города-сада. Застройка кварталов осуществлена в основном двухквартирными типовыми домами усадебного типа по проекту архитектора В. Троценко. Технологией строительства предусматривалось использование местного строительного материала - шлака, целые горы которого скопились на территории металлургического завода им. Г. И. Петровского. Под руководством инженера И. Мирошниченко был разработан поточный метод возведедения жилых домов из набивного шлакобетона с помощью переставной деревянной опалубки; кроме того, была разработана технология производства шлакобетонных блоков. В результате за летний строительный сезон сооружалось более 200 жилых зданий. Таким образом удалось решить многие проблемы строительного производства того времени. В рабочем поселке предусматривалось специальное общественно-бытовое обслуживание населения. С этой целью в центре отдельных жилых кварталов размещались школы, магазины и другие общественные учреждения.

Жилой дом на пл. им. Т. Г. Шевченко. 1930 г., архитектор В. Самодрыга.

В это же время в центральной части города, наряду с восстановлением старого жилого фонда, началось выборочное строительство отдельных многоэтажных жилых домов. Облик этих новых жилых зданий отражал революционную смену стиля в архитектуре. Первые образцы "конструктивизма" появились в городе. Не только творческая молодежь, но и архитекторы старшего поколения попали под его влияние. Д. Скоробогатов, много строивший в городе, бывший главным архитектором Екатеринослава, создал интересный проект "конструктивистского" жилого дома, возведенного в 1925 г. на пересечении улиц Алтайской и Караваева. Автор умело воспользовался новой палитрой архитектурных приемов, наглядно продемонстрировав, что талант и мастерство являются залогом успешной работы в рамках любой архитектурной школы. Совершенно гладкие плоскости стен архитектор разнообразил сугубо конструктивными элементами: бетонными поясами, стягивающими здание по верху оконных проемов, и угловыми окнами, как бы разрывающими стены здания в месте их пересечения. К этим лаконичным средствам архитектурной выразительности необходимо добавить возвышающуюся угловую часть здания, вокруг которой, словно на шарнирах, развернуты боковые крылья. Похожие композиционные приемы использовал архитектор В. Самодрыга в жилом доме, построенном для общества политкаторжан в 1930 г. Это здание стало архитектурным акцентом застройки Октябрьского пер.

Жилой дом в Октябрьском пер. 1931 г., архитектор Корсунский.

Другой конец переулка, выходящего на Октябрьскую пл., завершил жилой дом, созданный в 1931 г. по проекту архитектора Корсунского, который успешно продемонстрировал композиционное богатство приемов нового стиля. Живописная конфигурация дома образована сдвижкой разновысоких секций в горизонтальной плоскости. Широкие мягкие обводы ограждений глубоких лоджий, скругленные на углах, подчеркивают сильные уступы, придавая объемно-пространственной композиции здания острую пластическую выразительность.

Общественные здания

Революция, обновившая Общественную жизнь страны, обусловила появление новых типов общественных зданий, каких не знала раньше мировая архитектурная практика. В 1922 г. на I съезде Советов С. М. Киров выступил с предложением построить для новой народной власти Дворец Советов в Москве. На местах также откликнулись на принятое съездом решение. В 1923-1925 гг. в Амур-Нижнеднепровском районе (тогда еще Екатеринослава) было сооружено здание местного районного Совета депутатов трудящихся. Это было одно из первых в стране зданий подобного типа. В общественных зданиях Днепропетровска новый стиль проявился несколько позднее, чем в жилье. Так, Д. Скоробогатов, проектируя в стиле конструктивизма жилые дома, в то же самое время здание райсовета решил в формах классики, правда уже с некоторыми признаками нового архитектурного веяния.

Здание проектного института (бывший районный Совет депутатов трудящихся в Амур-Нижнеднепровском р-не). 1925 г., архитектор Д. Скоробогатов.

Дальнейший социальный прогресс сдерживался наследственной отсталостью в развитии страны. На первых порах надо было найти наиболее доступные формы приобщения самых широких народных масс к достижениям культуры и науки. Выполняя поставленный временем социальный заказ, архитекторы Днепропетровска приняли активное участие в создании Дворца охраны здоровья, затем Дворца труда. Сооружение перечисленных выше объектов наглядно проиллюстрировало свершившуюся историческую метаморфозу: пришла очередь на смену царским дворцам строить дворцы для народа. Произошла фантастическая трансформация понятия "дворец", приобревшего совершенно новое содержание. Однако в самом начале этих преобразований архитекторы продолжали оставаться в плену старых слов: им казалось, что дворец рабочих должен быть похож на дворец вельмож. Возможно поэтому первый народный дворец в городе, созданный по проекту архитектора А. Красносельского, был решен в традиционной архитектурной одежде классических форм. Здание размещалось в непосредственной близости от строящегося рабочего поселка им. Фрунзе и предназначалось для лечения, а также для пропаганды санитарных знаний среди металлистов "Петровки". Особенность функционального решения состояла в объединении под одной крышей лечебных помещений с лекционными и выставочными залами. По сути дела, новое учреждение представляло собой поликлинику с огромными залами ожидания, предназначенными одновременно для санитарно-воспитательной работы. План здания скомпонован по классической трехчастной схеме, в которой центральный и два боковых блока объединены в целостную объемно-пространственную композицию 2-этажными переходами. В боковых крыльях сосредоточены основные помещения здания - залы для выставок, лекций, собраний; к ним примыкают с двух сторон лечебные кабинеты. Залы освещаются с торцов. Со стороны главного фасада боковые блоки завершаются выступающими полукруглыми эркерами, 3 которых прорезаны широкие окна для освещения залов ожидания многоцелевого использования. Выступающим боковым частям противопоставлена западающая полукруглая ниша центрального объема с главным входом. Грандиозная арка-ниша на всю высоту здания, обрамленная классическими колоннами, "вовлекает" наружное пространство внутрь сооружения, как бы приглашая зайти в интерьер. Этот композиционный элемент является ключевым в формировании архитектурного образа здания. Дворец охраны здоровья или, как его еще называли, Дворец профилактики был открыт в канун 10-й годовщины Советской власти.

Проект Дворца труда. 1927 г., архитектор А. Красносельский.

Изменения эстетических взглядов в середине 20-х годов XX в. оказались слишком радикальными, чтобы их можно было уместить в рамки традиционной палитры архитектурных средств выразительности. Поэтому, когда в 1925 г. был объявлен всесоюзный конкурс на Дворец труда в Екатеринославе, только один проект оказался выполненным в формах классики - все остальные представляли различные направления набиравшего силу конструктивизма. Ни один из отмеченных жюри проектов не был пригоден к исполнению в натуре, и дальнейшее проектирование поручили А. Красносельскому, который должен был разработать проект в соответствии с реальными техническими и экономическими возможностями строительства. Чувствуя большую ответственность за порученное дело, А. Красносельский попросил дать ему возможность ознакомиться с передовым опытом проектирования и строительства в нашей стране. Его направили в творческую командировку в Москву, Ленинград, Киев. Во время поездки А. Красносельский познакомился с идеей создания первых рабочих клубов, которая восходит к 1918 г. Тогда была составлена программа конкурса на проект Дворца рабочих для Петергофского района Петрограда, задавшая тон последующим, в том числе и составленной для Екатеринослава. Отрицая пустое времяпрепровождение в клубах царской России, новая программа клубов декларировала необходимость сделать доступными для народа занятия наукой, искусством и спортом. В связи с этим в клубах предусматривалось место для народного университета, библиотеки, театра, спортивного зала, кружковых комнат.

Дворец культуры металлургов им. Ильича (бывший Дворец труда). 1932 г., архитектор А. Красносельский.

Важной вехой в проектировании культурно-просветительных учреждений нового типа явился конкурс на Дворец труда, проведенный в 1923 г. в Москве, который дал ответ, по какому пути будет развиваться новое стилевое направление советского зодчества. Признание новаторского проекта братьев Весниных лучшим на конкурсе открыло дорогу новым поискам формообразования в архитектуре без оглядок на классицистические традиции.

Фрагмент главного фасада Дворца культуры металлургов им. Ильича.

Непосредственное знакомство А. Красносельского с творчеством передовых советских зодчих, безусловно, оказало плодотворное влияние на дальнейшее проектирование екатеринославского Дворца труда. Вернувшись из поездки, архитектор буквально в течение нескольких дней закончил работу, однако стихией его все же осталась классика: наряду с ультрановыми формами стеклянных призм-эркеров, поднимающихся на всю высоту главного фасада, нашли место своеобразные портики с квадратными столбами вместо круглых колонн, украшающие боковые крылья здания; в конструктивистскую ткань фасадов, где торжествует эстетика прямой линии и прямого угла, неожиданно вторгаются криволинейные арочные проемы; ровная плоскость стены оживлена лопатками, расположенными между оконными проемами. В объемно-пространственной композиции Дворца труда А. Красносельский успешно соединил в единое целое элементы классики и конструктивизма. В проектировании этого объекта проявилась с полной силой методологическая установка, нацеленная на свободный творческий поиск, не скованный узкими рамками стилевых ограничений, позволяющая максимально раскрыть индивидуальное мастерство талантливого автора. В результате Дворец труда оказался самым значительным архитектурным произведением А. Красносельского.

Зрительный зал Дворца культуры металлургов им. Ильича.

Блестяще справился архитектор с трудностями функционального решения здания. Интересен состав помещений нового сооружения, дающий представление о значении народных клубов того времени. Центральное место в симметричной композиции занимает театр. Два боковых корпуса соединены с театром полукруглыми крыльями. В левом 2-этажном объеме внизу размещен кинотеатр, а на втором этаже - танцевальный зал. Первый этаж правого корпуса занимает спортзал, на втором находится библиотека, в закругленных крыльях - клубные помещения. Органичное соединение в объемно-пространственной композиции отдельных блоков с четким зонированием функциональных процессов позволяет автономную эксплуатацию клубной и зрелищной частей здания.

Инженерно-строительный институт. 1930 г. архитектор Г. Швецко-Винецкий.

Дворец труда, также как и Дворец профилактики, был построен возле рабочего поселка им. Фрунзе и предназначался прежде всего для обслуживания трудящихся металлургического завода им. Г. И. Петровского (впоследствии он был переименован в Дворец культуры металлургов им. Ильича). Здание закончено строительством к 15-й годовщине пролетарской революции.

Аудитория инженерно-строительного института.

С одной стороны, ликвидация неграмотности, с другой - подготовка специалистов высшей квалификации - таков диапазон задач, решаемых в первые годы Советской власти в области образования. В начале 1930-х годов в Днепропетровске строится ряд крупных высших учебных заведений. Среди них наиболее выразительна архитектура Инженерно-строительного института, выполненного по проекту архитектора Г. Швецко-Винецкого. Молодой архитектор, получивший образование в Ленинграде, воспитанный на идеалах эстетики конструктивизма, принимавший новый стиль всецело, а не только как дань уважения победившему направлению, ярко и талантливо исполнил архитектурную композицию в полном соответствии с канонами нового стиля. План здания асимметричен, на фасад выходит закругленный торец лекционного зала, придавая всей композиции острое динамичное начало. Это впечатление еще больше усиливает вынесенный наружу и нависающий над главным входом экспрессивный объем кинобудки. Выразительна зубчатая стена примыкающего с левой стороны учебного корпуса, окна которого повернуты под углом к плоскости фасада для предохранения помещений от прямых солнечных лучей. В интерьере привлекает внимание пологий пандус - излюбленный прием конструктивизма, заменивший парадную лестницу. В ребрах железобетонного покрытия лекционного зала автор помимо конструктивной необходимости увидел пластическую красоту технической формы и оставил ее открытой в качестве декоративного узора на потолке.

Институт инженеров железнодорожного транспорта им. М. И. Калинина. 1931 г., архитекторы М. Барщ, Б. Соколов.

Значительно сдержаннее архитектура Института инженеров железнодорожного транспорта, построенного в те же годы по проекту московских авторов М. Барща и Б. Соколова. Строгие параллелепипеды учебных корпусов, лишенные всяких украшений и поставленные один за другим вглубь участка, прорезаны нанизанными на одну ось многоэтажными переходами. Рядом разместилось 4-этажное студенческое общежитие, выполненное по проекту архитектора К. Щукина. Пластичные закругления углов изломанного в плане здания усилены горизонтальными полосами сплошных балконов. Стилевая принадлежность к конструктивизму подчеркнута гладкими поверхностями стен, непрерывными тягами железобетонных поясов-перемычек, квадратными оконными проемами. В строительстве комплекса сооружений этого вуза принимали участие известные инженеры Г. Моченов, Л. Ройтер, А. Илья-шенко и А. Федоров, ставший в годы Великой Отечественной войны прославленным командиром партизанского соединения.

Общежитие института инженеров железнодорожного транспорта им. М. И. Калинина. 1931 г., архитектор К. Щукин.

Рассматривая период конструктивизма в архитектуре Днепропетровска, следует отметить небольшое здание специального назначения - АТС на просп. Пушкина. Артистизм прорисовки архитектурной формы, доведенный до утонченного мастерства, проявился здесь в полную силу. Динамичные горизонтальные полосы балконных ограждений, словно выходящие из поля стены, пересекаясь в разных плоскостях на углу здания, образуют развитую скульптурную пластику фасада. И в наше время здание сохраняет силу своего эстетического воздействия, поражая непосредственностью и яркостью архитектурного языка.

* * *

1917-1932 гг. - это особый этап в развитии архитектуры Днепропетровска, так же, как и всей нашей страны. Это период рождения . нового социалистического зодчества, пора выдающихся свершений в области типологии и эстетики, выход советской архитектуры на передовые рубежи мирового зодчества.

Застройка города в первые годы Советской власти велась без генерального плана, продолжая наметившиеся ранее тенденции развития. Днепропетровск, подобно многим другим индустриальным городам, пережившим промышленный бум конца XIX в., не имел четко организованного градостроительного зонирования. Чересполосица промышленных и селитебных территорий, а также захват ценных городских земель вдоль коммуникаций речного и железнодорожного транспорта крупными заводами - негативное явление в планировочной структуре города, рожденное стихией свободного предпринимательства,- еще долго давало о себе знать.

В послереволюционное десятилетие город продолжал расти, включая в свою черту пригородные территории. В этот период административно-территориальные границы переименованного в Днепропетровск Екатеринослава впервые перешагнули левый берег Днепра. Поселки Нижне-Днепровск, Амур Пески, Воронцовка, Клочко, Чернозем и Сахалин вошли в городскую черту. Формальное присоединение левобережных территорий не было еще закреплено архитектурно-композиционными средствами. Река в то время не объединяла, а разделяла город на две неравные части. Малоэтажная застройка левого берега практически не была видна с правого. Основной массив города оставался на высоком правом берегу. Там же находился общегородской центр, протянувшийся вдоль главного проспекта. Его живописный зубчатый силуэт был образован случайным сочетанием низких и высоких архитектурных объемов. За пределами центра высота застройки резко уменьшалась и окраина города незаметно переходила в пригородную зону.

К началу страницы
Оглавление  От классицизма к модерну   К истокам классики