Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Владимир Тимофеенко
Одесса. Архитектурно-исторический очерк
 

АРХИТЕКТУРА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Планировочное развитие

Планировочное развитие. В конце 1950-х и начале 1960-х гг. архитектурно-планировочная мастерская Гипрограда вносит ряд корректив в генеральный план города. Основной объем строительства в те годы велся по-прежнему в южных районах, в связи с чем были уточнены планировка Новоаркадийской дороги, превратившейся в широкий просп. Шевченко. Был спланирован и начал застраиваться Аркадийский жилой массив. Наконец, О. Т. Драгомирецкой и другими архитекторами Одесского филиала Гипрограда был спроектирован и начал осуществляться большой по площади (514 га) Юго-Западный жилой район для расселения 125 тысяч человек. Выросший на свободных территориях за Ближними Мельницами, он получил регулярную планировку, где основную роль играли пересекающиеся, как правило, под прямыми углами улицы Академика Филатова, Терешковой, Генерала Петрова, 25-й Чапаевской дивизии, Варненская, Космонавтов, Якира. Но они образовывали уже не кварталы, а являлись границами микрорайонов (от 14 до 35 га) со ступенчатой системой обслуживания, предусматривающей удовлетворение основных потребностей жителей вблизи мест проживания. В каждом микрорайоне возводились магазины, детские учреждения, школы, а в общественном центре жилого района был устроен парк, построены кинотеатр и крупные торговые заведения.

Этапы развития застройки Одессы

Активная работа над застройкой новых районов позволила приступить к новому генеральному плану города. Разработанный архитекторами и инженерами Одесского филиала Гипрограда под руководством архит. Б. И. Тандарина, он был в мае 1966 г. утвержден Советом Министров УССР. В генеральном плане предусматривалось развитие Одессы на 20-25 лет и существенное внимание уделялось экономическим и инженерным вопросам. Численность населения города должна была возрасти до 900 тысяч человек. Более четким и логичным намечалось зонирование городских территорий. Особенность современного планировочного этапа заключалась в том, что произошел переход от квартальной застройки к микрорайонной с соответствующим укрупнением и дифференциацией сети улиц. Основную роль планировочной организации города приобрели транспортные магистрали, связывающие места приложения труда с местами проживания и жилые районы друг с другом. Схема этих магистралей, их пропускная способность, определяют и функциональные достоинства, и композиционные особенности планировочной организации города.

Проект реконструкции центра Одессы

Территория города значительно увеличилась. В северной части возведен крупный промышленный район с заводом "Центролит". Его трудовая емкость должна обеспечиваться жителями нового массива им. Г. И. Котовского. Размещенный на свободных территориях неподалеку от Куяльницкого лимана, он спланирован вдоль междугородной магистрали (на Вознесенск), которая здесь была застроена, крупными 5-, 9- и 16-этажными зданиями и превратилась в величественный просп. Добровольского. Перпендикулярно и параллельно ему расположился ряд улиц. Обрамленные ими микрорайоны застроены жилыми домами, детскими садами, школами, а на пересечении магистралей устроены различные магазины и другие учреждения обслуживания. С центром города и Пересыпью жилой район связан трамвайным и автобусным транспортом, а также пригородным железнодорожным. Проекты планировки и застройки микрорайонов составлены архитекторами Ю. И. Степановым, В. С. Павловой и др. Крупный микрорайон из 5-9-этажных жилых домов возник также около Лузановки. В настоящее время по проекту, разработанному под руководством архит. В. М. Шарова, здесь строится ряд 9-этажных домов для производственного объединения Почвомаш.

В последние годы значительно выросла промышленная зона на западе города. Для расселения занятых здесь рабочих генеральным планом были намечены новые жилые массивы Застава-1 и Кривая балка. Но они были реализованы лишь частично, и для перевозки сюда проживающих из южных частей города проложены новые и усовершенствованы существующие магистрали за железнодорожным поселком. В 1974 г. архитекторами Г.И.Лебединским и Т. Я. Неймышевой был составлен проект детальной планировки жилого района Курсаки, два микрорайона которого застраиваются крупными жилыми домами. Для взаимосвязи Пересыпского промышленного района и южных жилых массивов большое значение приобрела ул. Фрунзе. Согласно генеральному плану и проекту детальной планировки, составленному архитекторами Г. В. Топузом, М. С. Юном, Л. Г. Полторак, она значительно расширена, благоустроена и застраивается многоэтажными жилыми домами, общежитиями и общественными зданиями.

Как и прежде, основное развитие Одессы планировалось в южном направлении. Помимо Юго-Западного жилого района, застройка которого в основном завершилась к концу 1960-х гг., строительство развернулось на Аркадийском массиве, на 2-й и 5-й станциях Большою Фонтана. Были составлены проекты детальной планировки и начала осуществляться застройка Чубаевки, Дмитриевки, Большого Фонтана и других районов. В течение нескольких последних лет по проектам Н. А. Шаповаленко, М. Л. Савулькина, В. И. Лабунской и других архитекторов на землях Института виноградарства и виноделия им. В. Е. Таирова домами повышенной этажности был застроен громадный жилой массив. Еще дальше на юг за ул. Львовской возводится новый большой район Южный. Здесь горизонтальные пластины 9-этажных жилых домов контрастно оттеняются сблокированными вертикалями 16-этажных масс.

Застройка Юго-Западного района

Таким образом, благодаря грандиозным темпам жилищного строительства значительно увеличилась территория города, преобразилась ее планировочная структура. Естественно, потребовалось упорядочить и расширить зону отдыха. Были построены новые парки и скверы, благоустроена прибрежная зона на огромном расстоянии.

Кроме зоны кратковременного отдыха, была запроектирована зона длительного отдыха, для чего избрали косу Каролино-Бугаз, протянувшуюся узкой многокилометровой полосой между Черным морем и Днестровским лиманом. Проект ее застройки был составлен архитекторами Р. А. Владимирской и А. Н. Дьяченко. Чтобы улучшить сообщение ее с городом, несколько лет назад за Ивановским путепроводом проложили новую железнодорожную ветку.

Большие преобразования в структуре города не могли не отразиться на общественном центре. Архитекторами Г. В. Топузом и Л. К. Медяновым был спроектирован и осуществлен бульв. Комсомольский как естественное продолжение Приморского. Последний через Потемкинскую лестницу и переходы на Новый мол, на площадке которого возведен вокзал, получал выходы к морю. С другой стороны, генеральным планом была обоснована необходимость создания нового общественного центра Одессы. Развивая архитектурные традиции города, перерабатывая композиционные идеи прежних проектов Одессы, решили создать большой бульвар от Центрального парка культуры и отдыха им. Т. Г. Шевченко до Отрады и перпендикулярно к нему парадную эспланаду между улицами Чижикова и Томаса. Ее местоположение должно было фиксироваться со стороны моря величественной каскадной лестницей и высоким монументом в честь города-героя. Эспланада органично развивалась в глубину города, пространственно связываясь с площадями Октябрьской революции, Привокзальной, 9-го Января и Привозной. Тем самым создавалась бы мощная поперечная ось в линейной структуре города, пластически акцентированная высотными и крупными объёмами гостиницы, театра, универмага, административных и других зданий.

Учитывая важное идейно-политическое значение общественного центра Одессы, в 1968 г. был проведен Всесоюзный конкурс на проект его застройки, в котором приняли участие творческие коллективы Москвы, Ленинграда и Одессы. На основании его материалов в 1971 г. архитекторами Б. И. Тандариным, В. К. Головиным, Г. И. Лебединским, Т. Я. Неймышевой и Е. М. Болговой был составлен проект детальной планировки центральной части города. В проекте уточнялась застройка центральной парадной эспланады и намечались мероприятия по реконструкции ряда улиц. В частности, улицы Ленина и Чкалова должны были застраивать высотными многоэтажными домами. Для транзитного движения предусматривались заглубленные тоннели вдоль улиц Комсомольской и Энгельса. Последняя продолжалась по кривой линии до главных площадей. Ряд предложений этого проекта за истекшие годы уже реализован, появились многоэтажные здания на улицах Свердлова, Белинского, Ленина, Чкалова, Карла Маркса.

Важнейшее развитие в последнее время получили транспортные магистрали. Помимо ул. Фрунзе, важное значение приобрели ул. Моисеенко и заметно расширенная ул. Иванова, в южной части города - просп. Патриса Лумумбы, ул. Черняховского, просп. Шевченко, ул. Перекопской дивизии и другие. Односторонним стало движение по улицам Московской и Богатого на Пересыпи, реконструирован важнейший транспортный узел Пересыпские мосты (инж. Э. И. Макиев-ский), где значительно расширена территория и упорядочено движение пешеходов, автомобилей и трамваев. Для пропуска транзитного автомобильного транспорта вокруг Одессы сооружена окружная дорога.

К началу страницы
Оглавление  Архитектура на современном этапе  Жилая застройка