Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Персоналии
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Вадим Алешин, Наталья Кухар-Онышко, Владимир Яровой
Николаев. Архитектурно-исторический очерк
1. Эрнест Вильгельм Дримпельман с 1783 по 1790 год работал в разных городах на юге России. Свои воспоминания он писал впоследствии, видимо, по памяти. Поэтому некоторые указанные им даты вызывают сомнение.Вернуться в текст
2. Сажень - русская мера длины, равная в конце XVIII в.Вернуться в текст
3. Развития города в этом направлении получило свою реализацию пишь в 50-60-х годах нашего века при застройке Октябрьского проспекта.Вернуться в текст
4. В XIX веке здесь останавливались приезжающие в Николаев высшие чины и члены царской фамилии, откуда пошло еще одно название сооружения - "Царский дворец".
Вернуться в текст
5. Бельведер использовался для астрономических наблюдений. После постройки в 1827 году Николаевской обсерватории эта функция отпала. Вернуться в текст
6. В 1798 году был реорганизован в Черноморское штурманское училище.Вернуться в текст
7. Его автор - англичанин Вильям Гульд - видный садовый мастер последней четверти XVIII века. С 1776 года находился на службе у Г. А. Потемкина. Им были разбиты парки в Екатеринославе (Днепропетровск), Херсоне, Спасском.Вернуться в текст
8. За строительством наблюдал гидротехник Б. В. Фан дер Флис, в 1819-1829 годах состоявший в Николаеве в должности, зоотехника Черноморских портов морского ведомства. В числе его заслуг было также внешнее благоустройство города. Впоследствии он строил Одесский порт, шлюзы на Днепровских порогах, ремонтировал Кинбурскую крепость.Вернуться в текст

У СЛИЯНИЯ ЮЖНОГО БУГА И ИНГУЛА

Задолго до рождения города территория, на которой разместился современный Николаев, привлекала людей. Мягкий умеренно-континентальный климат, мощные водные артерии, близость моря, богатый и разнообразный растительный и животный мир залежи полезных ископаемых, среди которых выделяется своими декоративными качествами серый и розовый николаевский гранит - все это способствовало заселению поймы Южного Буга и Ингула.

Археологи то и дело встречаются со следами жизни и деятельности человека давно прошедших эпох. Недалеко от улицы Обсерваторной и на территории яхт-клуба обнаружены поселения эпохи неолита, которые отделены от нас 6-7 тысячелетиями. В районе Нового Водопоя и на юго-западной окраине города исследованы курганные могильники эпохи ранней бронзы (III тыс. до н. э.) с древнейшими монументальными изображениями человека - антропоморфными стелами. Впервые каменные жилища на территории современного города появились в эпоху бронзы (середина II тыс. до н. э.) на серево-западе от центра. В урочищах Дикий Сад, Фалеевка, в Корабельном и Центральной районах сохранились остатки поселений эпохи поздней бронзы (конец II - начало I тыс. до н. э.). Античность (V-II тыс, до н. э.) представлена поселениями и могильниками у морского порта и на территории Николаевского судостроительного завода им, 61 коммунара.

В первые века нашей эры жили здесь племен черняховской культуры. На западной окраине город в районе Соляные обнаружены следы поселения славян (VIII-IX вв. н. э.).

Как свидетельствуют историки VI века Иордан и Прокопий Кесарийский, после распада гуннского объединения в Северном Причерноморье к концу V века восточные славяне полностью колонизировали побережье Черного моря между Днепром Нижним Дунаем.

Событием огромной исторической важности стало образование в IX веке могущественного раннефеодального восточнославянского государства - Киевской Руси. На территории современной Николаевской области возникли форпосты в борьбе торговые пути, ведущие к Черному морю. Так, на знаменитом пути "из варяг в греки" находился остров Святого Евферия (известный сейчас под названием Березань). Здесь русские купцы и воины оснащали свои суда веслами, парусами и реям необходимыми для длительного перехода через Черное море.

В середине X века на правобережье Днепра осели орды печенегов, совершавшие набеги древнерусские земли. Спустя столетие их вытесни половцы, с 1055 года постоянно нападавшие Русь. Когда в 1173 году они вторглись на территорию Киевской земли и разорили множество с вокруг Киева, русские воины "изгониша я за рекою Бугом". В середине XIII века Северное Причерноморье полонили орды Батыя. Результатом героическом борьбы народных масс Руси и других народов Восточной Европы было постепенное ослаблен монголо-татарского ига. Сложившуюся ситуацию использовали литовские феодалы, мечтавшие о захвате Черноморского побережья. В 1362 году великий князь Ольгерд подчинил кочевья ногайцев по Ингугу и Ингульцу, а его преемник Витовт расширил границы Великого княжества Литовского до побережья Черного моря. Вновь стала возрождаться в крае оседлая жизнь. Через степь шли караванные пути, важнейшим из которых был "королевский шлях" из Подолии в Крым с переправой через Южный Буг в районе нынешнего города Первомайска.

В конце XIV - начале XV века Литва возводит вдоль побережья Черного моря и Южнобугского лимана ряд укрепленных замков, в числе которых была и Витовка (ныне Корабельный район Николаева). Названная в честь великого литовского князя, она первоначально именовалась Витольд-Гамани (Витовтовы бани). Здесь была построена таможня для торговли с окрестным населением, наведена переправа через лиман.

Отрицательно сказалось на развитии причерноморских земель возникновение в середине XV века Крымского ханства, вскоре попавшего в вассальную зависимость от султанской Турции. Орды завоевателей, совершая грабительские походы на соседние украинские и русские земли, захватывали города и замки в Причерноморье, уничтожали опорные пункты Великого княжества Литовского в степной части Украины. Мало заботились о защите и освоении этих земель и польские феодалы, к которым они перешли после Люблинской унии 1569 года. Новое заселение территории края, его хозяйственное развитие связано с образованием Запорожской Сечи. Казаки и беглые крестьяне с Правобережной Украины и из России основали свои поселения в северной части Николаевщины уже в конце XVII века. Это были укрепления или зимовники на Южном Буге и его притоках. К началу 70-х годов XVIII века в границах нынешней области насчитывалось 59 казацких зимовников. Запорожская Сечь стала могучим оплотом украинского народа в борьбе против внешних врагов и в первую очередь против султанской Турции и Крымского ханства.

Запорожцы не только отражали нападения, но и сами предпринимали военные походы. Не раз разрушали они стены крепости Очаков - важнейшего опорного пункта турок в Северном Причерноморье.

После присоединения к России в последней четверти XVIII века эти земли получили новый импульс для своего развития. Первыми сооружениями на полуострове, образованном при слиянии Южного Буга и Ингула, стали кузница, жилые здания возле паромной переправы через устье Ингула, а также сезонные поселения рыбаков. Позже у перевоза появились каменный дом, шинок, две землянки.

Часть территории края была освобождена от турок по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору (1774 год). К этому документу было приложено описание границы, которая проходила вдоль реки Южный Буг. В нем упоминаются названия двух речных кос - Жабурной и Осницкой (Лески), а также Поповой балки, где турки добывали камень для постройки зданий в Очакове и Кинбурне.

В 1784 году здесь по распоряжению Екатерины II было отведено 1500 десятин земли австрийскому купцу Якову Фабру. Через три года его хутор состоял из значительного количества построек. В урочище над Бугом были возведены каменный дом, водяная мельница, птичник, погреб, фонтан. По ордеру (приказу) Г. А. Потемкина от 27 августа 1789 года Фаброва дача была переименована в Спасское в связи с намерением создать "а этом месте Спасско-Николаевский мужской монастырь. Духовная обитель так и не была построена, но современная территория яхт-клуба многие десятки лет сохраняла это название.

Еще в XVIII веке большая часть современной территории области представляла собой малозаселенную степь. Освоение территории Среднего Побужья, как и всего Причерноморья, неразрывно связано с борьбой Русского государства за выход к Черному морю. Предпринятые в конце XVII века Крымские и Азово-Днепровские походы не дали желаемых результатов. В ходе русско-турецко войны 1768-1774 годов были стерты с лица земли многие селения. И только в результате договора, заключенного в 1774 году, Россия смогла закрепиться на этих землях приступить к созданию на Черном море флота.

Быстрое развитие промышленности и торговли во второй половине XVIII века по всей территории России приводит к созданию целого ряда новых и реконструкции старых городов. За сравнительно короткое время петербургской "Комиссией о каменной строении" разработано более 400 проектов перепланировки и планов новых русских городов. Возникают такие поселения как Екатеринослав (ныне Днепропетровск), Одесса, создаются планы дальнейшего развития Полтавы, Ярославля, Новгорода...

В основу планировки в этих проектах закладывался принцип регулярного, геометрически правильпостроения сети улиц и площадей. Такой прием характерен для классицизма, сформировавшегося в отечественной архитектуре в 1760-е годы. Этот стиль следствием творческого заимствования образцов искусства античного мира и итальянского Возрождения. Его нетрудно распознать не только в планировочной структуре городов. Сооружениям эпохи классицизма свойственны уравновешенность композиционного построения, простой симметричный план, строгая гармония пропорций, широкое применение в качестве художественного приема ордерной тектонической системы. С классицизмом также связано появление новых типов жилых и общественных зданий, строительство по так называемым "образцовым проектам". Одной из главных особенностей городов второй половины XVIII века было создание в центре системы ансамблей, состоящих исключительно из общественных зданий. Там же располагались жилые дома для привилегированны) классов; беднейшая часть населения оттеснялась не городские окраины: территориальное разделение становится следствием социального, классового расслоения.

Но, как мы видим, не только экономическим причинами объяснялось интенсивное освоение территории края. Чтобы обезопасить южные границы в середине XVIII века на побережье Черного и Азовского морей строится ряд крепостей. Впоследствии они превратились в города Елисаветград (Кировоград), Новомиргород, Новоархангельск и другие. Немного выше устья Днепра в 1778 году началось строительство города Херсона с крепостью и судоверфью. Херсон стал колыбелью и первой базой Черноморского флота, первым морским портом на юге, через который осуществлялись торговые связи России со странами Западной Европы.

Однако выбранное место было не совсем удачным. Корабли, построенные на Херсонской верфи приходилось с большими трудностями перетаскивать через мелководье на плоскодонных камелях - особого рода плавучих понтонах. Большим иноземным судам нужно было разгружаться на Глубокой Пристани в сорока километрах от Херсона, откуда грузы доставлялись в город по суше. Кроме того, местность вокруг Херсона была заболочена, что мешало развитию города, обусловливало возникновение эпидемий и лихорадки.

К лету 1788 года все берега Днепра, удобные для постройки судов, были заняты верфями, но этого было недостаточно. Нужно было найти место для постройки верфи с глубокой водой, куда могли бы подходить корабли с большой осадкой.

Наиболее удовлетворяла поставленным условиям территория в устье реки Ингул. Когда началась русско-турецкая война 1787-1791 годов, в одном из набегов турками и была уничтожена переправа через Южный Буг и разрушен хутор Фабра. Неподалеку расположились пехотный батальон и казачий отряд, находившиеся в подчинении М. И. Кутузова. Прославленный полководец командовал в то время Бугским егерским корпусом. Штаб его находился в с. Николаевка (теперь с. Касперовка в составе г. Новая Одесса), в тридцати верстах от устья Ингула.

М. И. Кутузов подробно доложил Г. А. Потемкину, генерал-губернатору Новороссийского края, об устье Ингула как месте, удобном для постройки судостроительной верфи. В связи с этим Г. А. Потемкин в июне 1788 года предписывает штурману Н. Гурьеву: "Препоручаю Вам измерение глубины Ингула от устья до места, доколе оный судоходен..." Результатами проведенных измерений Г. А. Потемкин остался доволен и 21 июля издал приказ руководителю строительными работами на верфи и в городе полковнику М. Л. Фалееву: "Предписываю Вам заготовить на Ингуле эллинги для построения по апробованному рисунку двух кораблей пятидепятишестипушечных". Этот документ положил начало корабельной верфи, которая стала основой современного Николаевского судостроительного завода им. 61 коммунара. В первых числах августа на месте будущей верфи побывали М. Л. Фалеев и корабельный мастер С. И. Афанасьев. "Заложил я на устье Ингула кузницу каменную. Подрядчики обязались построить оную через месяц. Для двух эллингов место спокойное избрано",- уже 23 августа сообщает М. Л. Фалеев Г. А. Потемкину.

Сюда потянулись обозы с лесом и древесным углем. Для подготовительных работ была выделена необходимая рабочая сила: 90 плотников, 28 каменщиков, 270 пленных турок и невольников.

Как же выглядел Николаев в самом начале своего существования? Об этом можно узнать, обратившись к "Запискам немецкого врача в России", написанным Э. В. Дримпельманом1. Вот запись, сделанная 20 мая 1788 года: "...как сильно я был удивлен, когда извозчик, которого я подрядил из Елисаветграда, вдруг остановился и хотя я ничего не видел кроме отдельных хижин из тростника и часовых, объявил мне, что тут и есть Николаев..." Новый город существовал пока только в замыслах князя Г. А. Потемкина, приезжие же останавливались в 5 верстах от Николаева, в небольшом поселке Витовка, расположенном в живописном месте на берегу Бугского лимана. Основанный еще в конце XIV века, поселок был единственным обжитым местом на территории Николаева в начале его существования. Здесь жил бригадир М. Л. Фалеев. Здесь же в 1788 году было начато строительство полевого лазарета, состоявшего из ряда деревянных домиков, покрытых тростником, в которых разместились кухня, пекарня, баня, аптека. К концу года были построены кирпичный завод, пивоварня, дом для медицинских чинов. В дальнейшем Г. А. Потемкин планировал возвести в Витовке большой госпиталь.

Весной 1789 года начинается строительство самого города, который первоначально в документах именовался Усть-Ингул.

27 августа того же года, находясь в лагере при Новых Дубоссарах, генерал-губернатор Новороссии князь Г. А. Потемкин пишет очередной ордер, адресованный М. Л. Фалееву: "Фаберову дачу именовать Спасское, а Витовку и Богоявленское, новозаводимую верфь на Ингуле - город Николаев". Это название город получил в память о победе русских войск под Очаковом: крепость была взята 6 декарбя 1788 года - в день Николая Зимнего - покровителя рыбаков, моряков, кораблестроителей и всего морского дела.

К декабрю 1789 года был уже готов первый эллинг для закладки корабля, и на нем 5 января 1790 года заложен и вскоре спущен на воду первенец николаевских корабелов - пятидесятипушечный военный фрегат "Святой Николай". Работами по строительству этого судна руководил мастер-корабел А. П. Соколов.

В Николаев начинают съезжаться подрядчики - купцы, которые берут заказы на перевозку строительных материалов, инструмента, кафельных печей, провианта, а также на постройку различных зданий. В городе резко увеличивается объем строительных работ. Только на ломке камня работает 200 человек.

Строился город по специально составленному плану, в основу которого положена характерная для классицизма регулярная планировочная схема с прямыми улицами и кварталами правильной формы. Автор этого плана замечательный русский зодчий И. Е. Старое работал совместно с военными инженерами И. И. Князевым и Ф. П. Деволаном.

Нужно отметить, что по сей день вопрос об участии И. Е. Старова в составлении проекта планировки города остается дискуссионным. Это связано с тем, что план Николаева, подписанный прославленным архитектором, не найден. Известно, что работая в это время в "Комиссии о каменном строении", он участвовал в разработке генеральных планов ряда провинциальных городов России. Искусствовед В. И. Тимофеенко считает, что И. Е. Старое, загруженный другими заказами, лишь консультировал И. И. Князева, причем не только при составлении плана Николаева, но и при проектировании зданий магистрата, торговых рядов и соборной церкви, возведенных впоследствии на центральной площади города.

Но архивные документы и сохранившиеся чертежи с подписью И. И. Князева указывают, что, будучи военным инженером, он занимался в основном фортификационными объектами, и вряд ли ему было под силу решение сложных градостроительных задач, которые ставились при создании Николаева. Поэтому весьма вероятно, что именно И. Е. Старову, обладающему огромным градостроительным талантом, принадлежит, если не разработка в деталях проекта планировки города, то, во всяком случае, основная идея организации территорий при слиянии Южного Буга и Ингула.

Так или иначе, но именно полковник И. И. Князев в ноябре 1789 года разрабатывает "Чертеж располагаемого при устье Ингула города Николаева с Адмиралтейством, укреплением и двумя предместьями - воинским и гражданским". Составленный в нескольких вариантах, он и в дальнейшем использовался при определении перспективного роста Николаева.

Чертеж распораспогаемого при устье Ингула города Николаева с Адмиралтейством, укреплением и двумя предместьями воинским и гражданским". 1789.

Характерной чертой любого средневекового горога было наличие крепости и предместья, население которого в случае опасности укрывалось за крепостными стенами. К концу XVIII века этот вид оборонительного зодчества постепенно изжил себя. В Херсоне, основанном на одиннадцать лет раньше Николаева, крепость еще создается (ее остатки сохранились до наших дней). В Николаеве такие фортификационные функции должно было выполнять Адмиралтейство. Место для него было выбрано еще в 1788 году. В распоряжении Г. А. Потемкина читаем: "Все мастерские строить замком, что и составит Адмиралтейство, обведя сей хорошим валом и для защиты сделав по флангам батареи, выйдет из сего хорошая крепость". План Адмиралтейства должен был составлять И. Е. Старое, но так "как такое строение сопряжено с фортификацией", князь велел привлечь к этой работе также военного инженер Ф. П. Деволана.

Деление города на три основных района чети видно уже на чертеже И. И. Князева: Адмиралтейство (ныне территория Николаевского судостроительного завода имени 61 коммунара), собственно город (центральная часть Николаева) и военная слободка. Планируемая вокруг Адмиралтейств зигзагообразная крепостная стена так и не была возведена в связи с исчезновением прямо угрозы нападения турок после падения Очаков в декабре 1788 года. Окружала Адмиралтейств только небольшая каменная ограда, выложенная 1791 году.

Военная слободка, представлявшая собой четыре ряда кварталов правильной формы, располагалась северо-востоку от Адмиралтейства. Здесь были во ведены одна офицерская, 11 каменных, 29 деревянных солдатских казарм, 50 шалашей и 61 землянка для адмиралтейских рекрутов. В дальнейшем военная слободка слилась с районом рабочей слободки.

Ближе к устью Ингула на сравнительно небольшой территории, ограниченной улицами Артиллерийской, Адмиральской, Садовой и Херсонской (ныне проспект Ленина), застраиваются городские кварталы. В основу планировки этой части города также положена прямоугольная регулярная сеть улиц с выделением центральных осей - Соборной (ныне Советской) и Адмиральской улиц, на пересечении которых формируется композиционный центр Николаева - Соборная площадь (ныне площадь имени В. И. Ленина).

Широкие улицы (от 15 до 30 саженей) создают сеть квартаров размером 50X50 или 50X100 саженей2. Интересно, что эта планировочная схема, характерная для градостроительства эпохи классицизме, обусловлена и практическими нуждами города - по ним на территорию Адмиралтейства проволились огромные бревна для постройки судов.

Решающее значение для формирования архитектурно-планировочной структуры города имели его экономические возможности. Архитектурный облик города складывался в зависимости от наличия местных строительных материалов и их стоимости. Основным строительными материалами в городе были камень, кирпич, реже дерево, а малоимущие населения использовали еще глину и камыш. Чтобы предотвратить частые в те времена пожары, Г. А. Потемкин в 1790 году приказывал М. Л. Фалееву: "В городе Николаеве не строить ничего деревянного, а ежели и будут у кого мази, то оные щекатурить".

В окрестностях города было достаточно известняка. Этот мягкий, пористый, хорошо поддающийся обработке камень добывали неподалеку от Спасска на берегу Ингула в районе военной слободки. К середине 1790-х годов в Николаеве уже работали два кирпичных завода, которые поставляли кирпич на строительные площадки нового города.

В 1791 году учреждается "Канцелярия строений города Николаева" для "управления и производства разных казенных строений и работ". В первые годы существования города здесь работали архитекторы В. А. Ванрезант, П. В. Неелов, М. И. Портарий, военные инженеры И. И. Князев, П. Горохов, С. С. Григорьев и др. Гражданским строительством руководил инженер-капитан Коноплин.

Уже через год в Николаеве было возведено 191 казенное и 269 "партикулярных" (частных) зданий. Из разных губерний России и Украины в Николаев приезжают мастеровые, ремесленники, купцы, дворяне, морские офицеры, серебряных и оловянных дел мастера. Пригоняют сюда для работы на верфи и рекрутов из числа купленных у помещиков крепостных крестьян. К 1792 году в городе постоянно проживало 1566 человек и кроме того 1734 рабочих обосновалось тут временно.

Для сохранения порядка в городе и различных разбирательств создаются специальные учреждения - магистрат, полиция, контора над портом, ведомство цивильных строений.

31 декабря 1791 года землемером Херсонского уезда поручиком Редилским была составлена ведомость о географическом и экономическом положении города Николаева и Николаевского уезда, в которой указывалось: "...в том городе публичных строений по новости еще не имеется... Жители большею частью из других мест, разного звания, пользуются вольною продажею съестных и питейных припасов. Водами тот город изобилен и вода здорова. В реке Буг ловится рыба осетра, белуга, стерллядь, севрюга, сазаны, вырызуб, щука, окунь, ерши и других родов довольно.

Река Буг против города довольно глубокая и шириною в 600 саженей и по оной от города Hиколаева до Днепровского лимана, а с оного по Черному морю в Константинополь и другие в Азию города корабельный ход быть може с отпуском железа, пеньки, каната, хлеба и других российских товаров".

План развития Николаева. 1795 г.

В течение последнего десятилетия XVIII века было создано несколько проектов территориального развития Николаева. Так, в плане 1795 года предусматривался дальнейший рост города вдоль дороги ведущей на Богоявленск 3. В других планах рассматривалось восточное направление. Интересной идея, выдвинутая в 1798 году. Кроме разбивки кварталов в направлении Богоявленска, предполагалось застраивать город в районе Спасского, для чего на месте, где сейчас расположен яхт-клуб, проектировалась регулярная сеть улиц. Несмотря на то, что город занимал важное стратегическое положениe на карте России, никаких оборонительных сооружений для его защиты строить не предполагалось. Анализ планов, созданных в последние годы XVIII века, указывает на стремление связать планировку города с характерными особенностями его топографии. Городская застройка концентрировалась вокруг двух перпендикулярных осей (ныне проспект Ленина и улица Садовая) на полуострове, образуемом излучиной Буга. Главная структурная ось плана Николаева - Херсонская дорога - представляла широкие возможности для дальнейшего расширения города. Этот прием, при котором город мог свободно развиваться, был для своего времени новаторским.

Николаев возник благодаря развитию судостроения, и не удивительно, что первые сооружения в городе были воздвигнуты на территории Адмиралтейства. Там на протяжении короткого времени возникает ряд каменных строений, крытых либо железом, либо дранью,- портовое правление, мастерские связи, провиантский, экипажеский и артиллерийский "магазины" (склады). Сооружения эти были в основном одноэтажными, лишь мастерские связи в центральной части имели второй этаж. Производственные помещения, построенные в первую очередь,- эллинги, чертежная, такелажная, кузница - были деревянными с покрытием из камыша или лубка.

Первым жилым районом Николаева стала слободка, расположенная южнее и восточнее производственных строений Адмиралтейства. Предназначенная для проживания адмиралтейских мастеровых, батальонных служителей и невольников, слободка была застроена почти семьюдесятью одноэтажными, развитыми в длину (15-40 метров) сооружениями, из которых лишь четырнадцать были деревянными.

Более интересным в архитектурном отношении стал квартал с восьмью штаб-офицерскими домами, который располагался к северу от современного парка имени Г. И. Петровского. Возведенные в 1793-1794 годах постройки имели аналогичную планировочную схему, при которой из сеней можно было попасть в один из пяти покоев. Некоторые здания были украшены бельведерами по второму этажу и 4-колонными портиками.

Похожую композицию имел дом для обер- и штаб-офицеров, построенный в 1790 году херсонским купцом Иваном Дофине. Это было достаточно крупное здание, занимающее по фронту целый квартал. Его украшала колонная галерея вдоль первого этажа, центральная часть выделялась вторым этажом. На первом этаже размещался 41 покой, на втором - 7 покоев, зал и прихожая.

В конце XVIII века начинает формироваться центральная часть города. Наиболее значительным стая ансамбль главной площади Николаева, впоследствии названной Соборной (ныне площадь имени В И. Ленина). Эту площадь можно представить себе по картинам художника Ф. Я. Алексеева "Вид городской площади в Николаеве" (1791-1800 годы) и "Вид Николаева со стороны реки Ингул" (1799 год).

"Вид Николаева со стороны реки Ингул". С картины Ф. Я. Алексеева. 1799 г.

В апреле 1791 года Г. А. Потемкин сообщает М. Л. Фалееву: "В Николаеве назначил по апробированному проекту церковь и близ нее на площади биржу и магистрат". Через два года строительство магистрата было завершено, шли отделочные заботы. В 1794 году здание передается Черноморскому адмиралтейскому правлению. В течение XIX зека оно неоднократно меняет свою функцию, используется под контору Главного командира, "старую экспедицию", даже гауптвахту. В 1914 году на втором этаже здания разворачивается экспозиция городского художественного музея. В годы Советской власти здесь размещался историко-археологический музей.

Это было двухэтажное сооружение с небольшим треугольным фронтоном по центральной оси и одноэтажными боковыми крыльями, обрамленными открытыми галереями. Простой и в то же время достаточно внушительный облик здания магистрата стал образцом при создании ряда крупных построек (Дофиновский дом для штаб- и обер-офицеров, штаб-офицерский дом и другие).

На картинах Ф. Я. Алексеева рядом с магистратом изображены лавки так называемого молдаванского дома, в которых располагались жилые помещения, а в торцах здания - двухэтажные многоугольные в плане павильоны для торговли.

Ансамбль завершает расположенная с восточной стороны площади церковь Григория Великой Армении (впоследствии названа Адмиралтейским собором). Она была заложена в октябре 1790 года и строилась под руководством архитектора В. А. Ванрезанта, возможно, и по его проекту. Это сооружение стало композиционным центром сложившегося ансамбля. Простота и цельность объемов и линии сознательно противопоставлены изящному абрису колокольни с высокой шатровой кровлей. По приказу Г. А. Потемкина в собор были завезены богатая церковная утварь, одежды, иконы. В середине XIX века собор неоднократно ремонтировался и перестраивался, в частности, была возведена новая колокольня.

Путешественники, посетившие Николаев в конце XVIII века, восторженно отзывались о нем, указывая, что эффектно "стоит он на высокой утесистой горе, при подошве которой сходятся навстречу две большие реки Буг и Ингул".

До нашего времени ни одно из этих сооружений не сохранилось.

В конце XVIII-начале XIX века складывается застройка Адмиральской улицы. Здесь сосредоточены важнейшие административные здания, учебные заведения, жилые сооружения.

Наибольший интерес представляет комплекс сооружений дома Главного командира Черноморского флота и его штаба. В его состав входили жилой дом с канцелярией, службы, оранжерея, ряд подсобных помещений. Дом, построенный в 1793-1796 годах предположительно по проекту архитектора П. В. Неелова, на первых порах имел другую планировку, о чем свидетельствуют планы конца XVIII века. Поначалу сооружение з плане представляло собой вытянутый прямоугольник размером 7X28 саженей. Перестроенное впоследствии для адмиральской канцелярии сооружение имело четкое членение на две равные части, помещения при этом располагались анфиладой. Часто комнаты использовались в качестве покоев Главного командира4. Со стороны улицы здание было украшено одним, а с тыльной стороны - двумя портиками.

В первой трети XIX века симметрично с обеих сторон центрального портика пристраивают два ризалита с шестиколонными портиками, обращенными к улице. В те же годы по центру сооружения возводится бельведер с куполом и балюстрадой5.

Применение различных ордеров оживляет строгий фасад. Центральный портик украшен ионической колоннадой, бельведер - спаренными коринфскими колоннами, ризалиты решены в тосканском ордере.

В 1972-1978 годах Украинским специализированным научно-реставрационным производственным управлением Госстроя УССР была проведена реставрация этого интересного памятника (автор - 3. С. Мироненко). Сейчас тут открыт Музей судостроения и флота.

Здесь же, на Адмиральской улице, находилось первое учебное заведение Николаева - Кадетский корпус6. Первоначально он размещался в приспособленных помещениях. В 1809 году николаевский архитектор Ф. Вунш разработал проект здания, который оказался неудачным и переделать его поручили выдающемуся русскому зодчему А. Д. Захарову. Но и его проект по целому ряду причин не был осуществлен.

Одним из интереснейших сооружений города стая так называемый молдаванский дом. По легенде в 1790 году он был привезен на волах из Ясс. действительно, в эти годы там находился штаб Г. А. Потемкина, а при строительстве Николаева наблюдалась острая нехватка строительных материалов. Недаром в документах конца XVIII века это сооружение называют "из старого лесу нового построения".

Дом представлял собой типичный образец молдавской народной архитектуры. Открытые галереи на обоих этажах, опирающиеся на легкие деревянные колонки, скатная кровля с сильным выносом придавали ему легкость и изящество. Но, будучи единственным образцом такого рода архитектуры, молдаванский дом не оказал заметного влияния на облик Николаева.

Молдаванский дом. Реконструкция В. И. Тимофеенко.

В эти же годы в пригородах Николаева начинается строительство дворцовых сооружений. Это дворцы Г. А. Потемкина в Спасском и Богоявленске и дворец Броницкой в Богоявленске. До нашего времени они не сохранились. Богоявленские дворцы, автором которых был И. Е. Старов, из-за смерти Г. А. Потемкина не были завершены. Однако найденные в архиве чертежи позволяют представить градостроительный замысел зодчего. При дворце "с превеликою галереєю о двух светах" на площади свыше 10 десятин был разбит "хороший английский сад с проведенными для воды каналами"7. Тут же были построены фонтаны, купальни, многочисленные павильоны.

Более счастливой была судьба дворца Г. А. Потемкина в Спасском (в настоящее время территория яхт-клуба), строительство которого велось в 1789-1790 годы под руководством инженера-поручика С. С. Григорьева. Первый этаж сооружения - из камня, второй - из дерева. Завершался дворец изящным бельведером. С трех сторон его окружала идущая по обоим этажам галерея, что стилистически роднило его с молдаванским домом.

В 1830-е годы дворец перестроен в восточном духе - на крыше возвели башенки, минареты, галереи украсили ажурными решетками. Тогда же на территории дворца возведен так называемый турецкий фонтан, сохранившийся до наших дней. Здание дворца было разрушено в годы гражданской войны.

В течение 90-х годов XVIII века почти весь центр города был густо застроен жилыми и казенными домами и различными подсобными сооружениями. Несмотря на то, что до нашего времени дошли лишь некоторые из них, чертежи и описания позволяют представить себе облик города в тот период.

Одним из самых интересных зданий города был оптовый дом, сооруженный в 1791 году купцом Кузьмой Щербаковым. Он выделялся из окружающей застройки не только значительными линейными размерами (21Х8 м), но и наличием второго этажа. По его периметру проходила уже хорошо знакомая нам открытая галерея. На первом этаже находились три покоя и сени, второй этаж был разделен на семь небольших помещений для приезжих.

Почтовый дом знаменит еще и тем, что здесь в 320-х годах останавливался А. С. Пушкин, несколько раз проезжавший через Николаев во время южной ссылки.

Турецкий фонтан на территории дворца в Спасском (ныне территория яхт-клуба), 1830-е гг.

Несмотря на применение "образцовых проектов" дома, строившиеся в этот период в городе, в значительной степени отличались друг от друга. Их размеры колебались от 7X9 до 11X33 м. Одноэтажные строения зачастую украшались бельведерами, состоящими из одного покоя и небольшого балкона с колоннами.

В начале XIX века в городе возводится ряд новых общественных зданий, в том числе новое здание магистрата и конторы порта на Соборной площади. Построенное по типовому проекту казенных строений зодчего А. Д. Захарова, здание магистрата было двухэтажным с монументальным четырехколонным портиком большого ордера. С западной стороны площади, на месте лавок молдаванского дома, в 1826 году возведено здание председательских мест (контора порта). Двухэтажное сооружение, состоящее из трех объемов, соединенных одноэтажными переходами, украшено тосканскими полуколоннами, а в первом этаже устроена аркада.

В начале Адмиральской улицы в 1820-е годы строится здание зимнего благородного собрания (сейчас Дом офицеров флота). Градостроительная роль этого сооружения велика - оно замыкает перспективу улицы, просматриваясь со значительных расстояний и контрастируя своими монументальными объемами с малоэтажной застройкой. Объемно-пространственное решение здания предельно лаконично - практически лишенные декора плоскости главного фасада обогащены эффектным шестиколонным портиком большого тосканского ордера, расположенным по главной оси сооружения. Как указывает в одной из своих работ В. Тимо-феенко, по принципам моделировки объемов и примененным архитектурным приемам здание напоминает сооружения Д. Кваренги.

Дом офицеров флота.

В годы Великой Отечественной войны здание благородного собрания серьезно пострадало и впоследствии было восстановлено,

Молодой Черноморский флот очень нуждался в астрономических наблюдениях и для этого в 1821 году на свободной территории в западной части города было начато строительство комплекса обсерватории. Автор проекта - архитектор Федор Вунш, приеховший в Николаев еще в 1790-х годах в качестве архитектурного помощника. В дальнейшем он строил турецкую мечеть в пригороде Николаева Терновке, разрабатывал проекты зданий Кадетского корпуса и госпиталя, был главным архитектором города и начальником строительного отделения. Не все его проекты были осуществлены, но обсерватории в этом отношении повезло - она не только была построена (1827 год), но и сохранилась до наших дней и используется по назначению, являясь отделением Пулковской обсерватории8.

Здания отделении Пулковской обсерватории.

Объемно-пространственная композиция сооружения решенного в формах зрелого ампира, последовательно раскрывает его внутреннюю планировочную структуру. Пологие криволинейные пандусы, обрампяющие приямок перед обсерваторией, ведут к главному входу в здание. Он оформлен шестиколонным портиком дорического ордера. Т-образный в плане первый этаж венчается ротондой, решенной в тех же ордерных формах. Массив ротонды зрительно облегчен шестнадцатью полуциркульными оконными проемами. Объему в интерьере соответствует квадратный в плане зал, окруженный эффектной кольцевой колоннадой. Несмотря на отсутствие активных вертикальных элементов, расположенное на возвышенных точках рельефа здание обсерватории доминирует в окружающем ландшафте.

Значительную роль в формировании архитектуры Николаева играли культовые сооружения. Первым из них стала деревянная церковь Николая Чудотворца, строительство которой было начато в 1790 году на углу современных улиц Пушкинской и Плехановской. Просуществовала она недолго: до нашего времени не дошли ни ее изображение, ни описание. В 1803 году на нынешней Фалеевской улице заложена каменная Николаевская церковь, строительство которой завершено в 1817 году. Она сохранилась до наших дней.

Николоаевская церковь.

Решенная в едином объеме с двухъярусной колокольней со шпилем, церковь завершается массивным барабаном с куполом простой полусферической формы. Ризалиты, расположенные с севера и юга, увенчаны фронтонами. Чередование на фасадах ниш и окон, обрамление углов рустованными пилястрами, наличие развитого венчающего карниза - все это создает сложную игру света и тени, обогащающую лаконичные формы церкви.

В 1794 году на углу улиц Католической (ныне Адмирала Макарова) и Глазенаповской (ныне Декабристов) сооружена католическая церковь с большим сферическим куполом, напоминающим постройки эпохи Возрождения, В конце XIX века она обветшала и на ее месте было выстроено новое здание католического собора, в котором формы модерна сочетались с деталями готической архитектуры (ныне здесь размещается Дворец культуры профтехобразования).

В конце Адмиральской улицы, в районе судостроительной верфи, в течение короткого времени возводится несколько построек, сохранившихся до наших дней. Вместе со зданиями офицерского собрания и Дома Главного командира, они представляют собой единый комплекс, раскрывающийся по мере движения по этой улице.

В 1838-1842 годах на месте мастерских, окружавших Адмиралтейство с конца XVIII века, по проекту архитектора Карла Акройда возводятся каменная стена и двое ворот. До наших дней сохранились только одни. Они представляют собой простой призматический объем, центральная часть которого выделена крупным проемом, перекрытым аркой. По богам располагаются кордегардии. Несмотря на использование различных архитектурных деталей, характерных для ампира, - строгой дорике ордера, тщательно проработанному антаблементу, изящным наличникам над оконными проемами, рустовке стен - сооружение не кажется перенасыщенным и производит исключительно цельное впечатление.

Музей судостроения и флота (бывший Дом Главного командира Черноморского флота).

Напротив расположены три идентичные постройки, выполненные по проекту К. Акройда в так называеМОМ "казарменном стиле", который официально предписывался для казенных и военных сооружений. Они предназначались для матросов флотских экипажей. Построенные в 1838-1842 годах, казармы имеют скромные фасады, которые как нельзя более соответствуют функциям сооружений. Центр и угловые части П-образных в плане корпусов акцентированы слабо выраженными ризалитами, выделенными пилястрами тосканского ордера.

Комплекс зданий казарм - часть намечавшегося вокруг Адмиралтейской площади ансамбля. Замыслу помешала реализоваться Крымская война. По ее окончании в одной из казарм в 1862 году было открыто первое среднее учебное заведение - Александровская мужская гимназия.

Здание строительного техникума (бывшие старофлотские казармы). Архитектор К. Акройд. 1838-1842 гг.

В конце 1940-х годов здесь разместился строительный техникум. Учитывая важную градоформирующую роль сооружения (его главный фасад ориентирован к застраиваемой в послевоенные годы площади), по центральной оси пристроили шестиколонный дорический портик с треугольным фронтоном. Несмотря на то, что здание гимназии, два корпуса казарм и ворота судостроительной верфи обращены к трем различным улицам, их можно рассматривать как созданный по единому замыслу архитектурный ансамбль.

Дом на улице Наварринской, 3 (бывший дом И. Де Рибаса). Конец XVIII в.

В первой половине XIX века Николаев был одним из крупнейших городов юга России. В конце 30-х - начале 40-х годов здесь проживало 38 688 жителей. Интенсивное развитие было обусловлено в первую очередь нуждами флота. В эти годы была реконструирована верфь, сооружены три новых эллинга, литейный и канатный заводы и другие постройки. Новая верфь с двумя эллингами сооружалась в Спасском.

Строительство города осуществлялось по плану конца XVIII века, который был скорректирован в 1836 году. Начинается застройка участков к югу от Херсонской улицы (ныне проспект Ленина), пробивается несколько новых улиц. Осваивается территория к востоку от Адмиралтейства, здесь возникают Плотническая, Столярная, Канатная, Экипажная, Котельная и другие улицы. В этих районах селилась городская беднота, и застройка велась в основном небольшими одноэтажными домами. Вырастали новые сооружения и в центральной части города.

Дом на улице Декабристов, 15; 1820-е гг.

В первой четверти XIX века, в связи с усилением позиций купечества и буржуазии, на смену богатому дворянскому особняку приходят новые типы построек для средних слоев населения. "Образцовые" проекты на местах творчески перерабатывались и осуществлялись специальными комиссиями для строений. Этим достигалось стилистическое единство возводимых домов.

До наших дней сохранилось около двух десятков построек того периода. Самым ранним является дом на Наварринской улице, 3. Он возведен в конце XVIII века для Иосифа Де Рибаса - первого градоначальника Одессы. Это небольшое (6,5X10 м) одноэтажное сооружение, центральная ось которого подчеркнута четырехколонным портиком тосканского ордера. Четкие пропорции портика, вписанного в квадрат 4X4 м, строгие украшения фасада создают удивительный по красоте и ясности образец архитектуры того времени.

Дом на улице Р. Люксембург, 32. 1820-е гг.

Большой интерес представляет постройка по улице Декабристов, 15, созданная в 1820-х годах по образцовому" проекту дома-особняка К. И. Росси. За счет устройства цоколя и размещения шестиколонного портика на высоком стилобате сооружение выглядит весьма внушительно и парадно.

Аналогична композиция фасада домов по улицам Свердлова, 42 и Плехановской, 95. И в этих постройка портик с треугольным фронтоном является важнейшим формообразующим элементом. В доме на улице Р. Люксембург, 32 применен оригинальный пятиколонньій портик. Это связано с тем, что сооружение создавалось для двухсемейного поселения, потребовало устройства двух входов.

Необычное для ампира решение главного фасада можно увидеть в целом ряде построек середины прошлого века. В них основной акцент сделан на асимметричном решении входа в здание и выделении его изящным двух- или четырехколонным портиком. Это дома на улице Адмиральской 1, 8, 9, Р. Люксембу рг, 7, Свердлова, 23 и другие. Характерно, что в некоторых из них видны признаки кризиса классицистической художественной системы. Излишне усложненный декор, не столь обостроенное чувство пропорций указывают на отход от традиций классицизма и о наступлении новой эпохи в отечественном зодчестве - эпохи стилизаторства и эклектизма.

Дом на улице Адмиральской, 1 (бывший дом Паризо де Валетт). Середина XIX в.

К сожалению, многие из упомянутых зданий в значительной степени искажены последующими перестройками, уродливой облицовкой наружных стен.

В конце XVIII - начале XIX века большая роль отводилась озеленению города. Уже в 1790 год. Г. А. Потемкин писал в одном из приказов М. Л. Фалееву: "Всякой зелени насеять побольше... и обывателей побуждать сады разводить". В Николаев приглашают садовников Гревена, Догмана и Абриана завозят желуди, семена граба и липы, которым" засевают 15 десятин земли. Для садов закупакг более 30 тысяч фруктовых деревьев, 4,5 тысячи молодых дубов, кусты смородины и малины, развивается виноградарство. Специальных посыльных отправляют в Яссы за розами и в Москву за огородными семенами. В начале XIX века посажено два ряда деревьев вдоль Адмиральской улицы.

Дом на улице Свердлова, 23. Середина XIX в.

По благоустройству города в это время никаких мер не предпринималось. В соответствии с проектом, разработанным в конце XVIII века, было заказано 20 тысяч глиняных труб для создания водопровода. Воду предлагалось брать в районе Спасского и вести ее на Соборную площадь, соорудив там водомет. Но город продолжал снабжаться из Буга и Ингула, а питьевую воду брали из девяти колодцев, разбросанных по городу. Наиболее пригодной была вода из мощного источника в Спасском, которым пользовались не только на протяжении XIX века, но и до недавних пор.

В 1820 году решено осветить центральные улицы и вскоре вдоль Адмиральской и Соборной (ныне Советской) улиц устанавливаются фонари. Однако в целом Николаев, как и другие города того времени, оставался неблагоустроенным.

К началу страницы
Оглавление    Вместо предисловия  На рубеже веков