Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Персоналии
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Кирилл Афананьев
А. В. Щусев
 

ВВЕДЕНИЕ

Наряду с бесплодными попытками возродить старое национальное искусство с середины XIX в. в России широко используются любые архитектурные формы. Иногда это довольно строгое, квалифицированное воспроизведение того или иного стиля, а чаще - образцы эклектики и безвкусицы. Низкая художественная культура промышленных и торговых кругов запечатлелась в ряде новых уродливых зданий, сооруженных на улицах быстро растущих капиталистических городов.

Общая картина архитектуры рубежа двух веков усложнилась появлением нового по своей природе стиля "модерн", порывающего со всякими национальными и классическими традициями.

Безрадостная и сложная картина развертывается перед Щусевым, завершившим свое архитектурное образование в конце XIX в.: он вынужден был служить "верхушке" общества, работая по заказам меценатов, капиталистов и "отцов церкви". Вполне понятно, что в этих условиях творчество молодого зодчего было полно противоречий и далеко не во всех проявлениях может быть признано удачным.

В некоторых его произведениях ощущается налет модернизма, однако он всегда был далек от следования модерну как стилю. Архитектурные формы его произведений одновременно и традиционны, и современны. В этом сказалось мастерство зодчего, умеющего поднять свое творчество на уровень национальной художественной культуры. Для того чтобы найти свой творческий путь в "архитектурном ненастье", Щусев устремляется в сферу древнерусской национальной культуры, именно в ней он находит вдохновение и неиссякаемый источник архитектурной фантазии и примеры удивительного композиционного мастерства. Он с увлечением занимается работой над археологическим Щусевым нескольких церквей явилась своеобразной практикой в усвоении им композиционных особенностей и форм древнерусского зодчества. Без этой практики он не мог бы заняться проектированием и строительством Казанского вокзала в Москве, значение архитектуры которого включается в широком использовании богатейшего национального наследия. Социалистическая революция в России повлекла за собой принципиально важные изменения в архитектуре, ставшей искусством народа, сооружающего для себя жилища, общественные здания, новые города. Изменился смысл архитектуры, оценки стали иными. Общественные интересы регулируют любое строительство, общественные художественные взгляды и идеи послужили единственной основой творческого труда зодчих.

Щусев понял это чутьем художника, творчество которого в наиболее ценных для нас проектах всегда, даже в тяжелые годы реакции до Великой Октябрьской социалистической революции, было неразрывно связано с демократическими, народными представлениями о прекрасном.

Для Щусева настают годы напряженной творческой жизни. Важнейшими темами его творчества наряду с проектированием жилых и общественных зданий стали многообразные вопросы градостроительства. Много лет труда он отдает проблемам реконструкции Москвы.

В 1924 г. в Москве на Красной площади по проекту А. В. Щусева сооружается Мавзолей В. И. Ленина. В 1930 г. временный Мавзолей был заменен постоянным из гранита. Это лучшее произведение советской архитектуры стало вершиной творческой биографии мастера.

К началу страницы
Оглавление    Детские годы...