Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Владимир Тимофеенко
Одесса. Архитектурно-исторический очерк
 

CТРОИТЕЛЬСТВО И БЛАГОУСТРОЙСТВО В ГОДЫ ДОВОЕННЫХ ПЯТИЛЕТОК

Озеленение и благоустройство

Озеленение и благоустройство Одессы после победы Великого Октября приобрело качественно новые черты. Особое внимание уделялось некогда заброшенным рабочим окраинам. Так, в 1925 г. на утопавших ранее в грязи Молдаванке, Пересыпи, Слободке, Ближних и Дальних Мельницах замостили и перемостили свыше 26 тыс. кв. м. улиц и переулком, отремонтировали и построили 19 мостов. На низменной и некогда зловонной Пересыпи начали строить канализацию. Сахалинчик, Лиманчик, Куяльницкий лиман и другие далекие окраины были электрифицированы. Во время деникинского "хозяйничанья" в городе была уничтожена часть лесопитомника, вырублены сады на бульв. Французском, Большом Фонтане и в Аркадии. Теперь зеленые насаждения начинают возрождаться. Были созданы новые скверы на Пересыпи, напротив вокзала. На месте бывшего Толкучего рынка появился сквер им. А. В. Хворостина, рядом с вокзалом - сквер им. 9-го Января и т. д. К концу восстановительного периода в Одессе уже имелось 2 питомника и 17 скверов, общая площадь которых составляла 105 га. Кроме того, зеленые насаждения на улицах составляли 68,2 га.

В дальнейшем темпы благоустройства и озеленения заметно увеличивались. Уже в 1926 г. на улицах было высажено свыше 16, а в скверах свыше 3 тыс. деревьев. По проектам инж. М. Ф. Безчастнова и архит. Л. Ф. Прокоповича была разобрана сгоревшая часть дома и устроен сквер со стороны ул. Советской Армии. В начале ул. Гоголя была сооружена подпорная стена, прорезана новая улица к Нарышкинскому спуску, уширена Аркадийская дорога, устроены пляжи в Лузановке, спуски к морю в Ланжероне и на 10-й станции Большого Фонтана.

В озеленении города основное внимание было уделено массивам общественного пользования. Так, небольшой приморский парк превратился в Центральный парк культуры и отдыха им. Т. Г. Шевченко. Проект его планировки был выполнен архит. Э. С. Баумштейн. В парке были построены большой стадион, Зеленый театр, эстрада и другие сооружения. Некогда пустынное Куликово поле стало парадной площадью для митингов и демонстраций и нарядным садом с цветочными клумбами. На месте старого кладбища по проекту архит. Т. С. Шарнопольского разбили парк Ильичевского района, на склонах Водяной балки началось создание громадного парка (архитекторы Э. С. Баумштейн и Т. С. Шарнопольский) площадью 108 га, с прудами, детским сектором, широкой центральной аллеей.

На месте пл. Новоконной построили сквер (инж. М. Ф. Безчаст-нов), пл. Старобазарной - детский сквер им. С. М. Кирова (архитекторы Я. С. Гольденберг, Г. Е. Вурзель). После сноса собора площадь вокруг него по проекту архит. Э. С. Баумштейн стала сквером им. Советской Армии с широкой (35 м) центральной аллеей. Посреди нее был устроен нарядный фонтан (архитекторы Г. М. Готгельф и И. М. Абрамович). Также были составлены проекты зоопарка (архит. Г. Е. Вурзель) и озеленения Чумной горы (архит. Э. С. Баумштейн), осуществить которые помешала война.

Кроме общественных парков и скверов, большое значение получили зеленые насаждения ограниченного пользования. При всех строившихся санаториях и курортах создавались большие парки. В связи с возросшим курортным значением Аркадии в 1930-х гг. под руководством инж. М. Ф. Безчастнова и арх. Н. М. Каневского здесь была благоустроена территория, прилегающая к морю. Дно и террасы оврага были замощены, склоны озеленены, возведен мост, построены ресторан и другие здания. Дальнейшее развитие получило озеленение улиц и бульваров. В целом зеленая площадь Одессы за годы довоенных пятилеток значительно выросла и достигла 260 га. Происходило дальнейшее наращивание мощности водопровода и уже в 1934 г. город получал воды в два раза больше, чем в 1913. В 1937 г. водопроводная система была усилена железобетонным водоводом Днестр - Одесса и новой насосной станцией. Расширилась и канализационная сеть, особенно на городских окраинах. В этот период была введена в строй новая мощная электростанция. А в 1939 г. началось строительство теплоэлектроцентрали. Во много раз увеличилась и продукция газового завода, в связи с чем значительное количество квартир и учреждений получили газ.

Более удобной стала транспортная связь между районами города. Десятки километров трамвайных линий переделали с узкой на широкую колею. Прокладывались новые линии. Обновился и сам трамвайный парк. С 1926 г. в городе началось движение автобусов. Архитектурный облик города. Большие изменения произошли в Одессе. Город получил десятки школ и дошкольных учреждений, уникальные общественные здания. На его улицах были построены новые жилые дома. Исчез тот резкий контраст между центром и окраинами, который был столь типичен для капиталистической Одессы. Многие окраины оказались благоустроенными, на них выросли новые промышленные предприятия, своими крупными формами изменившие масштаб их застройки. Преобразился облик Аркадии и прибрежных районов Фонтанов, где появились новые санаторные корпуса. Со строительством курортов укрупнился масштаб застройки около лиманов.

В связи со строительством жилых домов и общественных зданий изменялось содержание и облик застройки центральных кварталов и южных районов. Ибо коренные изменения в социальной жизни, экономике и идеологии самым непосредственным образом отразились и в творческой направленности архитектуры. Процветавшие до революции стилизаторство и эклектика отбрасывались как символы старого мира. Новая пролетарская культура требовала новых форм. Они рождались в горячей полемике, в интенсивном творческом соревновании художественных группировок, из которых самым интересным и активным стало объединение конструктивистов. Его представители стремились правдиво и непосредственно, избегая сложившихся композиционных канонов и архитектурного декора, отразить функциональное назначение здания и характер его конструктивной системы.

Здания, построенные в 1930-е гг., заметно отличаются от предшествовавших внешним видом. Дело в том, что господствовавшее в архитектуре 1920-х гг. направление конструктивизма игнорировало эстетический фактор. Многие зодчие ошибочно полагали, что красота возникает сама собой, если здание будет удобным и прочным. Кроме того, неразвитая строительная база не позволяла еще использовать те выразительные конструктивно-технические идеи, которые могли придать ряду сооружений необходимую остроту архитектурных форм. В результате многие постройки конструктивистов подвергались критике.

К началу страницы
Оглавление  Производственные здания  Восстановление города