Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Владимир Тимофеенко
Одесса. Архитектурно-исторический очерк
 

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОРОДА

Общественные здания

Общественные здания, построенные в послевоенный период, стремились своей архитектурой отразить героику и пафос победы советского народа в Великой Отечественной войне. Очень ярко это проявилось в облике вокзалов, являвшихся своеобразными воротами города-героя. Еще до войны в 1937 г. был проведен конкурс на лучший проект морского вокзала. В 1952 г. были подведены итоги еще одного конкурса. Здание должно было разместиться напротив бульв. Приморского на Новом молу. В соответствии с лучшими проектами московских и одесских зодчих его предполагали решить в торжественных ордерных формах с высоким залом и завершить башней со шпилем.

Общежитие Автомобильно-дорожного техникума

В 1952 г. по проекту архит. Л. М. Чуприна было завершено строительство нового железнодорожного вокзала. Его планировка целесообразна. Удобно размещена в подвальном этаже камера хранения с выходами на перрон и в город, благодаря чему пассажиры с багажом и без нею разделены в разных уровнях. Правое крыло отведено для ресторана и кухни, там же устроены служебные помещения и кассы предварительной продажи билетов, есть выход на платформы пригородных поездов. В основном корпусе на одной оси разместились вестибюль, залы прибытия, отправления и кассовый, которые образуют парадную анфиладу. Сочетание круглой формы вестибюля с колоннами, прямоугольных залов с тремя монументальными арками и антресолями над крайними помещениями создает игру масс и пространственных пересечений. Она выявляется светом, льющимся со всех сторон.

Железнодорожный вокзал

Основное значение в общей композиции вокзала имеет корпус, обращенный к привокзальной площади. Его призматические массы динамически нарастают к центру. Развитие по вертикали завершается пологим сводом купола с высоким шпилем и гербом, а движение на зрителя - тройной лоджией. Однако восприятие этой четкой композиции затруднено, так как здание перенасыщено разнообразными декоративными формами и лепниной. Прямоугольные и арочные проемы различных размеров дополняются круглыми, колонны сменяются пилястрами, круглые опоры соседствуют с прямоугольными и гранеными. Портики незначительно отступают от стен и не создают четко выраженных композиционных акцентов. Со стороны перрона главный корпус решается более плоскостно в виде монументальной ордерной аркады.

Фрагмент интерьера железнодорожного вокзала

На ул. Пироговской расположено 3-этажное административное здание (1953 г., архитекторы Н. А. Бельчиков и М. И. Каплун). Его архитектура решена в монументальных формах ампира. Из призматического массива выступает центральный ризалит с колоннадой портика, прижатого к стене. Нижний этаж, облицованный крупными рустованными блоками, решается как цоколь, несущий верхние этажи.

Здание горисполкома

На углу улиц Дерибасовской и Ленина архитекторами И. М. Абрамовичем, Г. М. Готгельфом и Л. А. Черлениовским в 1956 г. для одесской конторы Госбанка было построено новое здание. Его горизонтальные членения, размеры этажей и даже проемов полностью увязаны с застройкой квартала. Очень пластично решен закругляющийся угол с входными лоджиями на первом этаже и громадной нишей на втором, антаблемент которой поддерживается спаренными ионическими колоннами. Среди торговых зданий, запроектированных в те годы, интересен центральный универмаг (1959 г., архит. С. Э. Гефтер). Размещаясь на углу улиц Пушкинской и Воровского, сооружение резко выделяется своими крупными ордерными формами и 5-этажной высотой. Попытка при помощи мощных горизонталей антаблемента размером в этаж и аттикового этажа как-то уменьшить впечатление громадной высоты оказалась неудачной из-за активного вертикального ритма чрезмерно крупных пилястр, объединяющих три нижних этажа. Устройство больших зальных пространств с боковым светом оказалось нефункционально. Гораздо удачнее здание мясного корпуса на Привозе (1958 г., архит. Р. А. Владимирская), где подобно крытым рынкам конца XIX в. использована базиликальная система пространства. В связи с этим интерьер оказался хорошо освещенным и удобным в эксплуатации.

Административное здание на пл. Октябрьской революции

Среди предприятий общественного питания сочностью архитектурных форм и хорошо продуманной функциональной организацией отличается столовая в поселке судоремонтников (1953 г., архит. Ю. И. Степанов).

Продолжалось строительство детских дошкольных учреждений. Так, в 1949 г. был построен детский сад для детей служащих Селекционно-генетического института (архит. А. Л. Гольденберг). Интересным по архитектуре является здание детского сада на 125 мест, возведенное в 1953 г. па ул. Перекопской дивизии, 159. Объем в два этажа отличается компактностью, со стороны двора устроена колонная галерея на первом этаже и прогулочная площадка - на втором. Края здания отмечены колонными портиками. На 14-й станции Большого Фонтана для детей рабочих завода им. Октябрьской революции в 1950 г. был построен детский сад по проекту архит. Э. С. Баумштейн. Многие школьные здания сильно пострадали во время войны. Некоторые из них в процессе реконструкции существенно изменяли свой облик, что можно видеть на примере школы № 119, возведенной на просп. Мира в 1947 г. архит. Р. А. Владимирской. Новое школьное строительство велось по индивидуальным проектам. Интересно решена школа в поселке судоремонтников. Это 2-этажное здание, центр и фланги которого отмечены ризалитами. Центральное положение вестибюля подчеркивает четырехколонный портик.

Большой размах получило строительство средних и высших учебных заведений. По проектам архитекторов Н. А. Шаповаленко и Ж. М. Грушевской были возведены Мукомольно-крупяной (1950-1951 гг.) и Автомобильно-дорожный (1953 г.) техникумы. Последний расположен в начале ул. 1905 года и представляет собой крупное 4-этажное здание с рациональной коридорной планировкой этажей, связанных с центральной трехмаршевой лестницей, куда попадают из просторного колонного вестибюля. Фасадная плоскость организована по горизонтали тягами и различной рустикой, а по вертикали мерным ритмом спаренных окон. Большими архитектурными достоинствами обладает также здание Мореходного училища (1957 г., архит. Л, М. Наркевич). Неподалеку от аркадийских курортов в 1955 г. по проекту архитекторов Е. Г. Вайнштейна, Н. И. Соколовой, А.Ну Чичкина и инж. Н. К. Шепеленко было построено здание нынешнего Института повышения квалификации Черноморского пароходства - 4-этажный корпус с двумя вынесенными вперед боковыми ризалитами. Их торцы обработаны большими нишами, пересеченными двумя трехчетвертными колоннами. Центральную ось отмечает плоский портик из шести трехчетвертных колонн того же коринфского ордера, покоящихся на цокольном этаже.

Классицистический характер получило в процессе реконструкции здание Технологического института им. М. В. Ломоносова (1952 г., архит. Н. А. Шаповаленко). Стены 4-этажного здания были обработаны пилястрами, а торец, обращенный к ул. Свердлова,- двухколонным портиком в антах. Парадная композиция и ампирные архитектурные формы были применены в архитектуре главного корпуса Инженерно-строительного института (1953 г., архитекторы В. Л. Федьдштейн и А. А. Межибовский). Но ярче всего классицистические тенденции проявились в архитектурном облике Электротехнического института связи им. А. С. Попова, спроектированного архит. И. С. Брейбурдомч Здание отличается богатой пластикой, торжественностью ордерных форм, крупным масштабом. При помощи энергично выступающих ризалитов активно подчеркнуты крайние и средняя оси. Особенно богато разработан центр здания, где устроена полуротонда с арочными входными лоджиями и колоннадой большого ордера.

Институт связи им. А. С. Попова

Среди лечебных зданий заслуживает внимания амбулатория Института глазных болезней и тканевой терапии им. В. П. Филатова (1952 г., архитекторы Н. А. Шаповаленко и Ж. М. Грушевская), построенная на бульв. Пролетарском рядом с лечебным корпусом. Образцом для авторов послужило известное произведение Д. Кварнеги Александровский дворец, композиция которого уже повторялась в Одессе в бирже на бульв. Приморском. Амбулатория представляет собой 2-этажный корпус, из которого выступают два небольших крыла, соединяющихся друг с другом эффектной колоннадой. За ней красивый внутренний дворик. Ритмический повтор пилястр, увязанный с шагом колонн, придает дворику вертикальную направленность. Торцы крыльев поэтажно прорезаны тройными окнами, обведены сложным наличником и, что очень существенно, заканчиваются по сторонам не пилястрами, в полуколоннами. Поэтому здесь больше пластики и возникает напряженная игра планов. Сложность и богатство форм коринфского ордера, выразительная игра архитектурных планов, мягкость переливающегося пространства между двориком и бульв. Пролетарским - все это создает радостный художественный образ.

Амбулатория Института глазных болезней и тканевой терапии им. В. П. Филатова

В послевоенное десятилетие наряду с восстановлением разрушенных фашистами курортных зданий начинается новое строительство. Ряд сооружений появился в санатории "Россия", в частности, монументальная лестница (1954 г., архит. Б. И. Поздырко). По проекту архит. Г. В. Топуза в 1952 г. построили 2-этажный лечебный корпус санатория для научных работников с красивыми лоджиями в центре. На 15-й станции Большого Фонтана был создан санаторий "Ударник". Его 2-этажный спальный корпус (1953 г., архит. М. Н. Проценко) решен в торжественных ордерных формах. Оче,нь красивы галереи первого и второго этажей, образованные громадными арками, несомыми композитивными колоннами.

Не менее активно ведется строительство в Аркадии. Здесь по проекту архит. А. Л. Гольденберга в 1957-1960 гг. был сооружен пансионат ветеранов цирка. Располагаясь на высоком холме, его корпуса обращены к улице резко выступающими ризалитами с необычными трехколонными портиками. Неподалеку расположен санаторий "Молдова" (1955-1956 гг., архитекторы В. Ф. Смирнов, Б. И. Шимков и И. О. Гродский). Здесь традиции молдавского зодчества творчески сочетаются с классическими приемами и формами. Довольно удачно использован живописный рельеф. Здание разместилось на вершине холма и спальными корпусами устремилось по направлению к морю. В плане громадный прямоугольный массив выступает вперед, а к нему под углом, подобно крыльям гигантской птицы, примыкают два корпуса. Общие очертания здания хорошо воспринимаются и с парка, и со стороны моря. Фасад центрального корпуса отличается величавой протяженностью, повторностью 23-х двухэтажных арок, за которыми находятся галереи. Над ними устроена еще одна крытая галерея, несомая спаренными гранеными колоннами. Легкая металлическая балюстрада не скрывает высокой черепичной крыши. Главный корпус по бокам окаймлен восьмигранными башнями, объемы которых развиваются по вертикали, постепенно облегчаясь. Крылья решены более сдержанно. Здесь имеются четырехпролетные лоджии, по форме не отличающиеся от галерей главного корпуса. Смещаясь к башням, они создают устремленность крыльев к центральному корпусу.

Спальный корпус санатория "Молдова"

Ближе к морю расположен дом отдыха "Приморье". Вогнутая в плане колоннада отмечает вход в комплекс, состоящий из спальных корпусов, клуба и других сооружений. Планировка комплекса и проект административного здания были составлены архит. Л. Н. Павловской. Спальный корпус № 1 (1951 г., архит. Л. К. Афанасьева) представляет собой 2-этажный объем, из которого по бокам и в центре выступают ризалиты, а плоскости между ними решены в виде галерей. Центральная часть главного фасада увенчана фронтоном и обогащена выступающим вперед 1-этажным портиком. Композиционный мотив столовой (1950 г., архит. М.) X. Куткина) - это вариация на известную тему, представленную в классическом зодчестве Концертным залом Д. Кваренги или Агатовыми комнатами Ч. Камерона в г. Пушкине под Ленинградом. Но в одесском здании акцент сделан на одном фасаде. Протяженный объем сооружения покоится на высоком цоколе, растущем по мере падения рельефа. Игру масс обогащает открытая терраса и полуовальный в плане бельведер с широко расставленными колоннами коринфского ордера. Скульптурность и пластичность здания подчеркнуты полуциркульным выступом торца, сбегающими маршами ступеней, фигурными балюстрадами вдоль террасы, декоративными вазами. Несколько ближе к морю разместился корпус № 3. Хотя он построен значительно позже (1962 г., архит. А. Л. Гольденберг), но его формы также традиционны. Торец здания украшен 2-этажной полуротондой. Окна южного фасада обращены в сторону моря и защищены от солнца галереями. Первый этаж обработан крытой галереей, на упругие столбы которой опираются высокие коринфские колонны, несущие арки. Ритмический повтор колонн и арок, сильная карнизная линия, балясины, ограждающие галереи и завершающие здание - все создает эффект большой протяженности спального корпуса. Крытый переход на упругих арках связывает здание с кухонным корпусом, где главной осью является лоджия и полукруглая терраса с окаймляющими лестницами.

Фрагмент корпуса № 3 санатория "Приморье"

Спальный корпус № 3 санатория "Приморье"

В это же время велось строительство комплексов для летнего отдыха детей, примерами чего могут быть пионерские лагеря завода "Красная Гвардия" (1952 г., архитекторы Е. Г. Вайнштейн и Н. Г. Мильграм), пионерский лагерь (1953 г., архитекторы Г. В. Топуз и Л. Н. Павловская). Отличительной чертой послевоенного курортного строительства явилось то, что их комплексы нередко дополнялись клубными зданиями. Так, в санатории им. А. М. Горького на 16-й станции Большого Фонтана был построен клуб (1952 г., архит. Г. В. Топуз), вход в который отмечался колонным портиком. Типовая композиция дома культуры (архит. К. К. Бартошевич) была значительно обогащена и усложнена архит. А. Н. Чичкиным при возведении конференц-зала Селекционно-генетического института. Благодаря сильно расширенным передней и задней частям, колонным портикам на торцевых фасадах, богатству ордерного декора 2-этажное здание оказывается нарядным и праздничным. Стремление к помпезности архитектурного образа также проявилось при строительстве клуба Энергокомбината (1955 г., архит. В. Л. Фельдштейн, инж. Е. Л. Горячковский), расположенного на ул. Московской, 127. Об этом свидетельствует и строгая компактность 2-этажного объема, и тяжеловесные модернизированные формы ордера, и пластическая перенасыщенность массы из-за обилия ниш, балконов, скульптур. Еще богаче декорирован Дом офицеров, который был построен в 1956 г. по проекту архитекторов Н. А. Бельчикова, Л. К. Афанасьевой и М. И. Каплуна.

Конференц-зал Селекционно-генетического института

Той же компактностью, симметричностью объемно-пространственных построений отличались кинотеатры. В подтверждение, можно назвать кинотеатр "Вымпел" в поселке судоремонтников. В летних кинотеатрах, например на ул. Дерибасовской, богатыми ордерными формами отмечен вход.

В послевоенный период большое внимание уделялось и спортивно-зрелищным сооружениям. В 1946-1950 гг. по проекту архитекторов В. П. Кремлякова, Р. А. Владимирской, Л. Н. Павловской и М. Н. Проценко осуществляется реконструкция Центрального стадиона Черноморского пароходства. На ул. Пироговской сооружается новый стадион с комплексом спортивных залов, манежем, плавательным бассейном. Для рабочих завода им. Январского восстания неподалеку от Чумной горы по проектам архит. Э. С. Баумштейн в 1954-1955 гг. строится спортивный комплекс.

К началу страницы
Оглавление  Планировка города. Жилая застройка  Производственные сооружения