Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Кирилл Афананьев
А. В. Щусев
84. Грабарь И. Э. "История русского искусства", М., 1909, т. I, с. 163-170, 205-209, 280-302.Вернуться в текст


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Щусев пришел к Великой Октябрьской революции не с пустыми руками: по его проекту воздвигалось здание Казанского вокзала - его первый вклад в сокровищницу советской архитектуры.

Казанский вокзал в Москве - это чудесное произведение архитектуры, праздник русского искусства, пример творческого наследования сокровищ, созданных гением народа. Это сооружение украшает Москву своей прекрасной архитектурой. Демократизм, народность и легендарность архитектурных образов, в которых воплотились представления народа о прекрасном, делают это произведение Щусева неотъемлемой частью нашей русской художественной культуры.

С первых лет существования советская архитектура занята решением проблем социально-экономического характера - таких, как градостроительство, благоустройство окраин, жилищное строительство для трудящихся. Щусев стал автором первого проекта реконструкции Москвы - проекта, созданного в годы жестокой борьбы советской республики за свое существование.

И впоследствии много своих творческих сил он отдал проблемам реконструкции Москвы и многих других городов Советского Союза. Щусеву принадлежит львиная доля в коллективном деле реконструкции Москвы. Его проекты по планировке Новгорода, Кишинева - это подлинно научные трактаты, в которых знание жизни, опыт обобщаются великолепным образным строем мышления, ярким художественным талантом. Щусев всегда и во всех творческих замыслах исходил из требований ансамбля, пейзажа и его архитектурных традиций.

В 20-х гг. советская архитектура ищет индустриальные пути развития. Щусев создает своеобразный "динамический", полный экспрессии вариант конструктивизма.

Он ищет новые пути развития архитектуры на основе общественного, народного художественного идеала. Пусть такие его постройки, как гостиница "Москва", жилой дом на Смоленской набережной, проект Дома колхозника и другие во многом несовершенны, но все же их влияние на развитие советской архитектуры 30-х гг., ищущей новые пути развития, неоспоримо. Величайшее значение для советской художественной культуры имеют произведения Щусева, поскольку они основываются на поисках современной национальной формы, не порывающей с историческими традициями, но в то же время и не ставящей целью воскрешение прошлого. Таковы прежде всего Казанский вокзал в Москве, здание ИМЭЛ в Тбилиси и станция метро "Комсомольская-кольцевая".

своем творчестве еще со студенческой скамьи Щусев неизменно национален. Он относился с глубоким уважением к национальной культуре братских народов своей Родины, для которых строил и творил на Украине, в Молдавии, Грузии, Узбекистане и Казахстане.

Венцом его творческой жизни является создание Мавзолея В. И. Ленина. Архитектура этого сооружения отражает народный художественный идеал, воплощенный в совершенной художественной форме.

Его архитектурно-инженерная мысль отличается чертами прогрессивности, смелости и в то же время рациональности. Вспомним перекрытие теплого перрона Казанского вокзала, являвшегося первым столь смелым применением рамных железобетонных конструкций, смелую арку-свод Москворецкого моста, пемзобетонные стены монументального здания ИМЭЛ, конструкции подземных залов станции метро "Комсомольская-кольцевая" и др.

Размах творческой деятельности Щусева был таков, что он не мог осуществить свои замыслы, не привлекая к работе многих молодых зодчих. До революции он как скульптор "лепил" своими руками каждое творение и создавал идеально отработанные, уникальные произведения. Плодами его трудов были все детали сооружения, даже оборудование, мебель, утварь.

В послереволюционные годы, чувствуя ответственность перед родиной как старейший, сильный своим талантом и опытом мастер, Щусев решает узловые проблемы развития советского зодчества; к разработке же своих проектов он привлекает молодых архитекторов, предоставляя им возможность проявлять свои способности в решении частных, но важных задач.

Из числа его постоянных сотрудников-архитекторов должен быть назван окончивший Строгановское училище со званием "художника по архитектурной и декоративной композиции" А. В. Снигарев. Он начал работать у Щусева еще в мастерской по разработке проекта Казанского вокзала. Н. Я. Тамонькин, тоже "ученый рисовальщик", окончивший Строгановское училище, рисует по эскизам Щусева детали и фрагменты фасада Казанского вокзала.

Среди сотрудников А. В. Щусева мы встречаем имя Л. А. Веснина, восстанавливавшего церковь в Овруче и работавшего над планировкой г. Туапсе. В. Д. Кокорин и И. А. Голосов работали у него на строительстве Казанского вокзала. А. М. Рухлядев, Э. Н. Норверт, В. И. Фидман, Н. П. Северов, Г. П. Гольц, Д. Б. Савицкий, А. Ф. Жуков, Д. Н. Чечулин, А. Б. Куровский, Г.К.Яковлев, Д.Д.Булгаков, А. К. Ростковский, В.А.Лавров, А. С. Мухин, М. В. Лисициан, П. М. Сардарьян, Ю. А. Дульгиер, А. Ю. Заболотная, И. А. Француз, В. Д. Турчанинов, С. Н. Полупанов, С. А. Кулагин, Б. М. Тарелин, К. И. Соломонов, В. А. Артамонов, А. И. Власов, А. П. Богорова и многие другие были сотрудниками и учениками Щусева и многократно упоминаются как участники и помощники в разработке длинного ряда проектов.

Щусев постоянно сотрудничал с художниками, живописцами, скульпторами М. В. Нестеровым, Н. К. Рерихом, А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, Б. М. Кустодиевым, И. Д. Шадром, С. Т. Коненковым, 3. Е. Серебряковой, И. С. Ижакевичем, А. П. Блазновым, Г. П. Поповым, С. А. Евсеевым и др.

Создавая иконостас в Успенской церкви Киево-Печерской лавры, он серьезнейшим образом изучает архитектуру Киевской Руси, пишет специальное исследование по вопросу алтарных преград, для чего обращается за консультацией к Н. П. Кондакову и даже едет в Константинополь. Работа его над восстановлением церкви Василия в Овруче - это образец содружества искусства и науки.

Глубокое понимание древнерусской архитектуры далось Щусеву не без труда. Изучение ее вылилось в специальные статьи: "Святая София Новгородская и начало самобытности", "Расцвет новгородского зодчества", "Крепостное и гражданское зодчество Пскова", написанные совместно с В. Покровским и вошедшие в знаменитый труд И. Э. Грабаря "История русского искусства"84.

Изучение давних русских национальных традиций не мешало Щусеву искать новые пути творчества, следить за развитием новой, передовой технической мысли. Число написанных Щусевым статей необычайно велико и отражает его глубокую заинтересованность передовыми, прогрессивными научно-техническими проблемами.

Благодаря многосторонней одаренности, своему большому авторитету А. В. Щусев с 1926 по 1929 г. руководил сокровищницей русского искусства - Третьяковской галереей.

Усилия Щусева, направленные на создание Музея русской архитектуры, увенчались успехом. Созданный им Музей накопил в своих стенах большие художественные ценности.

Многим мы обязаны Щусеву за ту непримиримую борьбу, которую он вел в защиту памятников архитектуры от безразличия, невежественного пренебрежения к их сохранности.

Избрание А. В. Щусева в 1943 г. действительным членом Академии наук СССР явилось результатом всеобщего признания его заслуг в области искусства архитектуры, науки о ней, ее теории и истории. Сектор истории архитектуры созданного И. Э. Грабарем Института истории искусств АН СССР получил в лице Щусева авторитетного руководителя.

Общественной деятельности Щусев отдавал много сил. Еще до революции он пытался организовать клуб молодых зодчих, являлся членом-учредителем общества им. А. И. Куинджи, активным участником всероссийских съездов зодчих, членом Археологического общества и т. п. Его деятельность в области реорганизации Академии художеств в советские годы, многолетняя педагогическая деятельность оставила глубокий след в архитектурной жизни. С 1921 по 1929 г. Щусев был неизменным председателем Московского архитектурного общества (МАО), объединявшего основную массу архитекторов столицы, впоследствии членом правления Союза советских архитекторов, членом президиума Академии архитектуры СССР. Лекции Щусева в Политехническом музее, собиравшие большую аудиторию, были необычайно ярки по содержанию и по форме. Будучи членом Московского Совета, он был в центре общественных взглядов и интересов и никогда не замыкался в круг профессиональных суждений.

Первая половина XX столетия - 50 лет напряженного творческого труда. Зодчий следует по пути формирования общественных художественных взглядов и представлений, прихотливому и основывающемуся как на традициях прошлого, так и на искании новых путей развития. Мера традиционности и новаторства определила творческое лицо художника на каждом этапе его жизненного пути.

К началу страницы
Оглавление    Проект главного здания Академии наук...  Список проектов...