Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Владимир Тимофеенко
Одесса. Архитектурно-исторический очерк
 

АРХИТЕКТУРА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Общественные здания

Подобно жилым домам, строительство общественных зданий в последние десятилетия приобрело массовый характер. Широко используются типовые проекты. Так, при застройке микрорайонов внутри их территорий возводятся типовые 2-этажные сблокированные детские сады, рассчитанные на 140 или 280 мест. Типовые решения также приняты для школ. По сравнению с довоенными зданиями они стали гораздо вместительнее. Так, 4-этажная школа на просп. Шевченко рассчитана на 984 учащихся, школа на 8-й станции Большого Фонтана - на 1320 мест, а ряд построенных в последние годы - на 1568. Причем в настоящее время высота зданий не превышает трех этажей и школы представляют собой группу сблокированных корпусов с учебными классами, физкультурным залом, мастерскими и т. д. Их архитектурная пластичность нередко усиливается средствами монументальной живописи, мозаики. Удачным примером может быть школа № 100 на ул. Варненской. Среди зданий, возведенных по индивидуальным проектам, можно отметить школу № 117 на ул. Ленина (1978 г., архит. 3. И. Прянишникова, инж. А. И. Любовский). Здесь к старому зданию были пристроены корпус для учебной работы, соединенный крытым переходом с клубно-спортивным блоком. Композиция фасада со стороны улицы строится на контрасте горизонтали цокольного этажа с вертикальными ребрами, объединяющими три верхних этажа.

Возведенные по типовым проектам комбинаты бытового обслуживания представляют собой 2-этажные здания, где устроены химчистки, мастерские по ремонту одежды и обуви. Они построены не только в новых жилых массивах, но и в старой части города на ул. Буденного, Мечникова и др. Лишь в некоторых случаях здания строятся по индивидуальным проектам. В качестве примера можно назвать 5-этажный корпус с крупными горизонтальными окнами Дома быта на 2-й станции Большого Фонтана, построенного в 1974 г. по проекту архит. Г. В. Топуза.

В начале 1960-х гг. в новых районах по типовым проектам был построен ряд отдельно стоящих 2-этажных торговых зданий. Но большинство магазинов занимают цокольные этажи или пристройки к жилым домам, что оказалось более экономичным в строительстве и удобным для населения. Важное градоформирующее значение в композиции застройки имеют здания крытых рынков, среди которых можно отметить построенный в Юго-Западном районе (1974 г., архит. Г. И. Тарасюк). Здания общественного питания в новых районах в основном возводятся по типовым проектам. Но в застройке санаторных и курортных комплексов они оказались неприемлемыми. В связи с этим столовая в санатории им. А. М. Горького была построена в 1969 г. по проекту архит. А. Я. Поварчук, а в санатории "Молдова" (архит. А. Л. Гольденберг) в 1977 г. сооружено крупное здание клуба-столовой.

Интересной по архитектуре является студенческая столовая "Березань", рассчитанная на 500 мест. Она построена в 1977 г. архит. Е. И. Прокоповым на ул. Дидрихсона и масштабно хорошо увязана с соседними учебными корпусами. Композиция 2-этажного здания построена на контрастном противопоставлении вертикального торца лестницы с горизонталями глубокой входной лоджии и пластин второго этажа с солнцезащитными козырьками над окнами.

Во многих районах в 1960-х гг. появились типовые 3-этажные здания поликлиник. В последнее время эти здания стали крупнее. Так, в 1980 г. в районе им. В. Е. Таирова по типовому проекту сооружена поликлиника на 850 посещений в смену. Она состоит из 3- и 7-этажного корпусов с центрально расположенным лифтом, башня которого выделяется над плоской крышей. На ул. Тенистой, 8 по проекту Б. И. Поздырко в 1975 г. возведена больница на 175 мест. Она представляет собой группу сблокированных строительных объемов, из которых выделяется спальный корпус.

Больница на ул. Тенистой

Их ряды во вою ширину и высоту 4-этажного здания пластически выразительны, насыщены светотенью. Крупный больничный комплекс строится в жилом районе им. Г. И. Котовского. В 1980 г. на углу просп. Добровольского и ул. Академика Заболотного закончен 5-этажный детский корпус на 120 коек (архитекторы Б. И. Поздырко, В. Я. Абанина, инж. Л. М. Фрак).

В начале 1960 г. были введены в строй новые благоустроенные корпуса в доме отдыха "Слава", в санаториях "Фонтан", "Украина". Интересные здания появились и на территории санатория им. Ф. Э. Дзержинского. Это связанные крытыми переходами 4-этажные спальные корпуса с выносными лестницами на торцах и соляриями на крышах. Их лицевые фасады по всей поверхности обработаны рядами лоджий. В санатории "Россия" возведены летние корпуса со сплошными галереями на первом и втором этажах. В 1978 г. по проекту архитекторов М. М. Сыркина и Ю. Б. Бибакова здесь был сооружен 9-этажный корпус с пилообразными в плане лентами балконов. Из его торцевой части энергично выступает 10-этажный объем, вертикальная устремленность которого усилена четырьмя ребрами. Размещаясь на высоком берегу, здание стало господствующей силуэтной доминантой района и важным элементом морского фасада Одессы. Динамичным по силуэту и пластичным по архитектуре является санаторий-профилакторий завода Стройгидравлика, расположенный на бульв. Пролетарском, 61 (архит. А. И. Супрун). Особую остроту формам лицевых фасадов 12-этажного спального корпуса сообщает метрический повтор пилообразных в плане балконов. Горизонтальные объемы пищевого блока и физкультурного зала благодаря разнообразным формам подчеркивают вертикальную устремленность спального корпуса. Его формы повторены в архитектуре санатория-профилактория Одесской железной дороги, построенного в 1982 г. на соседнем участке - на бульв. Пролетарском, 59, по проекту архит. А. И. Супруна.

Спальный корпус санатория "Россия"

Профилакторий завода Стройгидравлика

Крупное строительство развернулось на Куяльницком курорте. Здесь по проектам архитекторов КиевЗНИИЭП благоустраивается территория, рядом со старыми зданиями на береговой полосе сооружаются разнообразные в пластическом отношении лечебные корпуса (архит. Г. А. Хорхот, инж. И. Я. Свердлов). На низменном берегу лимана размещен курзал (1979 г., архит. А. Г. Рыжков, инж. И. Я. Свердлов). Его стелящаяся над землей 2-этажная призма тактично подчеркнута цилиндрическим объемом зрительного зала. А в юго-восточной зоне, под Жеваховой горой закончено два спальных корпуса, монументальные и лаконичные массы которых доминируют в окружающем ландшафте (архитекторы А. С. Пальгуев, А. А. Линков и инж. И. Я. Гордон).

Спальные корпуса санатория в Куяльнике

Курзал санатория в Куяльнике

Одним из лучших оздоровительных комплексов стал пионерский лагерь "Молодая гвардия" на 1600 человек. Его корпуса разместились за Лузановкой на низменной песчаной местности и невысоком плато, возвышающемся на 18-20 м над морем, где монотонность рельефа скрашивается обилием зелени. Архитекторы А. Я. Поварчук и Л. Н. Дьяченко, по проектам которых расширяется лагерный комплекс, сумели не только создать интересные по архитектуре здания, но и гармонично увязали их с пейзажем.

Школа в пионерском лагере "Молодая гвардия"

Почти у самого моря расположился летний корпус "Морской". Его 2-этажные кубические объемы ступенями лепятся друг к другу, а стеклянные стены словно вбирают в себя и пышную зелень, и напоенный морем воздух. Обнаженность композиции и связь с пейзажем еще более усилены приставленными выносными лестницами, которые увенчаны динамичными козырьками и лентами навесов. Немного в стороне на той же низменной части, но у самой подошвы обрыва расположился большой спальный корпус "Звездный". Его архитектура уже отличается монументальностью. Это впечатление создается контрастом высоких башен-лестничных клеток с поэтажными горизонталями и плоскими террасами. В облике здания можно увидеть и динамику асимметричных левой и правой частей, и большие сквозные отверстия, и легкость угла, повисшего над землей на нескольких опорных столбах. Корпус привлекает также фактурным сочетанием зеркального стекла, бетонных поверхностей и частей, обработанных крупным "рваным" гранимом.

Корпус "Звездный" пионерского лагеря "Молодая гвардия"

Оригинально здание школы, спроектированное В. Лапоноговым и другими ленинградскими архитекторами и инженерами. Она расположена к северу от корпуса "Звездного" на возвышенном берегу. Конструктивный каркас здания составляют железобетонные рамы. Между ними громадные световые проемы, сквозь которые интерьер органично увязывается с окружающей средой. Благодаря пластичным цилиндрическим массам, масштабно выразительным сочетаниям форм, легкости пропорций, здание впечатляет гармоничностью своего облика. Лаконизмом архитектурного языка и свежестью замысла отличаются и другие здания лагеря: административный корпус с лентой галереи козырька, взметнувшегося над кромкой обрыва, кухня со ступенчатыми выступами со стороны моря, спальные корпуса на возвышенном плато и др. Все они формируют довольно цельный и органичный архитектурный ансамбль. В 1960-е гг. в Одессе возводились крупнейшие транспортные сооружения - пассажирские вокзалы, ставшие своеобразными воротами города. Здание аэровокзала построено в 1962 г. по проекту архитекторов Н. А. Шаповаленко, Е. Г. Вайнштейна, А. Д. Крайнева и инж. Р. И. Ясинского. Замыкая перспективу широкого проспекта, оно стоит на большой открытой площади. Основные помещения спланированы четко и продуманно. Их симметрия обусловлена разделением пассажиров внутрисоюзных и внешних линий. При входе в здание раскрывается просторный залитый светом операционный зал. Напротив входа, у стены, облицованной мрамором, в обе стороны расходятся лестничные, марши, над ними нависла переходная галерея для связи помещений третьего этажа. По сторонам зала устроены глубокие лоджии, над ними такие же глубокие галереи с местами для отдыха. Между маршами лестниц устроены входы в помещение для кратковременного отдыха. Над ним расположены высокие 2-этажные ресторан и залы длительного ожидания. Они отделены друг от друга стеклянной перегородкой и освещены во всю высоту сплошным стеклянным витражом, сквозь который открываются виды на посадочные площадки и на летное поле.

Аэровокзал

Группировка и характер внутренних пространств хорошо отражены во внешнем облике здания. Крупные залы обозначены на главных фасадах большими стеклянными поверхностями, невысокие служебные и бытовые помещения выходят на боковые фасады тремя ярусами оконных отверстий. Главные, фасады со стороны летного поля и привокзальной площади построены на сочетании гигантских стеклянных панно в бетонной оправе и выступающей галереи первого этажа. Со стороны летного поля галерея прочерчена вдоль всего здания и "выплескивается" за его границы двумя цилиндрическими объемами. На боковых фасадах этот динамичный мотив подхвачен слегка выступающим козырьком. Монументален и торжественен фасад со стороны привокзальной площади, чему немало способствуют глухие плоскости флангов, оттеняющие гигантский стеклянный витраж в центре, под которым устроен тамбур с входной лоджией между гранитными колоннами.

Здание автовокзала разместилось на возвышенности среди небольшой площади и обращено своим главным фасадом на Ленинградское шоссе. С вокзальной площади открываются интересные виды на живописные склоны Водяной балки и асфальтовую ленту автомагистрали. Здание, было построено в 1964 г. по чертежам архиц. Л. М. Наркевич, повторно применившей проект киевского автовокзала (архит. А. М. Милецкий и др.). Здание в плане имеет вид буквы П, и к его ризалитам примыкают посадочные рампы полуциркульного очертания. Навесы и здание опоясаны на уровне первого этажа козырьком. Внизу размещены операционный зал с кассами, на втором этаже - зал отдыха, на третьем - гостиница для водителей и помещения для администрации. Расчлененное колоннами пространство операционного зала имеет 1-этажную высоту. Зал длительного ожидания на втором этаже, напротив, отличается 2-этажной высотой. Здесь - обилие воздуха и света, окраска выполнена в нежной цветовой гамме. Интерьеры здания украшены мозаикой, расположенной на поперечной стене третьего этажа и на лестничных клетках.

Автовокзал

Главный фасад автовокзала представляет собой плоскость из стекла, расчерченную металлическими переплетами. Полукруг посадочных рамп образует небольшой дворик, напоминающий старые одесские жилые дворы. Хорошо благоустроенный и озелененный, он почти раскрыт к наружной площади, так как редко расставленные тонкие колонны не создают жесткой преграды. Но широкий железобетонный козырек и его тень зрительно создают пространство дворика, интимное и уютное.

Здание морского вокзала является частью большого архитектурного комплекса, законченного в 1967 г. к 50-летнему юбилею Великого Октября. Комплекс состоит из входных павильонов на ул. Суворова, путепровода через железнодорожные ветки, грузового склада на расширенном Новом молу и здания самого вокзала. Благодаря путепроводу с павильоном и крыльями пандусов от ул. Суворова построенная более столетия назад грандиозная Потемкинская лестница перестала играть декоративную роль. Морской вокзал решен архитекторами В. К. Головиным, В. П. Кремляковым в современных формах. Здание поражает огромным интерьером операционного зала. Он легок, хотя его высота и равна 4-этажному дому. Конструкции четырех несущих рам перекрытия немного расширяются ввысь, и пространство зала словно бы выплескивается наружу сквозь колоссальные стеклянные витражи. На уровне второго этажа наклонные, опоры перерезаны антресолью, мощная горизонталь которой как бы собирает пространство зала в единое целое. Более сложно организована часть интерьера, обращенная к городу, где мотив несущих рам сменился четкой пластикой масс, а междуэтажные площадки зрительно фиксируют физические габариты зала. В северо-восточной стороне здания над группой таможенного досмотра довольно удобно устроены ресторан и кафе. Эффектен торцевой фасад со стороны моря, где видны две мощные горизонтали: застеклецный цоколь и сильно вынесенный верхний козырек на пяти опорах. Ритм этих горизонталей обогащается галереей на уровне третьего этажа. Не менее динамичен и боковой фасад, где использован принцип контраста каменных форм, прорезанных тремя ярусами оконных проемов и глубоких галерей второго этажа. Устремленность к морскому горизонту подчеркивается динамикой общих масс, наклонными галереями, косыми линиями опор. Со стороны города доминирует наклонная стеклянная плоскость, сквозь которую светятся лестничные марши. Несмотря на крупные размеры, вознесенный на пьедестал Нового мола морской вокзал выглядит легким и прозрачным. Значительно выросшей за последние десятилетия Одессе потребовались новые административные здания.

Операционный зал морского вокзала

В соответствии с генеральным планом для облисполкома был выделен участок на одной из сторон центральной пл. Октябрьской революцию Построенное в 1976 г. по проекту архит. Б. И. Тандарина и инж. И. И. Корнета 15-этажное сооружение стало важной доминантой в формировании пространства площади и в организации морского фасада города.

Здание облисполкома

С ростом сети образования активизировалось строительство учебных зданий. В городе возведено немало техникумов. Так, в 1972 г. на ул. 25-й Чапаевской дивизии был построен Кредитно-финансовый техникум, а на ул. Челюскинцев - 7-этажный Техникум измерений (архит. А. Д. Крайнев). Среди высших учебных заведений своей архитектурой выделяются здания Политехнического института, спроектированные архитекторами Б. И. Поздырко и Н. И. Тишкиной. Они занимают три квартала в начале просп. Шевченко и представляют собой целый комплекс корпусов с учебными лабораториями, аудиториями, библиотекой и т. д. В главном учебно-лабораторном корпусе использованы приемы переливающихся пространств в вестибюле, на лестничных клетках. Стены превращены в стеклянные мембраны, и аудитории просматриваются с улицы. Довольно выразительна 5-этажная плоскость фасада, расчерченная вертикальными и горизонтальными линиями железобетонных структурных элементов. Вход размещен асимметрично, и его место отмечено козырьком на колоннах. Здание разместилось в глубине улицы, за широкими газонами и высокими деревьями. Их живописные зеленые кроны летом и прихотливый узор голых ветвей зимой красиво подчеркивают несколько сухую графику архитектурных масс и форм.

Главный корпус Политехнического института

Скульптурная композиция на здании Политехнического института

Перед входом на территорию Инженерно-строительного института в 1970-х гг. возведены корпуса архитектурного и гидротехнического факультетов. Их четкие, горизонтальные членения со стороны улицы контрастно оттенены эркерами лестничных клеток. Неподалеку, на той же ул. Дидрихсона разместился главный учебный корпус Института инженеров морского флота, построенный в 1975 г. по проекту архитекторов Е. В. Рыблицкого, Е. П. Коломейцева и инж. Э. М. Горшкова. Монументальное 10-этажное здание со стороны главного фасада имеет громадную стеклянную часть, выступающую во всю длину и с третьего по десятый этаж в высоту. Внизу под ней проходит входная галерея за гранеными 2-этажными колоннами, которые как бы несут огромный верхний объем. Эта сверкающая на солнце стеклянная поверхность является отличительной особенностью здания.

Столовая Инженерно-строительного института

Переход между корпусами Института инженеров морского флота

Учебный комплекс Технологического института им.) М. В. Ломоносова дополнен 5- и 6-этажными объемами для физического и химического факультетов, построенных в 1979 г. по проекту архитекторов A. И. Белорусова, В. П. Шинкаренко и инж. Б. С. Джигита. Выполненные, с использованием каркаса (серии ИИ-04) здания блокируются в цельную живописную группу. Разнообразие пластической моделировки достигнуто выступами отдельных масс, сочетанием гладких плоскостей с ленточными окнами, метрической четкостью проемов.

Увеличение селитебной территории и рост населения, естественно, по влекли за собой развитие сети культурно-просветительных учреждений. В новых жилых массивах возводят кинотеатры, клубы. Так, в Юго-Западном районе построен кинотеатр "Москва", в районе им. Г. И. Котовского - кинотеатр "Звездный". Оба они размещены на больших озелененных площадях и решены крупными призматическими объемами.

В 1981 г. завершено уникальное, здание общегородского значения. Недалеко от пл. Октябрьской революции по проекту архит. Г. В. Топуза и инж. А., И. Любовского (интерьеры зрительной части - архит. B. В. Красенко) сооружен театр музыкальной комедии на 1300 мест. Выполненное в современных формах, сложное по своему объемному построению сооружение стало составной частью ансамбля общественного центра Одессы. Театр расположен на большой открытой площади между улицами Чижикова и Томаса и своим главным фасадом обращен к ул. Белинского. Здание состоит из двух частей - сцены и зала. Каждая из них различна по пространственно-пластической трактовке. Фойе, кулуары и зрительный зал решены стеклянным объемом, который на втором этаже пересечен горизонталями прогулочной галереи с наружными лестницами, балконов третьего этажа, и завершены сильно нависающей плоской крышей. Сквозь большие стеклянные витражи хорошо просматривается интерьер, а энергично вынесенные галерея и балконы усиливают связь внутреннего и внешнего пространств. Яркость, открытость архитектуры передней части контрастно усилена глухим замкнутым объемом сцены и артистических помещений, решенных в виде четко очерченной кубической массы. Ее гладкие белоснежные стены оттенены узкими ленточными окнами.

План театра музыкальной комедии

Здание завершено призматической коробкой колосников, которая по периметру обрамлена гранеными бронзированными ребрами. Высокое качество отделочных работ, хорошо найденные пропорции монументальных масс, тонкая, графически отточенная проработка деталей, сочная моделировка венчающей части - все делает образ театра светлым, радостным и человечным.

Архитектура интерьера построена на контрасте аскетически решенного зрительного зала с праздничным и нарядным фойе. Простые по обработке стены зала, которые в плане сужаются к сцене, должны сосредоточить внимание на динамическом театральном действии, ярких и разнообразных декорациях. К праздничности спектакля зрителя подготавливает высокое двухэтажное фойе. Разнообразна его цветовая гамма. Красивы паркетные узоры пола. Круглые каннелированные столбы оттеняют гладкие плиты перекрытий и металлические ограждения антресолей. Сложные по рисунку и прихотливые по форме светильники образуют изысканные и разнообразные композиции, среди которых словно парит в воздухе скульптурное изображение музы на колеснице, запряженной четверкой лошадей. Колористическим акцентом фойе является выгнутая стена зрительного зала, оформленная внизу насыщенным по цвету мозаичным панно. Над ним - открытая галерея с редко расставленными круглыми столбами. С трех сторон фойе ограждено стеклянными витражами и иллюзорно как бы продолжается в пространстве большой городской площади, чему способствуют и боковые антресоли с лестничными маршами.

Для развития физической культуры и спорта в новых массивах создаются спортивные площадки, стадионы. Крупные спортивные комплексы строятся для студенческой молодежи. В качестве примера можно назвать закрытый плавательный бассейн Технологического института им. М. В. Ломоносова, возведенный архит. Л. К. Медяновым на ул. Свердлова неподалеку от учебных корпусов. Проведена реконструкция Центрального стадиона Черноморского пароходства в парке им. Т. Г. Шевченко, реконструирован стадион на ул. Пироговской. На просп. Шевченко в 1975 г. по типовому проекту, переработанному архитекторами Н. А. Шаповаленко, Н. Ф. Евангелиди, В. И. Лабунской и инж. И. Я. Фридман, сооружен дворец спорта на шесть тысяч мест. Прямоугольное в плане, перекрытое пологим сводом и лишенное сложных пластических элементов здание впечатляет своими размерами, геометрической четкостью масс.

Дворец спорта

К началу страницы
Оглавление  Жилая застройка  Производственные здания