Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Владимир Тимофеенко
Одесса. Архитектурно-исторический очерк
 

ЗАСТРОЙКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВВ.

Озеленение и благоустройство города

С интенсификацией жилищного строительства в центре, возведением транспортных и промышленных сооружений в предместьях было уничтожено большое количество садов. При попустительстве городских властей почти погибли Дюковский сад и Левшинские плантации на Пересыпи, застроено некогда зеленое кольцо бульв. Внешнего. Та же участь постигла и Ботанический сад, большая часть которого была застроена, а остальная из-за отсутствия ухода оказалась в запустении. Однако в 1875 г. на месте бывшего карантина началось создание парка, планировка которого в начале XX в. была реконструирована. В дальнейшем было высажено большое количество деревьев и устроен пляж на прилегающей территории Ланжерона, вследствие чего сформировался крупный парковый массив. С улучшением городского водоснабжения возникли небольшие скверы на Соборной, Вокзальной, Алексеевской и других площадях, начали озеленять ряд улиц. Наиболее интенсивное зеленое строительство в начале XX в. велось в районах Аркадии в связи с распространением идей городов-садов.

Технический прогресс способствовал повышению уровня городского благоустройства. С 1862 г. в Одессе началось планомерное замощение городских улиц гранитными осколками и шашкой. К 1880 г. почти нее улицы центральной части и основные магистрали в предместьях оказались замощенными. Но когда встал вопрос о предместьях и окраинах, то темпы и качество этих работ резко снизились. Гранитное замощение на песчаном основании оказалось несовершенным и вскоре начались опыты с более прогрессивными формами покрытия. В 1874- 1875 гг. из литого асфальта было выполнено дорожное покрытие бульв. Приморского. По инициативе инж. В. И. Зуева в 1904 г. впервые в мировой практике осуществили гудронирование мостовой бульв. Французского. В 1909 г. гранитной шашкой "в елку" на бетонном основании была замощена ул. Пушкинская.

Продолжалось строительство городских мостов. В 1890-1892 гг. по проекту архит. С. А. Ландесмана был сооружен однопролетный мост по ул. Полицейской над Карантинной балкой. Несущие металлические конструкции моста, бетонные лестницы и балюстрады отличались высокими техническими и художественными качествами. В связи с железнодорожным строительством ставился вопрос о сообщении между разрозненными частями города. Был построен ряд виадуков. В начале 1870-х гг. были сооружены водоприемная станция на Днестре, водонапорная станция около Чумной горы и проложены трубы на территории города. К концу XIX в. одесский водопровод считался лучшим в России по длине, своей городской сети и качеству питьевой воды, хотя уже тогда ощущались серьезные затруднения из-за увеличении размеров города и прироста населения. Особенно острый недостаток воды испытывали промышленные предприятия и жители городских окраин.

В начале 1880-х гг. был претворен в жизнь проект системы сплавной канализации. Фекальные и сточные воды направлялись на Пересыпь, где была устроена обширная зона полей орошения. Но если центральная часть Одессы была довольно хорошо канализована, то иначе обстояло дело с предместьями и окраинами. Так, вплоть до первой мировой войны не были улучшены санитарные условия в такой густонаселенной части города, как Пересыпь.

В 1866 г. в Одессе было устроено газовое освещение и 1420 фонарей значительно улучшили освещение центральных улиц, а в конце XIX в. таким довольно дорогим способом освещались еще несколько улиц в предместьях. Остальные улицы окраин погружались ночами в непроглядный мрак, и только их небольшая часть освещалась керосиновыми фонарями. Электричество начало применяться только в начале XX в.

К началу страницы
Оглавление  Производственные здания  Архитектурный облик