Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Персоналии
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Журналы, газеты, блоги
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Владимир Ясиевич
Архитектура Украины на рубеже XIX-XX веков

МОДЕРН НА УКРАИНЕ

В конце XIX в. в архитектурной практике Украины господствовали историзм и эклектизм, но мечта о новом стиле зарождалась в умах многих архитекторов. Мысли о новых формах, отвечающих новым потребностям, конструкциям и материалам были высказаны и теоретически осмыслены украинскими архитекторами А. И. Бернардацци, А. В. Кобелевым, П. Ф. Алешиным. Так, еще в 1892 г. на I съезде русских зодчих А. И. Бернардацци говорил: "Сила вещей в связи с небывалым развитием смелой и пытливой техники в наши дни постоянно вырабатывает новые формы, новые типы, все более и ближе удовлетворяющие требования настоящего дня" [15, с. 108].

Собственно новая архитектура и новые формы эволюционно, "силой вещей" формировались на протяжении всего XIX в. в новой типологии, планировочных приемах, конструктивных и функциональных элементах и формах, которые были неизвестны классицизму. Свидетельством рождения нового было и разрушение стилистических форм при помощи эклектики как метода. Новые формы утверждались в промышленном, инженерном и гражданском строительстве через новые конструкции, материалы, функциональные приемы. Происходил сложный спонтанный процесс рождения нового стиля, который к концу XIX в. был, по сути, завершен, однако этому должен был предшествовать творческий скачок: "Лишь взрыв творческой энергии, которая рождена современностью и создала художников, которые могут работать не в каком угодно стиле, а лишь единым языком современности, - писал М. Я. Гинзбург, - ...лишь такой взрыв может зародить новое цветение, новую фазу в эволюции формы, новый и истинно современный стиль" [29, с. 29].

Такой "взрыв" произошел в конце XIX в. в Европе одновременно в среде архитекторов-новаторов, объединившихся в творческие организации "Сецессионы", в Мюнхене (1892, худож. Ф. Штук), в Вене (1897, архитекторы О. Вагнер, И. Ольбрих), в Берлине (1899 архит. М. Либерман), в Бельгии (1898-1901, архитекторы В. Орта и А. Ван де Велде). В период между I и III съездами русских зодчих (1892-1900) происходило творческое формирование нового стиля и в России (архитекторы А. Иванов-Шиц, Ф. О. Шехтель, Л. Н. Кекушев) [53].

Важную роль в распространении идей и форм нового стиля - модерна - сыграла книга австрийского архит. О. Вагнера "Современная архитектура" (1896). Его концепция мало отличалась от русской "теории рациональной архитектуры" А. К. Красовскою. Она также отрицала подражание прошлому, выдвигала требование новых, современных форм, вытекавших из новых конструкций и материалов, новых запросов и общественных воззрений - в результате должно было произойти не "Возрождение", и "Рождение" нового [76, с. 69-71].

Стилистика новых форм была определена в разных странах различными терминами: "сецессия", "модерн", "Ар-Нуво", "Югендстиль", но одинаково означавших отход от старого, новое, современное. Образность новых форм послужила стимулом для моды, которая со свойственной ей быстротой, распространилась в мире. В России большую роль в этом сыграли выставки нового стиля в 1902-1903 гг. в Петербурге и в Москве, на которых были представлены работы русских зодчих И. А. Фомина, В. Ф. Валькотта, Л. Н. Кекушева и представителей западного модерна И. Макинтоша и И. Ольбриха. Русские архитекторы сразу же овладели приемами и формами нового стиля, получившего в России название "модерн". Были построены такие программные произведения Ф. О. Шехтеля, как особняки Рябушинского (1900) и Дерожинской (1901), Ярославский вокзал (1902) в Москве.

Характер появления модерна на Украине документально отражен в автобиографии Л. Н. Бекетова, который писал: "Новый стиль этой архитектуры, имея, как известно,, в основе классические формы, модернизированные легкими карнизами с большими выступами и богатой, но строгой орнаментикой из растительного мира в сочетании с широкими поясами барельефов и скульптуры, получил очень широкое распространение но всему Западу, а также у нас в самом начале XX века". В каталогах книг библиотек А. Н. Бекетова, П. Ф. Алешина и других зодчих значатся издания 1890-1900-х гг. о новом стиле. Частые зарубежные поездки ведущих украинских архитекторов позволяли знакомиться с образцами новейшего стиля в Западной Европе. В архитектурной науке Украины модерн является совершенно неизученным направлением, многие его памятники не дошли до наших дней, большое число перестроено или утратило первоначальный вид. Это по-родило немало легенд о произведениях ми дерна, предвзятых и необоснованных оценок, эмоциональных скачков от полного его отрицания до чрезмерных восторгов.

Чтобы понять сущность и особенности модерна в архитектуре Украины как стиля и направления, следует прежде всего обратиться к анализу практики отдельных школ. В развитии его на Украине видное место принадлежит киевской школе. Так, Э. П. Брадтман (1856-1919) раньше других в застройке ул. Николаевской нарушил общую ренессансную тенденцию и смело выступил с проектами в стиле модерн. Среди них: жилой дом (ныне ул. К. Маркса, 9) (1900-1901), цирк Крутикова (1903) и особняк на углу улиц Банковой и Лютеранской (1907).

Наибольшей виртуозности владения формами модерна достиг Э. П. Брадтман в здании цирка Крутикова - лучшем своем произведении, где в качестве главных выразительных средств используются форма и линия, а также фактура материала. Центральная фасадная часть здания (разрушено во время Великой Отечественной войны) имела параболическое завершение над большим проемом - витражом с переплетами, выполненными из тонкого гнутого металла. Типичные для модерна окна второго этажа, легкая орнаментика и декор ограждения зрительно облегчали плоскость стены и делали весь фасад легким и изящным.

Несколько по-иному решен особняк на углу улиц Банковой и Лютеранской. Композиция его живописна, симметрия фасада нарушена размещением входа сбоку. Тектонику фасада подчеркивает декоративный характер гранитной облицовки. Бетонные наличники окон и овальный фронтон с головой медузы - характерные приемы модерна. Контрасты массивных рустов и легкой металлической решетки крыши, живописный маньеризм облицовки придают динамичность формам здания.

В произведениях модерна обращение к природе, флоре и фауне, как первооснове формообразования, играло особую роль. Свойственная растениям криволинейность форм и линий, случайный характер их переплетений, живописності, становятся источником языка нового стиля. Именно эта черта привлекла симпатии видного киевского архит. В. В. Городецкого (1863-1930), который реализовал ее В особняке на ул. Банковой (1902-1903). Хороший стилист, страстный любителі, экзотической природы, он воспринял модерн как полную творческую свободу в изобретении новых форм. Принцип живописности и свободной компоновки форм В. В. Городецкий закладывает в обемно-нространственное решение. Это реализуется в выборе участка на крутом обрыве, в плане, пластике и асимметрии объемов.

Особняк на ул. Банковой в Киеве. Фрагмент (скульптуры. Э. Саля, Ф. П. Соколов). Особняк на ул. Банковой в Киеве (1901-1902, архит. В. В. Городецкий). Общий вид.

Здание завершают скульптурные группь с экзотическими фигурами животных, рыб и женщин, придающие необычный запоминающийся силуэт. В интерьерах живописные панно на стенах и потолках сочетаются со скульптурными растительными формами лестницы, обрамлениями плафонов, барельефами (скульпторы Э. Саля, и Ф. П. Соколов) .

Используя бетон и железобетон в качестве материалов, способных воплощать любые пластические формы, архитектор создал уникальное произведение модерна, в котором, несмотря на кажущуюся фантастичность и необычность, достигнуто определенное соответствие функции, конструкции и форм. Дом В. В. Городецкого можно сравнить только с произведениями А. Гауди, в частности со знаменитым домом "Касса Мила" в Барселоне, построенном, однако, позже (1905-1910).

В отличие от творчества мастеров старшего поколения Киева, на произведения молодого тогда архит. А. М. Вербицкого (1875-1958) модерн произвел более глубокое и длительное воздействие. Отдав дань историзму в проекте фасада Городского банка (1901), он создает на основе параболы и других типичных для этого стиля форм свою интерпретацию модерна, сохраняя индивидуальность почерка. К лучшим произведениям А. М. Вербицкого этого направления могут быть отнесены пакгаузы (1902) и товарная станция в Киеве (1905-1907), вокзалы в Ковеле (1903-1907) *
* Не сохранилось. Вернуться  в текст
и на ст. Головы, жилые дома в Киеве на улицах Анненковской (1908) и Рейтарской (1912), проект здания вокзала на ст. Фундуклеевка (1907) и элеватора в Одессе (1903), здание городской железнодорожной станции в Киеве (1910), ряд промышленных зданий. В отличие от других архитекторов А. М. Вербицкий последовательно работает над модерном даже в период, когда тот перестает быть модным стилем.

Проект элеватора в Одесском порту, несмотря на симметрию, имеет динамичную композицию с ритмом трех объемов, расчлененных вертикальными элементами. Парабола в качестве главной формы использована в козырьках венчающих частей, мостиках, карнизах, пилонах выступающих частей. Динамика образа достигнута контрастом композиции ажурных металлических элементов и стен из кирпича и бетона.

В здании железнодорожного вокзала на ст. Ковель архитектор делает параболические арки покрытия главной формой центрального зала, оставляя их обнаженными в интерьере. В здании пакгаузов развитие этой же темы реализуется как в покрытии, так и в решении торцов. Контраст мощных каменных торцов с центральной частью из металла и стекла решен изящно и графически просто.

В проектах жилых домов А. М. Вербицкого в Киеве на улицах Анненковской и Рейтарской приемы модерна получают новое развитие. В качестве эстетических акцентов А. М. Вербицкий применяет майоликовое панно на фронтоне центральной части, керамические фризы, растительные орнаменты. В здании городской железнодорожной станции в Киеве и вокзала на ст. Фундуклеевка он использует приемы пластики, асимметрии форм, разнообразия оконных проемов, контраста материалов. Увлечение модерном для А. М. Вербицкого не было модой, оно прошло через всю его жизнь как поиск гармоний формы конструкции и функции и воплотилось в его педагогической ситеме в годы Советской власти.

В творчестве другого киевского архитектора - П. Ф. Алешина - идеи и приемы модерна были связаны с произведениями Ф. О. Шехтеля, которые, как признавал сам архитектор, оказал на него большое воздействие. Здание торгового дома Бажанова в Петербурге (1907-1909), построенное по проекту П. Ф. Алешина, является одним из лучших произведений и полностью подчинено концепциям модерна.

Получив в 1907 г. первый крупный заказ на проектирование здания торгового дома, Алешин решает его в формах модерна: асимметрия фасада, большой лепной фриз с растительной орнаментикой, несколько "оплавленные" формы проемов второго этажа и, главным образом, решение интерьеров - основные достижения этого произведения.

Синтез архитектуры и искусства - одно из наиболее характерных проявлений модерна - получает в этом произведении завершенное воплощение. Майоликовый камин с композицией "Микула Селянинович" по эскизам М. А. Врубеля и росписи по картонам Н. К. Рериха "Богатырский фриз" в гостиной прекрасно сочетаются с архитектурным решением интерьеров (полотна хранятся в Русском музее Ленинграда).

В последующих работах П. Ф. Алешин отходит от стилистики модерна, но работа над торговым домом Бажанова оставляет в его творчестве глубокий след.

Прекрасные образцы модерна создал в Киеве архит. И. К. Ледоховский - здание лечебницы Качковского (1907) и 2 жилых дома на ул. Назарьевской (теперь Ветрова, 1900-е годы). Лечебница, построенная на крутом рельефе, решена в асимметричной композиции. Здесь применены свойственные модерну формы: круглое окно, параболический фронтон над главным входом, увенчанный скульптурами серн, карниз большого выноса, майоликовые вставки, оригинально решены кованые ворота въезда и скульптуры львов. В интерьере экспрессивно решена витая лестница с растительной лепкой ограждений и скульптурой мальчика, державшего светильник (скульптор Ф. П. Соколов).

Лечебница Качковского в Киеве (1907, архит. И. К. Ледоховский). Ворота. Жилой дом на ул. Б. Житомирской, 32 в Киеве (нач. XX в.). Фрагмент.

В Киеве сохранилось большое число доходных домов в стиле модерн, отличающихся тонкой пластикой фасадов, изящным декором, оригинальными растительными орнаментами металлических ограждений, что свидетельствует о высоком мастерстве не только архитекторов, но и рабочих-исполнителей. Это, в частности, бывшие доходные жилые дома на улицах Б. Житомирской, 32, Кирова, 16, ряд домов на улицах Горького, Пушкинской, Ярославовом валу, Саксаганского и др. Оригинальны скульптурные реше-шия жилого дома на ул. Челюскинцев, выполненные молодым скульптором Ф. П. Соколовым по мотивам произведений М. А. Врубеля.

Модерн сказался на творчестве и других киевских архитекторов: в нем они искали возможности самовыражения, отходя от историзма и как бы пробуя себя в свободной композиции. Примером может служить здание ломбарда, (1907, архит. В. Н. Рыков), где автор показал себя как изящный и филигранный мастер.

Харьковская школа модерна восприняла эгот стиль более глубоко и продолжительно. Архитектор А. Н. Бекетов раньше других признал модерн как новую стилистическую моду и отразил его в своем творчестве. Уже в решении фасадов Екатеринослав-ского горного училища (1899) им применен модерный декор венчающей части, а в таких сооружениях, как Волжско-Камский банк в Харькове (1907) и управление железной дороги в Екатеринославе (1905-1906), черты модерна получают более полное выражение. Впервые появляется пологая, как бы "плывущая" форма венчающего козырька-карниза и пышные модерновые картуши - эти элементы становятся главными в композиции. Под изогнутым на все здание банка карнизом появляется майоликовый фриз, в котором шрифт играет активную роль. Типичные для модерна формы приобретают капители пилястр, порталы входа и оконные проемы.

Для большинства харьковских архитекторов характерно именно позднее обращение к модерну, когда он уже не был в моде, в том числе и для архитекторов старшего поколения, зарекомендовавших себя в начале века ретроспективными увлечениями. К ним относится, например, городской архитектор Б. Н. Корниенко (1871 -1916), который в 1908-1910 гг. создает здание цирка "Муссури" в Харькове. Принадлежность к модерну выражена в криволинейных формах плана, округленных углах вестибюля, круглом зале, небольшом выпуклом эркере над входом. Для здания характерны вытянутые по вертикали и круглые окна эркеров, трапециевидное венчание фасада, формы металлического навеса входа, фактура декоративной штукатурки фасада.

Решение фасадов и деталей в зданиях стиля модерн:
а - гостиница "Большая Московская" в Одессе (1903, архит. Л. Л. Влодек); б, в - окно и вход жилых домов в Киеве и Харькове (1910-е годы).

К числу поздних, но ярких и самобытных проявлений модерна в Харькове принадлежит магазин Жирардовской мануфактуры (1912, архит. В. Н. Покровский). Это небольшое 2-этажное здание живописно по своей композиции, асимметрично и насыщено пластикой объемов и форм. Большие остекленные плоскости проемов создают контраст с высокой крышей и орнаментикой фасада. Карниз выгнут в типичную для модерна пологую кривую, хорошо прорисованы растительные орнаменты. Архитектура этого здания позволяет утверждать непрекращающийся поток исканий и индивидуализации форм в модерне.

Модерну отдали дань в ряде харьковских зданий архитекторы А. И. Ржепишевский, В. А. Эстрович, А. И. Горохов, Ю. С. Цауне и др. К числу поздних увлечений модерном относится творчество И. И. Загоскина.

В творчестве архитекторов одесской школы модерн появился относительно рано, но не получил такого активного развития, как в Киеве и Харькове - быстро растущих тогда капиталистических центрах. Очевидно, это объясняется более устойчивыми традициями историзма. Раньше других откликнулся на модерн один из старейших одесских архитекторов Л. Л. Влодек (1842 - нач. XX в.) - автор большого числа построенных к тому времени зданий в ренессансно-барочных формах, в том числе пассажа (1899) на углу Дерибасовской и Преображенской. Строительством гостиницы "Большая Московская" (1903, соавтор Т. Л. Фишель) была сделана попытка обогатить город зданием новейшего стиля. Здесь доминируют декоративные формы и детали, типичные для модерна: большие полуовальные окна, увенчанные головами медуз и львов, завитками, растительным орнаментом; изящный железобетонный карниз с кронштейнами; металлические и бетонные ограждения балконов. Декоративность форм модерна в этом здании становится самодовлеющей декларацией. Более сдержанное воздействие оказал модерн на творчество одесского архит. Ф. А. Троупянского (1874-1949). Работая помощником в мастерских архитекторов Г. М. Дмитренко и В. А. Домбровского, он прошел хорошую школу историзма. Но уже в первых самостоятельных работах, например в интерьерах концертного- зала "Унион" (1901 -1902), архитектор применяет росписи в стиле модерн. В 1908-1914 гг. он создает ряд крупных общественных зданий в Одессе. Среди них - здание скеттинг-ринка (1910) *,
* В дальнейшем здание было перестроено. Ныне здесь размещен драматический театр им. А. Иванова. Вернуться  в текст
где формы модерна выступают в наиболее чистом виде: ритм вертикальных элементов, большие оконные проемы, узкие карнизы, закругленные углы здания, параболическое завершение центральной части здания - все это свидетельствует о сдержанной, но вполне определенной концепции модерна. Стремление к простоте форм и лаконизму выразительных средств - таковы индивидуальные творческие черты произведений этого автора.

Влияние европейского модерна на архитектуру западных областей Украины было самым непосредственным, поскольку они входили в состав Австро-Венгрии - одного из центров модерна. Здесь сложилась львов-ская школа этого направления, и которая создала своеобразные произведения.

Представители львовской школы модерна архитекторы И. И. Левинский, Т. Обминский, М. Улям, О. Сосновский, В. Садловский, А. Захаревич создали значительное число произведений, позволяющих говорить о высокой профессиональной культуре мастеров-строителей - не только проектной, но и исполнительской, выразившейся в разнообразии решений фасадов жилых домов, дверных и оконных проемов, балконов, металлических ограждений, карнизов, лестниц, витражей и плафонов.

К оригинальным произведениям следует отнести пассаж Миколяша (1900, О. Сосновский, А. Захаревич, не сохранился) и застройка ул. Валовой (1900-е годы), банк на ул. Коперника, жилой дом на просп. Шевченко, 2 (1905, М. Улям и 3. Кендзеровский). В содружестве с этими архитекторами работал львовский скульптор 3. Курчинский, создавший множество скульптур, барельефов с реалистической трактовкой образов, связанных с развитием торговли, промышленности, трактованных в духе того времени.

Большое число жилых домов в стиле модерн было создано в мастерской И. И. Левинского, который отработал системы оформления фасадов с характерными, в едином ключе, но все же индивидуализированными композициями и элементами.

Оригинальностью отличается здание филармонии (1907, архит. В. Садловский). В рамках общепринятых элементов модерна (плывущие линии, овальные и круглые проемы, криволинейные формы лестницы) он вводит оригинальную музыкальную символику (инструменты и ноты), отражающую назначение здания. Эта символика переходит от элементов фасада к интерьеру здания, к оформлению лож и резного плафона. Общественный характер здания подчеркнут декоративным портиком в виде пилястр в центре фасада. Это произведение знаменует отход от сецессии в сторону декоративизма, который выражен в ряде зданий Львова откровенными цитатами и вкраплениями декоративных элементов. Примером такого решения может служить 6-этажный жилой дом с магазинами (1912), в котором определенные стилистические ассоциации отсутствуют, а есть лишь намеки на модерн и рационализм.

Характерный образец позднего модерна во Львове - здание Торговой палаты (1912, архитекторы О. Сосновский, А. Захаревич), которое отличается сдержанностью решения фасадов и стремлением к синтезу искусств в интерьерах. Особенно характерны для модерна монументальные аллегорические росписи зала Ф. Выгжевальского на тему "Технический прогресс и человечество".

Синтез искусств, дизайнерский подход к деталям, изобретение новых форм, фактур и приемов в разных материалах - металле, дереве, камне, бетоне, стекле, керамике - характерные черты модерна вообще и львовской школы в особенности. Архитектура модерна распространилась и в других городах Западной Украины, особенно в Черновцах и Станиславе. В Черновцах, кроме доходных домов в центре и особняков, в модерне были построены здания театра (1901 -1907), архитекторы Г. Гельмер и Ф. Фельнер) и страхового общества (1900-е годы), в которых самым непосредственным образом оказалось влияние Вены. В здании театра авторы отказывались от традиционной для них трактовки образа, воплощенной в Одесском оперном театре; и создали камерное произведение, насыщенное аллегорической скульптурой в духе модерна. Фасад здания страхового общества венчает фреска-панно с изящно прорисованными, типичными для модерна женскими фигурами. Лестницы и холлы в интерьере отличаются тонкой моделировкой кованых решеток со стилизованными птицами и цветами.

Декоративное решение фасада жилого дома в стиле модерн (нач. XX в.) в Черновцах. Декоративное оформление лестницы в стиле модерн. Здание сберкассы в Черновцах (нач. XX в.).

Модерн постепенно нашел распространение на периферии Украины, особенно при строительстве массовых типов зданий, например, доходных домов (зачастую анонимных авторов), поскольку в крупных центрах в 1910-е годы появились прямые запреты на стиль модерн *.
* В условиях конкурсных проектов появились прямые запреты (стиль - "без примеси модерна"). Вернуться  в текст
Образцы модерна самого различного качества можно встретить в городах и даже селах Украины. Модерн стал характерным стилем застройки центра Елизаветграда, Житомира, Винницы, Полтавы, Могилева-Подольского, Ахтырки и других городов, которая осуществлялась 1910-е годы.

К лучшим образцам следует отнести особняки в Виннице архитекторов М. Н. Ваксмана (1910) и М. Г. Артынова (1912), которые отличаются оригинальностью и декоративной насыщенностью форм.

Большая группа периферийных произведений модерна, зачастую анонимных мастеров в малых городах Украины, свидетельствует о живучести и популярности "запаздывающего модерна", способствующего созданию иногда ярких и самобытных произведений, переходящих по своей стилистике в неоклассицизм, национальный романтизм и рационализм.

Среди периферийных произведений модерна - универмаг, особняк и жилые дома в Елизаветграде (1910-е годы), кинотеатры в Гадяче Черкасской обл., Ахтырке Сумской обл., Могилеве-Подольском Винницкой обл., городская управа в Константинограде (1914) Харьковской обл. и многие другие. В 1910-е годы модерн проник в сферу промышленных (цеха заводов, водонапорные башни) и транспортных сооружений (вокзалы, мосты).

В целом модерн сыграл важную роль в развитии профессионального мастерства архитекторов Украины. Он способствовал индивидуализации творчества, ориентировал на поиски новых форм и приемов (использование свободной композиции планов и объемов, новых материалов и конструкций, новых декоративных приемов, природных форм). Другие творческие направления, развиваясь параллельно с модерном, испытали на себе его сильное воздействие.

Модерну были свойственны некоторые противоречия: несоответствие его рациональной теоретической концепции и практики, которая зачастую сводилась к использованию новых декоративных приемов и форм (параболические фронтоны, криволинейные формы проемов, стилизация флоры и фауны, антропоморфные элементы декора), что приводило к возникновению своеобразных штампов и формированию отрицательного отношения к модерну.

Можно выделить два этапа развития модерна на Украине: начальный (1898 1907) и зрелый (1908-1913). Мерный характером произведениями декоративного характера и некоторой эклектичностью, которые были созданы крупными сложившимися мастерами старшего поколения. На втором этапе черты модерна носят сдержанный характер, глубже проникают в творчество, сочетаются с рационализмом и привлекают более молодых архитекторов, границы влияния стиля расширяются от центра к периферии.

В рамках общего направления модерна на Украине можно выделить четыре творческие школы: киевская школа характерна наиболее яркими и творческими произведениями (архитекторов Э. П. Брадтмана, В. В. Городецкого, И. К. Ледоховского, А. М. Вербицкого и др.). которые в начальный период отличаются изяществом форм и линий, экспрессивностью и активным обращением к природным формам; для харьковской школы модерна характерны произведения второго периода, лучшим свойственны индивидуализированные черты, отражающие не столько европейские прототипы, сколько личные творческие возможности авторов (архитекторы Л. М. Гинзбург, В. Н. Покровский, А. И. Рженишевский); одесская школа в силу наиболее мощного воздействия традиций историзма откликнулась на модерн наиболее слабо - за лучшим произведением архит. Л. Л. Влодека последовали лишь одиночные и весьма сдержанные объекты; львовская школа модерна развивалась во Львове, Черновцах и других городах Западной Украины, находясь под прямым воздействием "Венского сецессиона", и в то же время сумела создать оригинальные произведения с переходными чертами к декоратйвизму, свойственному архитектуре 1920-х годов.

К началу страницы
Оглавление   Использование национальных традиций  Рационалистические тенденции