Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Владимир Тимофеенко
Одесса. Архитектурно-исторический очерк
 

ЗАСТРОЙКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВВ.

Архитектурный облик

Одессы в период капитализма резко изменился. Увеличился масштаб застройки. В своем большинстве это были доходные дома, сооружавшиеся на месте бывших складов для зерна, особняков разорившихся аристократов. Для удовлетворения растущих потребностей торговли, образования, культуры возводились большие общественные здания.

В период капитализма в архитектуре значительно острее, чем в других искусствах, сказались опустошенность, капиталистическое делячество. Фасады домов перегружались декоративными деталями, взятыми напрокат из архитектурного наследия прошлых эпох. Но вместо пластического многообразия, вместо оригинальности, к которой так стремились зодчие, результат оказывался противоположным. Ибо спорящие друг с другом, стремящие.ся перещеголять соседа избытком декорировки, перекричать обилием лепнины, здания в пределах даже небольшого фрагмента сливались в монотонный фронт застройки улицы-коридора.

Одесса мгновенно реагировала на все архитектурные моды, спешно откликалась на новые веяния. В ее застройке можно встретиться с самыми различными интерпретациями стилей прошлого, их механической смесью в одном месте - с эклектикой, с популярным на рубеже веков модерном, с возрожденными в начале нынешнего столетия неоклассикой и неоренессансом. Весь этот стилистический разнобой, конечно, не мог создать цельный, органический и выразительный образ города. Больше того, Одесса утратила многие былые достоинства. Оказались нарушенными архитектурные ансамбли старых базаров, площадей и даже бульв. Приморского. Новая застройка вторгалась повсюду и калечила облик города своими неуклюжими массивными глыбами, безрадостными глухими объемами, плоскими унылыми стенами. В панорамы балок, в "фасад" города со стороны моря врезались сооружения, пропорционально несогласованные с принятым масштабом, звучащие диссонансом.

Особенностью Одессы явилось тяготение ее застройки к ансамблевости. Застроенные сплошными шеренгами монументальных жилых домой и представительных общественных зданий улицы Гоголя, Садовая, Дерибасовская, Пушкинская и другие отличались масштабной соразмерностью, ритмической слаженностью, хорошо найденным модулем и соотношениями между объемами и пространствами. Наряду с этими насыщенными каменными громадами улицами, которые стали символами урбанизма, осуществлялись другие ансамблевые решения. Так, ул. Маразлиевская (ныне ул. Энгельса) застроена не только домами на красной линии кварталов, но и особняками с озелененными двориками, благодаря чему образовывался выразительный ритм крупных масс. Обе стороны бульв. Пролетарского застроены дачами с башнями, колоннадами, лоджиями. Размещаясь в глубине участков за высокими оградами, они объединялись густой зеленью и разнообразием своих форм, создавали интересный и яркий образ бульвара. Цепь учебных и благотворительных зданий выросла на месте бывшего Внешнего бульвара.

Во второй половине XIX в. увеличилась роль монументальной скульптуры. С усилением декоративности композиций многие фасады зданий оформлялись статуями, бюстами, маскаронами, атлантами, кариатидами. Среди памятников большими художественными достоинствами выделяется бронзовый бюст А. С. Пушкина, изваянный скульптором Ж. А. Полонской и установленный в 1889 г. на бульв. Приморском по проекту архит. X. К. Васильева.

Памятник А. С. Пушкину

В целом художественный уровень застройки снизился вследствие разительных контрастов в социальной и функциональной организации города. Вместе с тем Одесса в те дни немало приобрела. Улучшилось городское благоустройство, возникли новые районы, застройка города стала компактнее и внушительнее. Появился ряд замечательных архитектурных памятников. Город сохранил многие культурные традиции, свою приветливость и неуемную жизнерадостность. И все-таки архитектурная цельность недавнего прошлого была утрачена, а попытки достичь ее не увенчались успехом. Намерения Н. К. Толвинского и других зодчих создать местный архитектурный стиль завершились крахом. Ибо Одесса втянулась в водоворот мировой цивилизации. И подобно ей она испытывала то взлеты, то падения, то упивалась романтическими грезами средневековья, то трезво и серьезно размышляла о надвигающемся конструктивизме. Архитектура города ждала своего социального обновления.

К началу страницы
Оглавление  Озеленение и благоустройство города  Строительство и благоустройство в годы довоенных пятилеток