Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Владимир Тимофеенко
Одесса. Архитектурно-исторический очерк
 

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОРОДА

Планировка города. Жилая застройка

В первые послевоенные годы градостроители Одессы намеревались реализовать те проектные предложения, которые были выдвинуты генеральным планом 1939 г. Представлялось возможным осуществить ряд кардинальных мероприятий в структурной организации города, во взаимосвязи селитебных и производственных территорий. Однако очень быстрые темпы восстановления не позволили расширить улицы Приморскую (ныне ул. Суворова) и Свердлова. Были отстроены и начали действовать предприятия, которые рекомендовалось вынести из центра на периферию. Наконец, были восстановлены здания между улицами Комсомольской и Мечникова, а также здания Финансового техникума, в результате чего стало невозможно ни создание бульвара вокруг центрального ядра, ни продолжение просп. Мира.

После окончания войны в стране основное внимание было уделено перепланировке и реконструкции сильно пострадавших городов. Новый генеральный план был разработан и для Одессы. Он был закончен в 1947 г. в Гипрограде УССР под руководством архитектора Д. М. Баталова при участии одесских зодчих. Как и в довоенных планах, в нем намечалось освоить громадную территорию, включая Лузановку на севере и бывшую дачу Ковалевского на юге. Но в целом площадь города несколько уменьшилась, так как застройку между Средним и Большим Фонтанами не предполагалось развивать далеко в степь и не проектировался более жилой район за бывшим сахарным заводом. Зато основанный еще до войны железнодорожный поселок около станции Застава-1 должен был расшириться до железнодорожной ветки в Белгород-Днестровский. Между Селекционно-генетическим институтом и Ближними Мельницами на местах бывшего хутора Вышинского и нынешнего Юго-Западного района предусматривался громадный жилой массив, состоящий из небольших прямоугольных кварталов. Дробная сетка кварталов намечалась и около Жеваховой горы, где также до войны началось поселковое строительство. Отсутствие функциональной слаженности городского организма - существенный недостаток плана 1947 г. Компактных и обладающих территориальными резервами промышленных зон не намечалось. Предприятия должны были разместиться в основном вдоль железных дорог и тем самым оказывались в непосредственном соседстве с селитебными территориями. Развивая градостроительные традиции старой Одессы, зодчие выдвинули идею ленточного общественного центра, состоящего из анфилады площадей Октябрьской революции, Привокзальной, 9-го Января, Привозной и новых, нанизанных на магистраль, которая прорезала бы толщу города и выходила к морю парадным бульваром. С ним предполагалось соединить ул. Виноградную. Таким образом, город получал четко выраженный поперечный диаметр планировочной структуры. Наиболее парадной должна была стать площадь на берегу моря, застроенная монументальными общественными и жилыми зданиями.

Проект реконструкции Одессы. 1947 г.

Из-за существенных недостатков план 1947 г. не получил правительственного утверждения. Одобренный местными органами, он был принят в качестве основы для дальнейшего роста. В соответствии с потребностями практики план должен был корректироваться, для чего при Облпроекте (позднее филиал Гипрограда) была создана планировочная мастерская.

Существенное влияние на дальнейшее планировочное развитие Одессы в послевоенном десятилетии оказало сооружение крупных предприятий, особенно Автогенмаша и нефтеперегонного завода, благодаря чему начали определяться компактные промышленные зоны. Но самую важную роль сыграло поселковое строительство. Еще в 1946 г. по проекту О. Т. Драгомирецкой за Дальними Мельницами начал создаваться поселок со взаимно пересекающимися улицами и усадебной застройкой. Комплекс 2-этажных зданий, спроектированных архит. Э. С. Баумштейн, составил в 1948 г. поселок рабочих завода Автогенмаш. Тогда же, в 1948 г. в районе Слободки по проекту архит. О. Т. Драгомирецкой был возведен поселок завода им. Октябрьской революции. Поселок для рабочих завода им. Ф. Э. Дзержинского был спроектирован архит. Н. И. Соколовой. Севернее Лузановки вырос поселок им. Т. Г. Шевченко. Аналогичная картина наблюдалась и в южной части Одессы. Здесь по проекту архит. Л. И. Бирдиной был создан Офицерский поселок, а по проекту архит. Э. С. Баумштейн поселок для моряков, расположенный на 9-й станции Большого Фонтана.

Школа в рабочем поселке

Наиболее интересным был поселок для рабочих, построенный в 1947-1950 гг. по проекту архит. О. Т. Драгомирецкой на 5-й станции Большого Фонтана. В 1-3-этажную жилую застройку был включен комплекс зданий культурно-бытового обслуживания: кинотеатры, столовая, школа, клуб, бани, библиотека, магазин, детские сады и ясли. Это активное строительство промышленных предприятий и поселков на периферии городской территории приводило к увеличению площади города и существенно влияло на его структурную организацию. Заметно усложнялись транспортные связи, труднее решались вопросы благоустройства, удлинялись инженерные коммуникации. Поэтому уже в начале 1950-х гг. основной акцент переносится на строительство многоэтажных жилых комплексов Они возводятся преимущественно в южной части города. В соответствии с проектом архит. О. Т. Драгомирецкой в 1949-1955 гг. застраиваются кварталы вдоль ул. Перекопской дивизии, по проектам архит. И. М. Абрамовича - ул. Новоботанической, архитекторов Г. В. Топуза, Л. Н.Чазовой - жилой квартал на углу улиц Перекопской дивизии и Сегедской. Интересен также комплекс домов для рабочих джутовой фабрики, построенный архит. Р. А. Владимирской на улицах Фабричной и Ударников в 1950-1952 гг. Четкая периметральная застройка, решенные в формах ордерной архитектуры фасады зданий создавали парадный и представительный облик магистралей.

Одновременно развернулось выборочное строительство многоэтажных жилых зданий и комплексов в центральной части Одессы и прилегающих районах. Тем самым осуществлялась реконструкция исторически сложившегося ядра, создавались лучшие условия для проживания. Многоэтажные капитальные здания, закрепляя сложившуюся планировку, решались средствами классицизма и ампира и гармонировали с соседней застройкой.

Жилой дом на просп. Гагарина

Среди реконструктивных мероприятий центра города следует указать на благоустройство территории около входа в оперный театр. В связи с разрушением домов в начале ул. Ленина решили здания не восстанавливать, а образовавшуюся после сноса площадь перед театром благоустроить. Среди местных зодчих был проведен конкурс. На основании его материалов архитекторами А. Н. Чичкиным и К. Б. Корченовым было создано торжественное архитектурное оформление пространства площади и выполнено ее озеленение. Жилая застройка города в этот период была разнообразной. Большой объем поселкового строительства обусловил внимание архитекторов к проблеме малоэтажного дома. Академии архитектуры СССР и УССР, ведущие проектные институты разработали типовые проекты зданий с различным составом квартир. Эти проекты с соответствующими доработками широко использовались одесскими зодчими.

Большое распространение получили 1-этажные дома на одну или две семьи, 2-этажные дома с одной лестничной клеткой и восемью квартирами или более протяженные с двумя лестничными клетками и соответственно 16-ю квартирами. Целые улицы поселка судоремонтного завода, завода Автогенмаша, завода сельскохозяйственных машин им. Октябрьской революции и других были застроены 2-этажными домами. Нередко здания обогащались угловыми лоджиями, балконами, благодаря чему их архитектура приобретала пластичный характер, столь свойственный южным городам. Многократное повторение в застройке поселков нескольких типов зданий, унификация конструктивных элементов позволяли добиться поточного метода строительства и удешевления работ.

Большой интерес представляют многоэтажные жилые дома, архитектурный облик которых определял характер ряда улиц в южной части Одессы и обогащал центральные магистрали. Вопросам экономики 4-5-этажного дома в те годы также уделялось много внимания. Для удешевления строительства и создания оптимальной жилой среды проектными организациями были составлены типовые проекты жилых секций. Их набор был весьма разнообразен: угловые, рядовые и торцевые, с учетом меридиональной и широтной ориентации. В их основе были 2- и 3-комнатные квартиры. Для удобства монтажа сантехническое оборудование обычно размещалось в торцах секций, отделяясь тамбуром от жилых комнат. Типовые серии исходили из единого каталога индустриальных строительных изделий. Использование типовых секций позволяло строить дома различной этажности, конфигурации, ориентации по странам света.

В реальном проектировании жилых домов в этот период стремились сочетать типовое и индивидуальное. В зависимости от расположения здания, его роли в облике улицы, желания создать определенный архитектурный образ, наличия в цокольном этаже тех или иных учреждений фасад обогащался лоджиями, эркерами, менялись ритм и форма балконов, размеры и сочетания проемов. Все это требовало корректив типовых решений.

Композиции жилых домов, построенных по красной линии кварталов между существующими зданиями, во многих случаях решались фронтально и отличались сдержанностью декора. Об этом свидетельствуют дома на ул. Подбельского, 33 (1949-1951 гг., архит. А. Л. Гольденберг), на ул. Садовой, 19 (1953 г., архит. М. А. Кац). Их высота, как правило, согласовывалась с окружением, и тем самым сохранялось единство застройки. Но нередко, чтобы разнообразить фронт квартала, зодчие прибегали к активным акцентам. Порой выделялись только венчающие части, как можно видеть в доме на ул. Ярославского, 28 (1952 г., архит. Е. Г. Вайнштейн), где активную роль играют поэтажные членения крупных арочных окон цоколя и лента карниза, разорванного тремя аттиками барочной формы. По обычно центральная ось фасада выделялась более энергично. Так, в доме на ул. Ленина, 7 (архит. Г. В. Топуз) среднюю часть пятого и третьего этажей объединяли глубокие лоджии, пластика которых усилена вертикалями балконов по сторонам. В доме на ул. Чичерина, 56 (1959 г., архит. Л. М. Наркевич) центральное положение колонной лоджии подчеркнуто венчающим аттиком, а в доме на ул. Бебеля, 54 (1949 г., архит. П. П. Якименко) средняя ось выявлена проездом, вертикальной лоджией, парапетом с треугольным фронтоном и декоративным бельведером. И лишь в некоторых случаях зодчие прибегали к сложным объемным построениям, примером чего является дом на ул. Б. Хмельницкого, 38 (1954 г., архитекторы Е. Г. Вайнштейн и Н. Г. Мильграм). Поставленный посреди длинного квартала 5-этажный дом слегка отодвинут от красной линии и вперед выступают 4-этажные ризалиты. Игра масс, контрасты светотени достигнуты лоджией, массивными балконами, венчающим антаблементом и парапетами.

Жилой дом на ул. Садовой, 19

Парадным и представительным был облик зданий, возводившихся на углах кварталов. Перекликаясь своей высотой с прилегающей застройкой, они отличались развитыми угловыми доминантами. В этом отношении интересно здание, построенное в 1953 г. архитекторами М. А. Кацем и В. Л. Фельдштейном. Высота его четырех этажей, обращенных на ул. Карла Либкнехта, полностью совпадает с прилегающим домом, а корпус, выходящий на ул. Вице-адмирала Жукова, имеет уже пять этажей, так как в цокольной части устроены не ателье, а жилые помещения. Оба корпуса соединены дугообразным в плане объемом, который над карнизом превращается в круглый барабан, увенчанный куполом. Здание отличается хорошо найденным ритмом оконных проемов, гармоничностью пропорций, удобной планировкой.

Угловая часть еще более отчетливо подчеркивается в доме на ул. Дерибасовской, 14 (1953 г., архитекторы Г. В. Топуз и В. Л. Фельдштейн). Имея в основном 4-этажную высоту, только на перекрестке улиц здание вырастает на один этаж и приобретает более нарядные венчающие формы. Все декоративные детали здесь прорисованы мастерски и уверенно, пластичность фасадов умело достигнута ритмом проемов и балконов, а также убывающей по вертикали рустикой стен. Не менее интересен большой дом на углу улиц Ленина и Карла Либкнехта (1954, 1960 гг., архит. Г. В. Топуз), 4-этажная высота которого и торжественные ордерные формы находятся в соответствии с исторической застройкой. Мягко закругляющийся угол выделен и спаренными пилястрами, и высоким цилиндром бельведера. Интересные по архитектуре дома были также построены на ул. Пушкинской, 21 (1953 г., архит. Л. Н. Павловская), на пересечении улиц Горького и Советской милиции.

Жилой дом на ул. Дерибасовской, 14

При строительстве угловых домов прослеживались две тенденции. В одних случаях фасады отличались повышенной пластикой и обилием декора, как это можно увидеть на ул. Бебеля, 36 (1953 г., архит. А. А. Хнюнин). Но нередко здания имели сдержанный внешний облик, о чем свидетельствуют построенные по проектам Е. Г. Вайнштейна дома по ул. Ленина, 19 и на ул. Пастера, 50. Стремление к ансамблевости в жилой застройке центральных кварталов весьма отчетливо проявилось при строительстве домов на ул. Пастера, 21 (1953 г., архит. Г. В. Грушкевич) и 23 (1953 г., архитекторы Л. Е. Хазина и Г. В. Грушкевич). Здесь не только согласовывались высота застройки, ритмические членения фасадных плоскостей и традиционно выделялась угловая часть, но и в стилевом отношении использовались те ренессансные формы, какие можно наблюдать в соседних постройках Н. К Толвинского, С. А. Ландесмана и А. С. Шашина. Значительный интерес также представляет громадный дом длиною в квартал на ул. Горького, 18-24 (1954-56 гг., архитекторы С. М. Курбатов и Р. И. Карабец), построенный с использованием принципов классицизма и форм украинского барокко. Те же барочные формы применены в решении фасадов группы из трех домов на ул. Шолом-Алейхема (1953 г., архит. А. Л. Гольденберг). Одной из лучших послевоенных построек является дом на бульв. Пролетарском, 43, построенный в 1953 г. архитекторами Н. А. Шаповаленко и Ж. М. Грушевской. Здесь ясное расчленение фасадных плоскостей по горизонтали хорошо гармонирует с вертикальными ритмами проемов, лоджий и балконов.

Жилой дом на ул. Пастера, 21

Жилой дом на ул. Горького, 18-24

В эти годы широко развернулось строительство общежитий для рабочих и студентов. В их планировке преобладала коридорная система, а своими ампирными формами фасадов они напоминали жилые дома, в чем нетрудно убедиться, рассматривая общежития для рабочих мелькомбината (архитекторы Е. Г. Вайнштейн и А. Л. Гольденберг) и завода прессов (архит. М. X. Куткина), для студентов нефтяного, финансового (архит. А. Л. Гольденберг) и машиностроительного техникумов (архит. В. Л. Фельдштейн), для курсантов мореходного училища (архит. Л. М. Наркевич). На ул. Островидова в 1953 г. архитекторами Н. А. Шаповаленко и Ж. М. Грушевской было построено общежитие для учащихся автомобильно-дорожного техникума. Центральная часть 4-этажного корпуса слегка отодвинута вглубь, образуя парадный дворик. На красную линию улицы выступают боковые ризалиты, стороны которых нарядно оформлены арочными и колонными галереями. С изменением в середине 50-х гг. стилевой направленности облик этих зданий становится гораздо скромнее, что видно на примере общежития-гостиницы артистов цирка на ул. Артема (1958 г., архитекторы Е. Г. Вайнштейн и Н. Г. Мильграм), хотя и здесь центральная ось еще подчеркнута трехарочной лоджией.

К началу страницы
Оглавление  Восстановление города  Производственные сооружения