Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Персоналии
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Журналы, газеты, блоги
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Владимир Ясиевич
Архитектура Украины на рубеже XIX-XX веков

АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ

Рассмотренные в предыдущих главах градостроительные и объемно-планировочные особенности архитектуры на рубеже XIX- XX вв. характеризуют состояние развития городов, особенности застройки и типологии, отражающие новые потребности общества. Но они были бы неполными без рассмотрения эстетической стороны архитектуры, ее стилистических особенностей.

В настоящей главе сделана попытка осветить архитектурный процесс в его взаимосвязи с искусством, а именно: основные стилистические направления, принципы формообразования, региональные школы, творчество отдельных мастеров. Эта сторона архитектуры, связанная с понятием стиля и метода, чрезвычайно сложна и противоречива, особенно в рассматриваемый период, когда за сравнительно небольшой срок в 20-30 лет в художественной жизни Украины происходила быстрая смена вкусов и предпочтений, параллельно сосуществовали различные творческие направления. В духовной жизни, как и в социальной, происходила ломка старой и зарождение элементов новой культуры. В искусстве наряду с реализмом как основным направлением разнивался романтизм - художественный метод, противопоставлявший догмам классицизма с его нормативной эстетикой духовные потребности человека, эмоциональную приподнятость, символизм и гиперболизацию форм. На смену классицизму, господствовавшему в конце XVIII - начале XIX вв., приходит историзм - эклектизм с его многообразием стилистических направлений и принципом "свободы выбора" стиля и зависимости от назначения здания. Наряду с официально признанным русским стилем, развиваются его творческие разновидности, ориентировавшиеся на народное зодчество. В начале XX в. в архитектуру Европы прочно входит модерн.

На основе фактического материала, изложенного ранее, рассмотрим указанные стилистические направления в их историческом развитии и взаимодействии: историзм (эклектизм) как наиболее общее и широкое направление архитектуры (XIX в. и отчасти XX в.), включающее неоренессанс, русский стиль, неоклассицизм; национальный романтизм - использование национальных традиций в архитектуре (неоукраинский и неорусский стили) начала XX в.; модерн как общеевропейский стиль (1890-1910-е годы) и рационалистические тенденции (1910-е годы), предвосхитившие появление конструктивизма 1920-х годов.

ИСТОРИЗМ и ЭКЛЕКТИЗМ

Наиболее установившимися терминами, определяющими стилистические направления в европейской и русской архитектуре XIX в. являются историзм и эклектизм.

Проблема историзма и эклектизма является теоретической и присуща не только рассматриваемому периоду. Поэтому при из ложении конкретного материала этой главы автор принял следующую трактовку терминов, которые будут употребляться в дальнейшем.

Историзм как термин введен в середине XX в. (Н. Певзнер) для определения характерного для европейской архитектуры XIX в. обращения к различным стилям прошлого (романский, готика, ренессанс). Он противостоял концепции и методам классицизма и зародился в его недрах как свобода выбора стиля под воздействием идей романтиз ма и реализма в искусстве и литературе. Историзм в России ярче всего проявился в поисках русского стиля в творчестве К. Тона, В. Гартмана, И. П. Ропета и др. [17, 58]. Для характеристики отдельных направлений историзма применяется приставка "нео" (например неоготика, неоренессанс, необарокко и т. д.), общепринятая в современной литературе.

Эклектизм - термин, употребляемый советскими исследователями [21, 18] для определения стиля архитектуры 1830-1890-х годов, связанного с философией и эстетикой романтизма. Главным кредо представителей этого направления была свобода выбора исторического источника для создания новых произведений в соответствии с их назначением и идейными представлениями заказчика и архитектора. Главный тезис эклектизма равенство всех эпох в архитектуре (а не только классики античного мира), повое понимание полезного и прекрасного, обращение к народному творчеству как одному из источников *.
* Понятия историзма и эклектизма имеют свои оттенки, но, в основном, употребляются как синонимы, выражая две стороны архитектуры этого периода. Вернуться  в текст

Авторская трактовка понятий "стиль" и "мода" изложена в специальной работе [142|: стиль в архитектуре - конкретная, историческая общность образной системы, средств и приемов художественного выражения, обусловленная единством идейного и функционального содержания.

Можно согласиться и с определением структуры стиля (по М. Я. Гинзбургу) как диалектического единства преемственности и независимости [77, т. 2, с. 283]. Эклектизм исследовался в работах Е. И. Кириченко [58, 59], Е. А. Борисовой [18] и А. Уиттика [123], которые попытались вскрыть историческую сущность этих явлений и показали его объективную обусловленность. Он в известном смысле был необходимым этапом в создании нового стиля - модерна [81]. Историзм и эклектизм были узаконены архитектурными школами Петербурга. В частности, воспитанник Петербургской Академии художеств архит. А. Н. Бекетов писал, что он обращался к образцам римской и греческой классики и итальянского Возрождения, по которым еще со студенческой скамьи составил себе хорошую библиотеку. Историзм и определил высокое профессиональное мастерство этого и многих других мастеров архитектуры XIX - начала XX вв.

"Проектированию в стилях" способствовали и конкурсы проектов, в которых принимали участие видные представители историзма в России архитекторы В. Шретер и И. Китнер, по проектам которых были построены такие крупные здания как вокзал в Одессе, городской театр и Политехнический институт в Киеве, задавшие тон местной архитектуре. На этих объектах работали молодые украинские архитекторы, совершенствуя свое мастерство.

Неоренессанс и его стилизации - направление, которое было широко распространено в Европе и на Украине в конце XIX в. Об этом архит. А. Н. Бекетов писал: "В 80-х годах XIX столетия широко начал применяться за рубежом итальянский Ренессанс, причем во Франции он трактовался в сочетании с формами барокко и даже рококо, отчего и получил название "Французского Ренессанса", в Германии - "Немецкий Ренессанс" трактовался с модернизированным уклоном к греческой классике, в Англии - примесью готики" *.
* Бекетов А. Н. Автобиография (рукопись). Методфонд КиевНИИТИ. Вернуться  в текст
На Украине наиболее широко неоренессансная эклектика проявилась в творчестве архитекторов Одессы, где рано сложилась местная архитектурная школа в лице зодчих старшего поколения, таких как Ф. В. Гонсиоровский, А. И. Бер-нардацци, Н. К. Толвинский, Л. Л. Влодек, Г. М. Дмитренко и др.

Сочетание неоренессанса с элементами готики, романского и других стилей как своеобразный творческий метод эклектики, характерно для творчества крупнейшего одесского архит. А. И. Бернардацци (1831 - 1907). Сын итальянского архитектора, построившего Пятигорск, он на протяжении 28 лет проектировал и строил в Кишиневе и Одессе. Его вдумчивая работа над планировкой, конструкциями и материалами, теоретические выступления показывают, что он правильно рассматривал историзм как "маски и румяна", к которым "мы беспричинно должны прибегать теперь, подделываясь под образцы, возникшие при совсем иных условиях" [15, с. 107]. Но практический образный язык архитектора, стилистика его зданий характеризуют его как сознательного и талантливого декоратора-эклектика, который тщательно разрабатывал детали, сознательно и целенаправленно использовал декор, заимствованные из прошлого. Программным в этом смысле произведением является здание Новой биржи в Одессе (1899), отражающее идеалы торгово-финансовой буржуазии. В компактном объеме с внутренним двориком прослеживается влияние итальянских палаццо, плоскость стены с геометрическим рисунком заимствована из дворца дожей в Венеции, окна залов с витражами напоминают о готике, скульптурные карнизы ассоциируются с деталями флорентийского собора, решение центрального входа напоминает замок Сфорцо в Милане. Таким образом, сооружение стилистически эклектично, как и сами ренессансные прототипы, несущие В се бе рецидивы форм готики.

В то же время в здании биржи немало новаторства, профессионального мастерен ва, творческих находок, например в компоновке плана залов с внутренним двориком, в конструктивном решении огромного, пролетом 30 м зала, в новаторском использовании материалов, их фактуры, цвета. Здесь применены бетон, керамика, ценные породы дерева и мрамора, декоративные штукатурки. Образ зала завершают росписи худож. Н. Н. Каразина на темы развития торговли и промышленности. Стремление дать новое прочтение архитектуры ренессансных палаццо выражено в организации пространства внутреннего дворика с его чисто итальянским решением, в вестибюлях и лестницах и, наконец, в главном зале, несколько мрачноватом и затенённом цветными витражами, но романтическом.

Более поздние исторические ассоциации вызывают и другие здания, построенные в Одессе Л. И. Бернардацци: жилые дома (1896), гостиница "Бристоль" на ул. Пушкинской (1900), торговый дом Бродского (1898), здание Общества взаимного кредита (1901 - 1904). Мастерство архитектора проявилось в изяществе и мастерстве решения интерьеров и фасадов, в тактичном использовании декора и скульптуры, наконец, в индивидуальном творческом почерке.

Академик архитектуры Н. К. Толвинский (1857-1927) около 20 лет работал в Одессе и показал себя последовательным интерпретатором ренессансно-барочных форм, в частности в таких крупных общественных и жилых зданиях, как городские училища (1890-1892), грязелечебница на Куяльницком лимане (1892), земская управа (1895), судебные установления (1895), клиника и лабораторный корпус университета (1897-1902).

Наиболее характерно здание судебных установлений (теперь здание Управления Одесской железной дороги). Его композиция симметрична, выдержана в ордерной системе. Центр решен в виде своеобразного портика со спаренными колоннами, увенчанными барочными фронтонами. Сочная пластика деталей придает зданию динамизм, а укрупненный масштаб деталей - монументальность, которая подчеркивает назначение здания.

При проектировании других сооружений, особенно корпусов университета, архитектор вдохновляется образцами греческой классики и флорентийских палаццо, выражая несколько иное видение образа.

Черты неоренессанса присущи и творчеству архит. Л. Л. Влодека (1842 - нач. XX в), более 30 лет работавшего в Одессе и построившего ряд общественных зданий, жилые дома, приют (1892), пассаж на ул. Дерибасовской (1899). В жилых домах и здании приюта он придерживался строгих стилистических черт ренессанса. В здании пассажа ренессансные формы смешались с обилием барочных скульптурных фигур и картушей в декоративном оформлении. В то же время интерьер торгового зала - впечатляющее произведение, отражающее стремление к слиянию новых конструкций и пышности форм.

Жилой дом на ул. К. Маркса в Киеве (1901, архитекторы Э. П. Брадтман, Г. П. Шлейфер). Дом ученых, быв. особняк, в Харькове (1897, архит. А. Н. Бекетов). Фрагмент лестничного холла.

Для творчества харьковских архитекторов старшего поколения, таких как Б. Г. Михаловский, В. В. Величко, А. Н. Бекетов, неоренессанс был наиболее характерен. В здании биржи (1880-е годы) Б. Г. Михаловский стремится поддержать чистоту форм и композиции палладианских произведений, В. В. Величко в библиотеке университета (1899-1903), банках (1909- 1910) и особняках (1900-1912 гг.) также сохраняет верность прототипам, что особенно ярко выражено в особняке на ул. Дарвина, 9 (ныне Дом архитектора), где на высоком уровне выполнены интерьеры, подражающие ренессансным палаццо с тонко прорисованным изящным декором.

Наиболее значительным и талантливым интерпретатором неоренессанса был акад. архитектуры А. Н. Бекетов (1862-1941), который создал наиболее значительные общественные здания Харькова именно в неоренессансных формах. Это коммерческое училище (1891), земельный и торговый банки (1898-1899), библиотека им. В. Г. Короленко (1898-1901), здание судебных установлений (1898-1900). "Классическая закваска", как образно пишет зодчий в своей автобиографии, была приобретена им в Академии художеств и пронизывала все существо его творчества. Из 70 построенных им зданий и 60 проектов большинство подчинено ордерной композиции и имеет классические схемы планов. В то же время зодчий не стремился к чистоте форм. Ренессансные формы фасадов библиотеки им. В. Г. Короленко он сочетает с пышным барочным декором интерьеров, отходит от требований симметрии, по-разному трактует функциональные объемы зала и хранилища, интимно решает лестничный холл. Особого изящества достигает зодчий при использовании ренессансных форм в витражах и росписях интерьера.

Община сестер милосердия общества Красного креста в Киеве (1912-1913, архит. В. Н. Рыков, скульптор Ф. П. Балавенский). Фрагмент главного фасада. Жилой дом на ул. Владимирской, 43 в Киеве (1888, архит. В. Н. Николаев).

В здании особняка в Мироносицком пер. (1897) А. Н. Бекетов сочетает формы ренессансного фасада с разнообразием стилистики интерьеров. Особенно удались архитектору интерьер лестницы и изящный неоренессансный витраж, которые создают атмосферу лиризма.

Неоренессанс получил наибольшее развитие в 1870-1890-е годы как наиболее модное направление в произведениях киевских архитекторов А. Я. Шиле, В. И. Сычугова, В. Н. Николаева и Г. П. Шлейфера. Ряд сооружений в ренессансно-барочных формах принадлежат Г. П. Шлейферу (1853-1913). Это коммерческое училище на ул. Бульварно-Кудрявской (1896), ряд зданий на ул. Николаевской: гостиница "Континенталь", жилые дома, театр Соловцова (1898). В здании театра ренессансные формы главного фасада сочетаются с барочной трактовкой интерьеров, в частности витые колонки, поддерживающие балконы в зрительном зале, форма и декор ограждения ярусов.

Наиболее поздним интерпретатором ренессансно-барочных форм в Киеве был архит. В. Н. Рыков (1874-1942). Симпатии к Ренессансу объясняются гуманистическими взглядами Рыкова, который любил искусство Возрождения, был прекрасным живописцем и в содружестве со скульптором Ф. П. Балавенским стремился к синтезу архитектуры и скульптуры. Этим увлечением объясняется специфика таких его произведений как народная аудитория (1909), Община Красного креста (1912-1913), здание ипподрома (1915-1916) и ряд доходных домов. Постоянное содружество со скульптором придает всем его произведениям синтетическии характер, становится принципом трактовки архитектурного образа - происходит как бы развитие гуманистических идей Ренессанса через реалистическую трактовку скульптур, связанных с назначением здания. Это особенно ярко воплотилось в здании Общины Красного креста, фасад которого украшают аллегорические фигуры "Любовь", "Милосердие", "Жизнь" и "Медицина".

Крупным объектом, возведенным в стиле неоренессанса, является Ливадийский дворец (1910-1911, архит. Н. П. Краснов) в Крыму. Его композиция сложна, пластична, насыщена многоплановыми объемами, террасами, внутренними двориками и галереями и основана на ордерной системе.

Русский стиль. В общем русле историзма в архитектуре XIX в. самостоятельную группу представляют произведения, стилистика которых семантически обусловлена функциональным назначением или идейным содержанием самого здания. Начало этому явлению было положено еще в первой половине XIX в. созданием официального русско-византийского стиля, выражавшего идеи "православия, самодержавия и народности" [26, с. 127].

Сущность этого направления заключалась в идейном утверждении концепции христианства как национальной основы России и происхождения русской культуры из византийской. К произведениям этого направления на Украине относятся Десятинная церковь (1826-1830, архит. В. П. Стасов), Владимирский собор (1853-1896, архитекторы Н. В. Штром, А. В. Беретти, Р. Б. Бернгард, В. Н. Николаев) в Киеве, Владимирский собор в Херсоне (1862, архит. Д. И. Гримм). Это направление официально поддерживалось государством и церковными властями вплоть до 1917 г. и было практически обязательным для всех культовых зданий. Исследования фундаментов Десятинной церкви архит. Н. Е. Ефимовым в 1820-е годы послужили началом для проектов воссоздания этого сооружения в древнерусском стиле сначала в проекте Н. Е. Ефимова, а затем В. П. Стасова [18]. В дальнейшем творческие искания художников и архитекторов в области национальной формы обращались к народному творчеству и отделились от русско-византийского стиля, который стал официальным "православным" стилем в церковном строительстве.

Это выразилось в архитектуре построенных на Украине огромных культовых сооружений, например церкви в с. Борки под Харьковом (1891 -1895), собора в Евпатории (1898, архит. А. И. Бернардацци), Благовещенской церкви в Харькове (1888-1897, архит. М. И. Ловцов), Трапезной церкви Киево-Печерской лавры (1895) и собора Покровского монастыря в Киеве (1902, оба здания архит. В. Н. Николаева) и др. Семантическое выражение идей православия в русско-византийском варианте здесь проявилось в виде гипертрофированных деталей перспективных порталов, куполов, шатров, окон, кокошников, поребриков из наследия русского зодчества XVII в.

Использование русского стиля на Украине наиболее характерно для творчества В. Н. Николаева (1843-1911). Он начал свою деятельность со строительства Владимирского собора в Киеве, где, творчески сотрудничая с такими знатоками русской истории как А. В. Прахов, Л. М. Нестеров и В. М. Васнецов, стал последовательным интерпретатором русского стиля в Киеве. В жилых домах на Бибиковском бульв. (теперь Т. Шевченко, 36, 1873), ул. Владимирской, 43 и особняке (1888), Купеческом собрании (1882), культовых сооружениях в Покровском и Киево-Печерском монастырях рях архитектор использует аркатуру, типично византийские и русские спаренные про емы, подвесные арки, романские капители и поребрики, перспективные порталы. Все это в сочетании с высоким мастерством кирпичной кладки местных мастеров привело к созданию своеобразного местного направления и было поддержано в творчестве других киевских архитекторов.

Жилой дом на бульв. Тараса Шевченко в Киеве (1873, архит. В. Н. Николаев). Павильон на Всероссийской выставке в Киеве (1897, архит. В. В. Городецкий).

В Лукьяновском народном доме (теперь Дом культуры ТТУ, 1902, архит. М. Г. Артынов) высокая крыша напоминает о русских теремных дворцах и палатах XVII-XVIII вв., ритмы строенных окон, пилястры с романскими капителями, колонки и поребрики составляют сложный кирпичный декор, придают зданию пластичность.

Наиболее крупным общественным сооружением в русском стиле был железнодорожный вокзал в Екатеринославе (1884, не сохранился). Художественный образ его определяли две высокие романские башни с шатровым завершением, "красные крыльца", подвесные арочные проемы и другие детали, напоминающие русские теремные дворцы XVII в., павильоны на всемирной выставке в Париже (1876, архит. И. П. Ропет).

Среди выставочных зданий выделялся павильон Потоцкого на Всероссийской выставке в Киеве (1897, архит. В. В. Городецкий, не сохранился). Блестящий специалист и прекрасный рисовальщик сумел в типичных для русского стиля чертах добиться целостности образа, единства целого и деталей. Свобода выбора стиля в соответствии с функцией здания особенно характерны для этого мастера, который использует мавританский стиль для караимской кенассы, а античные формы - для музея древностей.

Таким образом, историзм и русский стиль как его разновидность были всегда связаны с выражением функции зданий и идей заказчика, переплетаясь иногда с религиозными и национальными мотивами.

Неоклассицизм. Новое направление историзма развивается в России и на Украине в 1900-е годы. Предметом подражания становится творчество мастеров русского классицизма конца XVIII - начала XIX вв., о которых акад. архитектуры И. А. Фомин писал как о достойных образцах национальной русской архитектуры. В современных исследованиях это направление называют по-разному: классицистирующий модерн, неоклассика, неоклассицизм [53, 58]; в работах начала века его чаще всего определяли как ампир. Но каковы бы ни были варианты термина, этимология его одна: романтическое обращение к русскому классицизму как к национальному русскому явлению. На это указывал и архит. А. Н. Бекетов: "Примерно с 1903 г. в тогдашнем архитектурном мире стала развиваться любовь к собственной старине; появляется наш классицизм (русский ампир), а также преклонение перед такими мастерами как Матвей Казаков, Баженов, Кокоринов и др." *.
* Бекетов А. Н. Автобиография (рукопись). Методфонд КиевНИИТИ. Вернуться  в текст

Неоклассицизм особенно был развит на Украине в период 1910-1914 гг. в творчестве таких архитекторов, как А. Л. Красносельский в Екатеринославе, В. А. Эстрович, A. Н. Бекетов, А. И. Горохов, Ю. С. Цауне в Харькове, П. С. Андреев, А. В. Кобелев, B. А. Осьмак, П. Ф. Алешин, П. И. Голландский в Киеве и др.

Наиболее ярким проявлением этого направления была архитектура павильонов областной сельскохозяйственной выставки в Екатеринославе (1910) и Всероссийской промышленной выставки в Киеве (1913, архит. Ф. Е. Вышинский при участии Н. А. Шехонина, В. В. Городецкого и др.). Сопоставление этих двух объектов показывает, что если еще в 1910 г. неоклассицизм используется наряду с другими стилями, то в 1913 г. он ярко выражен не только в архитектуре главных павильонов, но и в решении генплана выставки с его центрально-осевой композицией, примененной вопреки крутому рельефу местности. Огромная лестница, ведущая к главному павильону, многочисленные колоннады и портики создавали целостный, но архаичный образ, который мало соответствовал задачам выставки.

Неоклассицизм последовательно проявился в творчестве екатеринославского архит. А. Л. Красносельского (1877-1944), который с 1912 г. получал заказы на крупные объекты, выполняя их в формах уже ставшего модным в Москве и Петербурге "ампирного" направления. Этим он как бы самоутверждает свое появление в городе, где преобладал неоренессанс. В зданиях особняка на ул. Крутогорной (1913), доходного дома на ул. Серова (1914), пансиона для детей-сирот участников первой мировой войны (1915), жилого дома с аптекой (1916) и особенно, в проекте памятника освобожденному труду (1918) А. Л. Красносельский ясно и последовательно, подобно И. А. Фомину в России, идет по пути использования классицистических форм и приемов (колонны ионического ордера, сандрики, аттики, карнизы). Его композиции имеют трехчастное членение, хорошие пропорции, строги и сдержанны. Архитектор впоследствии выразил свое кредо следующим образом: "...я за скромный рисунок. За следование классическим образцам и проектам Виньолы, Палладио, Кваренги, Росси. За сознательность пложенной в проект силы, которая не требует никакого дополнительного, искусственного возбуждающего зелья" [49, с. 23]. Таким образом, архитектора привлекали в неоклассицизме прежде всего его строгость и простота, рационалистические основы, противостоящие декоративности модерна.

В творчестве киевских архитекторов неоклассицизм имел свои специфические корми, в частности наследие начала XIX в. архитекторов А. И. Меленского, В. И. и А. В. Беретти. Произведения этих мастеров не могли не воздействовать на творчество последующих поколений архитекторов, таких как П. Ф. Алешин, В. А. Осьмак и Л. 15. Кобелев.

Архитектор П. Ф. Алешин (1881-1961), получивший в 1909 г. заказы на проектирование крупных общественных зданий Киева - женской гимназии и педагогического музея в центре города - рядом с произве дениями В. И. и А. В. Беретти, не мог игнорировать такое соседство.

Архитектура здания педагогического музея подчинена функции, пространство решено пластично и рационально, но образ основан на новаторской интерпретации ордерной композиции. Полукруглый античный амфитеатр, окна с портиками, русты первого этажа, парадные лестницы являются данью принципам классицизма, которые наиболее ярко выражает скульптурный фриз с аллегорическими античными фигурами на тему "Просвещение".

Жилой дом с аптекой в Екатеринославе (1916, архит. А. Л. Красносельский). Всероссийская промышленная выставка в Киеве (1913, архит. Ф. Э. Вышинский при участии Н. А. Шехонина, В. В. Городецкого и др.).

На творчество киевского архит. В. А. Осьмака (1870-1942) произведения В. И. Беретти оказали еще более заметное воздействие. Получив заказ в 1911 г. на проект библиотеки рядом с университетом, архитектор решил создать целостный ансамбль. Он запроектировал библиотеку как ризалит здания университета, имея в виду в будущем симметрично справа поставить аналогичное здание. Этот замысел был завершен лишь в 1928 г.

Отличительной чертой большинства произведений неоклассицизма является новый подход к стилизации форм. Если в XIX в. (до модерна) для исторического стилизаторства характерен прием точного воспроизведения исторических стилей или смешение форм, взятых из различных источников, то в неоклассицизме на первое место выступает акт творчества, свободной композиции с репликами на заданную тему. Таким представляется особняк на ул. Екатерининской в Киеве (1914, архит. П. И. Голландский), Волжско-Камский банк (1912-1913) и дом страхового общества "Россия" с торговым пассажем (1913-1914) на Крещатике архит. П. С. Андреева.

Неоклассицизм нашел отклик и во многих произведениях харьковских архитекторов, например А. Н. Бекетова: здание медицинского общества (1911), анатомический театр женского мединститута (1910), женский мединститут (1916), приють! престарелых (1914-1915) и др.

Яркие образцы неоклассицизма с некоторыми рецидивами модерна в решении многоэтажных жилых домов Харькова создал архит. В. А. Эстрович (1876-1941). Дом на ул. Сумской, 82 в Харькове (1912-1914) является наиболее типичным примером, в котором лишь легкий изгиб карниза напоминает о модерне. Приспособление ордерной системы к фасаду 6-этажного дома было весьма трудной задачей, которую архитектор решил, поставив портик на мощный рустованный цоколь в два этажа. Но в условиях узкой улицы этот портик не воспринимается; неоправданы также скульптуры аттикового этажа, которые не попадают в поле зрения. Таким образом, неоклассицизм приходит в противоречие с новыми темами архитектуры, в частности многоэтажных зданий.

Как ни заманчива была идея вновь обратиться к классическим канонам, она оказалась заблуждением, и это поняли еще некоторые современники. Так, архит. О. Р. Мунц писал: "Важно и страшно то, что такой классицизм, наравне с возвеличиванием декоративных свободных форм, грозит катастрофой" [82, с. 21].

Дальнейшее развитие отечественной архитектуры в 1930-е и 1950-е годы подтвердило справедливость этого высказывания.

Таким образом, можно сделать вывод, что историзм в архитектуре Украины на рубеже веков был объективно обусловлен высшей архитектурной школой, профессиональной методологией, господствовавшими общественными вкусами и модой.

Эклектизм и историзм фактически были творческими методами, которыми сознательно пользовались архитекторы для выражения функционального назначения или религиозных, эстетических и других идеалов своего времени при помощи знаковой системы одного (историзм) или нескольких (эклектизм) стилей прошлого.

Такая трактовка этих понятий исторически конкретна и объективна, она опровергает распространенное еще до сих пор объяснение этих явлений как следствия беспомощности и беспринципности архитекторов. Всесторонний анализ проектов и зданий показывает, что авторы творчески и сознательно использовали приемы и формы стилей прошлого, трансформируя их в соответствии с новыми задачами и достигая в ряде объектов высокой эстетической выразительности и образной целостности. Они объективно выразили тот факт, что содержание архитектурных произведений изменилось, и новая форма оказалось ненайденной, что было характерно для всей европейской архитектуры. Эклектизм в этих условиях стал своеобразным инструментом разрушения старых стилей и форм для создания

К началу страницы
Оглавление   Основные типы жилища  Использование национальных традиций