Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Владимир Тимофеенко
Одесса. Архитектурно-исторический очерк
 

ЗАСТРОЙКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВВ.

Общественные здания

В период капитализма родились новые типы общественных зданий. С устройством железнодорожного сообщения возникла необходимость в вокзале. Он был построен в 1879-1883 гг. под руководством архит. А. О. Бернардацци по конкурсному проекту петербургского зодчего В. А. Шретера. При группировке помещении четко производилось разделение пассажиров по направлениям и социально-имущественным категориям (I, II и III классов) По композиции наружных масс здание оказалось распластанным, так как не были осуществлены грандиозный дебаркадер над посадочными платформами и башни на главном фасаде. Решенные в стиле позднего ренессанса фасады здания производили хорошее впечатление гармоничностью своих форм, насыщенной пластикой.

На пл. Привокзальной в 1894-1895 гг. выросло 3-этажное здание судебных учреждений, возведенное архит. Н. К. Толвинским. Помещения спланированы по коридорной системе и расположены вокруг двух внутренних дворов. Все фасады решены цельно, в стиле ренессанса, с крупным рустом нижнего этажа и ионическими пилястрами, объединившими два верхних этажа. На другой стороне площади в 1899 г. по проекту Н. К. Толвинского было построено здание земской управы. Залы для заседаний здесь выделены объемом ризалиту обращенным к ул. Новорыбной. Главный вход устроен со стороны площади и подчеркнут одноэтажным портиком с лучковым фронтоном. Неподалеку, на ул. Пироговской в 1903-1904 гг. был сооружен главный штаб военного округа. Строительные работы выполненные под руководством инж. С. И. Рудницкого, отличались быстротой, высоким качеством, передовой организацией и смелым применением новых конструкций.

Здание на ул. Менделеева, 5

На пл. Привокзальной вначале предполагалось возвести и главпочтамт. Но затем для него отвели участок на ул. Садовой, 10. Строительство было закончено в 1893 г. по проекту петербургского архит. В. Ф. Харламова.

Важным архитектурным событием явилось строительство новой биржи на углу улиц Пушкинской и Полицейской. В 1891 г. был объявлен всемирный конкурс на эскизный проект здания. Из 30 работ лучшим признали присланный из Вены эскиз архит. В. И. Прохаски. Но и он не удовлетворял всем требованиям, почему и был переработай архит. А. О. Бернардацци. В 1894 г. состоялась торжественная закладка сооружения. Строители и заказчики не скупились на средства. Для фасадов использовались каррарский мрамор, разноцветные искусственные камни, натуральный бендерский камень, терракотовая плитка, а для отделки интерьера - дорогие породы дерева, живопись. Здание обошлось очень дорого, даже несмотря на то, что из бетона выполнены массивный цоколь, две ростральные колонны и 30-метровый купол лоджии, а также некоторые другие части здания. Причем повсюду бетон имитировался под гранит различных пород. Все работы завершились в 1899 г. В 1900 г. в связи с празднованием 50-летия творческойдеятельности А. О. Бернардацци, в нише на боковой стене лоджии был установлен бюст зодчего, выполненный скульптором Б. В. Эдуардсом.

Дворик здания биржи (ныне филармонии)

Своеобразна планировка здания. В угловой части устроен громадный зал площадью 910 кв. м, служебные кабинеты сгруппированы вокруг внутреннего двора, куда ведет проезд, размещенный рядом с лоджией. Фасады здания, выполненные в стиле венецианской готики, отличаются гармоничностью пропорций и красочностью. Массивный, расширенный к подошве цоколь хорошо соотносится со стенами, прорезанными крупными проемами стрельчатых очертаний. Мотив таких окон повторяется и в небольших нишах на простенках. В призматический объем сооружения изящно вписывается громадная и нарядная лоджия, блещущая богатством и тонкостью отделки. Небольшой дворик характерен пластичностью форм, их масштабной соразмерностью. Нарядны интерьеры здания. Скульптурные украшения выполнили Молинари, Менционе, Эдуарде, живописные панно написаны Кассиоли, фриз - Каразиным.

Неподалеку от биржи на углу улиц Полицейской и Польской и 1904-1905 гг. архит. В. И. Прохаска построил ломбард. Фасады здания разработаны в монументальных формах итальянского ренессанс. Крупный масштаб сооружения выявлен не только контрастным сопоставлением больших форм с изящными профилями и лепными украшениями, но и всем пропорциональным строем. Внешний облик банков был призван образно свидетельствовать о незыблемой устойчивости и вечности капиталов, хранящихся за массивными стенами. За исключением Крестьянского банка (1913 г., архит. Ю. М. Дмитренко), напоминавшего памятники древнерусского зодчества, да еще Азовско-Донского банка (1912 г., архит. А. Б. Минкус), решенного в формах модернизированной классики, все остальные здания выдержаны в стиле ренессанса - Учетный банк (1906 г., архит. Ю. М. Дмитренко), Второе Кредитное общество (1903 г., архит. А. О. Бернардацци), Бессарабско-Таврический банк (архит. С. А. Ландесман) и Казначейство (1906 г., архит. Л. М. Чернигов). Высокими художественными достоинствами обладает здание Русско-Азиатского банка, возведенное на ул. Ришельевской, 8 в 1911 г. архит. С. С. Гальперсоном. Затиснутый квартальной застройкой, его фасад выделяется монументальностью и величавостью, сочной пластикой, хорошо найденными соотношениями ордерных форм. В период капитализма лавок с галереями уже не строили. Все операции перемещают внутрь сооружений, пространство которых постепенно расширяют, и здания превращаются в торговые дома, пассажи, крытые рынки. В 1898-1899 гг. по проекту архит. Л. Л. Влодека на углу улиц Преображенской (ныне ул. Советской Армии) и Дерибасовской был возведен громадный пассаж. Внутри здания устроен перекрытый световым фонарем Г-образный в плане зал, по сторонам которого располагались торговые помещения. Интерьеры и экстерьеры пассажа пышно декорированы скульптурой и насыщены барочными лепными украшениями, которые выполнили скульпторы Т. Л. Фишель и С. И. Мильман. В 1896 г. по конкурсному проекту архит. А. Д. Тодорова на пл. Новобазарной были сооружены два громадных корпуса крытых рынков. Высокие залы, перекрытые металлическими фермами со стеклянными потолками, хорошо отвечали своему назначению, но и архитектуре фасадов наблюдалась измельченность форм, не соответствующих характеру сооружения.

Банк на ул. Ленина, 8

Интерьер здания Пассажа

В период капитализма сеть медицинского обслуживания расширилась. Но она сохранила резко выраженную социальную сущность и оказалась доступной только зажиточным слоям населения.

Напротив городской больницы на ул. Херсонской в 1894 г. архит. Ю. М. Дмитренко была сооружена бактериологическая лаборатория. Ее вход решался в виде портика из спаренных дорических колонн. Вскоре рядом с больницей началось строительство клиник и двух учебных корпусов медицинского факультета. Они возводились по проектам Н. К. Толвинского, а достраивал их архит. А. О. Бернардацци. Здания составляют громадный внутриквартальный ансамбль, выдержанный в единых формах ренессанса. На ул. Ольгиевскую выходит главный 3-этажный корпус с мощными ризалитами, отмеченными портиками. На короткий проезд обращен другой учебный корпус. Лаборатории и вспомогательные строения располагались внутри квартала. Клиники выстроились вдоль ул. Пастера. Все здания стоят свободно, среди густых деревьев. Они не лишены монументальности, хотя и перенасыщены декоративными элементами.

Клиники на ул. Пастера

В конце XIX в. новые лечебные здания были вынесены на периферию города. Для них избрали место между Слободкой-Романовкой и Кривой балкой. В 1891-1892 гг. по проекту архит. Ю. М. Дмитренко здесь были сооружены административный, хозяйственные и лечебные корпуса психоневрологической больницы. Около нее в 1901-1904 гг. архит. В. А. Домбровским был возведен большой комплекс общегородской больницы, спланированной по павильонной системе.

Началось также строительство оздоровительных учреждений. Характерным примером являлась водолечебница в конце ул. Елизаветинской (ныне ул. Щепкина), построенная в 1876 г. архит. В. Ф. Маасом и перестроенная в 1900 г. архит. А. О. Бернардацци. Поперечным коридором здание членилось на две части, имеющие гидропатические залы, кабинеты и обслуживающие помещения. Главный фасад отличался исключительным декоративным богатством форм мавританского стиля.

Водолечебница на ул. Щепкина

Крупные курортные учреждения возникли после изучения бальнеологических свойств Куяльницкого и Хаджибеевского лиманов. Но если курорт на Хаджибеевском лимане представлял собой группу небольших зданий, возведенных архит. И. Ф. Яценко среди обширного парка, то Куяльницкий курорт стал одним из крупнейших лечебных сооружений в стране. Он был построен архит. Н. К. Толвинским в 1890- 1892 гг.

В композиции здания была предусмотрена дифференциация больных не только по полу, но и по социальному положению. Г-образный план каждого из четырех павильонов обусловливался устройством грязевых и рапных ванн. Все они соединялись в один блок открытыми галереями, к которым примыкали помещения для администрации и культурно-просветительской работы. Фасады здания решены в итальянском романском стиле. Местный колорит достигался сочетанием неоштукатуренных поверхностей камня-ракушечника с кирпичными прокладками. Получались своеобразные фактурные и цветовые эффекты. Размещенное на самом берегу лимана, монументальное и величественное сооружение органично вписывалось в ландшафт.

Расширилась сеть учебных заведений, строились начальные школы, средние училища, гимназии. В основном они располагались на территории бывшего бульв. Внешнего. Здания гимназий отличались компактностью и четкостью планировки. Специальные средние училища типа пансионов имели более сложное объемное построение, так как включали в себя не только учебные помещения, но и жилые корпуса. Возведенные по проектам архит. Н. К. Толвинского комплексы шестиклассного, девичьего и ремесленного училищ получили интересный и живописный облик благодаря сочетанию камня-ракушечника с кирпичными рядами и стилизации под средневековое зодчество. Новые здания Новороссийского университета проектировались и строились архит. Н. К. Толвинским. В 1898-1899 гг. был сооружен 3-этажный корпус физико-химического факультета, главный вход в который выявлялся трехарочным портиком, а ступенчатые в плане крайние ризалиты увеличивались на один этаж. Пластичность масс здания усиливалась декором в формах итальянского романского стиля. Для исторического факультета в 1902 г. на ул. Преображенской было возведено специальное 3-этажное здание с научной библиотекой в крыле, расположенном вдоль Городского сада.

Научная библиотека им. А. М. Горького

Деталь здания научной библиотеки им. А. М. Горького

Фрагмент здания библиотеки им. А. М. Горького

Рост культурных запросов предопределил строительство библиотек. Народная читальня была сооружена в 1892 г. архит. Ю. М. Дмитренко на пл. Старорезнической с фасадами в формах древнерусского зодчества. В 1883 г. архит. Ф. В. Гонсиоровский на месте небольшого дома Общества истории и древностей выстроил здание музея и библиотеки. Его помещения из-за крутого уклона расположены асимметрично. Но это почти не ощущается, так как центральное положение занимает большой экспозиционный зал. Древними временами веет и от внешнего облика здания, где ордерные детали трактованы эллинистически и применены классические композиционные приемы. Библиотека сосуществовала с музеем под одной крышей до начала XX в., пока не переехала в специальное здание на ул. Херсонской (1906 г., архит. Ф. П. Нестурх). Основу планировочной композиции здания составляли нанизанные на одну ось входной тамбур, гардероб, фойе с антресолями и читальный зал. В правой части размещаются администрация и научные отделы, левый корпус и подвал отведены для книгохранилища. Здание получилось очень пластичным по своим массам. В прорисовке профилей, венчающих акротериях и горельефной шеренге кариатид под карнизом, в устройстве входного портика - во всем этом откровенно звучат античные мотивы. В то же время в свисающих венках под гирляндами, контрастном сопоставлении глади стен и изысканной лепнины проявились ампирные черты, а в общей композиции здания сказались принципы модерна. Но несмотря на смесь таких разнородных тенденций, здание подкупает своей тонкой гармонией, впечатляет торжественным ритмом.

Археологический музей

Важное значение приобрели здания учебных обществ. Среди них выделялось здание Одесского отделения русского технического общества, построенное в 1897 г. по проекту архит. Э. Я. Меснера и под руководством архит. А. О. Бернардацци.

Крупнейшим зрелищным сооружением являлся городской театр, построенный на месте сгоревшего. После ряда всемирных конкурсов в 1882 г. его проектирование поручили венским зодчим Ф. Фельнеру и Г. Гельмеру. Строительство было осуществлено в 1884-1887 гг. Однако при возведении грандиозного сооружения, намного превысившего по площади застройки старый театр, допустили ошибки в конструктивных расчетах основания. Поэтому еще в конце XIX в. из-за неравномерной осадки грунта в стенах появились большие трещины и пришлось неоднократно укреплять основание. Последний капитальный ремонт здания произведен в 1966-1967 гг. Основными составляющими театра являются громадная сцена с артистическими комнатами и зрительный зал, вокруг которого группируются вестибюли, фойе, лестничные клетки, гардеробы. Характер структуры интерьера определил внешний облик здания, группировку его основных масс. Фасады разработаны с преобладанием архитектурных приемов венского барокко. Стены первого и цокольного этажей обработаны дощатым рустом, заглубленные в нишах проемы обрамлены колоннами дорического ордера. В архитектурном решении второго этажа доминирует мотив аркады ионического ордера. Архитектурный декор дополняется скульптурным. Пышный аттик 2-этажного портика увенчан квадригой музы трагедии Мельпомены, над раскрепованным антаблементом возвышаются скульптурные группы, символизирующие оперу и балет. При входе в здание на пьедесталах пластически запечатлены сцены из трагедии Еврипида "Ипполит" и комедии Аристофана "Птицы". Бьющая через край избыточность декора порой утомляет. И все же здание парадно и представительно. А сильно выступающие портики, закругляющаяся поверхность фасадной стены и глубоко западающие лоджии создают напряженную и красивую игру крупных масс. Зрительный зал рассчитан на 1590 зрителей, размещающихся во время спектакля в партере, ложах и трех ярусах. Плафон пышно украшен позолоченным багетом и четырьмя картинами венского живописца Лефлера, изображающими сцены из произведений Шекспира. Огромная люстра весом свыше тонны, благодаря филигранной отделке, кажется невесомой. Все интерьеры театра отличаются роскошью, изобилием скульптурных украшений, позолотой, орнаментацией и яркой расцветкой.

Театр оперы и балета

Главный вход в театр оперы и балета

Парадная лестница в театре оперы и балета

Наиболее интересным из частных театров являлся расположенный на углу улиц Херсонской и Конной. Он был возведен в 1903 г. архит. С. А. Ландесманом и после пожара в 1914 г. перестроен архит. М. И. Линецким. Прямоугольные формы сцены и зала определили компактный объем здания, выполненный с использованием ренессансных приемов. Вход отмечен высокими аттиками со скульптурными фризами.

Деталь здания Украинского драматического театра им. Октябрьской революции

В начале XX в. быстро развивается кинематография. Началось строительство специальных кинотеатров. Их примером может быть здание в пер. Колодезном, 9, три нижних этажа которого предназначались для высокого зрительного зала с балконами, вестибюля и фойе с обслуживающими помещениями. Фасады этого здания, построенного архит. М. И. Линецким, разработаны в неоклассическом стиле и обогащены ионическими портиками в антах, выявляющих объем зального пространства.

План театра оперы и балета

В конце XIX в. появились музеи изобразительного искусства. Для размещения городского музея приспособили дворец на ул. Софиевской. Меценатами А. П. Руссовым и М. М. Толстым были сооружены специальные здания. Галерея Толстого была спроектирована архитекторами Ф. Фельнером и Г. Гельмером. Но строительство осуществили лишь спустя десятилетие в 1896-1897 гг. под руководством архит. Г. К. Шеврембрандта. Постройка обошлась владельцам недорого, так как все стены и украшения выполнялись из трамбованного бетона. Фасад галереи контрастно отличается от старого дворца не только темным цветом стен, но и необычайно пышным декоративным убранством в стиле итальянского барокко XVII в. Во втором этаже был устроен выставочный зал с верхним светом. Интерьеры старого дворца были увязаны с новыми и переделаны в псевдобарочном духе, сверкая и поныне разнообразным и изысканным декором.

Детали здания картинной галереи (ныне Дома ученых)

Детали здания картинной галереи (ныне Дома ученых)

К началу страницы
Оглавление  Жилая застройка  Производственные здания