Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Персоналии
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Кирилл Афананьев
А. В. Щусев
42. Щусев А. В. Мавзолей В. И. Ленина. "Архитектурная газета", 1937, 22 янв., № 5. При проектировании и строительстве Мавзолея у А. В. Щусева было много сотрудников и помощников. Не имея возможности назвать всех участников этой большой работы, назовем все же некоторых из них. Художник И. И. Невинский декорировал траурный зал временного Мавзолея; И. Д. Шадр изваял Герб Советского Союза, установленный при входе в Мавзолей; временный стеклянный саркофаг был выполнен по эскизу С. К. Мельникова. Инженеры К. С. Наджаров и И. В. Певзнер руководили строительством. Архитекторы Л. Веснин и Антипов приняли консультативное участие при проектировании первого временного Мавзолея. При проектировании каменного Мавзолея помощниками Щусева были архитекторы Ю. А. Дульгнер, Л. Б. Карлик, А. К. Ростковский, И. А. Француз, Г. К. Яковлев и др. В. А. Михайлов занимался разработкой всего комплекта рабочих чертежей.Вернуться в текст


Глава 2
Мавзолей В. И. Ленина

Мавзолей В. И. Ленина - сооружение совершенно исключительного значения, не ограниченного пределами Красной площади, Москвы или даже всего Советского Союза. Во всем мире нет другого сооружения, облик которого был бы столь широко известен.

Мавзолей занимает особое место в советской архитектуре, а также в творчестве А. В. Щусева. Среди многочисленных произведений архитектуры наших дней и далекого прошлого нет ни одного, напоминающего его своими формами. Это здание уникально как по своему назначению, так и по архитектурным формам и художественным качествам.

Именно Щусев имел наибольшее право взять на себя решение такой ответственной и трудной задачи, и он оправдал оказанное ему доверие.

Сила и особенность таланта Щусева заключаются в ярком образном мышлении. Создаваемые им художественные образы неизменно возникали из суммы идей, рождающихся в полном соответствии с назначением того или иного сооружения и местом, которое оно должно занимать в застройке города. Яркий талант зодчего основывался на большом опыте, обширных знаниях и высокой культуре.

Щусев не раз воочию видел поэтичную пирамиду Цестия, сооруженную у крепостной стены Рима, прекрасный мавзолей Цецилии Метеллы, множество надгробий Аппиевой дороги между Римом и Капуей. Он был знаком с архитектурой египетских мастаб и пирамид, погребальных башен Пальмиры и Петры и так называемой гробницы Кира. Перед ним прошла длинная вереница прекрасных памятников архитектуры, но он отверг исторические параллели и не повторил ни один из этих художественных образов.

Иногда по отдельным признакам Мавзолей сопоставляется некоторыми критиками с так называемой гробницей Кира, но такое сравнение не имеет серьезных оснований. Гробница Кира представляет собой погребальную камеру с глухими стенами, поставленную на каменное ступенчатое основание. Архитектурная композиция Мавзолея В. И. Ленина совсем иная. Самый объем Мавзолея имеет ступенчатую форму и увенчан воздушной колоннадой.

Композиция Мавзолея в его самом первоначальном виде была найдена в течение одной ночи. Вслед за тем на Красной площади в январские дни 1924 г. возводится первый временный деревянный Мавзолей. Весной сооружается второй, более капитальный, но все же временный и тоже деревянный, явившийся новой качественной ступенью в решении задачи, стоявшей перед зодчим. И, наконец, через пять лет воздвигается третий, уже постоянный, рассчитанный на тысячелетия, гранитный Мавзолей. Трижды Щусев проектирует и трижды строит Мавзолей, причем каждый последующий вариант является развитием предыдущего.

Первый временный Мавзолей был удачно решен по плановой схеме, но по архитектуре в целом сколько-нибудь замечательными качествами не отличался. Второй деревянный Мавзолей, над проектом которого Щусев получил возможность потрудиться уже гораздо дольше, был много совершеннее. Наилучших же результатов зодчий добился в гранитном Мавзолее. По сохранившимся эскизам-наброскам можно проследить шаг за шагом весь творческий процесс создания архитектуры этого замечательного произведения.

Первоначальный деревянный Мавзолей В. И. Ленина. Эскизы.

Простой, прямоугольный, почти кубический объем со ступенчатым завершением и лаконичной надписью "Ленин" - вот первичная мысль зодчего, получившая свое воплощение во временном Мавзолее, просуществовавшем лишь несколько месяцев до весны 1924 г. Вход и выход располагались симметрично, отдельно от основного объема. Дальнейшие поиски зодчего были направлены прежде всего на венчание Мавзолея. В одном из эскизов автор предлагает сверху водрузить "вертикаль" в виде четырех столбов, поддерживающих антаблемент, в другом - в виде обелиска. При этом основной объем здания становится как бы пьедесталом, но от этой мысли зодчий быстро отказывается. Щусев пытается увенчать уступчатый верх Мавзолея кубом с изображенной на нем эмблемой Советского государства - серпом и молотом. В других эскизах он завершает здание небольшой колоннадой-ротондой.

На первом этапе проектирования и строительства зодчий не достиг необходимого художественного качества, но сооружение уже получает те отличительные черты, которым впоследствии Щусев придает совершенную форму.

Первоначальный деревянный Мавзолей В. И. Ленина. Осуществленный вариант.
Дальнейшие поиски наилучшего решения стоящей перед архитектором задачи фиксируются эскизом, в котором ротонда, венчающая основной, центральный объем сооружения, вырастает в размерах, приобретает звездчатый десятигранный контур. Само же сооружение получает своеобразную фактуру в виде так называемого "бриллиантового руста". (Не надо забывать, что этот вариант делается в расчете на выполнение его из дерева.)

На следующем эскизе мы видим, что автор отказывается от раздельной постановки центрального объема Мавзолея и вестибюлей, служащих для входа и выхода. Он соединяет эти три объема в один, что, конечно, явилось верным шагом. При сопоставлении этих рисунков становится понятным, что Мавзолей не столь велик, чтобы его расчленять на отдельные павильоны. Но еще и в этом варианте на фасаде остаются симметричные двери для входа и выхода. На следующем этапе Щусеву приходит в голову мысль создать на Мавзолее трибуны. В центре композиции он намечает ведущую на них лестницу. Недостатки этого эскиза очевидны. Лестница приобретает преобладающее значение над входом и выходом. Венчание в виде звездчатой колоннады лишено необходимой монументальности.

Деревянный Мавзолей В. И. Ленина. Эскизы.

Деревянный Мавзолей В. И. Ленина. Эскизы.

Архитектор отказывается от звездчатой колоннады и рисует монументальное ступенчатое завершение Мавзолея, украшенное барельефами с не вполне понятными на эскизе декоративными формами.

На одном из эскизов сооружение увенчивается саркофагом. Но эта мысль зодчего не получает развития. Он уходит от такого рода ассоциаций и рисует монументальные уступы, украшенные скульптурным барельефом. Однако расположение дверей и лестницы, ведущей на трибуны, сохраняется таким же, как и на предыдущем эскизе.

Деревянный Мавзолей В. И. Ленина. Эскизы.

На дальнейшем этапе работы зодчий приходит, наконец, к мысли об одном, центральном, входе в Мавзолей и расположении надписи непосредственно над ним. Он отказывается также от первого фронтально расположенного лестничного марша. Тем самым лестницы уступают центральное место в композиции входному порталу. В этом же эскизе Щусев находит и удачное решение венчания здания в виде небольшой колоннады очень простой формы, не контрастирующей с монументальными формами сооружения, а как бы рождающейся из них.

Деревянный Мавзолей В. И. Ленина. Общий вид. Деревянный Мавзолей В. И. Ленина. Боковой фасад.

Этот эскиз, выполненный в очень маленьком масштабе на клочке бумаги, имеет, однако, внимательно продуманные оба фасада здания и его перспективу. Все композиционные особенности сооружения именно на нем оказались установленными впервые. Однако работа была еще далека от завершения. Предстояло установить пропорции, сопоставить сооружение с архитектурным окружением, отказаться от излишних, усложняющих силуэт и композицию деталей. И только после этого, наконец, проект приобретает необходимую законченность.

Деревянный Мавзолей В. И. Ленина. Перспектива. Итальянский карандаш, сангина.  

При замене деревянного временного Мавзолея на постоянный гранитный Щусеву пришлось еще много поработать над его архитектурой. Воплотить в граните формы деревянного Мавзолея механически, без творческой переработки, было невозможно. Строительный материал предъявлял к архитектуре сооружения свои требования. Автор пытался добавить кое-что новое. Так, в одном из эскизов мы видим попытку внести асимметрию в расположение трибуны и придать круглую форму траурному залу. Однако эти попытки носили характер проверки однажды установленных композиционных основ сооружения.

Ступенчатая форма деревянного Мавзолея была элементарнее по сравнению с каменным; уступы образовывали как бы лестницу с ровными или почти ровными ступенями. Каменный же Мавзолей завершается ступенями, скомпонованными в сложном ритме; наибольшая ступень дает возможность почувствовать как бы "кубическую" основу тела Мавзолея, соответствующую форме и размеру траурного зала. Эта "кубоватость" гранитного Мавзолея придает ему монументальность, значительность и центричность.

Щусев в этом произведении опередил свое время. Ему удалось суммировать в нем общественное стремление к новому, к новой архитектурной форме и в то же время сохранить связи с живущими в сознании людей традициями реалистической национальной русской архитектуры.

Отсутствие у сооружения избыточных декоративных элементов, профилей и деталей, простота и ясность архитектурных форм идут об руку с подлинной и предельной монументальностью. Единственным декоративным элементом архитектуры сооружения является Герб Советского государства, изваянный скульптором И. Д. Шадром. Но и он размещен не снаружи, а внутри Мавзолея, напротив главного входа.

Монументальность Мавзолея возникает из его тектонической структуры. Представление о его незыблемости связано с монолитной уступчатой формой. По словам Щусева, "Мавзолей маленький, но его не поднимешь". Его стены выложены из тщательно пригнанных крупных блоков полированного гранита, как бы спаянных между собой. Полированный порфир и гранит подчеркивают драгоценность Мавзолея и одновременно его прочность и монументальность. Гранитные квадры, уложенные один на другой, образуют чеканную ступенчатую форму сооружения, завершенную столь же простой по форме колоннадой.

Простота архитектурных форм Мавзолея - это не абстрактный гео-метризм; она возникла из конструктивно-тектонической структуры сооружения. Глубокое понимание и удачное использование свойств материала, в данном случае гранита, свидетельствуют о мастерстве зодчего.

Нет в архитектуре Мавзолея и каких бы то ни было заимствований из богатейшего арсенала национальных архитектурных форм. Но ведь подлинная национальность заключается не в стилистических формах, а в художественных образах, отражающих прогрессивные общественные идеи. Идеи, воплощенные в архитектуре Мавзолея В. И. Ленина, рождены социалистической революцией и, несмотря на их мировое значение, прежде всего русские.

Интересен рассказ Щусева об истории строительства Мавзолея42.

На следующий день после смерти В. И. Ленина, около 12 часов ночи Щусев был срочно вызван в Колонный зал Дома Союзов. "Несмотря на поздний час, непрерывной волной стекались взволнованные, потрясенные массы к гробу великого человека, величайшего друга трудящихся. В артистической комнате при Колонном зале, куда меня провели, находились члены правительства и комиссия по похоронам В. И. Ленина. От имени правительства мне было дано задание немедленно приступить к проектированию и сооружению временного Мавзолея для гроба Ленина на Красной площади... Я имел время только для того, чтобы захватить необходимые инструменты из своей мастерской, а затем должен был направиться в предоставленное мне для работы помещение. Уже наутро необходимо было приступить к разборке трибун, закладке фундамента и склепа Мавзолея. Прежде чем приступить к эскизу Мавзолея, я пригласил для совещания о его архитектурных принципах Л. А. Веснина и арх. Антипова. На совещании я высказал свои соображения, что силуэт Мавзолея не должен быть высотным, а иметь ступенчатую форму.

Надпись на Мавзолее я предложил простую - одно слово, в котором заключено столько волнующего смысла для всего трудящегося человечества. Это слово - "Ленин"... К четырем часам утра эскизный набросок Мавзолея был готов, я наскоро поставил размеры глубины, высоты и ширины и вызвал конструкторов для подсчета деревянных конструкций.

Ранним утром мной на Красной площади была произведена разбивка плана сооружения, вбиты колышки, ограждавшие место постройки, и раздались первые взрывы мерзлой земли. Скованная 25-градусными морозами земля не поддавалась лопатам и ломам, и для рытья котлована пришлось взрывать ее с помощью команды подрывников. Взрывные работы заняли почти сутки; только после этого землекопы смогли приступить к рытью котлована.

Тем временем отдел сооружений Московского управления коммунального хозяйства завозил на Красную площадь деревянные брусья и доски, и плотники занимались подготовкой каркаса. Строители время от времени отогревались в специальных палатках военного типа, где были установлены печи...

Планировка Мавзолея была мной рассчитана таким образом, чтобы создать график движения, обеспечивающий беспрерывный пропуск значительных масс народа без сутолоки и пробки. В Мавзолее должны были быть две двери - одна входная, другая выходная. Входя, народ должен был спускаться по лестнице, ведущей в центральный зал с гробом Владимира Ильича, и, обходя его кругом, подниматься по такой же лестнице, ведущей к выходной двери. Для утепления Мавзолея было принято решение выстлать пол, стены и потолок центрального зала двойными досками со слоем чистых опилок между ними. Лестницы оставались холодными. Зал должен был быть декорирован материей по рисункам художника Нивинского.

Вся работа по сооружению Мавзолея продолжалась около трех дней; строители удалились с Красной площади в момент, когда уже на нее вступали войска, участвовавшие в похоронах великого вождя".

В мае 1924 г. Щусеву было поручено придать Мавзолею монументальную архитектурно-художественную форму, не меняя при этом его конструкции. Он писал, что создать из дерева монументальное сооружение на Красной площади и воплотить в него архитектурную идею, достойную имени В. И. Ленина, было делом нелегким. Щусев предложил идею совместить Мавзолей с трибунами. Этот эскиз был утвержден, и зодчий приступил к разработке детальных чертежей. Он решает покрыть дерево масляным лаком для предохранения его от атмосферных влияний. Деревянные доски сшиваются железными гвоздями с рельефными шляпками.

Мавзолей В. И. Ленина в ансамбле кремлевских сооружений.
Как уже говорилось, через пять лет Щусев получает новое задание: заменить временный деревянный Мавзолей постоянным каменным, точно воспроизведя его архитектуру.

При сооружении Мавзолея использовались исключительно отечественные материалы. Щусев особенно восторгался волынским черным лабрадором с синими прожилками, серым лабрадором со светлыми блестками и красным гранитом, добывавшимся на Украине. Зодчий вместе с уполномоченным по постройке инженером К. С. Наджаровым побывал в каменоломнях на Волыни, организовав добычу камня и отправку его в Москву.

При проектировании каменного Мавзолея Щусев сделал его гранитную' модель. Мавзолей решено было соорудить на железобетонном каркасе с кирпичным заполнением и облицовкой из красного, серого и черного гранита. Верхняя плита из карельского красного порфира должна была быть приподнята на небольших квадратных в сечении колонках. Стены внутреннего центрального зала из серого и черного Лабрадора были разбиты на панели пилястрами из красного порфира и украшены инкрустацией из ярко-красной смальты. Входные и выходные двери, а также и внутренние двери центрального зала окованы медью.

Проект гранитного Мавзолея В. И. Ленина. Перспектива, план, фасад. Эскиз саркофага.

Гроб с телом В. И. Ленина был помещен в стеклянном саркофаге с обрамлением из оксидированной меди. Постамент, на котором помещается саркофаг, был выполнен из монолитного куска черного Лабрадора весом 20 т, доставленного с Волыни на особой платформе. Постамент установлен на возвышении из красного гранита с перилами из того же материала. Над главным входом в Мавзолей уложен еще больший монолит из черного Лабрадора весом 60 т; для перевозки его по Москве пришлось соорудить специальное приспособление. В этом монолите инкрустирована из красного порфира надпись - "Ленин".

Фрагмент.
Особое внимание было обращено на тщательность кладки камня для предохранения от попадания в ее швы дождевой воды. Небольшой уклон гранитной крыши обеспечил сток воды по гранитным лоткам в сторону заднего фасада. Для предохранения Мавзолея от сотрясения при прохождении во время парадов на Красной площади тяжелых танков основание фундаментов было устлано песком. Снаружи Мавзолей освещается прожекторами, установленными на крыше здания ГУМа.

В это же время была произведена реконструкция Красной площади, которая заключалась в сооружении трибун на три тысячи человек по обеим сторонам Мавзолея, в проведении вертикальной планировки площади и вымостке ее брусчаткой, в переносе памятника Минину и Пожарскому на новое место, возле храма Василия Блаженного.

"Масса Мавзолея из полированного красного гранита на фоне Кремлевской стены не спорит, а гармонирует с вертикальными силуэтами башен Красной площади. Эта красная гамма гармонирует и с черными горизонтальными полосами лабрадора на Мавзолее. Красный и черный цвета - это цвета нашего государственного траурного флага",- пишет Щусев.

Впоследствии Щусев вновь обращается к руководству работами по отделке траурного зала Мавзолея. Он проектирует новый саркофаг В. И. Ленина, имеющий форму торжественной сени с прозрачными из зеркального стекла стенками.

В это же время происходят некоторые изменения в форме Мавзолея снаружи. На одном из уступов размещается большая центральная правительственная трибуна, для чего устанавливают барьер из полированных гранитных плит. Первоначальный ритм уступов в архитектурной форме Мавзолея оказался несколько искаженным. Работы по устройству центральной трибуны проводились под архитектурным надзором архит. В. А. Михайлова. Щусев рассказывал, что некоторые (подразумевая скульп. С. Д. Меркулова - автора ряда гранитных изваяний В. И. Ленина) предлагали установить на Мавзолее статую В. И. Ленина из красного гранита. Щусев категорически отказывается от этой мысли. Скульптура с ее повествовательными изобразительными средствами, пожалуй, ничего не смогла бы добавить к лаконичному и в то же время красноречивому художественному образу, созданному зодчим.

Выразительности архитектуры Мавзолея способствует то, что он является центром неповторимо прекрасного ансамбля Красной площади. Его композиция центрична, и размещен он по средней поперечной оси площади, отмеченной Сенатской башней и куполом здания Верховного Совета, возвышающегося над Кремлевскими стенами.

Мавзолей В. И. Ленина. Общий вид. Мавзолей В. И. Ленина в ансамбле Красной площади.

Если бы по своим размерам Мавзолей повторял храм Василия Блаженного или Исторический музей, то ансамбль площади немало потерял бы в своем единстве. Если бы Мавзолей значительно превосходил по размерам все сооружения площади, то вокруг него было бы тесно и площади бы не стало. Небольшие размеры Мавзолея продиктованы всем ансамблем площади. А размер самой Красной площади является одним из важнейших условий существования современного прекрасного ансамбля с его центром - Мавзолеем В. И. Ленина.

Мавзолей вдохнул в архитектуру площади новое глубокое идейное содержание и придал ей композиционную завершенность. В ее ансамбль входят чудесные памятники русской архитектуры: стена Кремля - некогда грозная боевая крепость, теперь символ нерушимости Советского государства; Спасская башня с курантами, возвышающаяся как зоркий часовой, бдительно несущий круглосуточную вахту; Покровский собор (храм Василия Блаженного) - монумент победы русского оружия, красочный фейерверк ярчайших образов, рожденных гением русского народа; памятник Минину, призывающему к отпору врагу, и Пожарскому, взявшемуся за меч,- свидетельство гражданской доблести русских людей. Все в целом - ансамбль, полный смысла и глубочайшего значения.

К началу страницы
Оглавление    Перепланировка Москвы...  Моспроект...