Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Владимир Тимофеенко
Одесса. Архитектурно-исторический очерк
 

АРХИТЕКТУРА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Благоустройство города

Благоустройство города в рассматриваемый период поднялось на новый качественный уровень. Важнейшее внимание уделяется развитию транспорта и упорядочению движения на улицах города. Значительно расширены основные магистрали, улучшено их дорожное покрытие. Это позволило более ритмично организовать работу транспорта. Из года в год увеличивается количество маршрутов автобусов, троллейбусов, трамваев. С ростом интенсивности транспортного движения потребовалось расчленить его в разных уровнях. В связи с этим уже в 1967 г. над железнодорожными ветками был построен Ивановский путепровод длиной 360 м. Он позволил активизировать движение автобусов, троллейбусов и других видов транспорта в сторону Центрального аэропорта, южных и западных районов города. Неподалеку, на месте переезда Застава-П, где резко возросло движение транспорта в западную промышленную зону, под железнодорожными путями в 1979 г. завершено строительство подземного виадука (инженеры Э. И. Макиевский, Г. П. Тарасов, архит. А. С. Сенькин). В последние годы много делается и для разграничения движения транспорта и пешеходов. На пересечении улиц Дерибасовской и Советской Армии в 1973 г. сооружен подземный переход, обширное пространство которого позволило разместить здесь киоски и ларьки, ранее загромождавшие углы улиц. Создана также целая система подземных переходов в районе железнодорожного вокзала, под просп. Шевченко около политехнического института, между Привозом и сквером им. 9-го Января. Кроме того, для удобства пешеходного движения сооружаются мосты, экскалаторы. Одним из лучших сооружений последних лет стал пешеходный мост между бульварами Приморским и Комсомольским, возведенный в 1968-1969 гг. по проекту архит. Р. А. Владимирской и инж. В. И. Кириенко. Очень легкий по массам, выразительный по силуэтным линиям, он повис над спуском Жанны Лябурб на большой высоте. Большая работа по замощению улиц и тротуаров ведется в новых жилых районах. Вместе с тем улучшаются дорожная одежда существующих магистралей и улиц, их освещение в ночные часы.

Пешеходный мост между Приморским и Комсомольским бульварами

Значительно расширилось и улучшилось коммунальное хозяйство. С 1956 г. квартиры жителей города начали получать от теплоэлектроцентрали горячую воду. Если ранее магистрали газового завода обеспечивали ограниченное число квартир, то в 1957 г. началось строительство газопровода из Шебелинского месторождения. После его пуска количество газифицированных квартир резко увеличилось и уже в 1966 г. насчитывало свыше 60 тысяч. Возросла подача питьевой воды из Днестра, чему способствовали пуск 15-го медленного фильтра, трех блоков скорых фильтров, а также завершение в 1962 г. строительства четвертого водовода. С расширением территории города сооружены дополнительные Западная и Северная насосные станции для снабжения водой Слободки, Пересыпи и жилого района им. Г. И. Котовского.

Дендропарк им. В. И. Ленина.

Постоянное внимание уделяется озеленению города. Только весной 1957 г. было высажено 125 тысяч деревьев и 840 тысяч кустарников. В результате зеленая зона как внутри города, так и вокруг него на чала быстро расти. Если в 1956 г. на 1 жителя приходилось 5,3 кв. м зеленых насаждений общественного пользования, то в 1980 г. - 11,7 кв. м. К этому времени вокруг города было создано широкое кольцо Дальницкого, Чабанского и Крыжановского лесопарков. В начале 1960-х гг. был создан огромный массив зеленых насаждений в районе Центрального аэропорта площадью 100 га, где высадили рощи из ореха, березы, тополей. Озеленены территории вдоль Киевской, Овидиопольской и Тираспольской дорог. В I960 г. в честь 90-летия со дня рождения В. И. Ленина неподалеку от Аркадии заложили дендропарк, получивший имя великого вождя. В соответствии с проектом архит. М. Середы и И. Грибченковой он занял территорию в 50 га и спланирован по живописной системе с извивающимися лентами дорожек, открытыми красивыми прудами и разнообразной растительностью. В Юго-Западном районе в 1962-1966 гг. по проекту архит. Н. Г. Мильграм создан парк им. А. М. Горького площадью 19 гектаров. В 1966 г. на прибрежных склонах от парка им. Т. Г. Шевченко до Аркадии начато строительство Юбилейного парка, планировочная система которого в 1970 г. по проекту архитекторов В. Н. Стефанишиной и Л. Г. Вялых реконструируется. В 1977 г. начато строительство парка на ул. Артиллерийской (архитекторы В. Ф. Голод, Р. М. Пилипчук, В. Н. Стефанишина, В. М. Герасименко), а в северной части города на территории 43 га создается парк им. Яши Гордиенко.

Канатная дорога в Отраде.

Строительство новых зеленых массивов сопровождалось реконструкцией существующих парков, скверов, газонов. Были сняты ограды, высажено много хвойных и других ценных пород деревьев. Крупным событием в градостроительной истории города явилось благоустройство прибрежных склонов от Ланжерона до Аркадии. По проектам архитекторов Одесского филиала Гипрограда на протяжении 6 км многие крутые обрывы, которыми заканчивалось причерноморское плато, превратились в пологие склоны, были возведены подпорные станы, созданы террасы для отрыха и спортивных занятий. На благоустроенных пляжах построили гардеробные, двухэтажные теневые завесы, павильоны, аэросолярии, киоски и кафе, лодочные станции и пункты проката. Для удобства связи пляжа и жилого районы в Отраде сооружена канатная дорога с пропускной способностью 1600 человек в час. Настоящие инженерные работы также направлены на предотвращение оползней, которые так часто, наблюдались в районе Одессы. Все эти разнообразные сооружения, решенные в динамичных современных формах и дополненные пышной зеленью, совершенно преобразили облик города со стороны моря.

Благоустройство пляжа.

Архитектурный облик Одессы в течение последних десятилетий преобразился. Современные материалы, лаконичные геометрические формы и, что самое существенное, большой объем строительства изменили не только панорамы и силуэты городских районов, но и внесли новый масштаб в застройку улиц, кварталов. При строительстве микрорайонов воплощены качественно новые для Одессы принципы создания жилой среды. В последние годы одесские зодчие стремятся дать современную трактовку таких традиционных градостроительных тем, как улица и площадь. В результате ул. Генерала Бочарова и просп. Добровольского в районе им. Г. И. Котовского, ул. Академика Королева в районе им. В. Е. Таирова, ул. Львовская в районе Южном являются не только транспортными магистралями и границами обширных жилых образований. Фронт застройки этих улиц отличается ритмическим чередованием 9-этажных домов-пластин с точечными высотными зданиями.

Важными узлами современной градостроительной структуры Одессы становятся новые площади. В районе им. Г. И. Котовского на пересечении просп. Добровольского и ул. Академика Заболотного формируется площадь. В ее середине на круглом газоне установлен памятный знак в честь Ленинского комсомола. В Юго-Западном районе крупными жилыми домами, зданием газетного издательства и 2-этажным мебельным магазином застроена пл. 50-летия СССР, от которой расходятся улицы Якира, Академика Филатова, Рекордная и Щорса. Значение важной транспортной развязки получила площадь на 1-й станции Черноморской дороги и расположенная неподалеку пл. Толбухина. Монументальная застройка этих площадей, так же, как и расположенной на пересечении улиц Львовской и Академика Королева пл. Конституции, находится еще в стадии формирования. Своеобразный облик получила пл. им. 10 Апреля, которая размещена на взгорье в месте поворота просп. Шевченко и в начале улиц Черняховского и Пионерской. Границы площади фиксированы несколькими большими зданиями и в основном отмечены крупными зелеными массивами. В связи со строительством новых зданий областного комитета Компартии Украины и облстатуправления в недалеком будущем монументальный характер получит площадь на пересечении проспектов Шевченко и Гагарина.

На всей территории взметнулись ввысь стрелы подъемных кранов, превратив город в гигантскую строительную площадку. Одесса меняет свой облик прямо на глазах. Увлекательные страницы архитектурной истории города продолжаются. И контуры этого продолжения уже зримо обозначились на подрамниках зодчих.

К началу страницы
Оглавление  Монументы  Перспективы развития