Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Владимир Тимофеенко
Одесса. Архитектурно-исторический очерк
 

CТРОИТЕЛЬСТВО И БЛАГОУСТРОЙСТВО В ГОДЫ ДОВОЕННЫХ ПЯТИЛЕТОК

Общественные здания

В соответствии с правительственным решением Одесса должна была стать важнейшим курортным центром страны. Уже в эти тяжелые годы разрухи началось проектирование курортных комплексов. Их широкое строительство развернулось в годы первой пятилетки. На Куяльницком курорте по проекту архит. Ф. А. Троупянского в 1928 г. был закончен комплекс санатория им. В. И. Ленина на 150-160 человек. Главный спальный корпус имел сложную конфигурацию в плане в виде трилистника и столь же динамичную композицию масс. Центр выделялся 3-этажным кубическим объемом с небольшим входным портиком и завершался призматической башней; боковые крылья акцентировались цилиндрическими башнями. Эта пластика крупных масс приобретала особую активность в связи с гладкими плоскостями стен и ритмичностью проемов. Кроме спального корпуса, были возведены 2-этажная кухня-столовая и музыкальная раковина на острове посреди пруда. В 1928 г. на Хаджибеевском лимане по проекту архит. В. К. Циммера закончилось строительство Крестьянского санатория им. ВУЦИК на 120-150 человек. Сооружение было трактовано призматической массой, лишено террас и балконов. Гораздо интереснее решались интерьеры, украшенные монументальными фресками, которые были исполнены бригадой художников под руководством М. Л. Бойчука.

Неподалеку от Центрального парка им. Т. Г. Шевченко в 1927-1928 гг. архит. Ф. А. Троупянский построил Лермонтовский курорт. Все сооружения располагались на хорошо благоустроенной и озелененной территории. Приземистое здание столовой имело крупные оконные проемы, двери в небольших лоджиях. Особую пластичность ему придавали три более высоких ризалита. Весьма представительным являлся 2-этажный лечебный корпус. Его центральная часть выделена тесно поставленными громадными окнами и высоким парапетом, напоминающим треугольные классические фронтоны. Вход отмечен полукруглой в плане ротондой. Этот прием также заимствован из классического зодчества, но архитектурные формы предельно упрощены, и полуротонда, как и здание в целом, является характерным примером конструктивизма.

Наиболее значительным сооружением тех лет явился санаторий им. Ф. Э. Дзержинского, возведенный в Аркадии по проекту архит. А. И. Дубинина. Он представлял собой группу 2-этажных корпусов, расположенных в парке. Некоторые здания имели Г-образную в плане форму с устройством входа в угловой части. В одних случаях (корпус № 3) угловая часть слегка западала и обрабатывалась ступенчатым в плане небольшим портиком, в других - полукруглым навесом на спаренных колоннах, который по сторонам фланкировался призматическими лестничными клетками. В отличие от них спальный корпус № 1 представлял собой сумму нескольких геометрических объемов, сблокированных в виде буквы П. В целом, несмотря на общую парадную симметрию, архитектурные формы здания строятся на остром контрасте друг с другом. Гладкие поверхности стен сочетаются с глубокими лоджиями, прямые линии сменяются дугообразными, спокойная горизонталь прерывается башенной вертикалью. Острая динамика архитектурных форм, примененных в здании санатория, их геометрическая ясность и простота как бы символизировали век индустриального прогресса и коренные социальные изменения.

Спальный корпус санатория им. Ф. Э. Дзержинского

В 1932-1933 гг. по проекту архит. Ф. А. Троупянского на бульв. Пролетарском был возведен санаторий № 3, представляющий собой группу различных сооружений: четыре 2-этажных спальных корпуса на 40 коек каждый, столовая с кухней, лечебное и административное здания. Расположенные в парке геометрически четкие объемы зданий подчеркивались живописной растительностью.

По такой же павильонной системе в конце 1930-х гг. в Лузановке были возведены детский санаторий костного туберкулеза на 400 человек (архит. А. Б. Минкус) и санаторий "Украинский Артек". В проектировании последнего участвовали архитекторы Д. М. Лихтенштуль, А. Б. Минкус, Н. М. Каневский, Р. А. Владимирская и др. Размещаясь под горой на низменной местности, 1-этажные здания как бы стелились по земле. В их архитектуре широко употреблялись галереи. Особенно интересен был занимавший центральное положение аэрарий, обнесенный со всех сторон легкой колоннадой, состоящей из тонких деревянных столбов с резными кронштейнами. В 1934 г. по проектам архитекторов Ф. А. Троупянского, И. Н. Альтера, А. Р. Копылова, В. Л. Фельдштейна началось строительство детского костно-туберкулезного санатория им. Н. К. Крупской в Черноморке на 500 человек. Расположенный на высоком берегу, он состоял из нескольких корпусов, из которых выделялся главный, спланированный в виде трилистника с 2-этажными крыльями, обращенными в сторону моря. Гладкие плоскости стен, прорезанные окнами, обогащались пилястрами и сплошными галереями на уровне первого этажа. Центр здания подчеркивался крупным объемом вестибюля, обработанным на втором этаже полуциркульной лоджией. Крупнейшим курортным комплексом довоенной Одессы стал санаторий № 5 (ныне "Россия"), сооруженный в 1935-1939 гг. по проекту архитекторов М. А. Каца и М. А. Шлифера. Для него была принята групповая система планировки. Четыре 3-этажных спальных корпуса попарно блокировались друг с другом и со зданием столовой и кухни. Помимо них, отдельно располагались сблокированные административный корпус с санпропускником, лечебный корпус с физкультурным и концертным залами. Застройка ориентирована с учетом оптимальной инсоляции на юго-восток под углом к берегу.

Спальный корпус санатория "Россия"

Наибольший интерес представляют спальные корпуса. Планировка очень простая, коридорная. Все палаты имеют выходы на галереи и террасы. Существенное внимание уделено главному фасаду, обращенному к морю. Его 2-этажные фланги ранее были незначительными по пластике: карниз слегка нависал над стеной, балконы устраивались маленькими, так называемыми французскими. Объемы между флангами и центром решались двойственно - галереи первого и второго этажей сливались со средней частью, но на высоте, третьего этажа облегчались лоджией, устроенной за тонкими деревянными колоннами. Средняя часть спального корпуса отмечалась карнизом и лентами балконов-галерей на уровне всех трех этажей. Наиболее представительно разработан центр здания, где размещены 2-этажный вестибюль, трехмаршевая лестница и комната отдыха. Он слегка выступает из общего массива и возвышается над ним благодаря аттику со скульптурным фризом. Два верхних этажа объединены дорическими полуколоннами. Согласно общей композиции массы центральной части утяжелены книзу. На первом этаже стена немного выступает, а затем еще один шаг вперед делает четырехколонный портик более упрощенного дорического ордера. Эта игра планов отмечена и площадкой над портиком с фигурной балюстрадой, и ступенчатым цоколем.

Размещенные в северной части административный и санитарный корпуса представляют собой 1-этажные призматические объемы, расположенные под прямым углом друг к другу и соединенные крытым переходом, перед которыми устроена галерея из 12 дорических колонн. Интересен внешний облик 2-этажного лечебного корпуса. Разнообразный по высоте, обогащенный колонными галереями, полукруглыми ротондами, он довольно пластичен по массам. В таких же классицистических архитектурных формах в 1937 г. по проекту архит. Л. Б. Белкина был возведен 2-этажный лечебный корпус санатория им. В. П. Чкалова, центр которого выделен ризалитом, фланкированным спаренными полуколоннами.

Забота о здоровье трудящихся обусловила не только строительство курортов, санаториев общесоюзного значения, но и расширение сети лечебных учреждений. Поэтому по проектам архит. Ф. А. Троупянского еще в 1922-1932 гг. было реконструировано десять поликлиник. В 1934-1935 гг. по проекту архит. А. Б. Минкуса в начале ул. Чичерина в парковой зелени были сооружены 2-этажные корпуса лечебницы для легочных больных. Здания отличались рациональной планировкой и обладали сдержанным внешним обликом.

В связи с коренными социальными изменениями родился и получил развитие новый тип общественных зданий - детские ясли и сады. Уже с конца 1920-х гг. проектные мастерские Народного комиссариата здравоохранения начали разработку проектов для массового строительства этих зданий с учетом различной вместимости. Для Одессы проекты разрабатывались архитекторами Г. Н. Волковой, Л. Н. Черняк, В. В. Войейковым, Г. П. Любарским и др. В 1930-е гг. в городе по проектам архитекторов Б. Б. Бакаляр, П. В. Глазуновой и др. были сооружены детсады канатного завода, конвертно-беловой фабрики и др., представляющие собой небольшие 2-этажные здания с четким разграничением функций в отдельных объемах.

Сеть учебных заведений в дореволюционной Одессе была классово ограниченной и очень слабой. Необходимость в школах начала ощущаться уже в 1920-х гг. Их массовое строительство развернулось после исторического постановления СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 15 мая 1934 г. "О структуре начальной и средней школы в СССР". Для его реализации были составлены типовые проекты. Учитывая большой хозяйственный и культурный потенциал Одессы, здесь наибольшее распространение получил проект двухкомплектной школы на 880 учащихся. По нему были сооружены здания на углах улиц Ленина и Жуковского, Свердлова и Карла Либкнехта, Советской Армии и Воровского, Толстого и пл. Советской Армии, на улицах Буденного, Комсомольской, Водопроводной, в Дальних Мельницах, Лузановке и др. районах. Г-образные по конфигурации школы имели экономичную и удобную планировку с односторонней ориентацией классов, широкими коридорами-рекреациями, просторными вестибюлями. Их внешний облик был довольно представителен. Торец 4-этажного здания акцентировался шестью колоннами большого ордера, края лицевого фасада также подчеркивались пилястрами и небольшими портиками. В целом монументальные школьные здания органично вписались в застройку города, не нарушив сложившегося облика кварталов. Помимо школ, в Одессе строились специальные учебные заведения. Так, в 1930 г. по проекту архит. В. Л. Фельдштейна была возведена школа ФЗО пищевиков.

Рождение нового социального строя, борьба с разрухой и безграмотностью, курс на индустриализацию потребовали подготовки специалистов высшей квалификации. Дореволюционная система высшего образования не соответствовала новым запросам. И уже в начале 1920-х гг. она реорганизуется. Новые учебные заведения разместились в старых зданиях университета, училищ и гимназий. Но их оказалось недостаточно, и вскоре началось новое строительство. На месте сада бывшего Института благородных девиц в 1930 г. архит. Ф. Л. Троупянским был возведен учебный корпус Одесского инженерно-строительного института. Сравнительно незначительное по размерам 3-этажное сооружение обращалось торцом к ул.Дидрихсона и отступало в глубину участка. Торцевая поверхность контрастно сочеталась с выступающим кубическим объемом, несомым двумя топкими колоннами. Главный фасад здания со стороны двора был очень спокоен, прост, лишен каких-либо декоративных украшений. Гладкая стена, однообразный повтор окон привели бы к монотонности, если бы не две энергично выступающие лестничные клетки со стеклянными поверхностями.

Для Технологического института им. М. В. Ломоносова была отведена большая территория на 2-й станции Большого фонтана, где в 1935 г. по проектам архитекторов А. Б. Минкуса и Н. А. Шаповаленко развернулось строительство различных учебных корпусов. Их 4-этажные объемы, решенные в стиле конструктивизма, блокировались друг с другом и составляли выразительную архитектурно-пространственную композицию, построенную на игре массивных форм и нерасчлененных плоскостей.

Едва ли не самым значительным сооружением довоенной Одессы является здание Одесского технологического института холодильной промышленности, построенное в 1936-1937 гг. по проекту архитекторов А. Б. Минкуса и Л. М. Наркевич в начале ул. Петра Великого общим объемом 50 тыс. куб. м. На лицевой линии поставлены два 4-этажных объема, а центральная 5-этажная часть немного отнесена назад. Тем самым пространственно организован вход и не подавлено размещенное напротив 3-этажное здание университета. Фасады института членятся по горизонтали рядами оконных отверстий, мощными междуэтажными тягами, рустами стен, сильно нависающим карнизом и венчающей балюстрадой. Некоторые проемы на втором этаже подчеркнуты тяжелым обрамлением из рустованных камней и сандриками. Характер расстановки окоп и их размеры усиливают роль вертикальных членений, особенно в центральном 5-этажном корпусе. Здесь второй и третий этажи объединены крупным ордером, антаблементы колонн которого служат пьедесталами скульптурных фигур, символизирующих рабочие профессии.

Здание Технологического института холодильной промышленности

Из-за пониженного рельефа цоколь фасада, обращенного на ул. Щепкина, уже имеет 2-этажную высоту. Если в левой части разыгран мотив поэтажных членений, то, оборванный мощной вертикалью стеклянного проема, в правой части он сменяется большой поверхностью, которая мастерски оформлена скульптурным фризом. В интерьере здания все предельно просто и соответствует своему назначению. Доминирует коридорная система. В архитектурном отношении довольно удачно разработан вестибюль, свободное пространство которого расчленяется лишь четырьмя приземистыми колоннами и очень эффектно переходит в главную лестницу, устроенную в глуби нецентрального корпуса.

В 1938-1939 гг. по конкурсному проекту бригады архитекторов во главе с Ф. А. Троупянским вблизи бульв. Приморского была возведена музыкальная школа им. П. С. Столярского. На пер. Менделеева она выходит крупным 3-этажным массивом, на спуск Жанны Лябурб обращена полукруглой ротондой. Зодчие обратились к величественному русскому ампиру. Вместе с тем они использовали и требования недавно господствовавшего конструктивизма - во внешних формах отразить пространственную структуру интерьера. В связи с такой смесью архитектурных принципов каждая из составных частей сооружения выполнена весьма выразительно, но мало увязана с другими. Вход в здание решен монументальной лоджией высотой в три этажа, резко выступающей из основного массива и увенчанной четвертым этажом. Средняя часть этого этажа облегчена галереей. Нижние два этажа лоджии украшены коринфскими колоннами. Их пышность контрастно оттеняет гладкие поверхности арки и боковых стен. Интересно выполнена правая часть здания, где крупные арочные окна прорезают стену. Пожалуй, эффектнее всего здание выглядит со стороны Сабанеевского моста и спуска, куда обращена полуротонда. Ее 2-этажный массив обнесен элегантной коринфской колоннадой. Благодаря крутому падению рельефа и изысканным архитектурным формам полуротонда кажется легкой и как бы парящей над землей.

Музыкальная школа им. П. С. Столярского

Превращение советской Одессы в крупный научный центр обусловило появление в ней исследовательских учреждений, для которых потребовались соответствующие здания. За Дальними Мельницами в 1930 г. по проектам архит. А. Б. Минкуса началось строительство Селекционно-генетического института, представляющего собой комплекс различных зданий среди зелени. Лабораторный и технологические корпуса имели сдержанный облик в стиле конструктивизма. Более представительным было клубное здание, возведенное в 1936-1938 гг. архитекторами А. Б. Минкусом и Н. А. Шаповаленко.

На углу ул. Белинского и пер. Лермонтовского в 1937 г. в соответствии с проектом архит. Ф. А. Троупянского было построено здание Научно-исследовательского института курортологии и бальнеологии. Оно решено в спокойных классических формах. Прорезанный небольшими проемами с арочными перемычками и расчерченный на крупные блоки цоколь оттеняет насыщенность декора верхних этажей. На ул. Белинского выходит фасад с двумя ризалитами. Высокие и тесно поставленные окна, оправленные наличниками и покрытые сандриками, подчеркивают парадный характер первого этажа. Фасад со стороны пер. Лермонтовского асимметричен, так как на углу здания устроен вход, украшенный ионическим портиком. Это должно было придать композиции остроту и напряженность. Но однообразные венчающие части и жесткий рисунок декора делают здание грузным и тяжеловесным. На бульв. Пролетарском, на высоком берегу моря разместился Институт глазных болезней и тканевой терапии им. В. П. Филатова. Его соорудили в 1939 г. по проекту архитекторов М. А. Каца, Л. Л. Кордонского и М. А. Шлифера. Сооружение общим объемом 29 тыс. куб. м состоит из двух 3-этажных крыльев, что стоят в плане буквой Г. Особенно впечатляет корпус со стороны бульв. Пролетарского, где размещались клиники. По краям и в центре его выступают ризалиты. Плоскости между ними более нейтральны, расчерчены рустом и разделены на мощный цоколь и два верхних этажа. Ряд проемов второго этажа попеременно оправлен наличниками и покрыт сандриками, что создает выразительную повторность архитектурных форм. Наиболее значителен центральный ризалит. В отличие от крайних, обработанных легкими портиками, здесь четыре колонны втиснуты в толщу стены и по краям обрамлены тяжелыми пилонами. Антаблемент более развит в высоту, и горизонталь карниза повисла над протяженным зданием. Как и в санатории "Россия", нижняя часть центрального ризалита энергичной ступенью выдвинулась вперед. Здесь между двумя пилонами устроена глубокая четырехколонная лоджия.

Институт глазных болезней и тканевой терапии им. В. П. Филатова

Под прямым углом к лечебному корпусу примыкает лабораторный с рабочими кабинетами. В трактовке его форм учтена ориентация на тихий переулок. Те же поэтажные членения, проемы и простенки, портики по бокам, тот же дорический ордер. И все же здесь больше камерности. В центре находится уже не выступающий массив, а воздушный шестиколонный портик. Вместо энергичного ритма окон во втором и третьем этажах - балконы, которые вносят настроение уюта и прерывают подавляющую мощь горизонталей. Исчезает и венчающая каменная балюстрада. И, наконец, лабораторный корпус отличается легкой пронизанной светом галереей за свободно стоящими колоннами в правом углу.

В связи с техническим прогрессом в области связи возникла потребность в телефонной станции. Ее строительство было начато в 1928 г. на месте первой городской почты на углу улиц Жуковского и Карла Маркса. Композиция здания строится на сочетании разнообразных по форме и пластической насыщенности масс. Призматический объем высотой в 4 этажа с мерным ритмом проемов сменяется мощным полуцилиндром, а отступающий в глубину участка угол с террасой и тремя горизонтальными лентами балконов соседствует с 3-этажным корпусом, расчлененным по вертикали сильно выступающими лопатками. Всем этим достигалась напряженность и динамичность архитектурного образа.

С первых лет Советской власти большое внимание уделялось культурно-просветительным зданиям. Еще в 1920-х гг. после пожаров были восстановлены здания бывшего театра Сибирякова (ныне Украинский драматический театр им. Октябрьской революции) и театра оперы и балета. В работе над последним активно участвовали такие видные зодчие и художники, как И. А. Фомин, А. В. Щусев, Е. Е. Лансере, А. Я. Головин. В 1937-1938 гг. по проектам архитекторов Т. С. Шарнопольского и Э. С. Баумштейн был также реконструирован Русский драматический театр им. А. Иванова на углу ул. Карла Либкнехта и пер. Колодезного. В 1940 г. по проекту архит. Б. Б. Бакаляр перестраивался кинотеатр им. М. В. Фрунзе, а в 1940 г. бывшая аудитория для народных чтений превратилась в Театр музыкальной комедии. Проект ее перестройки был составлен архитекторами И. О. Гродским и С. А. Итиным.

Началось и новое строительство. На месте, где еще до основания Одессы была построена земляная крепость, в 1936 г. по проекту архитекторов А. И. Дубинина, Н. М. Каневского и Р. А. Владимирской был сооружен Центральный стадион. Он гармонично увязан с окружающим ландшафтом. Вокруг раскинулся парк. Рядом высокий обрыв. Рельеф плавно, но заметно снижается по направлению к морю. Поэтому с трибун можно увидеть не только спортивное поле, секторы, но и морской горизонт. В плане сооружение очень простое: по всему периметру вокруг футбольного поля и беговых дорожек устроены трибуны. Удачно рассчитанный уклон обеспечивает нормальную видимость со всех мест. Вокруг трибун размещена широкая обходная площадка, опоясанная снаружи скромной по рисунку оградой. Более богато решен главный вход для зрителей, который представляет собой монументальную трехпролетную композицию. Весьма выразительно решен также входной павильон для спортсменов. Здесь дорические ордерные формы удачно сочетаются с гладкими стенами и арочными проемами.

В Центральном парке культуры и отдыха им. Т. Г. Шевченко в 1936 г. был возведен Зеленый театр, спроектированный архитекторами Э. С. Баумштейн, А. С. Назарец и Р. А. Владимирской. По своей художественной идее Зеленый театр и Центральный стадион родственны по композиции и очень типичны для своего времени, когда зодчие мечтали создавать грандиозные пространства для митингов и демонстраций, манифестаций и празднеств. Эта устремленность наложила отпечаток на структуру обоих сооружений, обусловила их открытый характер. В поисках прогрессивных традиций архитекторы обратили свои взоры к Древней Греции, где в V- IV вв. до н. э. создавались сооружения, предназначенные для всех граждан города-полиса, и где впервые возникли стадионы и театры под открытым небом. Структура Зеленого театра проста. К сцене-раковине с двух сторон примыкают зеленые террасы. Перед сценой - круглая площадка-партер. Вокруг него концентрически расположено 8 трибун, нижний ряд которых выделен для лож. Вдоль трибун сверху устроена небольшая полоса для прохода зрителей. Амфитеатр окружен широкой прогулочной площадкой - своеобразным фойе. Демократичность архитектуры сооружения проявилась в создании одинаковых условий видимости и слышимости для всех 4500 зрителей. В отличие от греческих театров, здесь возможно большое число выступающих, которые могут занять сцену и зеленые площадки вокруг нее.

Зеленый театр

К началу страницы
Оглавление  Жилая застройка  Производственные здания