Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Владимир Тимофеенко
Одесса. Архитектурно-исторический очерк
 

CТРОИТЕЛЬСТВО И БЛАГОУСТРОЙСТВО В ГОДЫ ДОВОЕННЫХ ПЯТИЛЕТОК

Планировка города

Значительные социальные, экономические и демографические изменения в жизни Одессы, плановость хозяйства и государственная собственность на землю обусловили необходимость и создали возможности для работы над генеральным планом. Уже в 1924 г. было проанализировано состояние планировки и застройки города и намечены предложения для их развития. Проект перепланировки приморской полосы Одессы и ее развития в южном направлении был составлен в 1928 г. архит. Ф. П. Нестурхом. В это же время, в конце 1920-х гг. инж. М. Ф. Безчастновым и архит. Я. С. Гольденбергом был разработан план развития Одессы. Учитывавшая архитектурно-планировочное наследие, градообразующую специфику портового города, промышленного центра и города-курорта, характер ландшафта, особенности подземного хозяйства и другие факторы, эта планировочная схема стала той основой, опираясь на которую в ближайшем будущем началось проектирование города.

В 1920-е гг. в структуре Одессы происходили существенные изменения. Благоустраивались некогда заброшенные окраины, были ликвидированы Толкучий рынок и Косарка, активно реконструировались порт и промышленные предприятия, возводились новые жилые дома. Развернулось строительство новых курортов. Всем этим градостроительным преобразованиям необходимо было придать целенаправленности и логичность в масштабах всего города. В связи с этим в 1930 г. архитекторы одесского филиала Гипрограда под руководством П. А. Головчепко приступили к составлению перспективного проекта развития Одессы.

Законченный в 1932 г. план учитывал ряд положений постановления ЦК ВКП(б) "О московском городском хозяйстве и развитии городского хозяйства СССР", предусматривал освоение громадной территории от Лузановки до Большого фонтана. Центральное ядро оставалось почти неизменным. Уличная сеть Молдаванки упорядочивалась. Регулировались также промышленные районы Дальних Мельниц, Бугаевки, укрупнялись кварталы Слободки и Кривой балки. Основное развитие город должен был получить в южном направлении. Прибрежные районы Аркадии и Фонтанов, территории Чубаевки, Дерибасовки, Дмитриевки проектировалось расчленить сетками прямоугольных кварталов. В северной части Одессы предполагалось создать только два небольших жилых района - на Жеваховой горе и за Лузановкой.

Отличаясь высокими композиционными достоинствами, план 1932 г. страдал рядом недостатков. Трудовая емкость южной части не поглощалась обслуживанием курортной зоны на побережье и промышленного района, запроектированного южнее Ближних Мельниц. В то же время промышленный район Пересыпи не обеспечивался жилыми районами и удобными транспортными связями с центром и Слободкой. Поэтому проект в течение ряда лет изучался в различных инстанциях, был признан механистическим и не утвержден.

Новый генеральный план Одессы начал разрабатываться в 1937 г. в архитектурно-планировочном управлении города под руководством Г. М. Готгельфа. Законченный в начале 1939 г. проект был согласован с рядом учреждений, одобрен местными органами, правительственной экспертизой и представлен в Совнарком УССР. При его разработке зодчие руководствовались постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О генеральном плане реконструкции Москвы", а также использовали тот большой опыт, который накопили градостроители Москвы, Ленинграда, Харькова, Баку и других советских городов. Естественно, учитывались многие положительные решения, которые были найдены ранее при проектировании самой Одессы.

Проект реконструкции Одессы. 1939 г.

Подобно проекту 1932 г., предполагалось осваивать громадную территорию общей площадью около 10 тысяч га, включая Лузановку и Большой Фонтан. Точно так же без существенных изменений оставалось центральное ядро, модернизировались уличные сети Молдаванки, Дальних Мельниц, Бугаевки, Слободки. Небольшое жилое образование намечалось и за Бугаевкой около сахарного завода. Как и прежде, основное развитие селитьбы должно было происходить в южном направлении. Но планировочная организация этих районов получила более крупный масштаб кварталов и диагонально-сетчатую планировку улиц, которые дифференцировались по ширине в зависимости от их функциональной и композиционной значимости. Для связи с историческим центром предполагались две магистрали. Парадно застроенные предназначались для интенсивного движения и являлись кратчайшими диагональными связями жилых районов, кварталы которых для лучшей инсоляции и проветривания получали северо-западную и юго-западную ориентации.

В северной части города проектировались селитебное образование около Лузановки и жилой район Жевахова гора, который имел более дробный рисунок улиц в связи с тем, что кварталы предназначались для малоэтажной застройки. Характерной особенностью плана 1939 г. являлось большое внимание к озеленению города (в расчете на 1 человека проектировалось 40 кв. м зелени). Парки и скверы равномерно распределялись по территории и составляли целостную систему. Так, вдоль берега на протяжении 8 км намечался сплошной бульвар. Существенное значение должен был получить транспорт. Трамвайный парк намечалось расширить до 500 вагонов, по улицам города должно было курсировать 170 автобусов и 65 троллейбусов. На более высоком уровне решались вопросы зонирования городской территории. Промышленные зоны Пересыпи и Ильичевского района, так же как и вновь запроектированный производственный комплекс западнее Ближних Мельниц, благодаря магистралям хорошо связывались с жилыми районами.

Реализовать основные принципы генеральных планов Одессы помешала война. Но ряд положений уже осуществлялся в 1930-е гг. Сооружались новые крупные предприятия, в районе Аркадии велось интенсивное строительство санаторных комплексов. В южную часть Одессы также смещался ряд учреждений общегородского значения.

К началу страницы
Оглавление  Строительство и благоустройство в годы довоенных пятилеток  Жилая застройка