Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Персоналии
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Вадим Алешин, Наталья Кухар-Онышко, Владимир Яровой
Николаев. Архитектурно-исторический очерк
 

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

Город растет. На глазах одного поколения сформировался представительный ансамбль центрального ядра Николаева - площади имени В. И. Ленина; застройка Советской улицы получила свое мажорное завершение после появления Дворца судостроителей и полного обаяния и фантазии городка "Сказка". Строительство микрорайонов вдоль проспекта Ленина, возникновение новых жилых образований в Корабельном районе, в Лесках, в районе площади Победы - вот далеко не полный перечень новостроек.

Но генеральный план, принятый в 1966 году, к середине 80-х годов перестал удовлетворять растущим потребностям городского организма. Созрело противоречие между реальными процессами и предложенным старым генеральным планом статичным решением.

Во-первых (отметим, что это недостаток многих генеральных планов), реальные темпы роста города - промышленный потенциал, численность населения - опережали проектные выкладки. Количество жителей в 2000 году в Николаеве должно было составить 450 тысяч человек, и на основании этой цифры закладывались в проект емкости учреждений культурно-бытового обслуживания, необходимое количество новой жилой площади, потребные площади зеленых насаждений общего пользования, производился расчет транспорта. По данным Центрального статистического управления уже на 1 января 1985 года население города составило более 500 тысяч жителей.

Кроме того, при выборе места для строительства тех или иных сооружений виден отход, а то и прямое игнорирование положений генерального плана 1966 года. А это привело к нежелательным последствиям для города. Например, была построена Варваровская птицефабрика, которая своей санитарно-защитной зоной практически перекрыла возможность для развития города в западном направлении на правобережье Южного Буга. Вспомним, Николаев и раньше испытывал трудности с резервами для территориального роста.

И, наконец, одна из важнейших стратегических идей генерального плана 1966 года, заключавшаяся в интенсивном ведении работ по созданию искусственных территорий путем намыва, в силу целого ряда причин не была реализована. Из проектируемых 350 гектаров фактически было намыто лишь 45. Отставало и строительство на реконструируемых территориях. В целях компенсации интенсивно велось строительство на немногочисленных свободных от застройки участках.

Вместе с тем, как уже говорилось, была решена важнейшая градостроительная задача - город "повернулся лицом" к водному пространству, акватории стали существенным элементом композиционного строя Николаева. В городскую структуру после сооружения двух мостовых переходов активно включились территории, лежащие на правых берегах Южного Буга и Ингула.

Новый генеральный план города, разработанный в Гипрограде (авторский коллектив - архитекторы А. К. Кононенко, М. А. Иориш, Л. Н. Голович, А. И. Седак, экономист Л. Д. Рогодченко и другие) и утвержденный в 1985 году, можно смело назвать проектным документом нового поколения. Дело в том, что при составлении технико-экономического обоснования (ТЭО) перспективного развития Николаева в 1982 году впервые для населенных пунктов Украины и вторично в стране для учета всевозможных факторов, влияющих на развитие города, применялись новейшие математические методы с использованием электронно-вычислительной техники. Это позволило сопоставить по целому ряду параметров несколько вариантов территориального развития Николаева и выбрать из них наиболее удовлетворяющий заданным условиям. Так был осуществлен переход от интуитивных поисков оптимальной модели города будущего к рассчитанной машиной схеме территориального развития города и важнейших принципов функционального зонирования городских территорий.

В результате этого были выявлены закономерности, определяющие рост города, сформулировано отношение к его планировочной структуре, его архитектурно-художественному облику.

Экономисты, проведя тщательный анализ тенденций изменения численности населения, пришли к выводу, что к 2005 году (а именно таков срок действия нового генерального плана) количество жителей собственно города не должно существенно увеличиться и составит 560 тысяч человек, а для территорий в границах Николаевского горисполкома - 580 тысяч. Эти цифры стали отправными для решения вопросов организации территории Николаева.

Сама уникальная природная ситуация и ряд планировочных ограничений предопределили принятую в генеральном плане систему расселения. Ее основой стало сложившееся ядро города и в целом она носит ясно выраженный компактный характер. Исключение составляют обособленный жилой массив в Корабельном районе Николаева на юге, который предполагается связать с центром автобусами-экспрессами, а также Большая и Малая Коренихи на правом берегу Южного Буга, Терновка и Матвеевка севернее центрального ядра.

Схема генерального плана. Авторский коллектив Гипрограда. 1985 г.

В основу принятой планировочной структуры Николаева заложена концепция прежнего генерального плана. Территория города членится на планировочные районы, каждый из которых обладает всеми условиями для бесконфликтного развития - появятся возможности для взаимосвязи мест проживания и предприятий обслуживания, мест приложения труда и мест массового отдыха. Проектом выделено семь таких планировочных районов - Центральный, Западный, Восточный, Северный, Корабельный, Варваровский, Южный промышленный.

Четкая увязка этих крупных элементов городского образования позволит создать предпосылки для радикального решения системы коммуникаций и, как следствие этого, обеспечение 20-30-минутной доступности к местам приложения труда и отдыха.

"Устройство" самих планировочных районов предполагается по принципу концентрации более мелких структурных частей - жилых районов - вокруг единого общественного центра. Численность населения планировочных районов колеблется от 55 до 150 тысяч жителей.

Непростая градостроительная ситуация потребовала, можно сказать, революционного подхода к сложившейся системе расселения. В частности, около 100 гектаров земель в районе Варваровки еще до 2000 года будут использованы для организации жилого образования. С этой же целью предусматривается создание нового мостового перехода через Южный Буг, расположенного в районе массива Лески.

Достаточно рационально решена и транспортная схема города. Важным ее элементом должна стать объездная транспортная магистраль, которая пройдет в районе северных границ Николаева за Матвеевкой.

Любопытно, что проектировщики стремились рассматривать создаваемый генеральный план не как некую статичную модель, как это бывало раньше. Их целью было также предусмотреть резерв для развития Николаева за пределами проектного периода, т. е. после 2005 года. Территориальный запас они видели в возможности развития города в далеком будущем вдоль правого берега Южного Буга к югу от Варваровки. Использование этих территорий позволило бы еще более активно включить Южный Буг в формирование облика Николаева при соблюдении условия компактности.

Освоение новых земель ни в коей мере не снимает проблемы реконструкции его старой сложившейся части. В генеральный план заложено требование дифференциации территории старого Николаева по степени сохранности и ценности сооружений с целью создания архитектурно-градостроительных зон, в которых ограничивалась бы этажность застройки для сохранения исторически сложившегося масштаба. Это позволит заменить ветхие здания новыми без утери своеобразия города и тем самым воспрепятствовать необоснованному сносу сложившейся застройки.

Большое место в генеральном плане занимают вопросы организации общегородского центра. Он решен в виде единого динамичного комплекса, развивающегося по мере территориального роста Николаева и объединяющего в общую систему административные, общественные здания и сооружения, предприятия культурно-бытового обслуживания, зеленые насаждения, места отдыха, соединенные пешеходными связями.

Планировочное решение центра в значительной мере обусловлено сложившейся застройкой. Регулярная сеть улиц старого города подсказала архитекторам необходимость линейного развития центральной части. Общегородской центр в перспективе будет развиваться по направлению к югу, здесь предусмотрено создание центра промышленного района. Характерно, что территорию общегородского центра от площади имени В. И. Ленина до промышленной зоны намечено объединить пешеходными связями.

Таким образом, центр станет основной композиционной осью всей планировочной структуры города, которая вместе с центрами семи планировочных районов создаст единую систему, охватывающую все элементы городского организма.

Следующим шагом, позволяющим объективно оценить возможности развития города и его отдельных частей и подсказать проектировщикам, где кроются резервы, стала поисковая научно-исследовательская работа "Предложения по совершенствованию программ комплексной поэтапной реконструкции городских районов", выполненная в 1986 году в КиевНИИПградостроительства на примере Николаева (исполнители - архитекторы Т. В. Устенко, Г. И. Фильваров, А. А. Носенко, Г. Н. Савчук, П. Г. Смелянец).

В этом труде была зафиксирована проблемная ситуация, связанная с постоянно увеличивающимся разрывом между реальным положением дел на градостроительном "фронте" и всевозможными проектными предложениями. Понятно, что это несоответствие проектной мысли и ее материализации наиболее заметно в центральной части. Это был первый этап работы. На его основе составлена комплексная целевая программа поэтапной реконструкции центра Николаева, учитывающая, с одной стороны, особую ценность исторически сложившейся среды и ее значительную привлекательность для людей; моральный и физический износ сооружений и невозможность градостроительной структуры центра справляться со все увеличивающимися требованиями к ней, с другой стороны.

Как пишут авторы этой программы, она "охватывает основной круг вопросов преобразования общегородского центра, связанных с повышением его социальной значимости в крупнейшем городе, модернизацией, созданием всех необходимых условий для жизни, общественной и деловой деятельности населения, сохранением, реновацией и обновлением жилищного фонда, совершенствованием и развитием планировочной структуры и архитектурного облика наиболее репрезентативной части города".

Да, исторический центр - не музей, не омертвелый организм. Постоянная реконструкция даже самых заповедных участков, приспособление их к непрерывно меняющимся ситуациям - условие не только его существования, но и нормальной жизнедеятельности.

Но, с другой стороны, реконструкция исторически сложившегося центра не должна носить механический характер - тактичность и деликатность должны стать основным оружием архитектора.

В 1982 году специалистами Государственного института проектирования городов (архитекторы М. А. Иориш, Л. Н. Голович, инженеры Л. Д. Рогодченко, С. И. Крылов) составлен проект детальной планировки центральной части Николаева. На территории площадью около 300 гектаров, ограниченной на севере Ингулом и Большой Морской улицей, на юге - улицами Чкалова и Буденного, на западе - улицами Артиллерийской и Рюмина, и, наконец, на востоке - Первой Слободской улицей, в перспективе будет проживать почти 60 тысяч николаевцев. Градостроители творчески использовали положительный опыт, появившийся в результате конкурса на проект центра 1974 года.

В результате анализа существующего положения территория центра была условно разделена на два участка, отличающихся, но мнению авторов, качеством застройки, насыщенностью предприятиями культурно-бытового обслуживания, уровнем благоустройства. Границей между ними стала Московская улица. Западнее ее сосредоточена большая часть капитального жилого фонда, на востоке - в основном сильно амортизированные жилые дома. Это решение, во многом определившее реконструктивные мероприятия, их радикальность, направленность и характер, не основывались на серьезных историко-архивных изысканиях, позволяющих определить истинную архитектурно-художественную и историко-культурную значимость застройки.

Планировочной основой западного участка стала существующая сеть улиц; на востоке кварталы укрупнялись, а улицы рассматривались как тупиковые подъезды к проектируемым жилым группам. По-видимому, при таком подходе ценнейшая планировочная схема центра, возникшая с момента основания города, перестала бы существовать как единое образование, в частности, были бы перекрыты столь привычные для Николаева перспективы.

Любопытно решение функциональных вопросов. Проектом предусматривалась коренная реконструкция большей части встроенных предприятий торговли, культурно-бытового обслуживания, общественного питания путем превращения их в свободные пассажи. Это позволит сохранить сложившийся в течение длительного времени облик района, его пластические и масштабные характеристики, а с другой стороны, повысит емкость предприятий обслуживания и позволит избежать скученности людей.

Стесненные условия на проектируемой территории потребовали для решения транспортных проблем всемерного использования подземного пространства. От подземного участка большой Морской улицы, идущего к улицам Советской и Декабристов, проектируются два транспортных полукольца по направлению к подземным автостоянкам, складским помещениям, загрузочным блокам.

В целом предполагаемая планировочная организация центра Николаева строится как развитая система, линейный характер которой во многом определен природным окружением, опорной градостроительной ситуацией, структурой магистралей.

Основу композиции объемно-пространственного решения района образуют крупные узлы, территориально привязанные к доминирующим участкам рельефа - например, к пересечению проспекта Ленина и улицы Пушкинской,- либо к основным функциональным ядрам для их пространственной фиксации в общем массиве центральной части

Архитекторы стремились к созданию непрерывной композиции за счет введения в застройку нейтральных по силуэту и пластике связей, призванных объединить важнейшие композиционные акценты. Основным приемом при этом стал контраст, но не столько из-за резкого перепада по высоте, сколько из-за противопоставления их масс и форм,

Характер застройки района Советской улицы со свойственным ему чередованием замкнутых и открытых пространств получил свое дальнейшее развитие - заметно стремление к периметральному расположению жилых домов в группах, а границы свободных территорий фиксируются массами высотных сооружений.

Итак, можно заметить, что в принятой градостроительной концепции авторы стремились определить закономерности архитектурного облика центральной части Николаева, сформировавшиеся в процессе эволюции, и затем преемственно развивать их.

Мы уже не раз указывали на важную роль пространственного узла, образованного на пересечении проспекта Ленина и Садовой улицы. Именно Садовой улице было суждено стать границей, отделяющей исторический Николаев с преобладающей патриархальной малоэтажной застройкой от Николаева наших дней с новыми жилыми микрорайонами.

По проекту детальной планировки весь фронт улицы вплоть до административного здания судостроительного завода имени 61 комунара предусматривалось застроить общественными зданиями общегородского значения.

Уже сейчас напротив гостиницы "Николаев" ведется строительство одного из крупнейших общественных зданий города - Дворца культуры завода имени 61 коммунара.

При выборе места для строительства авторы проекта (архитекторы Ю. Ф. Худяков, Э. А. Примакова, инженеры Л. Г. Сандлер, Л. П. Григорьев) стремились максимально использовать сложившуюся градостроительную ситуацию. При поиске оптимального размещения здания на участке учитывались превалирующие в центре Николаева классицистические принципы - законченность и уравновешенность композиции, расположение сооружений с учетом их восприятия с отдаленных расстояний и так далее. Относительно Садовой улицы Дворец поставлен симметрично церкви Касперовской Божьей матери и, так же как и она, замыкает перспективу Плехановской улицы.

Приверженность к классическому архитектурному видению заметна и в трактовке внешнего облика сооружения. Симметрия, как основной композиционный прием, отчетливо прочитывается в решении главного и боковых фасадов, идущих вдоль проспекта Ленина. Спокойствием и ясностью веет от облика Дворца культуры. Своими массами он напоминает океанский лайнер, с присущими ему солидностью и укрупненностью форм. Это сходство усиливается за счет объема сценической коробки, вызывающей ассоциации с рулевой рубкой, и крупных оконных проемов - иллюминаторов.

Проект Дворца Культуры Николаевского судостроительного завода имени 61 коммунара. Архитекторы Ю. Ф. Худяков, Э. А. Примакова

Просто и рационально решена и планировочная структура. Часть здания, обращенная к Садовой улице, будет использоваться как сценическая, а остальные помещения наделены клубными функциями. Такой план позволит независимо осуществлять функционирование разнохарактерных составляющих Дворца.

Однако затесненность участка ставит сложные проблемы. Невелика рекреационная территория перед сооружением, недостаточна площадь под автостоянку, возможно возникновение "конфликтной ситуации" между вновь возводимым сооружением и второй очередью жилого дома художников. Для преодоления этих противоречий была идея сдвинуть объем Дворца за пределы красной линии Плехановской улицы. Но, с одной стороны, это требует закрытия трамвайного движения по улице, а с другой стороны, не пойдет на пользу складывающемуся ансамблю.

Изрезанная береговая линия рек является уникальным достоянием Николаева. Использование этого богатства - задача не из легких, решение которой требует и мастерства, и тонкого понимания характера города.

Авторской группой Гипрограда (архитекторы А. К. Кононенко, Л. Н. Голович, инженеры Л. Д. Рогодченко, С. И. Крылова) выполнен детальный проект района Лагерного поля, расположенного на стрелке при впадении Ингула в Буг. Можно смело сказать, что эта территория - одна из ключевых в общей панораме Николаева. Она визуально связывает различные "фасады" города со стороны акваторий и его доминирующих по рельефу участков в единую картину. Вместе с другими высотными сооружениями в центральной части застройка Лагерного поля должна создать систему акцентов, развивающуюся на всю глубину панорамы.

Исходя из этого, была предложена раскрытая к Южному Бугу динамическая композиция, построенная на характерном ритмическом рисунке высотных доминант, криволинейных в плане домов переменной этажности и существующих пятиэтажных.

Прибрежная часть, решенная в виде террас, будет естественным продолжением набережной Адмирала Макарова. Центром этой зоны отдыха должен стать открытый к реке Зеленый театр.

В последние годы идет планомерная застройка восточной части проспекта Ленина, куда постепенно перемещаются функции общегородского центра. Поэтому закономерна разработка большого количества проектов общественных зданий, которые предполагается сооружать на этой территории.

В центральной части площади между улицей Строителей и проспектами Октябрьским и Мира вскоре начнется строительство Дворца пионеров и школьников на 4000 посещений в день. Этот проект разработан в Николаевском филиале Гипрограда архитектором В. В. Миколайчуком и инженером Г. А. Кривенцовым. Треугольная форма участка площадью более 8 гектаров, возможность подхода к ней с разных сторон предопределила сложные гексогональные очертания плана Дворца.

Сооружение будет состоять из двух, связанных общим стилобатом, блоков, при этом один как бы обнимает другой и соединяется с ним крытым переходом, образуя таким образом внутренний двор.

В этих условиях проектировщикам пришлось проявить большую изобретательность, чтобы рационально решить планировочную схему. Центром композиции стал зрительный зал на 498 мест, своей конфигурацией повторяющий форму плана здания, и сценическая коробка. Вестибюльная группа одновременно выполняет функции выставочного зала и естественно "перетекает" в зимние сады, расположенные по обеим сторонам. К вестибюлю примыкают также помещения зала памяти В. И. Ленина и его соратников и кинолектория на 120 мест. Подсобные помещения, артистические, репетиционные разместятся в тыльной части первого блока. На втором этаже и блоке № 2 будут находиться разнообразные клубные и кружковые помещения, лаборатории, мастерские, спортивный комплекс и так далее.

Планировочная схема ясно проявилась в экстерьере сооружения. И здесь композиционный акцент сделан на внушительном объеме сценической коробки и выделяющихся на фоне "распластанного" массива Дворца шестигранных призм, в которых разместятся Ленинский зал и кинолекторий. Эти призматические объемы фланкируют с обеих сторон главный вход, придавая всему облику здания необходимую завершенность. С уравновешенными и спокойными массами спорит пластично решенная вертикаль обсерватории.

Проект Дворца пионеров и школьников. Архитектор В. В. Миколайчук.

Однако при всех положительных качествах этого проекта выбор места для строительства Дворца пионеров представляется спорным. Островное положение здания, окруженного со всех сторон достаточно насыщенными транспортными магистралями (напомним, что ближайшим его соседом будет автовокзал), войдет в конфликт с назначением Дворца пионеров.

Проект Дворца пионеров и школьников. План I этажа.

На северо-востоке Николаева вдоль важной для города вылетной магистрали - Херсонского шоссе - в ближайшее время начнется сооружение крупного жилого массива на 50 тысяч человек. Проект его детальной планировки был составлен в 1983 году архитекторами М. А. Иоришем, Л. Н. Голович, инженерами Л. Д. Рогодченко и С. И. Крыловой. Градостроительная ситуация ставила перед авторским коллективом сложную задачу. Дело в том, что территория района (около 250 гектаров) изначально не представляла собой единого структурного образования. Она членится не только крупными магистралями (Херсонское шоссе), но и участками, застроенными индивидуальными жилыми домами. Это заставило расчленить территорию на пять различных по величине микрорайонов - от 13 до 49 гектаров, разделенных или коммуникациями, или значительными по площади участками с низкой плотностью застройки и предельно однородным структурным построением, или зелеными полосами. Такой подход потребовал решать композицию каждого жилого микрорайона независимо друг от друга.

И все же градостроителям удалось обнаружить общее для всех проектируемых микрорайонов. Им стало Херсонское шоссе и меридионально вытянутая зона отдыха. Это позволило развернуть объемно-пространственную композицию отдельных жилых единиц в направлении связующих их планировочных осей. Застройка юго-восточной стороны Херсонского шоссе открывается эффектным ритмом ряда сдвоенных 16-этажных жилых домов. Девятиэтажные дома усложненной в плане конфигурации, служащие этим высотным акцентам фоном, решены более нейтрально и по силуэтным, и по пластическим характеристикам. Для создания более разнообразного характера застройки некоторые из них будут пилообразными в плане. Композиционным ядром района должно стать пересечение зеленой эспланады и Херсонского шоссе, на котором разместится общественно-торговый центр.

Обилие зеленых насаждений, точно найденные пропорции свободных и застроенных пространств, значительная плотность застройки, позволяющая создать необходимый уют внутри жилых групп, разнообразие композиционных приемов, объединенных в то же время сквозной идеей - все это позволяет говорить о проекте как о градостроительной удаче.

Мы рассказали лишь о некоторых проекта реализация которых - дело самой ближайшем перспективы. Но уже сейчас ведутся интенсивные проектные проработки целого ряда интересных объектов. Особо важное место среди них занимает проект детальной планировки Варваровского массива. первого жилого образования на правобережье Южного Буга. Согласно генеральному плану Николаева разрабатывается детальный проект микрорайона "Северный", застройка которого будет встречать при подъезде со стороны Киева.

Город украсят интересные общественные сооружения, которые будут возведены по индивидуальным проектам. Это, в первую очередь, филармония, которая появится в самом центре города на углу улиц Советской и Свердлова, комплекс Николаевского сельскохозяйственного института, Дворец культуры, благоустройство парка Победы и создание там Зеленого театра на 2000 мест, набережная в районе яхт-клуба. Список можно продолжать долго.

В рамках небольшой книги не рассказать обо всех значительных явлениях в архитектурной жизни Николаева. Главной целью было показать непростой процесс формирования неповторимого лица города, поразмышлять о проблемах, с которыми приходится сталкиваться архитекторам и градостроителям, заглянуть в завтрашний день. История, современность, будущее - цепочка эта неразрывна. И охраняя творения предков наших, давайте почаще вспоминать, возможно ставшую банальной от чрезмерного употребления, но еще не вошедшую в кровь и плоть, мысль о том, что история делается сегодня. И призывом к ответственности перед потомками мы и заканчиваем свой рассказ.

К началу страницы
Оглавление    Сегодняшний день города  Список использованной литературы