Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Владимир Тимофеенко
Одесса. Архитектурно-исторический очерк
 

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОРОДА

Производственные сооружения

Производственные сооружения в этот период также привлекали пристальное внимание архитекторов. В архитектурных образах заводских корпусов зодчие стремились отразить героику свободного социалистического труда, размах и величие масштабов социалистических преобразований. К проектированию предприятий привлекались ведущие мастера. Так, торжественный въезд в Одесский порт на пл. Вакуленчука был построен в 1945-1946 гг. по проекту В. П. Кремлякова. В 1946 г. был возведен авторемонтный завод на Пересыпи (архит. В. Б. Казаков), заводоуправление которого эффектно замыкало перспективу улицы. В 1948 г. на ул. Моисеенко на склоне Водяной балки начал строиться авторемонтный завод (архитекторы Б. И. Тандарин и Р. А. Владимирская). Почти напротив него в 1947-1950 гг. архит. Л. Л. Доброговской был спроектирован винно-коньячный завод, который выходил на улицу монументальным административным зданием с сочно проработанными ордерными формами.

Весьма интересны в архитектурном отношении также спроектированные архит. Р. И. Карабец управления завода строительно-отделочных машин и канатного завода. Последнее представляет собой крупное 3-этажное здание, где нижний этаж обработан рустом и трактован как цоколь, а два верхних объединены ионическими пилястрами большого ордера. В связи с угловым размещением входа, смещенного к заводским воротам, из массива здания выступает ризалит, формы которою гораздо пластичнее и два верхних этажа обработаны плоским портиком и антах.

В 1949 г. закончилось восстановление завода сельскохозяйственных машин им. Октябрьской революции (ЗОР). На обширной хорошо благоустроенной и озелененной территории были возведены новые громадные цеха. Высокими архитектурными достоинствами отличается производственный корпус (1948 г., архит. С. М. Курбатов). Возведенный в монументальных формах русского ампира, поставленный с отступом от красной линии, он стал важнейшим акцентом в застройке ул. Московской. Рядом скульпт. В. А. Соколовским установлен памятник рабочим-воинам.

Характерным образцом промышленного строительства тех лет может служить завод Автогенмаш. Его территория хорошо благоустроена, вокруг цехов созданы скверы со скульптурами, устроена большая внутризаводская площадь с памятником В. И. Ленину. Все сооружения решены в едином крупном масштабе. Выделение белым цветом наличников, горизонтальных и вертикальных элементов на фоне оранжевых стен сообщало каждому корпусу черты классической тектоники и объединяло все здания в единый комплекс. Интересна также предзаводская площадь перед порталом проходной. По сторонам она фланкирована зданиями заводоуправления и столовой, первые этажи которых облегчены арками глубоких лоджий.

В послевоенном десятилетии также намечалось строительство проектных организаций. В отличие от промышленных производств они располагались в центральных кварталах. В 1953 г. на ул. Дерибасовской, 14 по проекту архит. В. Л. Фельдштейна было возведено здание Проектного института № 3. Его нижний этаж отводился для магазинов, а верхние - для мастерских и рабочих кабинетов. Облик института напоминает соседние жилые дома. Применены ритм пилястр и балконов на четвертом этаже, а также горизонтальные, членения, завершенные сильно; вынесенным карнизом и балюстрадой. Более сдержанным оказалось здание Одесского филиала Гипрограда (1958 г., архитекторы Е. Г. Вайнштейн, Н. И. Соколова), хотя и здесь еще живы отголоски классицистических приемов: следование симметрично-осевым построениям, выделение цоколя, объединение, верхних этажей вертикалями лопаток.

К началу страницы
Оглавление  Общественные здания  Благоустройство и озеленение